Святая к музыке любовь
Вдова Микаэла Таривердиева Вера: "После "Песни о далекой родине" мужа обвинили в плагиате и разразился международный скандал"
Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар» 26 Января, 2005 00:00
Микаэл Таривердиев достаточно поздно встретил свою настоящую любовь. Роман композитора и пианистки закончился свадьбой. Увы, о счастливых годах своей жизни Вера Гориславовна, ныне вдова, почти не рассказывает, предпочитая словам дело.
"ЧТО-ТО МНЕ НАДОЕЛИ ФИЛЬМЫ ПРО ШПИОНОВ"
- Вера Гориславовна, когда Микаэл Леонович работал над "Семнадцатью мгновениями весны", вы ведь еще не были знакомы?
- О работе над этой картиной я знаю по его рассказам. А еще по партитуре к фильму... В 1996 году я переписала на киностудии имени Горького все пленки, записанные к "Семнадцати мгновениям". А это шесть часов музыки! Значительная ее часть использована в картине, но кое-что осталось за кадром. Для меня это было безумно интересно - постепенно я будто погружаюсь в атмосферу съемок. Фонограмма включала в себя и номер дубля, и собственно эпизод - например, проезд Штирлица по Берлину, - и голоса Микаэла Леоновича и режиссера Татьяны Лиозновой в промежутках между номерами.
Знаете, тогда я поняла, почему эта картина такой долгожитель и почему ее так любят зрители. Да потому, что на всех уровнях она совершенно замечательно сделана! Ее можно принимать или не принимать, но у нее есть свой неповторимый стиль, который впоследствии был широко растиражирован. Например, отступления, начитанные за кадром голосом Копеляна: "Личное дело такого-то", "Информация к размышлению" и другие. Все эти ходы, найденные в "Семнадцати мгновениях", потом часто использовались и в фильмах, и в спектаклях.
- Есть у картины и свое музыкальное лицо...
- Это получилось благодаря тому, что Таривердиев был профессионалом высокого класса - не только музыкантом, но и человеком кино.
- Есть такая профессия?
- А как же! Одно дело просто писать хорошую музыку, и совсем другое - чувствовать кадр. И так, как обычно работал над картинами Микаэл Леонович, мало кто мог. Он был в составе съемочной группы полноправным участником, приходил на съемки. Кстати, он долго думал, соглашаться ли ему писать музыку к картине о Штирлице. "Знаешь, - сказал он тогда, - что-то мне надоели фильмы про шпионов!". А потом нашел ход: главным для него стал не детективный сюжет, а внутренний мир героя. Отсюда и ностальгическая "Песня о далекой родине", и философская "Не думай о секундах свысока"...
И вот, найдя эту лирическую ноту, он дал согласие. А потом Таривердиев так увлекся, что начал как одержимый писать музыку... Интересно, что предложенная им тема далекой родины определила и режиссерскую концепцию Лиозновой. И начальные, и финальные кадры фильма, когда Тихонов, сидя на земле, смотрит по летящих на восток журавлей, сняты как иллюстрация к музыке Таривердиева. В сценарии этих сцен не было.
- Правда, что песен к фильму было написано не две, а гораздо больше?
- Предполагалось, что в каждой серии - а их планировалось восемь - будет звучать новая песня. Все они были сданы на студию в срок. Но когда начались съемки, в определенный момент фильм вдруг начал жить собственной жизнью - многое на съемочной площадке рождалось будто бы само собой. Тогда и Таривердиев, и Лиознова решили, что большое количество песен разрушит структуру картины.
Нет слов, песни замечательные, и слава Богу, они сохранились. Но, слушая записи, я поняла, как рождаются шедевры. Это происходит только тогда, когда человек может от чего-то отказаться, даже если оно сделано очень хорошо. Так, в процессе монтажа режиссер вырезает удачно снятые кадры, сцены и планы во имя того, чтобы сохранить жесткую форму и общее впечатление от картины.
Микаэл Леонович смог пожертвовать частью написанного, доведя тем самым музыкальное оформление картины до совершенства - ничего лишнего! Более того, музыка стала одним из действующих лиц фильма.
- Пожалуй, лучше всего это видно в сцене встречи с женой.
- Это была беспрецедентная идея в истории кинематографа вообще - сделать немую сцену, драматургия которой выстроена только на взглядах актеров и музыке. Там ведь убраны все шумы и ровно четыре минуты 17 секунд звучит музыкальная тема!
Изначально ее в сценарии не было. Но консультант картины - известный разведчик Семен Цвигун - во время съемок рассказывал множество интересных историй, в том числе как для разведчиков, живущих за рубежом по многу лет и скучающих без своих близких, устраивали такие встречи. Вот Лиознова и решила привнести в картину трогательный элемент.
Кстати, музыку к этой сцене Микаэл Леонович писал, когда съемки были в разгаре. И еще... Как известно, актеров Тихонова и Шашкову снимали по отдельности - они были заняты и никак не могли встретиться на съемочной площадке. Вот Лиознова и снимала эту сцену под музыку - помогала актерам убедительнее сыграть.
- Говорят, когда "Семнадцать мгновений весны" выдвинули на Государственную премию СССР, режиссер Татьяна Лиознова лично вычеркнула Таривердиева из списка предполагаемых лауреатов...
- В результате премию не дали никому. Спустя какое-то время была отмечена только сама Лиознова. С формулировкой: "За участие в создании картины "Семнадцать мгновений весны".
"ПОЗДРАВЛЯЮ УСПЕХОМ МОЕЙ МУЗЫКИ СОВЕТСКОМ ФИЛЬМЕ"
- С исполнителями знаменитых песен, если не ошибаюсь, тоже вышла история...
- Еще и какая! Пробовались практически все советские певцы - от Магомаева до Мулермана. Уже была готова фонограмма с записью Муслима Магомаева. Но Лиозновой все время казалось, что его, пусть и очень хорошему, исполнению чего-то не хватает. Она рискнула и попросила записать песни Иосифа Кобзона. Это было попадание в десятку! Магомаев обиделся.
- А что за история со знаменитой песней Франсиса Лея, мелодию которой, якобы заимствовал Микаэл Леонович?
- Кому-то показалось, что "Песня о далекой родине" Таривердиева местами напоминает шлягер Лея. История была по-настоящему страшной. Таривердиева обвинили в плагиате и посулили большие неприятности, его перестали приглашать на телевидение и радио, с ним перестали здороваться коллеги и знакомые. Апофеозом стала телеграмма, пришедшая на имя главы Союза композиторов СССР Тихона Хренникова: "Поздравляю успехом моей музыки советском фильме. Франсис Лей". Поползли слухи, что советское правительство, дабы избежать скандала, готовится уплатить Лею 100 тысяч долларов в качестве отступного.
Скандал приобретал воистину международный размах, и в дело вмешались "искусствоведы в штатском". Оказалось, что телеграмма отправлена... с Центрального телеграфа в Москве, а Франсис Лей претензий к Таривердиеву не имеет и никому ничего не писал. В чудовищном розыгрыше заподозрили Никиту Богословского, мастера на такие штуки, но, как говорится, не пойман - не вор. Микаэл Леонович внешне достаточно спокойно пережил происшедшее, но эти события и наложившаяся на них смерть матери стоили ему первого инфаркта.
- Симфония "Чернобыль", насколько я знаю, сыграла особую роль в жизни Таривердиева...
- И в его смерти тоже... Так случилось, что через несколько месяцев после Чернобыльской катастрофы, в сентябре 1986 года, Микаэлу Леоновичу предложили выступить перед людьми, работающими на станции. С такими просьбами тогда обращались ко многим известным деятелям культуры, но далеко не все соглашались. Таривердиев отказаться не смог... Вместе с нами тогда поехали Николай Крючков и Элина Быстрицкая.
Мы встречались и разговаривали с людьми, которые работали тогда на станции. То, что они рассказывали, ужасало: про смены длиной в... несколько секунд, про то, как ликвидаторы моментально схватывали смертельные дозы радиации. Страшно становилось уже при подъезде к зоне. Осень, деревья в золотых листьях, огромные тыквы на огородах, открытые окна в домах. И ни одной живой души нигде! Микаэл Леонович долго не мог понять, что же вокруг было не так, а потом потрясенно сказал: "Птицы молчат!".
После концерта, который проходил в Зеленом Мысе, Микаэл Леонович - а он, надо сказать, по природе своей человек очень любопытный - попросил, чтобы ему показали Чернобыльскую станцию. "Хочу все увидеть своими глазами", - сказал он.
Нам дали раздолбанный газик, респираторы-"намордники" и подвезли к станции на достаточно близкое расстояние. Впечатление оказалось настолько сильным, что проявилось не сразу. А в апреле 1987 года симфония для органа на Таривердиева, что называется, снизошла. Он сел за инструмент в домашней студии и на одном дыхании сыграл ее от начала до конца.
- Когда состоялась премьера?
- 1 января 1988 года в Концертном зале имени Чайковского. В январе же симфония была исполнена в Западном Берлине (тогда еще существовало это деление) - там состоялась грандиозная антивоенная акция! Но самой главной для Таривердиева была премьера "Чернобыля" в Киеве, все в том же, 1988 году.
Симфония "Чернобыль" состоит из двух частей: первая называется "Зона", вторая "Куда идем?" - реквием, мистическое произведение. Там есть все: и ощущение человеческого страдания, и интонация плача, и даже момент смерти, когда души отлетают и сливаются с космосом...
"ПРОТИВ БАЛЕТА "ДЕВУШКА И СМЕРТЬ" ВЫСТУПИЛИ МЭТРЫ БОЛЬШОГО"
- В последние годы жизни у Таривердиева было много мистических событий?
- И все они связаны с чернобыльской темой. Замечательный режиссер-документалист Ролан Сергиенко, который работал в Чернобыле, снял несколько картин, в том числе "Порог" и "По ком звонит колокол Чернобыля". Фильмы эти рассказывали о последствиях катастрофы, людях, работавших на станции, и их судьбах, суде над руководителями Чернобыльской АЭС. Узнав, что Таривердиев написал симфонию, Сергиенко обратился к нему с просьбой озвучить ею фильмы. Но дело в том, что по стилистике симфония к документальному кино никак не подходила. Поэтому Микаэл Леонович, хотя он никогда не работал в кинодокументалистике, написал оригинальную музыку для этих картин.
Совершенно мистическая, не объяснимая никакими материальными законами история произошла, когда записывали музыку к фильму "По ком звонит колокол Чернобыля". Дело было в нашей домашней студии. После записи главных тем: "Реквием" и "Голоса небесные" - решили сделать перерыв. Был жаркий день, и мы пили кофе, сидя у открытого окна. И вдруг услышали, что где-то звучит мелодия, которую только что записали. Но ведь этого не могло быть! Помню, Микаэл Леонович еще возмутился: "Не успел написать, и уже украли!".
Когда мы вернулись в студию и поставили пленку, чтобы прослушать тему еще раз, она оказалась пустой. Всем стало как-то не по себе: было такое впечатление, что музыка просто улетела в окно. Может, это связано с тем, что сам фильм по силе эмоционального воздействия получился очень страшным: похороны режиссера Шевченко, который получил смертельную дозу на съемках ленты "Колокола Чернобыля", кладбище погибших пожарных и ликвидаторов, которое само по себе является сильнейшим источником радиации, больницы...
Но на этом история с "Реквиемом" не закончилась. Тема эта все время преследовала Таривердиева, а он, будучи человеком впечатлительным, тяжело переживал это. Когда он делал последнюю в своей жизни работу - музыку к спектаклю о Марии Стюарт, - то сцену смерти Марии написал на основе большого фрагмента симфонии "Чернобыль" и назвал ее "Реквием". Пленку с записью мы отдали в театр и буквально на следующий день уехали в Сочи отдыхать. Больше Микаэл Леонович ничего написать не успел.
- Почему именно тема Чернобыля так волновала композитора?
- Он был уверен, что с этой катастрофой человечество переступило какой-то важный порог и непременно должно задать себе вечный вопрос: "Куда идем?". Микаэл Леонович обладал невероятной способностью чувствовать, редчайшей интуицией и понимал: то, что произошло в апреле 86-го, не просто несчастный случай - за этой катастрофой стоит нечто, связанное с историей человечества вообще. В книге, написанной им в последние годы жизни, есть слова: "Вы ждете, когда на вас прольется огненный дождь, ждете страшного суда, ждете апокалипсиса? Но конец света уже наступил. Он - здесь и сейчас!".
- Симфония "Чернобыль" была не единственным мистическим произведением Таривердиева?
- Незадолго до смерти муж написал балет "Девушка и смерть". Его готовили к постановке в Большом театре, танцевать там должны были Нина Ананиашвили и Андрис Лиепа. Но мэтры - Васильев, Максимова и Уланова - выступили против. Спектакль закрыли накануне премьеры. Никто из друзей Микаэла Леоновича не выступил тогда в его защиту. Сердце не выдержало, и Таривердиев слег.
Положение было настолько серьезным, что его на "скорой помощи" привезли к трапу самолета, вылетающего в Лондон. В английском Королевском госпитале светило современной медицины Терри Льюис сделал композитору сложнейшую операцию. Спустя некоторое время Таривердиев порекомендовал Евгению Евстигнееву, у которого был аналогичный диагноз, обратиться к Льюису. Операция прошла неудачно, Евстигнеев умер. А Таривердиева обвинили... в смерти актера.
Вскоре после этого Микаэл Леонович умер в сочинском санатории "Актер", в 151-м люксе, в котором теперь никто не селится. Ему стало плохо в пять утра. Дежурный медбрат пытался сделать укол, но не смог найти вену. Когда приехала "скорая", композитор умер.
- Мы должны были возвращаться в Москву, - вспоминает Вера Гориславовна. - Рано утром Микаэл Леонович вышел на балкон, закурил... и все. Мне показалось, что он просто улетел...

Ирина Салтыкова едва не утонула
Бывшая подопечная продюсера Александра Ягольника певица Алена ПЕТРОВА: "Пьяный Ягольник заставил меня раздеться и заорал: "Твои песни и голос никого не интересуют! Всем нужен только секс!"
Суперзвезда советского кино, одна из самых красивых актрис мира Татьяна САМОЙЛОВА: "Это была первая любовь - и у меня, и у Васи Ланового. Мы были детьми... Лишили друг друга невинности и счастливы были безумно"
Эдди Мерфи надоело платить налоги
Клара Новикова чуть не разбилась в самолете
Элизабет Тейлор больше не встанет с постели
Колина Фаррела взяли на горячем
Селин Дион расквиталась с вымогательницей
Виктория Бэкхем приобщилась к колонии
Андрей Губин избил костюмершу
Бритни Спирс споет в мультфильме Мадонны
Терминатор вернулся
Марию Каллас отравила родня?
Земфиру "обесхвостят"
Шериф сыграет святого
Жанну Фриске затопили нечистотами
Диего Марадоне сделали предложение
Заблудившиеся в пространстве и времени
Проигравшие
Лидеру "Чиж&Сo" Сергею Чигракову на юбилей группы подарили двух поросят
Американский актер Александр ДЬЯЧЕНКО: "Не знаю, что у Анджелины Джоли с губами - силикон или натура, но таких губ у белой женщины я больше не видел"
Вдова Микаэла Таривердиева Вера: "После "Песни о далекой родине" мужа обвинили в плагиате и разразился международный скандал"
Бывший первый секретарь Крымского обкома КПУ Виктор МАКАРЕНКО: "Километровые очереди за водкой в народе окрестили "петлей Горбачева"
Трехкратный чемпион мира, пятикратный чемпион Европы пловец Олег ЛИСОГОР: "Девушка мне говорит: "Не понимаю, как можно спорту отдавать восемь часов в день, а мне только полчаса"
Что в имени тебе моем?
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги