Народный артист Украины Виктор ШПОРТЬКО: «Любой из нас боится оказаться забытым, каждый артист всю свою жизнь аплодисменты считает — они наполняют смыслом его будни»
«ВСЕ РАЗГОВОРЫ О ТВОРЧЕСТВЕ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ КРИКОМ: ТОТ ХОРОШИЙ, ЭТОТ ПЛОХОЙ»
— Виктор, вы артист с внушительным стажем, звание народного получили совсем недавно... Как это вам удалось без высшего музыкального образования?
— Я был студентом института культуры, но диплом получить еще не успел, а что касается звания, оно никогда не было для меня самоцелью. После всесоюзного конкурса «С песней по жизни» 1979 года, куда от Украины поехали только двое — я и Нина Матвиенко, ко мне пришла известность. Кстати, мы оба вышли в финал и стали лауреатами, без всякой поддержки, в то время как, например, грузины привозили ящики я не знаю, чего там — деньги, башли... Потом мне присвоили заслуженного. А народным я стал только в 49. Работал при различных филармониях, гастролировал по всей Стране Советов...
— То есть полной мерой вкусили все прелести жизни эстрадных коллективов. Имею в виду друзей-подружек, бурные застолья и бессонные ночи...
— Да все было, конечно. И водку пили, Господи! Я же помоложе был. Это сейчас почти не употребляю. Врачи не советуют. А тогда мог себе позволить.
— Однако в компаниях вам, как ни крути, и теперь бывать приходится. А там, как известно, трезвый пьяному не товарищ.
— Я же не отказываюсь совсем! Свои 100 граммов выпью обязательно. И кроме того, я ведь не бука какая-то, не размахиваю руками: мол, никогда и ни за что, отстаньте и все такое! Просто теперь всегда могу сохранять человеческий облик. Потому что, признаюсь, когда был моложе и работал в Киевском мюзик-холле, компании у нас собирались крутые. После концерта... Можете себе представить: 100 человек?! Балет, оркестр, солисты... Гостиницы вечерами буквально взрывались от наших кутежей. Естественно, иной раз случался и перебор. Когда просыпаешься утром и не помнишь, что, к чему, почему, где ты вообще находишься и как тут оказался...
— И кто это спит рядом, как ее зовут...
— Вот-вот! Идешь и боишься смотреть людям в глаза. А если они улыбаются — ох, думаешь, слава Богу, пронесло! Значит, все было в рамках приличия. Хотя в артистической тусовке допустимы некоторые глупости...
— Простите, это вы о чем?
— Кто тусовался в этой среде, знает: все разговоры о творчестве там рано или поздно заканчиваются криком: тот хороший, этот плохой. Наверное, это беда всех артистических сборищ, эдакое наше «достояние». Причем все, особенно по молодости лет, считают себя чуть ли не гениальными. Отсюда и базары типа: «Пугачева?! Да она же безголосая! Ротару?! Разве у нее песни?! Она же кричит!». Понимаете? То есть самые талантливые — это те, кто в данный момент сидят за рюмочкой... чаю!
— А почему вы не попытали счастья в Белокаменной?
— Трудно сразу ответить на этот вопрос. Причин много. Не забывайте, что я уже тогда был солистом мюзик-холла. Однажды меня там услышал Саша Градский. «Витя, — говорит, — что вы делаете в этом балагане?! Я вам предлагаю хорошее дело: будете исполнять ведущую партию в моей рок-опере «Стадион». Мне нравятся ваш голос, диапазон, манера, стиль...». А я ему в ответ: мол, не могу — только женился, родился малыш, мне дали наконец-то гостинку. Градский взорвался: «Да что семья?! Что дети?! Только музыка! Искусство!..».
— И что же вы?
— Честно говорю: просто ис-пу-гал-ся. Он еще раз как-то позвонил, и все. Потом меня тянула к себе Ротару. Правда, она не сама мне звонила, а дважды со мной разговаривал директор Крымской филармонии Чернышов и столько же — ее художественный руководитель...
...Когда я еще находился в Днепропетровске, позвонил Володя Быстряков. Он знал меня по одной только песне с «Водограем», но вот буквально его слова: «Это класс! Это уровень! Я хочу, чтобы вы записали мою песню...». Мы действительно сделали с ним несколько вещей. Володя даже на какое-то время приютил меня: полгода я жил у него дома. И все те песни были живые, с оркестром, красивые! Но потом Леонтьев появился. Володя услышал его: «О!». И тут же переключился на Валеру. Потом стал писать для Саши Малинина.
«В ШТАТАХ ДРУЗЬЯ УСТРОИЛИ МЕНЯ НА РАБОТУ К ОДНОМУ АМЕРИКАНЦУ. Я У НЕГО СТРИГ ТРАВУ И ЦЕМЕНТ ТАСКАЛ...»
— Ваша самая длительная поездка за рубеж?
— Как-то просидел в Америке целых восемь месяцев. Концерты концертами, но у меня были еще и частные приглашения. А перед самым отъездом меня зазвала к себе домой семья американцев. Настоящих, заметьте, а не эмигрантов. Только успели перекинуться словом, смотрю, со всех сторон начали съезжаться машины. Оказалось, хозяева втихаря пригласили к себе соседей, друзей, знакомых: посмотреть на меня.
Думаю, не без затаенной надежды, что я им спою. У меня с собой был небольшой магнитофончик. Но и его хватило с головой: комната где-то метров 40-50. Поставил минусовую фонограмму и запел. А когда закончил, американцы подходили ко мне: одни выражали восторг, другие просто щупали от избытка чувств.
Кстати, при виде меня на улице нередко восклицали: «О, Рад Стюарт!». (У них там все, что пишется через «о», произносится с «а»). Вот углядели между нами сходство.
— А вы бы взяли и, чем черт не шутит, воспользовались этим обстоятельством!
— Если честно, я хотел сделать там англоязычную программу. Но как-то не хватило наглости. Постеснялся своего произношения... Подумал: та ладно, еще позориться!
— А вот Серов записал несколько песен на английском и преспокойненько выступал с ними на Западе. Никто его за это не съел...
— Ой, так я же знаю Сашу! Мы с ним прекрасно знакомы. Помню, распеваемся перед каким-то концертом и вдруг он начинает что-то напевать по-английски в своей зычной манере... А покойный Женя Мартынов, когда я приезжал к нему домой в Москву, первым делом усаживался за инструмент и затягивал: «Ши май ла-а-а... о-у-у... йе-е». Он, как и Саша, страшно любил Тома Джонса.
— Сегодня многие ваши ровесники яросно открещиваются от времени, в котором жили и творили. А вы?
— Несколько лет назад один мой хороший друг сказал: «Шпортько, ты певец застойного периода!». На что я ответил: «Сам знаю». Да, у меня были песни про солнце, которое вставало, а мы шли на работу. Ну и что?! Шпортько тоже хотел звучать на радио, показываться по телевидению... Чего лукавить: я же рос и формировался под определенным идеологическим прессом. И в октябрятах побывал, и в пионерах, был комсомольцем. Куда теперь от этого денешься? Но вот в партии — никогда. И меня не заставляли туда вступить ни в армии, нигде.
Не скрою, у меня были гражданские песни. Но исполнял я их искренне! Как то: «Нельзя в этой жизни гореть вполнакала...» на слова Рождественского, благодаря которой, если разобраться, и стал лауреатом всесоюзного конкурса. Когда я стоял там на сцене, у меня из глаз сыпались искры! Я верил в Икара. Вера вообще должна быть всегда. Не в коммунистическую идею, нет. Но вот в братство какое-то, что ли. Было в этом нечто зажигательное.
— И вы не подумывали свалить из СССР? Положа руку на сердце?
— Отчего же, думал. Вот в последний раз, когда находился в Штатах восемь месяцев с сольными концертами... Впрочем, скажу вам честно, почему проторчал там так долго. Друзья устроили меня на работу к одному американцу. Я у него стриг траву, высаживал кустики, цветочки, клумбочки, делал заборчики из кирпича, чтобы подзаработать немного деньжат. И цемент таскал, помогая ему в ремонте квартиры. Между делом выступал на каком-нибудь концерте и снова возвращался...
Затем меня пригласил местный союз украинцев на «Союзівку», базу отдыха. И я работал у них: пел три раза в неделю в баре. А еще продавал свои аудиокассеты, которые они выпустили. Ну и, помимо этого, иногда давал концерты... Встретил там Ярослава Гнатюка, работавшего когда-то солистом радио и телевидения и уехавшего за океан несколько лет назад. Так вот, он стал там дьяком. Ему дали домик, особняк, машину. Жену устроили в магазин. И я себе мыслил таким манером: я-то поющий, почему бы и себе не попробовать?! Начал даже разнюхивать все это дело. Но не сумел довести его до конца.
— Что помешало на этот раз?
— Поймите, остаться на свой страх и риск и ждать у моря погоды? Семью же не вызовешь ни за что. Значит, мыкаться там в одиночку. И что бы я там делал? Вот так корячился да травку сеял? Это все заработок эпизодический, несерьезный... Петь, как здесь, я там не смогу...
— Почему?
— Мы там не нужны. В Америке требуются деловые люди, с узкой специализацией. А для меня этот поезд уже ушел. Вот будь я моложе лет на 30, тогда... Но в 45 пора задуматься над тем, а что же дальше?
— По-моему, с вашим голосом и профессионализмом вы запросто могли бы получить нормальную работу, допустим, в кабаке. Не пытались?
— Почему?! Друзья дважды возили меня в бруклинские рестораны. В одном меня даже узнали: там работал руководитель ансамбля из Харькова. Я исполнил в программе две песни. Принимали хорошо. Подошли директор, хозяин заведения. Хвалили. Благодарили. Но потом мой знакомый и говорит: «Понимаешь, тебе же нужны большие площадки, солиднейшая аудитория. Зачем профессионалу этот кабак?». И я все понял. У них работало всего четыре солиста плюс оркестр. Выступали только три раза в неделю: с пятницы по воскресенье. И все, что успевали за это время заработать, шло им в карман. А тут какой-то Витя со своим голосом!
— Складывается впечатление, что вы фаталист до корней волос и никогда не брыкаетесь, если в жизни что-то не заладится.
— Плыву по течению и не сопротивляюсь?
«ДИРЕКТОР САШИ СЕРОВА МНЕ ГОВОРИЛ: «ХОРОШИХ ПЕВЦОВ У НАС МНОГО, А ТАКАЯ ЯМОЧКА НА ПОДБОРОДКЕ ТОЛЬКО У НЕГО!»
— Без спонсоров, которые могут реально помочь, сегодня никуда, но вот Юрий Лоза рассказывал, как ему в молодости, во время работы с Алибасовым в «Интеграле», приходилось терпеть ненавязчивые домогательства мужчин, от которых зависело его сценическое и творческое будущее...
— Со мной ничего такого не было. Хотя сейчас, пусть и со смехом, но иногда думаю: отдался бы, наверное, кому угодно, только бы из этого дело вышло!.. Впрочем, нет, в армии у меня был случай с руководителем художественной самодеятельности. Но понял, куда он, идиот, клонил, я уже потом. Вдруг догадка пронзила, что он ко мне клинья подбивает. И я как-то от него боком-боком и в сторонку. Но тогда я об этом мало что знал.
— В судьбе исполнителя, согласитесь, многое зависит от умения раскрутиться. Взять, к примеру, того же Павла Зиброва...
— Ну-у, Паша!.. Он еще недавно играл в оркестре на контрабасе и аккомпанировал мне. Потом запел романсы под гитару... Понимаете, он все-таки моложе меня, к тому же фактурнее. У него пышные усы, шевелюра. А кому из молодых понравится Шпортько с его длинным носом и морщинами?! Как ни крути, Зибров выигрывает...
Мне однажды директор Саши Серова сказал: «Хороших певцов у нас много, а такая ямочка на подбородке только у него!». Вот и Паша нравится женщинам. Их завлекают его сталинские усищи, голубые глаза. Кроме того, нельзя не принимать во внимание круг друзей. Того же Юру Рыбчинского, конечно, вы можете спросить: а кто мешает?
— Считайте, уже спросил.
— А я как раз и не найду, что ответить. Наверное, просто устал бороться. Ну лень мне заниматься этим. А вот Паша — молодец. Он мне очень нравится. У него запоминающаяся манера держаться на сцене. И при том, что работает мужик в традиционной манере. Клуб любителей женщин, созданный им, тоже работает на его промоушн. Паша чувствует конъюнктуру, слушателя. Так же, как и Поплавский.
А как сегодня Виталий Билоножко работает? У него же сплошь — попса! Повсюду танцевальность идет. А все потому, что любой из нас боится оказаться забытым. И неправда, когда кто-то говорит, что самое главное — красиво спеть, а сколько хлопков будет в зале — не важно. Каждый артист всю свою жизнь считает аплодисменты. Они нужны ему, потому что согревают, ободряют, наполняют смыслом его будни.

Экс-депутат Госдумы Константин БОРОВОЙ: «Именно Порошенко будет судить Путина или, по крайней мере, свидетельствовать против него в Гаагском суде»
Российский журналист Олег КАШИН: «28-летняя танцовщица акробатического рок-н-ролла Екатерина Тихонова — это на самом деле дочь Путина Катя»
Экс-советник президента России по экономической политике и экс-личный представитель Путина в «Большой восьмерке» Андрей ИЛЛАРИОНОВ: «Когда четверо кандидатов в наследники из пула молодых силовиков — Николаев, Бордюжа, Степашин и Путин — перед глазами Ельцина прошли, он, огнем, водой и медными трубами их испытавший, практически не допускающий вариантов выбор сделал: Путин, и, думаю, тот, кто попытался бы провести эту работу даже не тогда, в 99-м году, а сегодня, анализируя интеллектуальные, волевые и прочие качества претендентов, скорее всего, аналогичное решение принял бы»
Российский политтехнолог и публицист Станислав БЕЛКОВСКИЙ: «Количество жертв Путина не интересует, он идет вперед, и Украина для него лишь пространство торговли с Западом»
В Москве в Лефортовской тюрьме вторую неделю содержится многодетная россиянка Светлана Давыдова, которую обвиняют в государственной измене. В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» российская правозащитница, навестившая Давыдову в камере, рассказала, как власть РФ пыталась получить от задержанной «нужные» показания и «провернуть дело по-тихому»
Вкус к присвоению чужого
242 дня
Народный артист Украины Виктор ШПОРТЬКО: «Любой из нас боится оказаться забытым, каждый артист всю свою жизнь аплодисменты считает — они наполняют смыслом его будни»
«Путин, вон с поля!», или Стоит ли Украине отнимать у России чемпионат мира по футболу?
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги