Матриархат возвращается?
Мы живем в окружении стереотипов, часть из которых нам заталкивают в глаза и уши разные пропагандисты, а некоторые стереотипы каждый придумывает сам для себя. Есть и смешанные варианты. 8 Марта вошло в наши современные календари, отряхиваясь от выдумавших его социалисток-активисток. Еще один стереотип: женщинам, мол, вполне достаточно одного дня в году для того, чтобы принять картинные выражения мужского почтения. Собственно говоря, эти заметки я умышленно пишу невпопад, «не к дате», потому что тема стоит того.
Во всем мире женщины приходят во власть, и все больше доказательств тому, что их правление бывает даже успешнее, чем при лидерах-мужчинах. Психологи утверждают, что у женщин более развито умение подчинить личную выгоду интересам общего дела. Так строится их жизнь — не только для себя, но и для дома, семьи, мужа, детей. В недавних скандалах о чрезмерных бонусах, которые выписывали себе руководители разорявшихся американских банков и фирм, женщины не фигурировали.
Между тем в США средняя зарплата женщин-менеджеров постепенно превысила средний заработок мужчин, занятых тем же делом (за океаном это важный деловой показатель). По недавним исследованиям выяснилось, что в далекой от Штатов Индии женщины на должностях местных начальников не только менее подвержены коррупции, но еще и более успешны в строительстве колодцев, без которых в индийской глубинке не выжить.
Мысля стереотипами, мы еще не привыкли ко многим подробностям, и я сочувственно наблюдал, как женщина-министр обороны Испании, будучи на сносях, с огромным животом, обходила строй и принимала рапорты старших офицеров. Но именно она вскоре после этого отдала приказ о выводе испанских подразделений из не признанного ее страной Косово, куда их неведомо зачем загнал ее предшественник-мужчина.
Мы, мужчины, по привычке склонны переоценивать свою силу и способность к принятию мудрых решений. Мы и внешне выглядим впечатляюще — в среднем весим почти на пуд больше, и средний рост у нас выше на дециметр. Но если уж трогать средние числа, то женщины живут на семь лет дольше (это мировая статистика по развитым странам, но я полагаю, что и у нас эти цифры того же порядка). Мужчины меньше следят за своим здоровьем, меньше двигаются (женщина за год переносит с места на место одной только посуды около пяти тонн). Кстати, еще один стереотип, мешающий мужскому долголетию, — показная сдержанность.
Мы облюбовали роли романтических несгибаемых героев, которых играли Ален Делон, Джеймс Дин или Иван Миколайчук, и стали, по сути, скрытнее в переживаниях. То, что женщины плачут намного чаще и в пять раз дольше мужчин, является у них мощным средством снятия стрессовых состояний. Мужчины же гораздо чаще гибнут от «острых недугов», таких, как инфаркты миокарда или инсульты. Впрочем, каждому свое — женщины чаще впадают в хронические болезненности и, по той же всезнающей статистике, расходуют в два раза больше денег на лекарства, чем сильная половина. У нас, впрочем, собственные рецепты, — мужчины в три раза чаще становятся алкоголиками. Правда, женщины если уж запивают горькую, то капитально, у них практически отсутствует какой-то важный фермент, нейтрализующий алкоголь (как у чукчей или американских индейцев), и спиваются они, как правило, раз и навсегда.