В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Телеоко

Даже если тебя съели, у тебя есть два выхода

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 11 Декабря, 2008 00:00
Завершилась вторая украинская «Фабрика зiрок»
«Последний герой», «Дом-2», «Фабрика звезд» — это еще не полный перечень программ одного формата, основанных на том, чтобы из многих выделить одного — сильного, хитрого, пробивного...
Анна ШЕСТАК

Известен такой старинный метод борьбы с крысами: поймать несколько, закрыть в ящике и ждать, пока останется одна. А потом выпустить ее — и больше не переживать: всех своих собратьев в округе крыса истребит. Метод более чем жестокий, тем не менее его удачно освоило телевидение: сначала западное, а затем российское и украинское.

ВСЕГДА ЛИ ПОБЕЖДАЕТ ТОТ, КТО ДОСТОИН?

«Последний герой», «Дом-2», «Фабрика звезд» — это еще не полный перечень программ одного формата, основанных на том, чтобы из многих выделить одного — сильного, хитрого, пробивного — и каждую неделю или каждый день на всех экранах показывать, как люди, закрытые в «ящике», кого-то «съедают» — голосуют против или заставляют уйти по собственному желанию.

Помнится, когда-то таким способом даже невесту для популярного композитора и певца Игоря Николаева выбирали. Вроде выбрали уже, да прямо перед финишем казус случился: потенциальная дублерша Наташи Королевой купилась на трюк организаторов. Те сообщили, что героя романа внезапно решили поменять и теперь им стал Николай Басков. «Ой, Коля, я же вас всю свою жизнь любила!» — расплакалась от счастья красавица. И выбыла из игры...

Зато конкурентка, сохранившая верность Николаеву, победила. Но свадьба так и не состоялась: видимо, девушка предпочла жениху денежный приз...

Самое страшное и в то же время притягательное в подобных программах — то, что в них все, будто в жизни, поэтому и называются они реалити-шоу. Присмотритесь — и вы узнаете в «Доме-2» родной офис. Включите дневник «Фабрики звезд» — и, если не повезет, вспомните школьные годы...

Кстати, не думайте, что до «крысиной» аналогии одна я додумалась. Создатели фильма «Новая земля», например, тоже все поняли. Вот фабула картины: в мире отменили смертную казнь, и приговоренных к «вышке» стало невыгодно содержать. Кто-то умный выдал: а давайте-ка свезем зеков на остров и оставим там. Не понравится — пожалуйста, убирайтесь на все четыре стороны. Вот только сначала доплывите до кнопки, вмонтированной в буй в ледяном море, и просигнальте. И не забывайте: все хорошее, в том числе еда, когда-нибудь кончается...
В ШОУ-БИЗНЕСЕ СЛАБАКИ НЕ НУЖНЫ

В Украине самым популярным реалити-шоу ныне является «Фабрика зiрок», которую показывают ведущие каналы — «Новый» и «М1». У нас она пока вторая по счету, хотя российские телевизионщики с десяток разменяли. Но суть программы что тут, что там одинакова: в уютной квартирке закрыли талантливых мальчиков и девочек.

Снабдили всем необходимым, познакомили с известными артистами, еще и высококлассных учителей наняли — чтобы было кому из алмазов бриллианты шлифовать: преподавать вокал, актерское мастерство, пластику и даже фотодело с психологией. Тот, кто шлифовке не поддается, из игры выбывает.

Вроде бы все нормально, ничего страшного, так и должно быть — в шоу-бизнесе слабаки не нужны. Да только за эволюцией «фабрикантов» наблюдать порой страшновато. Из симпатичных молодых ребят, которые горящими глазами смотрели на своего продюсера и первого помощника — успешную певицу Наталью Могилевскую и готовы были горы свернуть, многие превратились в расчетливых, гоняющихся за рейтингами полузвезд.

Полузвезда — это когда амбиций уже, как у настоящей звезды, а поводов для амбиций, увы, еще нет. Это когда по молодости лет веришь, что и без труда можно вытащить рыбку из пруда. И вправду, можно. Но только если она всплыла кверху брюхом.

«Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно» — избитая, но живучая фраза. Только кому нужно-то? Во-первых, самим «фабрикантам», чтобы их заметили, полюбили зрители. Во-вторых, телеканалу — чтобы было увлекательное зрелище. Тут телевизионщики не прогадали: что может быть увлекательнее человеческих отношений? Да ничего — доказано мыльными операми.
ФОРМАТ ЧЕЛОВЕКУ ДРУГ?

«Фабрика» же намного круче сериалов: персонажи не вымышленные, а живые — влюбляются, целуются, ревнуют, кричат, плачут, матерятся, дерутся по-настоящему, им больно в прямом эфире! К тому же еще танцуют и поют. А конец прямоэфирного сериала зависит от вас самих. Вы сами сценарист, не надо смотреть на героев, которые раздражают и бесят, все 100 серий, можно просто набрать телефонный номер — и убрать их.

Ах да, в-третьих, «фабрика» нужна мобильным операторам — чтобы денежки за фанатские звонки и sms-ки капали. И в-четвертых, кто-то же все-таки выиграет полмиллиона гривен на звездную карьеру, что совсем неплохо. Но ведь первым делом нужно «съесть» остальных, таких же талантливых и перспективных: выбирать, кого оставить, а через кого и переступить... Теперь помозгуем: хоть одна из целей оправдывает средство?

Финалистов «Фабрики» было шестеро, все они подписали контракт с продюсерами. Победили и сорвали джек-пот двое — Владимир Дантес и Вадим Олийнык. А что делать остальным, которым пришлось уйти?

Когда-то, в нужный момент, я услышала шутку: «Даже если тебя съели, у тебя есть два выхода». Не знаю, что со вторым, но один у «фабрикантов» точно имеется. Если всем не победить, какой смысл скопом бороться за победу? Бороться надо только за профессионализм, используя то, что тебе дали, и советуясь с теми, кто верит в тебя и знает больше. Чтобы не человек помогал телевизионному формату, а формат — человеку.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось