Давид ТУХМАНОВ: «Конечно, я счастлив, что написал «День Победы». Дал Бог!..»
«Свое я от жизни брал»
— Давид Федорович, для меня и для сотен тысяч читателей, которые держат сейчас в руках этот номер, вы легендарная личность, композитор, чьи песни — так получилось! — пережили советское время и в ХХI веке звучат ничуть не хуже, чем раньше. Начнем между тем сначала: почему вас назвали именем пастуха, певца-гусляра и сочинителя песен, который, согласно ветхозаветному сюжету, победил великана Голиафа?
— Имя Давид мне дали в честь моего деда, и отчество, кстати, тоже — мы оба Давиды Федоровичи.
— Если верить вашим биографам, первое музыкальное произведение вы в четырехлетнем возрасте написали...
Первое музыкальное произведение Давид написал в четыре года. «Это заслуга мамы, которая страстно желала, чтобы ее сын стал композитором» |
— Весьма возможно, потому что музыкальные способности проявились у меня очень рано, но это, скорее, заслуга мамы, которая страстно желала, чтобы ее сын был композитором, и очень рано стала меня приобщать к музыке (она и сама была выпускницей Гнесинского училища).
В результате ее мечта сбылась: я также учился в гнесинской десятилетке, а впоследствии и в институте, и мне даже посчастливилось быть знакомым с самой Еленой Фабиановной Гнесиной.
— На тернистый композиторский путь вы вступили, сочинив для начала лезгинку, — помните ее?
— Нет (улыбается) — столько с тех пор прошло времени... Да, были какие-то пробы — я пытался что-то там подбирать, играть на рояле. Наверное, мама эти обрывки в две-три ноты записывала, но ничего, по-моему, не сохранилось.
— Далеко не каждый ребенок способен ежедневно барабанить по клавишам по три, а то и по пять часов...
— Я, между прочим, тоже очень ленился, филонил, и особых успехов в этом, увы, не снискал, зато мне не надо скорбеть о загубленном детстве. Свое я от жизни брал: и по улицам бегал, и от занятий отлынивал, и получал плохие отметки. Был, короче, нормальным мальчишкой, мечтал даже летчиком стать, и лишь в 13-14 лет почувствовал себя музыкантом — дальше дорога была уже предопределена.
— От людей творческих мне часто приходится слышать, что не они пишут стихи или музыку: им надиктовывают это свыше, а композиторы и поэты знай успевают записывать. Вас так же озарения посещают?
— Ну, если бы надиктовывали, было бы здорово, хотя я охотно верю, что кому-то везет больше, чем мне, и им не приходится мучительно искать единственно верный вариант, а найдя, очищать от всех наслоений.
— Тем не менее известный украинский композитор Николай Мозговой сказал мне, что его собратья по песенному цеху делятся обычно на две категории: одни пишут легко, а другие используют, простите за выражение, жопный метод: высиживают песню, как Юрий Антонов, сутками не вставая из-за рояля, — берут ее как бы измором, и она в конце концов сдается. Как, интересно, творческий процесс происходит у вас?
— Вообще-то, сочинение музыки может быть как радостным, легким, не обремененным долгим затворничеством и изматывающим перебором вариантов, так и трудным, а что касается мелодии, процесс это достаточно загадочный, который понять невозможно. Иногда очень хорошие и правильные, во всех отношениях совершенные мелодии сами по себе приходят...
Давид Тухманов в проекте Екатерины Рождественской «Частная коллекция». В последние годы Давид Федорович вплотную занялся оперным жанром: «Идея моя заключается в том, чтобы сделать оперу более демократичной...» |
— ...и в самых разных местах, да?
— Ну, не знаю — зависит, наверное, от того, в каком человек режиме живет. Я, например, предпочитаю все-таки сесть к роялю и начать искать, но иногда и во время прогулок что-то обдумываю. Не скажу, что все мне дается запросто, хотя бывали действительно случаи, когда песни складывались быстро.
— Какой хит или шлягер вы написали за рекордно короткий срок, во сколько минут уложились?
— «И не то чтобы да, и не то чтобы нет» — эту вещицу я сочинил, пока ехал в такси. Старая очень мелодия — надеюсь, читатели помнят! — на стихи Игоря Шаферана (царствие ему небесное, замечательный был поэт). Обычно он присылал мне стихи по почте, предварительно прочитав их по телефону. Получив очередной конвертик, я пробежал эти строчки глазами, как-то запомнил, и, по сути, за 5-10 минут в голове у меня песня сложилась. Такое тоже бывает, но далеко не всегда — чаще наоборот.
Из воспоминаний Юрия Энтина, друга и соавтора.
«Я жил в Зюзино, без метро и телефона, в ужасной, унылой квартире и решил меняться. Обратился прямо в Центральное обменное бюро на Банном, попытался очаровать даму, от которой зависел исход предприятия, и даже сумел пригласить ее домой на коньяк «Камю» с черной икрой. Жена накрыла для нас стол и удалилась, а я должен был сам уладить с дамой все, что касается материального вознаграждения за ее труды и заботу.
Не зная, как приступить к главному, я спросил у гостьи, есть ли у нее большая мечта. Вот, мол, моя — хорошая квартира, а ваша? — и тогда она сказала, что всю жизнь мечтает, чтобы Давид Тухманов сочинил на ее стихи песню...
На следующий день я поехал к Тухманову, положил перед ним листок с жуткими графоманскими стихами и попросил, чтобы в ближайшие несколько лет он работал над песней, а если автор будет звонить, отвечал ей, что стихи замечательные и что процесс идет. Знаете, все получилось...».
«Единственной возможностью хоть отчасти восполнить вакуум были диски, которые привозили с Запада и продавали за большие деньги из-под полы»
— Александр Александров увековечил себя «Священной войной», Исаак Дунаевский — «Гимном веселых ребят», а ваша визитная карточка — «День Победы»: песня, которая наверняка переживет и нас, и наших детей, и внуков. Сколько времени вы потратили на ее создание?
— Сначала были стихи Владимира Харитонова — он предложил их мне еще в не совсем окончательном виде, но у меня сразу возникло желание написать музыку. Основная канва этой песни довольно быстро сложилась.
— Вас что же — скупые поэтические строки так взволновали или это была рядовая, обычная работа?
— Нет, я почувствовал, что стихи очень яркие, поэтому без колебаний взялся за дело. Примерно через несколько дней позвонил Володе, и мы встретились: я проиграл ему первый вариант. Безусловно, потребовалось что-то добавить, доделать, но в любом случае это продолжалось недолго. Понимаете, когда что-либо сочиняешь, очень хочется, чтобы твое детище стало известным и популярным, чтобы нравилось людям, но заранее предсказать его судьбу невозможно.
— Тем не менее, уже сыграв цельное, оконченное произведение, вы понимали, что вещь получилась значительная?
— Понимал, что она удалась, но не предвидел, какой фурор вызовет, не представлял себе этот масштаб. Меня часто спрашивают, как получилось, что она не сразу получила эфир.
Любой эстрадный исполнитель знает: спеть песню Тухманова — значит, стать звездой. С Филиппом Киркоровым. Слева — бывший муж Аллы Пугачевой, продюсер Евгений Болдин |
— Полгода, по-моему, держали и не пущали...
— Да, где-то около этого. Еще до того, как «День Победы» услышала широкая публика, я решил представить ее на конкурс, проходивший в Союзе композиторов, а там что-то кому-то не понравилось, мнение об этом получило в кулуарах огласку, и руководство Гостелерадио решило перестраховаться.
Ну а потом был концерт ко Дню милиции, который транслировался на весь Союз да в прямом эфире — тогда это было большой редкостью, поскольку большинство передач шли в записи. Лев Лещенко предложил, по-моему, Чурбанову спеть «День Победы» (зятя Брежнева перед этим пришлось уговаривать, «обрабатывать»), а поскольку вырезать ничего было нельзя, этот своеобразный гимн прозвучал на всю страну, и после этого никаких вопросов уже быть не могло. Конечно, я счастлив, что написал «День Победы». Дал Бог!..
— Вы же, наверняка, видели, как под эту песню плачут фронтовики, как в едином порыве поднимаются стадионы, дворцы спорта...
— Я и по сей день в своих программах очень часто ее пою, иногда заканчиваю ею концерт, так вот, всегда публика в зале встает, и вы знаете, я чувствую себя в такие моменты не автором, а одним из этих людей. Если бы не сидел за роялем, тоже поднялся бы...
— Когда по Красной площади под «День Победы» идут парадным маршем войска, чувство гордости вас переполняет?
— Естественно. Эта песня стала как бы частью истории, она символизирует эпохальное событие в жизни нашей страны, и я в данном случае просто частица народа.
— Вы пробовали себя в разных жанрах, а я помню, какой фурор вызвало появление вашей пластинки «По волне моей памяти». Чем вы такой успех объясните?
— Диск «По волне моей памяти» был написан в начале 70-х годов, и, кстати, меня и раньше подмывало не отдельную сделать песню, а целый альбом, песенную такую сюиту (подсказали этот путь легендарные «Битлз» — я был под большим влиянием их записей, сделанных на лондонской студии «Эбби Роуд»). Первым советским альбомом, этакой пробой сил стала моя пластинка «Как прекрасен этот мир», а в диске «По волне моей памяти» этот принцип был уже полностью реализован.
Суть заключалась в том, чтобы обратиться к классической поэзии и придать ей...
— ...современное звучание...
— ...современную форму и манеру исполнения. Шаг был довольно дерзкий, и я, если честно, на какой-то фантастический успех не рассчитывал — мне просто хотелось поэкспериментировать. Помимо того, что пластинка, видимо, все-таки удалась, надо понимать, в какое время она появилась: это происходило в некотором и информационном, и музыкальном вакууме...
— Западная музыка была под запретом...
— ...и доступ ее в СССР был весьма ограничен: в эфире практически ничего не передавали. Только изредка сюда просачивались исполнители с такими громкими именами, как Шарль Азнавур, и время от времени транслировались песни артистов эстрады стран социалистического содружества.
— Радмилы Караклаич, Карела Готта, Марыли Родович, Лили Ивановой да Бисера Кирова, разбавленных сверхсексуальным, как нам казалось, балетом телевидения ГДР...
— (Смеется). Единственной возможностью хоть отчасти этот вакуум восполнить были диски, которые привозили с Запада и продавали за большие деньги из-под полы, поэтому обращение к пластинке для того времени было целиком оправдано, не говоря уже о том, что только в студии можно было реализовать все новейшие достижения звукозаписи, которые мне хотелось использовать.
«На телесъемки следовало приходить правильно одетым: желательно в пиджаке и в галстуке, со скромной, аккуратной прической...
— Подсознательно или сознательно, но вы постоянно немножко опережали время, подрывая при этом изнутри устоявшиеся советские каноны. За этим стоял трезвый расчет или подталкивала интуиция?
— Как вам сказать? Так ситуация складывалась, что... Ну вот посмотрите: в те же примерно годы, когда вышел диск «По волне моей памяти», были написаны и «Соловьиная роща», и «День Победы», и «Притяженье земли» — вещи, безусловно, вписывающиеся в официозный стандарт...
Самая знаменитая песня Тухманова «День Победы» впервые прозвучала в исполнении Льва Лещенко в середине 70-х |
— ...который вы, собственно, и создавали...
— Во всяком случае, эти песни не противоречили неким предписаниям. Другое дело, что в результате получилось и как все это творчески преодолевалось, иными словами, даже действуя по схеме, можно было делать музыку более яркой, живой. Я как-то поспорил с одним приятелем — он работал тогда в отделе культуры ЦК комсомола. Увидел у меня на столе стихи Володи Харитонова «Мой адрес — Советский Союз» и спрашивает: «А что, ты собираешься написать песню о том, как...
— ...«колеса диктуют вагонные»?
— Вот-вот. «Конечно, — отвечаю ему, — и более того, думаю, это будет хит» (я-то уже придумал мелодию). Он плечами пожал: «С таким текстом ничего пристойного сделать невозможно». — «Посмотрим», — я улыбнулся. Короче, мы даже на бутылку коньяка поспорили, и я, как вы понимаете, выиграл, а недавно видел какую-то старую съемку, где Владимир Харитонов читает в студии новые стихи (он замечательный был поэт) и говорит, что на них еще не написана музыка. Декламировал он примерно так (нараспев): «Колеса диктуют вагонные, где срочно увидеться нам...» — ну, что-то в таком роде. Вот что может музыка сделать с текстом — это яркий пример.
— А вот интересно... Вы говорите, что в песенном жанре были какие-то предписания — типа какой должна быть музыка, а каким текст?
— Нет, никаких директив, разумеется, не спускали, но обобщающий образ для советской песни все-таки утвердился. К примеру, ее следовало исполнять в определенной манере, соблюдался некий стандарт голосов.
— Даже так?
— Обратите внимание: было очень много певцов со средним диапазоном — баритоны, никто не пел тенором. Манера должна была быть сдержанной, скромной, на телесъемки, естественно, следовало приходить правильно одетым: желательно в пиджаке и в галстуке, со скромной, аккуратной прической...
— ...никуда не отходить от микрофона...
— ...и, надо сказать, советский режим этому, безусловно, способствовал. Потом был какой-то переходный период от безмикрофонного пения к микрофонному, благодаря чему ряды исполнителей заметно расширились (согласитесь, человек с оперным, настоящим резонирующим голосом — почти феномен).
— Уникальные вокальные данные на эстраде — плюс или минус?
— Не плюс и не минус — божий дар, к тому же такие голоса мир по-прежнему ценит: никуда от данного факта не денешься.
Давид Тухманов — Дмитрию Гордону: «Я не могу сказать, что песнями не занимаюсь совсем, — иногда что-то делаю» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
— Давид Федорович, а в «легком жанре», на ваш взгляд, голос нужен?
— Конечно же, нужен — хотя и не будет годиться для оперы. С другой стороны, микрофонное пение родило и музыку соответствующего характера и жанра.
— Чем же объяснить, что многие артисты выходят на эстраду, не имея не только совершенно никакого голоса, но подчас и слуха, даже не знают нот и пользуются при этом огромным успехом? Секрет в харизме, особом обаянии личности?
— Тут целый комплекс причин — важно и как человек выглядит, и какие слова он поет, и что люди чувствуют, когда на него смотрят. Телевидение ведь вперед ушло: теперь песню можно не слушать, а только смотреть. Видеоряд стал сперва наравне с музыкой, а нынче он зачастую даже перекрывает ее воздействие. Естественно, артисты стали одеваться уже более разнообразно, показывать, что называется, товар лицом — такова жизнь.
— Опять-таки об опережении времени. Помню, как вы создали группу «Электроклуб», где неожиданно соединили таких разных, непохожих друг на друга исполнителей, как Салтыков, Тальков и Аллегрова...
— Внесу, с вашего позволения, некоторую ясность: Салтыков был во втором составе, а Игорь Тальков — в первом, и, как видно по двум дискам, выпущенным «Электроклубом», их песни были разными и по стилистике, и по композиции. Первый состав, рассчитанный на публику в возрасте, был более песенный, ближе к традициям, а второй, с элементами компьютерной техномузыки, более танцевального направления, — ближе к молодежи.
— Хорошо вам с солистами «Электроклуба» работалось?
— Было достаточно интересно, правда, как-то кратковременно, недолговечно, и потом, когда я работал с группами — даже с такой, как «Москва», — всегда чувствовал себя в какой-то мере отчужденным от общего дела. Все-таки композитор и исполнитель — профессии разные, и в отличие от людей и групп, которые это в себе совмещают, то есть одновременно являются и авторами исполняемых песен, мое настоящее призвание — композиторское. И образование у меня соответствующее...
— ...и мышление...
— Если хотите. Моя основная работа — создать произведение, а тут, может, надо быть больше продюсером, но продюсирование, помимо умения сочинять музыку, предполагает еще какие-то способности. Некоторые обладают ими в большей мере — я в меньшей...