Псарь
25 лет назад Тенгиз Абуладзе снял первый отечественный антитоталитарный фильм «Покаяние», моментально ставший событием в мировом киноискусстве. Hесмотря на некоторую сложность для восприятия, картина вызвала широкий зрительский резонанс, хотя, мне кажется, основной ее посыл многими не был понят тогда и не понят до сих пор.
Главная сюжетная линия связана с торжественным погребением отца города, а на самом деле, бандита у власти Варлама Аравидзе. На следующее утро после похорон тело Аравидзе обнаруживают у дома некоего Авеля. Вождя опять хоронят и утром вновь находят выкопанным из земли. Варлам как бы все время возвращается к живым, пусть даже в виде трупа, и удивительный провидческий фильм Абуладзе не столько о покаянии диктаторов и их наследников, сколько об иллюзорности этого. Пока общество не готово навсегда проститься с диктатурой, похоронить Варламов Аравидзе не получится.
Через четверть века после «Покаяния» Павел Лунгин выпустил фильм-завещание. Правда, в отличие от Абуладзе Павел Семенович работал в очень адекватный исторический момент, на пике царствования живых мертвецов и катастрофической деморализации общества. Кроме того, его диктатор - не собирательный образ, а конкретный исторический персонаж, первый русский царь Иван Васильевич Грозный.
«ГРОЗНЫЙ СОХРАНИЛ В РОССИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, И С ТЕХ ПОР МЫ ТАК И ХОДИМ ПО КРУГУ»
Лунгин говорит, что его фильм не стоит воспринимать как политический и так уж соотносить с сегодняшним днем. Больше всего Павла Семеновича интересовала природа русской власти, ее истоки и корни, и именно в правлении Ивана Грозного, по мнению режиссера, следует искать ответы на многие вопросы. «Грозный что-то сломал в движении России, не дав ей перейти к Возрождению. Он сохранил Средневековье, и с тех пор мы так и ходим по кругу».
По отцовской линии Иван (Иоанн) Васильевич Грозный вел свою родословную от Ивана Калиты, по материнской - от Мамая. Причудливая генетика, видимо, сыграла не последнюю роль в формировании его характера. Восточная жестокость, патологическая страсть к изощренным зверствам сочетались в нем с невероятной мировоззренческой узостью и лютой ненавистью к любому прогрессу. Не любил все красивое, за исключением женщин, на дух не выносил талантливое и выдающееся. Умные люди его раздражали, чужая доблесть приводила в бешенство.
Первый смертный приговор Грозный вынес в 13 лет, бросив для растерзания на псарню князя Андрея Шуйского, а вообще за годы своего владычества первый русский царь истребил половину мужского населения страны. Угробил зачатки демократии, заморозил реформы, потерял все завоеванные территории в Литве и Польше, отдал земли в Ливонии, а к концу его правления крымский хан сжег Москву. Именно при Грозном зародилось крепостное право и феномен опричнины, переживший за столетия несколько чисто внешних трансформаций, но не изменившийся по сути.
Иван Васильевич разделил народ на земство и опричников - псов государевых, защищавших державу от измены внешней и внутренней. Псы не подчинялись никакому суду и приказу, кроме божьего, а значит, царского. Нынче это называется депутатской неприкосновенностью, а раскол нации, при котором свои уничтожают своих, широко задействован как политический метод.
При Грозном не существовало стратегии выживания, и по уникальности этот период русской монархии можно сравнить лишь с царствованием Сталина. Топили, сжигали, четвертовали, вешали, сажали на кол, отдавали хищникам, зажаривали между тлеющих бревен любого - от крестьянина и солдата до ближайшего соратника, родственника, собственного сына. У каждого подвергавшегося репрессиям вырезали всю семью, включая слуг и домашний скот, и единственным мотивом в этом безумном уничтожении этноса был царский гнев. Рабский страх витал над страной, делая невозможными любые мысли о бунте.
![]() |
| Иоанн Васильевич Грозный (Петр Мамонов): «Как человек я грешен, но как царь — праведен!» |
Митрополит Филипп Колычев, по сути, оказался единственным, кто открыто выступил против государева произвола. «Что с державой творишь?! От твоего окаянства всем нам погибель придет. Ты всему миру показал, что ад мы в себе несем!».
С Филиппом Иван Грозный был знаком еще с юности и питал к нему смешанные чувства - в них было столько же любви, сколько ненависти. Мощный интеллект, эрудиция, одаренность, благородство и человеческое достоинство Колычева раздражали Грозного, но, окруженный выродками и недоумками, он испытывал острую необходимость в человеке рядом. «Один я...» - жаловался Иван Васильевич Митрополиту.
Павел Лунгин успел снять свой фильм, потому что успел снять Олега Ивановича Янковского. Без Янковского эта картина была бы принципиально другой, а может, ее не было бы вообще. Поразителен Мамонов-Грозный, прекрасен, как всегда, Охлобыстин в роли юродивого, хорош Домогаров в роли Басманова-старшего, и даже у массовки человеческие лица. При этом я вполне допускаю, что Грозного мог сыграть кто-нибудь еще. Царей, бояр, крестьян и опричников в современном кино много. Колычевых нет.
«ВСЯКАЯ ВЛАСТЬ ОТ БОГА»
В свое время на вопрос: «Почему именно Янковский?» Лунгин ответил просто: «Потому что лучше актера у нас сейчас нет». Лучшего актера у нас уже, к сожалению, нет, и весь «Царь» (рабочее название более точное «Иван Грозный и Митрополит Филипп») держится на «лице благородства» Олега Янковского, как «Покаяние» - на ключевой фразе Верико Анджапаридзе: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?».
Именно Митрополит придает фильму дополнительное измерение и перспективу, выводя его из разряда исторических блокбастеров и дорогостоящих костюмных проектов.
По большому счету, противостояние Колычева и Грозного вовсе не метафорическая схватка добра со злом, святого с бесом, мудреца с шизофреником и уж тем более не заурядный конфликт царя с подчиненным. Это поединок человека с человеком. Только один сильный и красивый, а второй калека, но при власти.
То, что один из них царь, в фильме выглядит какой-то чудовищной ошибкой природы, а сам Грозный, судя по всему, тяжело переживает внутреннюю раздвоенность на человека и помазанника божьего. «Как человек я грешен, - признается он Филиппу, - но как царь праведен! Ибо всякая власть от Бога». Вечная, кстати, формула русской власти. Не придерешься.
Лунгин снимал «Царя» полтора года с божьей помощью и к теме божьей помощи обращается уже во втором своем фильме. Но если в «Острове» был четко выдержан христианский канон: преступление, покаяние, смирение, прощение, святость, то в «Царе» эта концепция дала заметный крен. Бог говорит и через Грозного, и через Колычева. И через убийцу, и через праведника. Господь говорит через любого, предоставляя каждому возможность себя проявить.
![]() |
| Юродивый (Иван Охлобыстин) радуется, глядя, как казнят врагов Отечества. Юродивость стала главной приметой эпохи Грозного |
И Митрополит, и царь были людьми религиозными. Иван Васильевич веровал просто неистово, демонстрируя православному люду образец благочестия. Молебны при Грозном совершались ежедневно, по жесткому расписанию, занимая до девяти часов в сутки. При этом приказы о казнях и зверствах часто отдавались прямо в храмах. Колычев же являлся одним из самых образованных и прогрессивных людей своего времени, талантливым изобретателем, философом, ярым гуманистом, и сан священнослужителя позволял ему прежде всего находиться ближе к книгам и дальше от крови. «Яви любовь, государь! Яви любовь! Без любви вера наша тщетная...» - тщетно призывает он царя. «А кто дело пота и крови великой вершить будет?! Кто, кроме меня?!».
«ГДЕ МОЙ НАРОД?»
Финал вершителя пота и крови великой оказался жалок и ничтожен. Психическая неполноценность, плотская немощь и историческая необходимость вынудили Грозного оставить престол в разоренной стране, передав на 11 месяцев корону крещенному татарину, хану касимовскому Симеону Бекбулатовичу. Митрополит Московский и всея Руси Филипп Колычев, которого Малюта Скуратов по приказу царя задушил подушкой в Отроч монастыре, почти через 100 лет после своей гибели был причислен к лику святых.
Лунгин обрывает свое киноповествование в тот момент, когда Иван Васильевич Грозный все еще восседает на троне в золотой короне в центре городской площади, ожидая веселья. То бишь очередных зверских казней, на которые в обязательном порядке сгонялись все горожане, дабы разделить государеву радость. Горожане не идут. Идет снег. Великий псарь зябнет, обескураженно озираясь: «Где мой народ?»... «Где мой народ?»...
Картина находилась еще в работе, когда во всенародном историческом рейтинге «Имя России» Иоанн Грозный занял одно из почетных мест как первый русский самодержец, прогрессивный реформатор, защитник Отечества, стоявший у истоков национального самосознания.
Трупы диктаторов поистине нетленны. Пройдя ряд эксгумаций и реинкарнаций, они торжественно возвращаются к нам, зловеще улыбаются и машут с трибун. Покаяние сменяется почитанием, затем отчаянием, и можно сколько угодно изучать природу русской власти, но, как сказала Надежда Яковлевна Мандельштам о Сталине: «Дело не в нем. Дело в нас».



Знаменитый народный лекарь-костоправ Николай КАСЬЯН: «Был я и в области, и в столице... Получил там отравление медикаментами — больше туда не поеду! В Кобеляках я сам по себе: что хочу, то и пью. И ожидаю смерти...»
Легендарный спортивный комментатор Владимир МАСЛАЧЕНКО: «В конча-засповской баньке Валерий Васильевич Лобановский бросил фразу: «Спартак» — это фирма!», а позднее дал добро на переговоры со Старостиным о своем переходе в «Спартак»
Дочь знаменитого забойщика Алексея СТАХАНОВА Виолетта: «В особняке Берии мама сказала, что она жена Стаханова и ждет ребенка. Ее сразу вернули домой»
Отар Кушанашвили расстался с женой
Арнольду Шварценеггеру подарят бронзовый бюст Путина
Грабители, напавшие на Цекало, арестованы
Сергей Жигунов женился на бывшей жене
За гранью допустимого
Очень нужны воспитанные люди!
Псарь
«Служенье Муз чего-то там не терпит...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги