Горан БРЕГОВИЧ: «Невиданную славу мне нагадала цыганка...»
- Горан, ваша концертная программа в этот раз называется так же, как вышедший в прошлом году диск: «Шампанское для цыган». Признайтесь, почему: из любви к шампанскому или из уважения к цыганам?
- По второй причине. В моем «Оркестре для свадеб и похорон» немало цыган, и все они - замечательные, одаренные музыканты, даже несмотря на то, что некоторые из них не умеют читать и писать и букв не знают, не говоря уж о нотной грамоте. Но мне комфортно с ними, и среди них есть люди, которые играют в нашем коллективе по 15 лет.
Он феноменален, этот народ! Мудрый, древний, талантливый, многострадальный, выносливый, хранящий свои традиции, как никакой другой на свете, наверное... Одну, правда, я сейчас нарушить пытаюсь и надеюсь, что мне простят (улыбается).
Я родом из Боснии, и у нас на всю страну, представьте себе, только три цыганенка-школьника! Цыганские дети не обучаются, их родители не видят в этом необходимости, они живут как бы в государстве, но и вне его, и я с помощью благотворительных организаций пытаюсь с этим что-то сделать, потому что XXI век идет полным ходом, как это - быть безграмотным? Без учебы нельзя, нет образования - нет будущего, а я искренне хочу, чтоб у цыган оно было. Вы спрашиваете, почему такое название у концерта и альбома? Потому что мне хочется поднять тост за этот народ, пропеть ему здравицу и выразить веру в то, что выражение «живет, как у цыган» изменит смысл на прямо противоположный.
- Интересно, кто-то из представителей этого народа предсказывал вам судьбу? Может, цыганка по руке гадала?
- Откуда вы узнали? Это было давно, еще до балканской войны. Я был рок-звездой у себя на родине, а какая-то цыганка на вокзале, посмотрев мне в ладонь, сказала: «Тебя ждет великое будущее!». - «Да ну? - рассмеялся я. - Может, и слава?». Мне казалось, большей популярности, чем у меня тогда, достичь невозможно, все, потолок! А гадалка: «Невиданная, всемирная слава! И именно мы, цыгане, приведем тебя к ней».
Конечно, я не поверил. А кто бы поверил? Вспомнил ее слова уже после выхода картины «Время цыган» Эмира Кустурицы, к которой написал музыку. Так что мой вам совет: если цыганка вам скажет, что вы будете успешны и знамениты, верьте. Проверено.
- Кстати, о Кустурице. Он выступает в Киеве в то же время, что и вы. Не хотели бы с ним повидаться?
- Зачем? Наша история закончилась, причем счастливо как для меня, так и для него. Это жизненный этап, который нужно было пройти, чтобы каждый потом пошел своей дорогой.
- Помнится, однажды в интервью вы сказали, что режиссер он великий, однако музыкант посредственный...
- Я не слышал, что он последнее время играет, поэтому судить не буду.
- А вы в каких вообще отношениях? Пресса пишет, что не в очень хороших...
- ...и я не знаю, откуда эта информация берется: я не склонен давать развернутые комментарии по поводу своих отношений с кем-либо, да и Кустурица вроде тоже. К тому же нам обоим не до того, чтобы друг друга обсуждать, и завидовать друг другу мы не можем, мы ведь не конкуренты, а просто делаем то, что нравится. Мы не ругались с Эмиром, не дрались, если это вас интересует. Я благодарен ему за возможность попробовать себя в качестве кинокомпозитора.
- А с кем еще из известных режиссеров хотелось бы поработать?
- Ну, я думаю, Никита Михалков достоин лучших композиторов, чем у него сейчас (смеется). Но он так не считает. Когда-то, почти 10 лет назад, мне представился случай поработать с ним: предложили написать музыку к фильму, который продюсировала его студия, если не ошибаюсь, он называется «Турецкий гамбит».
Я взялся за работу и вскоре отослал две мелодии - как мне казалось, весьма подходящие. И тут звонок: «Это Никита Михалков. Нужно встретиться в Москве, поговорить». Пригласил на рюмку водки, а оказалось - на все 10... (Улыбается). На том сотрудничество закончилось. «Понимаешь, - сказал Михалков, - хорошие у тебя песни, но нам их больше не надо. Остальное допишет русский композитор, который сделает это быстрее».
- Вы любите кино? Какие фильмы вам нравятся?
- Не могу сказать, что люблю, потому что хороших фильмов, как на мой вкус, очень и очень мало. Это катастрофа: мне нечего смотреть! Нужно перелопатить тонны киномусора, чтобы найти одну жемчужину.
- Среди тех картин, к которым вы писали музыку, жемчуг попадается?
- Среди них есть такие, в которых звучит хорошая музыка (улыбается). Знаете, один из самых плодовитых кинокомпозиторов, если не самый - Эннио Морриконе. Но среди тех картин, в которых он работал, на мой взгляд, семь-восемь стоящих, и все.
Это не вина Морриконе, нет. В конце концов, композитор не обязан спасать фильм.
- Какую музыку вы слушаете - дома, в машине?
- Никакую. На этот вопрос у меня стандартный заготовленный ответ. Приходит домой старый гинеколог с огромным стажем работы, а там жена. Он смотрит на нее, вспоминает, что с ней надо бы время от времени делать, и думает: «Господи, и тут это! Я не хочу больше на это смотреть!». (Смеется). Так и я. Ничего не слушаю, кроме тишины, - это то, чего мне постоянно не хватает.
- У вас четыре дочери и внучка. Как они относятся к вашей музыке?
- Никогда не спрашивал вот так, напрямую, однако, сдается мне, дети считают меня старомодным. Вряд ли наш оркестр - их любимая группа.
- Вы хороший отец, как считаете?
- Это они потом скажут, когда-нибудь... Главную функцию родительскую - дать жизнь - я, во всяком случае, выполнил.
- Вы свою карьеру начинали в стриптиз-баре...
- ...это правда. Но во времена моей молодости стриптиз-бары были не такие, как сейчас. Там собирались не только любители посмотреть на голых женщин, выпить и покричать, но и всякие богемные личности: художники, писатели, музыканты. Это были клубы по интересам, маргинальные, революционные, и я даже горжусь, что начинал именно там.
- Что, неужели только с богемой общались и на голых женщин совсем не смотрели?
- Смотрел, конечно. Да и во время концертов иногда приходится. Недавно, например, был на гастролях в Мексике, и местные дамы так разошлись под наши песни, что стали раздеваться: снимать с себя лифчики и бросать на сцену! После выступления сразу же позвонил жене и все рассказал, пока она в газетах не прочла.