Виктюк спасет мир?
В последний сентябрьский день Роман Виктюк привез в Киев своих несравненных «Служанок». Эта постановка — третья редакция легендарного спектакля по пьесе Жана Жене, впервые поставленного в московском театре «Сатирикон» в 1987 году.
Жанр спектакля определен как театральный ритуал. На сцене разыгрывается сакральное гипнотическое действо неповторимой красоты и утонченности, замешанное на нехитрой фабуле. Две служанки решают убить Мадам (Алексей Нестеренко), потому что не в силах понять и принять ее доброты, раскованности и наивной откровенности... Клер (Дмитрий Жойдик) и Соланж (Дмитрий Бозин) постоянно разыгрывают между собой сцены убийства, но они внутренне слишком слабы, чтобы воплотить задуманное в жизнь.
На сцене — зеркала в изящной паутине белого узора, дым прозрачных занавесей и балетный станок, у которого актеры протанцовывают свои чувства, накаленные до предела. Мужчины, одетые в длинные юбки, прекрасны, словно античные статуи. Рельефные тела настолько совершенны, что, завидев их, Аполлон, несомненно, превратился бы в закомплексованного вуайериста, подглядывающего за артистами из-за тенистого лавра. Сложно представить, что через мгновение на глазах у изумленной публики они почти буквально превратятся в женщин.
После танца под проникновенную песню Далиды Je suis malade исполнители едва уловимыми жестами сольются с образами Клер, Соланж и Мадам. Актерами достигается высшая степень перевоплощения — они каким-то удивительным образом преодолевают психофизику мужчин, но не становятся при этом женщинами. На сцене существа третьего пола, и, похоже, высшего, мифического порядка, которые сами по себе являются воплощенной театральностью. Их игра — синтез пластики, голоса и оголенного чувства.
«Грим, делая их другими, позволит им любую дерзость: отрешившись от ответственности перед обществом, они обретут другую реальность, относящуюся к другому Порядку», — писал Жан Жене в своих сценических указаниях. У героинь (или все-таки героев?) выбеленные, словно маски, лица, увеличенные глаза, четко очерченные губы. Лицо Мадам — это уже не грим, а драгоценность. Изысканная, благородная красота в тонких фиолетовых завитках, венчающих лоб и подчеркивающих глаза и брови.
Взаимоотношения героев выстраиваются, словно танцевальные партии, — движениями, эмоциями, ощущениями, где каждая сцена — своеобразная священная церемония. Освещенные прожекторами, Мадам и Месье (Иван Никульча) проходят по залу навстречу друг другу сквозь чувственную музыку Далиды.
Зрители провожают их долгими взглядами, пока богоподобные силуэты — символы воплощенной любви — не растают где-то за пределами театрального пространства. В это же время Клер — квинтэссенция ничтожности и беспомощности, кричит, словно раненый зверь, и бросается в отчаянии на перила балетного станка.
Спектакль смотрится на одном дыхании, хотя такой театр сегодня редкость — уж очень мы испорчены псевдо-психологическими постановками с претензией на интеллектуальность.
Когда-то театр родился из магического ритуала, но, к сожалению, все больше утрачивает свою первозданность. Наверное, так должно быть... Но именно в «Служанках» есть то самое ценное колдовство, которое завораживает на уровне подсознания, на уровне чувства. И если красота все-таки спасет мир, не в последнюю очередь в этом будет замешан Роман Виктюк.