В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
К нам приехал наш любимый

Пьер РИШАР: «Как-то раз мы с Азнавуром встретились в ресторане — он подошел, сел за мой столик, небрежно отбросил свой белоснежный кашемировый шарф... Мы ели, болтали, и вдруг я заметил, как Шарль меняется в лице. Оказалось, я весь вечер вытирал рот не салфеткой, а его шарфом»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 24 Сентября, 2010 00:00
Знаменитый 76-летний французский комик трижды отыграл на сцене столичного Театра имени Франко автобиографический спектакль «Пьеру Ришару. До востребования».
Анна ШЕСТАК
Мужчина с глазами беззащитного ребенка, как называют Пьера Ришара его соотечественники, почти не изменился: такой же стройный, улыбчивый и застенчивый, как в фильме «Игрушка», принесшем ему известность в далеком 1976-м, с таким же художественным беспорядком на рассеянной голове. Не молодящийся с помощью новинок косметологии и пластической хирургии, а молодой и сияющий изнутри. Глядя на то, как лихо актер прыгает на сцене в своем классическом черном костюме и белых кроссовках, как забавно показывает «Стрекозу и муравья», вспоминая годы учебы в театральном, ни за что не скажешь, что 16 августа Высокому Блондину исполнилось 76. Тем не менее это так, и свой возраст Ришар не скрывает.

Вместе с ним гастролируют давно взрослые и женатые сыновья от первого брака Кристоф и Оливье - они отвечают за музыкальное сопровождение. Старший, Кристоф, - контрабасист, младший, Оливье, играет на саксофоне. Именно он прибыл с отцом в Украину, потому что путешествовать с компактным саксофоном проще, чем с громоздким контрабасом. Рядом со звездным папой сын - тоже высокий, но брюнет - смотрелся, скорее, как товарищ, но вел себя, словно ученик с учителем. «Почему я не пошел в актеры? - удивился Оливье, когда об этом спросили журналисты. - Да потому, что грех выходить на сцену и пытаться что-то там представлять, когда твой отец - такой актер!».

«КЛИНТОН ДАВНО УЖЕ НЕ ПРЕЗИДЕНТ, А Я, КАК ВИДИТЕ, ВСЕ ЕЩЕ АРТИСТ»

До этого в Украине Ришар был трижды - со спектаклями и в качестве судьи на кинофестивале «Харьковская сирень», но больше всего запомнил первый визит. «В то же время к вам приехал Билл Клинтон, - вспоминал актер. - Он давал пресс-конференцию, встречался с высокопоставленными лицами... Все это показали в новостях, а потом диктор сказал: «Теперь о серьезном. К нам приехал Пьер Ришар». Я был поражен! С тех пор прошло довольно много времени, и Клинтон давно уже не президент, а я, как видите, все еще артист».

В этот раз украинцам тоже удалось поразить дорогого гостя. Во-первых, роскошным приемом: в одной из гостиниц в самом центре столицы для него забронировали сразу три люкса стоимостью 900 евро в сутки. За каждый. Во-вторых, прямо на пресс-конференции именитому французу преподнесли огромный торт, щедро посыпанный шоколадной крошкой. На нем красовались французский флаг и черный ботинок. Увидев такое чудо, актер схватил нож, отрезал кусочек и мгновенно запихнул в рот, а потом попросил завернуть немного лакомства с собой. Запивал, видимо, шампанским «Вдова Клико» (одна бутылка - четыре тысячи гривен), которое попросил принести в номер.

Но больше всего поразили гостя цены на билеты - от 500 до трех тысяч гривен. «Это неслыханно! - сказал Ришар организаторам гастролей. - Во Франции билет на мой спектакль стоит максимум 50 евро, а у вас это самая низкая цена. Учтите, если в зале будут пустые места, не я в этом виноват!». Свободные места в зале Театра имени Франко действительно были, причем немало.

В первый вечер спектакль начался с опозданием: Ришар застрял в пробке посреди города и был очень рассержен, ведь идти от гостиницы до театра минут 20, а ехать пришлось почти час. Организаторы, выдрессированные российскими звездами, которые с удовольствием катались бы в лимузинах от двери своего номера до лифта, и представить не могли, что 76-летняя мировая знаменитость согласится на пешую прогулку. «А почему бы и не пройтись? - удивлялся Пьер. - Я очень хочу погулять по улицам вашего прекрасного города, посетить Софийский и Владимирский соборы и Дом-музей Булгакова - во Франции этого писателя очень любят».

«У МЕНЯ ЕСТЬ ВЕРНЫЙ РЕЦЕПТ, КАК НЕ ПЬЯНЕТЬ: ВОДКУ Я ЗАПИВАЮ ВОДОЙ»

Киевские улицы Ришара дождались, равно как и рестораны. «С удовольствием поем борща, даже если нальют через край, что со мной нередко случается, - грозилась звезда. - А вот с выпивкой буду осторожен, хотя у меня есть верный рецепт, как не пьянеть: водку я запиваю водой». Пригодился рецепт или нет, история умалчивает, однако после посиделок в ресторане (кстати, не украинской, а европейской кухни) Пьер благополучно проспал экскурсию в Дом Булгакова.

«Все у меня не так, как у людей», - сказал Ришар со сцены, и зрители имели возможность в этом убедиться. «Уже не помню, сколько лет я актер, но в театре мне до сих пор страшно. На подмостках нет второго дубля, нужно, чтобы все получалось сразу. Еще важен контакт с публикой: или ты находишь подход к людям, или нет - и пьеса проваливается».

Идея спектакля «Пьеру Ришару. До востребования», я бы даже сказала, творческого вечера, представленного на суд киевлян, возникла благодаря письмам, которые приходили звезде. «Все они вызывали эмоции: смех, радость, грусть, - признался актер, - заставляли вспоминать людей, благодаря которым я стал тем, кем являюсь сейчас. Я отобрал самые примечательные, трогательные письма и рассказал о них режиссеру Кристофу Дютрону. Словно на сеансе у психоаналитика, говорил, говорил, говорил... А он внимательно слушал и записывал. Мы ни в коем случае не хотим поиздеваться над людьми, которые делились со мной переживаниями. Мы просто хотим, чтобы зритель был тронут».

Сказать, что зритель был тронут, - не сказать ничего, потому что письма действительно необыкновенные и необыкновенно талантливо Ришар читал их своим молодым голосом. Девочка Альберта, потеряв родителей, рассказала кумиру о себе и предложила... совершить самоубийство: «Кто-то сказал, что когда закрывается занавес, клоуны плачут. Если вам так же тяжело все время плакать, как мне, давайте уйдем из этого мира вместе...». Зацикленный на порядке гражданин гневно вопрошал: «Ну скажите, Пьер, почему в ваших фильмах вечно что-то бьется, ломается, пачкается? Разве так можно? Вот я когда-то - хорошенько в доме подмету и, прежде чем положить веник в специальную коробку, снимаю с него соринки пинцетом. Правда, времена поменялись, и теперь у меня нет веника. Я просто беру пинцет и собираю соринки с пола...».

«Мой дорогой! Если бы я знал, почему у меня в руках все ломается, я бы, наверное, смог вас утешить», - ответил артист и зачем-то ушел за кулисы. Вернулся со стулом и гитарой, делая вид, что собирается что-то исполнить. Но стоило ему поставить ногу на стул, как тот... провалился. Не вынимая ноги, Ришар поплелся за кулисы, чтобы бросить там реквизит и больше не музицировать. Зал взорвался аплодисментами.

«Честно говоря, в юности я и подумать не мог, что меня будут так принимать и так любить, - признался актер. - Одно из писем напомнило, как я начинал в театре, будучи студентом. «Я видел вас в какой-то римской комедии, и вы мне очень понравились», - написал поклонник. Я перебрал в памяти все пьесы, в которых играл, но никакой римской комедии вспомнить не мог. Оказалось, это была шекспировская трагедия «Юлий Цезарь».

Режиссера звали Раймон Эрмантье, на самом деле он был актером, но жутко шепелявил, поэтому ни в одну постановку его не брали. Лишь раз Раймону улыбнулась удача - ему вручили ключи от Национального Парижского театра и предложили поставить любую пьесу «под себя». Он выбрал «Цезаря» - чего мелочиться? Взял себе роль Марка Антония, в массовку набрал студентов из параллельных групп - они должны были стать легионерами. А увидев меня, такого долговязого, сказал: «Будешь сражаться со мной наверху, на видном месте!». Дал в руки резиновый меч и не провел ни одной репетиции...

Залез я на ту верхотуру, стою, как дурак, с мечом, жду. Зрители уже хихикают. И тут Раймон, весь обклеенный накладными мышцами, наконец явился - в римском шлеме, но почему-то со шпагой. Машет ею, храбрится... «Ну, - думаю, - чудо, а не реквизит: резина, которая блестит, резина, которая свистит!». И постепенно до меня доходит: в руках у этого идиота - стальная рапира!

Фальшивая смерть лучше, чем настоящая рана, поэтому я нашел единственный выход: «закололся» своим резиновым мечом прямо перед доблестным Марком Антонием. А когда он, взбешенный, прыгнул вниз, чтобы хоть с кем-то повоевать, моему примеру последовали все 40 вражеских солдат... Словом, у меня дар попадать в дурацкие ситуации».

Таких ситуаций на счету Ришара несчетное количество, и о них знаменитый комик не стесняется рассказывать: «Это - моя жизнь, моя симфония. Пусть нескладная, зато своя». Он перетаскал в море все камни с пляжа и все равно не достал утонувший ремень, потому что ни с камнями, ни без не умел нырять: «Хорошо, что на берегу в девять утра обычно нет народу. Рыбаки - в море, их жены - в постели, туристы - рядом с ними...».

Еще в молодости Пьер познакомился с великим мимом Марселем Марсо, но поскольку произошло это в стоматкабинете, не услышал от Марсо ни слова: во рту у того торчала конструкция из железок и трубочек. «Он пытался что-то показать на пальцах, а я только посмеялся, - вспоминал Ришар. - И лишь когда Марселя не стало, догадался: он просил визитку, чтобы встретиться и поговорить. Теперь я хочу почтить его память минутой крика - о таких людях нельзя молчать».

«НА КОКАИН ДЕНЕГ НЕТ, ПОЭТОМУ НЮХАЮ СУХОЕ МОЛОКО»

«Однажды я получил интереснейшее письмо, - продолжил Пьер. - «Дорогой месье Ришар, пишет вам самый преданный ваш фанат. Чтобы это подтвердить, высылаю фотографию. На ней я в костюме 70-х бьюсь головой об уличный фонарь точно так же, как вы. Правда, похож? Родом я из Конго, но когда перекрасился в блондина, сходство только усилилось. Месье Ришар, я очень хочу стать звездой и усвоить все звездные привычки, помогите! Каждый день фотографируюсь, хожу в клуб. На кокаин, правда, денег нет, поэтому регулярно нюхаю сухое молоко. Кровь из носа еще иногда идет, но чихать я уже перестал...».

«Стыдно признаться, - ответил Ришар поклоннику, - но ничего из того, что делаете вы, я не умею. Я просто снимаюсь в кино. А светские тусовки терпеть не могу. Чтобы ненароком не всучить чаевые Жану Рено или не поздравить русалку из фонтана с премьерой, забиваюсь в угол и сижу там весь вечер, считая пузырьки в шампанском».

Как оказалось, у Ришара есть печальный опыт, связанный с торжествами: «Был творческий вечер актрисы Мадлен Рено, и я, на свою голову, остался на прием. Сижу, никого не трогаю, и тут ко мне подходит один знаменитый актер. Мне он очень нравился, но, слава Богу, я ему этого не сказал, потому что это был Жан Маре... «Пойдем, - говорит, - познакомлю тебя с виновницей торжества». «Мадам, я так рад!» - поклонился я и вылил все шампанское из своего бокала на шикарное платье Мадлен».

Кто такая Мадлен Рено, большинство зрителей не вспомнили, но смеялись все. Контакту Ришара с публикой не мешало даже то, что актер изъяснялся на французском: на экране шел украинский перевод спектакля. Правда, не совсем синхронный и не совсем украинский, со множеством ошибок и именами наших юмористов, вряд ли известных Пьеру Ришару. Такое впечатление, что незнакомых артистов переводчик просто менял на знакомых: в текст французской постановки попали и Владимир Моисеенко, и Максим Галкин... К счастью, знаменитый шансонье Шарль Азнавур остался самим собой и не превратился, к примеру, в Николая Баскова.

«Как-то раз мы с Азнавуром встретились в ресторане, - под занавес вспоминал Ришар. - Я заскочил поесть спагетти, и тут - он! Подошел, сел за мой столик, небрежно отбросил свой белоснежный кашемировый шарф... Мы ели и болтали о фильме, в котором вместе сыграли, о песне, которую записали. И вдруг я заметил, как Шарль меняется в лице. Оказалось, я весь вечер вытирал рот не салфеткой, а его шарфом! С тех пор мы больше не ужинаем вместе, и каждый раз, когда я заканчиваю спектакль и гляжу на красный занавес, вспоминаю белоснежный шарф Азнавура...».



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось