Меценатов надо знать по именам
Жизнь меняется, и мы изменяемся вместе с ней. Зачастую это становится темой для разговора не только с окружающими, но и с самим собой. Постоянно стараюсь все точнее понять, что именно изменилось, и понимаю, что каждый отвечает на этот вопрос по-своему. Ну что ж, мы перестали ходить строем и петь хором, долго формировавшаяся советской властью толпа развалилась на множество группок, у каждой из которых свои интересы, и группки эти в сообщество не очень срастаются. Даже в мелочах.
У меня есть знакомые, которые ежевечерне мчатся к телевизору досматривать очередной сериал, и есть такие, кто считает, что смотреть наши телепередачи унизительно для человека, умеющего читать и писать. Самые ретивые устанавливают во дворе или на балконе спутниковые антенны, при помощи которых со временем убеждаются, что воспитание верноподданных оболтусов стало державной задачей сразу во многих странах. Кроме спортивных передач и киносюжетов о размножении сусликов, смотреть особенно нечего на всех мировых телеканалах.
Лишь несколько станций упорно продолжают распространять сведения о классической музыке и литературе, о кино без «кока-кольных перебивок». Каналы эти чаще всего существуют на пожертвования. В США иногда такие передачи прерываются, в кадре возникает номер телефона, при помощи которого можно перевести деньги.
Какое-то время зрители наблюдают, как деньги жертвуются доброхотами, а затем взгляд снова обращается на оркестр, играющий музыку Моцарта.
Кстати, сам Моцарт в основном работал на деньги спонсоров, многое писал на заказ. Без Папы Римского Сикста не было бы ни лучших работ Рафаэля, ни Микеланджело. За советские годы мы отвыкли, что бывают меценаты, не жалеющие на культуру собственных денег. А зря. Такие люди были, их не вывели из жизни, есть они, к счастью, и сегодня. Надо уважать их и знать по именам.
Этой весной на аукционе «Сотбис» за сумму побольше миллиона евро был продан украинский пейзаж замечательного художника XIX века Архипа Куинджи. Картина была написана по заказу украинского же сахарозаводчика Терещенко, знаменитого мецената, чье собрание некогда стало основой Киевского музея Западного и Восточного искусства, расположенного в бывшем доме Терещенко на улице Репина в Киеве. В начале XX века в Киеве жил Врубель, работая на деньги спонсоров. Так же, как другие его современники — Ге, Нестеров, Пимоненко...
Сказав это, возвращаюсь в наши дни и перелистываю свежеизданную великолепную книгу — альбом, в котором сращены произведения двух шевченковских лауреатов — поэта Дмитра Кременя и художника Андрия Антонюка. Это замечательное издание взяли «на свой кошт» спонсоры Олег Богомаз и Вадим Мериков — слава им! И хорошо, что такие люди не одиноки.
Киевский писатель Юрий Чикирисов, одесский поэт Станислав Стриженюк написали мне о спонсорах, поддержавших издание их новых книг, — каждый, кому дорога наша культура, может лишь радоваться этому!
...Из города Измаила на Одесчине ко мне пришли репродукции очень интересных работ художника Николая Тарпана, мастера состоявшегося, с именем и высоким уровнем мастерства. Среди присланного — проекты мозаик и муралей на казацкие темы. Мы много рассуждаем сегодня о патриотизме, но если кто-нибудь еще и помог бы воплотить в жизнь замыслы измаильского мастера, Украина стала бы еще красивее.
Мы сращиваем наш раскрошенный мир — сообща, общим усилием, не жалея для этого ни сил, ни средств. От этого дом становится прекраснее и умнее. Всех, кто трудится в Украине для общего блага, надо непременно знать и уважать. А как же еще?