Герои "Бумера": "Кино - это реализатор мечт"
МАКСИМ КОНОВАЛОВ: "ТОТ, КТО СЕГОДНЯ ВОЗЬМЕТ ПИСТОЛЕТ В РУКИ, ПРОСТО ДУРАК"
- Максим, когда ты поступал в театральный, такое время началось... Надо деньги зарабатывать - а ты в актеры. Как относились к этому окружающие, родители?
- А никто не думал и не знал. Я никому не говорил. Поступал три года, пока не поступил в 20 лет.
- Где же ты работал все эти три года?
- В кино снимался. Была куча эпизодических ролей в кино и ролей второго плана. Но мы не будем говорить, сколько получают за них артисты.
- И сколько ты получил за роль в "Бумере"?
- Если говорить о деньгах, то денег вообще там не было. Мы получили копейки. Даже стыдно называть эту сумму. По большому счету, согласились только потому, что нам это было интересно и нужно. По киношным меркам вся группа фактически работала за бесплатно.
- Для непосвященных - почему картина называется "Бумер"?
- Машина "БМВ", на которой путешествуют пацаны, называется сокращенно по-разному: "Беха", "БиМер", "БоМба". А фильм называется "Бумер". Почему? Потому что это двойное название - и машины, и ситуации - БУМЕРанг. Понимаете? Кто понимает - тот понимает. Что было с ментами, с дальнобойщиками, с пацанами? Их всех не жалко - они для зрителя отрицательные герои.
И все-таки мы постарались показать в этом фильме правду жизни. До "Бумера" шла постоянная романтизация бандитов. В "Бумере" наоборот. Ну угнали они этот "БМВ", и что? Что это им дало? Это же был их катафалк! И если кто-то этого не понимает, то очень жаль. Тот, кто сегодня возьмет пистолет или биту в руки, просто дурак и кончит также, как эти парни. По большому счету, они получили по заслугам. Другого выхода уже не было - либо тюрьма, либо смерть.
- Ты верующий человек?
- Я на пути к этому. Но твердо сказать, что верующий, пока не могу. Думаю, это более честно, чем делать вид, что ты верующий, ходить в храм, ставить свечки и думать, что это поможет... Да ничего не поможет, если ты сам через какие-то испытания не пришел к этому. Важно, чтобы человек сам пришел...
Я знаю, что атеистом себя не назову. Мне очень интересно всегда узнать, посмотреть соборы, храмы. Я вот только прилетел сегодня и первым делом пойду в Киево-Печерскую лавру, в Софийский собор.
Угнанный "БМВ" стал для "великолепной четверки" катафалком |
- Как тебе кажется, в России остался режиссерский кинематограф или его уже задавил продюсерский?
- Я с продюсером вообще никаких дел не имел. Хотя на момент актерских проб продюсер был единственным, кто возражал против меня. Он, наверное, не считал, что я справлюсь с ролью. Но когда начинались кинопробы, Петя, режиссер, сказал мне: "Макс, я в тебя верю!".
- Когда ты решил сниматься, хотелось стать звездой или так уж сценарий понравился?
- Да какой звездой? Я же не знал о будущем еще не снятого фильма. У меня вообще никаких звездных мыслей не было.
- Что тебя сейчас как актера и как зрителя не устраивает в кинематографе?
- Вo-первых, то, что мало снимается фильмов. Сериалы в основном... Как актеру надоело, что у нас любят снимать лето зимой, а зиму летом. Но такая наша судьба. Как показывает практика, чем больше проблем, тем лучше результат. "Бумер" тому яркий пример. Главное, чтобы была хорошая человеческая атмосфера на площадке, чтобы люди делали одно дело. Причем не из-за денег. Конечно, платить надо, но объединять все-таки должно не это.
- О какой роли сейчас мечтаешь?
- Очень хочу сыграть в фильме о Великой Отечественной войне.
- Ты патриот?
- Да, патриот. Даже больше скажу. Все, что мы имеем, - результат нашей победы в этой войне. Конечно, я знаю, что и освободительные войны периода Киевской Руси, и война 1812 года так же весомы... Но максимально русский дух проявился в Великой Отечественной войне. Все война - и с японцами, и со шведами... Но Великая Отечественная - это война практически моего поколения, жизнь тех людей, которые еще меня окружают. И мы живы благодаря им. А вот они сегодня ничего не имеют!
- Сейчас действительно пошла волна на экранные версии военных событий. Может, это спекулирование на теме?
- Смотрел "Звезду" Лебедева - вполне достойный фильм. Других не видел.
- Какие европейские и американские кинематографисты тебе близки?
- К Америке я вообще отношусь очень негативно и к их пропаганде тоже.
- Недавно Джонни Депп прямо высказался: дескать, Америка - это пластмассовая игрушка с опасным зарядом самостоятельности. И что он ни за что не позволит своим детям с этой игрушкой играть...
- Совершенно его поддерживаю в этом отношении - он правильно сказал.
- Правильно сказал, за что и "Оскара" не получил...
- Но дело же не в "Оскарах". "Бумеру" тоже ничего не дают...
- Считаешь, нужно было наградить?
- Да не надо нам ничего на самом деле! Статуэтка может стоять дома и тешить твое самолюбие, но при этом никому ты на фиг не нужен будешь как актер. И твое кино тоже. А то, что произошло с "Бумером", - это самый большой приз, который можно себе представить.
АНДРЕЙ МЕРЗЛИКИН: "В КИНО ДЛЯ МЕНЯ НЕТ ПОНЯТИЯ: ГЕРОЙ, ПОДЛЕЦ, АНТИГЕРОЙ"
- Андрей, - обращаюсь я к Мерзликину, - тебе понравился фильм, в котором ты снялся?
- Я считаю, что Петр Буслов сколотил коммерческую картину и в тоже время выступил как художник. То есть донес в "Бумере" собственную мысль и до актера, и до зрителя.
- А как тебе работалось с режиссером на съемочной площадке?
- Это была жесткая работа. Жесткие замечания и корректировки - все по-настоящему.
- Ты поступал на актерский, уже имея высшее образование. Что, первый раз так промахнулся с профессией?
- Я имел высшее экономическое образование, и, казалось бы, от этой профессии можно было ожидать чего-то реального. У меня вообще к тому моменту было три образования, а я пытался понять, найти себя. Решил поступить на актерский скорее в силу внутреннего стремления. Неожиданно решил: а почему бы не попробовать?
- Но что-то же подтолкнуло к этому выбору?
- Да. Единственное, что меня сподвигло на такой шаг, - аргумент кино. Я еще в детстве очень любил ходить в кино. Считаю, что это самое великое шоу, которое придумал человек. Потому что оно базируется на ярком самостоятельном впечатлении.
Гаснет свет, замыкается круг между экраном и человеком, и ты остаешься один на один с кинообразами. Можешь себя с ними ассоциировать. Современный человек пошел все-таки в кино... Тут дело в комфортности состояния - можно быть соучастником происходящего между экраном и залом. Момент адекватности, что ли...
До "Бумера" образ бандита в российском кино романтизировался |
- А как насчет влияния экранных героев на подсознание?
- Я считаю, что кино учит добру. За редким исключением. Порнографию я вообще не беру в расчет. Любое кино как проявление человеческих идей влияет на человеческое же воспитание. Опять же, если человек адекватен времени, обществу, воспитан в нормальной хорошей семье, то, я думаю, он вправе смотреть любое кино, которое ему покажут, поскольку он в состоянии выбрать, что ему нравится, а что нет.
Любое кино воздействует - при условии, что это хорошее кино. Плохое кино никогда не увлечет своими идеями. А вот хорошее влияет на уровне подсознания. В этом именно и есть художественный смысл кинематографа.
- Что несет образ, воплощенный тобой в "Бумере"? Он сложен или прост?
- Наверное, для каждого зрителя по-разному. С одной стороны, я пытался оправдать Диму Ошпаренного, играя такого человека максимально достоверно. А с другой - была большая информационная нагрузка в процессе съемок. Нужно было показать переживания героя, который, уезжая, понимает: больше жизни нет!
После просмотра ко мне подходили люди и говорили: "Андрей, мы не знаем, как бы поступили на месте Димона". Вот если бы я сыграл плохо, это был бы предательский поступок и по отношению к профессии, и по отношению к герою. Люди бы не сопереживали...
Хотя в кино для меня нет понятия - герой, подлец, антигерой... Вот персонаж Сергея Бодрова в фильме "Брат" и "Брат-2", кто он - герой или подлец? После "Бумера" я тоже оставляю за собой право играть хороших.
- Кто для тебя является ориентиром в кино?
- В этом я не оригинален. Отслеживаю фильмы с участием Бенниссимо дель Торро, хотя воспитывался на Де Ниро и Аль Пачино и буду любить этих монстров, потому что они действительно молодцы. Всей своей жизнью и в кино, и не в кино, всей своей харизмой они доказали, что могут быть полноправными носителями тех идей и образов, которые воплощали на экране.
А европейское кино - это в первую очередь именно режиссеры. Оно держится на режиссерах больше, чем на актерах.
Димон Ошпаренный |
- А наше кино - это в первую очередь что?
- В первую очередь удача. Такого феномена в мире нет. Хотя это не закономерно. Я надеюсь, что-то изменится. Все предпосылки есть, много людей к этому стремятся и работают. А раз стремятся, значит, добьются. И ведь есть деньги, есть продюсеры, желающие делать хорошее кино. У нас нет только какого-то замкнутого пространства, где все это сходится. А вообще, я ничего не вижу в кинотеатрах - могу много говорить о театре, потому что там работаю.
- Театр тебе более интересен?
- Меня он устраивает, там спокойнее. Хотя спокойствие внешнее. Я обожаю работать в театре: это по-настоящему творческий и очень насыщенный процесс. Но по поводу каких-то личных чаяний... Кино - это реализатор мечт.
- И каковы они, мечты?
- Мне кажется, я мог бы сыграть Тамерлана. Я его понимаю.