Юрий АНТОНОВ: «Антуражем я никогда не бываю и в хоре не пою — я сам по себе»
(Продолжение. Начало в № 7 )
«КРУТОЙ СКАЗАЛ: «ТАКИМ КОЛИЧЕСТВОМ ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСЕН, КАК У ЮРЫ, ПОХВАСТАТЬСЯ, НАВЕРНОЕ, НИ ОДИН АВТОР НЕ МОЖЕТ»
— Раньше популярные песни шлягерами называли, сегодня хитами зовут, а подсчитать, сколько у вас песен, которые народ любит и шлягерами либо хитами
![]() |
| «Море, море — мир бездонный...», 80-е годы |
считает, не пробовали?
— Как-то у меня очередной юбилей был, и телевидение интервью у Игоря Крутого брало (мы с ним, с Игорьком, очень дружим). Он сказал: «Таким количеством популярных песен, как у Юры, похвастаться, наверное, ни один автор не может».
— Ни один — это правда!
— Я как-то совершенно спокойно к этому отношусь: для меня все они одинаковые, хотя каким-то, конечно, предпочтение отдаю. «Нет тебя прекрасней» — это, безусловно, знаковая в моем творчестве вещь, а еще «Зеркало», «Море», ставшая популярной благодаря фильму «Берегите женщин» и мультфильму «Ну, погоди!»...
— Да только начни перечислять!..
— Я иногда даже путаюсь, думаю: «Что же в концерте мне петь, как все уместить?», но это невозможно, понимаешь — даже четырех или пяти часов не хватит.
— С кем из поэтов вам легче всего писалось, кто буквально с полуслова вас понимал, и, кстати, писали сначала вы музыку или они — стихи?
— По-разному — вот, например, Леонид Фадеев, с которым я очень долго работал и огромное количество песен сочинил (то же «Море», «Я вспоминаю»)... Впервые мы с ним в ресторане Дома композиторов встретились — он пришел, никому как поэт не известный, но достаточно успешный ученый-химик, доцент. Скромный, интеллигентный человек, его фамилия Гендель на самом деле...
— ...бывает...
— Музыкальная, между прочим: Моцарт, Гендель... (Смеется). «Юра, — сказал, — я стихи пишу, хотел бы познакомиться, показать...». Я: «А сейчас у вас что-то есть?». — «Есть. Где бумажка?». Бумажки не было — только салфетка — и вот прямо на ней он текст написал, а назывался он «Анастасия» (смеется). Это были первые его стихи, к которым я музыку сочинил, и потом уже масса песен пошла. До сих пор — удивительная вещь! — на каждом концерте люди просят: «Анастасию», «Анастасию», но в программе у меня ее нет...
— Жаль — нежная песня такая...
— ...но для исполнения сложная, высокая — прежде чем ее петь, 20 раз подумаю. Хотя сейчас решил, что, наверное, все-таки нужно в программу ее возвращать, раз народ требует.
«НА УЛИЦЕ КАШТАНОВОЙ» ЗА 10 МИНУТ НАПИСАЛ, ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ?»
![]() |
| С композитором Игорем Крутым. «Знаком я с ним очень давно — еще с тех пор, когда он руководителем ансамбля «Поющие гитары» был» |
— Песни, которые вы за несколько минут писали, были?
— Да, конечно.
— Например?
— Пример очень хороший — как-то Игорь Шаферан позвонил: «Юра, слушай, меня тут из Крыма попросили — у них юбилей назревает — песню сделать. Текст я уже сочинил, могу продиктовать». Я, разумеется: «Давай, Игорек» — у нас тоже дружеские отношения были...
— ...прекрасный поэт!..
— ...очень уважаемый! Он продиктовал, у меня хорошее настроение было, я за фортепиано сел — у меня чешское дома стояло, Petrof называлось... Сел за него, короче, несколько раз текст почитал... Я, прежде чем какую-то музыку писать, представляю, в каком примерно ритме она должна быть, какой исполнительский стиль, какой ритм у барабанов — в общем, ритмическую структуру рисую. Прикинул так: раз-два-три... Ну, может, не пять минут сидел, а 10, но песня сама три минуты длится — «На улице Каштановой» она называется.
10 минут писал, представляешь? Звоню Шаферану: «Игорь, готово!», а он мне: «Ты что? — я еще позавтракать не успел!». (Хохочет). Говорю: «Послушай». Трубку телефонную положил, сыграл ему, спел, «Как?» — вопрос задал и слышу: «А-а-а! Супер! Супер!». Ну, не знаю, какой там «супер» был — я, честно говоря, так отнесся: ну, заказная песня — и ладно, а нужно было еще ее записать и в записанном виде крымчанам передать: они вроде деньги какие-то заплатили, по тем временам немалые, и я, значит, на фирму «Мелодия» позвонил — у меня очень хорошие отношения с оркестром их были. Там выдающиеся музыканты играли, в частности, Игорь Кантюков такой был, басист, с которым мы долгое время еще по оркесту Кролла дружили. Замечательный был басист, потрясающий композитор, и я ему говорю: «Игорек, такая история: песню на фирме «Мелодия» записать надо, и мы ее заказчику отошлем». — «Хорошо, аранжировку на 3.15 сделаем» — то есть быстро.
Я на «Мелодию» пришел, нам студию на полчаса дали, ребята аранжировку сделали, я спел, мы все это на пленочку — бобиночку такую маленькую, на три минутки — записали, и я Шаферану звоню: «Песня готова, можно отсылать». Пленку ему передал, то, се... Не знаю, он ли это сделал, но, скорее всего, он: у Игоря ведь связи на радио были большие — в общем, туда отдал ее, а я и знать не знал! Через несколько дней Игорь говорит: «Слушай, эфир разорвался, люди радио письмами завалили — эту песню просят». Я: «Да-а-а?». Тут же группу свою подтянул, студию мы нашли, аранжировку хорошую сделали — модную, с гитарами, и я понял: попал в точку.
— Интересно, а сами вы стихи писать никогда не пробовали?
— Пробовал.
— Не пошло?
— Ну, это такое занятие, что нужно сильно мозги напрягать, — не моя профессия, но, собственно говоря, несколько текстов я сочинил. Не скажу, хорошие они или плохие — так, нормальные, песенные, это не поэзия в каком-то высоком смысле, а подбор слов, который в какой-то мере помогает человеку, особенно если непростой мелодией окружен, а может, даже и простой, но приятной. Вот «На Арбате», например, — песня, которая по радио сейчас звучит и хорошо в хит-параде радио «Шансон» поднимается, есть еще несколько песен — не буду называть, в общем-то, они не очень на слуху, но поэзия — это не мое основное занятие, можно сказать, совсем не основное, поскольку главное — это, конечно, сочинение музыки.
«ПАФОСА Я НЕ ПЕРЕВАРИВАЮ — ЛЮБЛЮ ГДЕ-ТО В ТИШИНЕ, НА ТРАВКЕ, НА ПЛЯЖИКЕ ПОЛЕЖАТЬ, ТИХО ПРОЙТИ, ЧТОБЫ НИКТО ДАЖЕ НЕ ВИДЕЛ»
— Ваши хиты многие популярные исполнители пели: кто, на ваш взгляд, — композитора, отца этих произведений — лучше всех это делал?
![]() |
| С Игорем Николаевым и Леонидом Агутиным. «Как человек я много лет назад сформирован, и вкусы мои не меняются...» |
— Отвечу, опять к Игорю Крутому вернувшись. Знаком я с ним очень давно — еще с тех пор, когда он руководителем ансамбля «Поющие юнги» в Николаеве был: он только начинал, я уже — пф-ф-ф, весь из себя такой был, но мы встречались, разговаривали, наши дружеские отношения то затухали, то вновь разгорались. Несколько лет назад он позвонил: «Юр, слушай, ты ведь знаешь, у нас «Новая волна» — мы хотели бы творческий вечер твой сделать», а я всегда...
— ...пафоса избегаете...
— Да, страшно это все не люблю. Вот, допустим, юбилей какой-то — и у меня внутреннее напряжение жуткое: не перевариваю этого. Люблю где-то в тишине, чтобы никто не трогал, на травке, на пляжике полежать, тихо пройти, чтобы никто даже не видел, а он: творческий вечер... «Ты знаешь, Игорь, — ответил я, — что-то я не очень настроен». Он: «Ну, ладно», а какое-то время спустя снова звонит: «Юра, давай все-таки подумай. Хочу хороший состав артистов тебе предложить — они твои песни петь будут...». Ну, я подумал: «А че? Пусть поют».
Собственно говоря, не очень я люблю, когда песни мои исполняют — как правило, это без моего ведома происходит, а вообще, у автора должны разрешения спрашивать, да и как-то не совсем хорошо получается, неудачно. В этом смысле диджею я благодарен, одному из самых популярных (как зовут, из головы вылетело), который песню без моего разрешения взял и сделал ее...
— ...хорошо?
— Ну, так, как сделал, — дело в том, что я сначала страшно напрягся, хотел по судам его затаскать, на куски разорвать, но мне позвонили и сказали: «Слушай, твоя песня во всех ночных клубах звучит — с ночи до утра: поют, танцуют...». — «Какая?». — «Я вспоминаю». — «Как это?». — «Ну, вот так» — и оказалось, на самом деле, поэтому я очень ему благодарен и сейчас во всеуслышание могу об этом сказать. DJ Smash, по-моему, или как-то еще зовут его — неважно, они какие-то имена для себя придумывают, которые попробуй запомни, а Крутой предложил: «Давай исполнителей отберем» — и полтора десятка фамилий назвал: все звезды российской эстрады. Я: «Игорь, слушай, а как?». — «Не волнуйся, все хорошо будет — я гарантирую», и с чужой интерпретацией моих песен только в Юрмале я столкнулся: первая репетиция у нас за день до концерта была.
Леня Агутин, выдающийся композитор, музыкант, исполнитель, с Анжеликой Варум потрясающе «20 лет спустя» спели — у меня даже вопросов к ним нет, Сергей Лазарев великолепно «Анастасию» исполнил, Пресняков достаточно своеобразно сложную песню «Дорога к морю» показал, но что меня поразило — Лепс восхитительно «У берез и сосен» сделал, Валерия — «Несет меня течение».
Ребята, одним словом, очень серьезно, ответственно подошли: ну, они серьезные исполнители, понимают, что на 3.15 номер здесь не пройдет. Шикарный концерт, на мой взгляд, получился, Тина Канделаки и Ксения Собчак вели потрясающе — мне кажется, это лучшее ведение на «Новой волне» за всю ее историю было: как ведущие они выше всех похвал. Я, в общем, такой заряд энергии получил! Очень Игорю благодарен, потому что, если бы не он, никогда в жизни о творческом вечере даже не подумал бы.
«ЭСАМБАЕВ В ПАПАХЕ НА ШИРОКОМ ДИВАНЕ СИДЕЛ, ПОДЛОЖИВ ПОД СЕБЯ НОГИ, И КАЖДЫЙ ЧАС К НЕМУ ПРИХОДИЛИ ГОСТИ. ПОВАР ЕГО ОТ ПЛИТЫ НЕ ОТРЫВАЛСЯ: С УТРА ДО ВЕЧЕРА ВАРИЛ, ЖАРИЛ, ПАРИЛ...»
— В 83-м году вы солистом Чечено-Ингушской филармонии стали и с Махмудом Эсамбаевым, насколько я знаю, сдружились. На Кавказе, в Чечне, вам жилось хорошо?
— Должен тебе сказать, что мало, наверное, людей моей профессии, которые знали бы чеченскую жизнь, как я, — я ведь много раз там бывал, в их филармонии с 83-го по 86-й год работал.
Когда мне звание заслуженного артиста Чечено-Ингушской АССР присвоили, в некоторых газетах издевательские статьи появились: вот, мол, приехал, звание получил — и увез, но те, кто их писали, забыли совсем, что там три года моей жизни прошли. Я очень с Махмудом Эсамбаевым подружился — это гордость чеченского народа, исключительной доброты человек и, по-моему, с колыбели депутатом Верховного Совета СССР был...
Жил в скромной однокомнатной квартирке на последнем этаже многоэтажки возле Белорусского вокзала, и двери туда не закрывались! Махмуд в папахе на широком диване сидел, подложив под себя ноги, и каждый час к нему приходили гости. У него повар был, который от плиты не отрывался: с утра до вечера варил, жарил, парил, — все время гостей угощали, и я тоже там часто бывал. Эсамбаев замечательный был человек, души невероятной, слова «нет» просто не знал. Все к нему с просьбами приходили: с квартирой помоги, с работой, здоровье поправить, и все выполнялось!
— Чеченцев и ингушей за те годы вы поняли?
— Конечно: мы же туда приезжали часто, на стадионе ручных игр «Спартак» работали — это такая открытая спортивная площадка тысячи на три людей, наверное. «Биток» там всегда был, специально для нас сцену строили и большой красный плакат вешали: «Юрию Антонову пламенный кавказский привет!». По всему Северному Кавказу мы выступали, а администраторами у нас были два брата, которые всю эту территорию держали: концерты всех артистов проводили только они. Мы таким образом и в Дагестане, и в Северной Осетии, и в Кабардино-Балкарии побывали — у меня много воспоминаний хороших. После концерта на белых «Волгах» на Терек выезжали, на берегу, под небом, усыпанным звездами, ковры расстилались, в свете фар не столы накрывались, а...
— ...скатерти-самобранки...
— ...не то слово! Рыба любых сортов, черная икра в трехлитровых банках...
— ...Каспий же рядом, еще бы!..
— ...такие клецечки местные, которые из пшеничной муки или кукурузной делаются, соус из чеснока и мясо, но варилось оно долго — может, полдня: оно такое необыкновенное было! Или говядина, или баранина...
— Как вкусно вы рассказываете!
— Мы сидели: кто на карачках, а кто не очень привык, на коврах лежал, но самое главное — коньяк «Вайнах» пили, который в здоровых бутылях привозили, и ни в одном глазу! Что влияло, непонятно: или воздух...
— ...или звезды...
— ...или атмосфера доброжелательности, которой чеченцы нас окружали.
— Хорошие они люди?
— Очень своеобразные. В полной мере понять их сложно — это древняя такая культура со своими законами, принципами жизни, на наши совершенно не похожими, поэтому их или принимать нужно, или не принимать. Не знаю, сложный вопрос, но я там только с добрыми сталкивался людьми, и потому определенное мнение у меня сложилось. Во-первых, я помню Грозный — совершенно замечательный город, зеленый! Жили в нем все: чеченцы, ингуши, русские, евреи, грузины, армяне, азербайджанцы... — да кого только там не было!
— И что с ним сделали, да?
— Господи, даже понять не могу! — как это могло произойти, в голове не укладывается. У меня о Чечне самые лучшие воспоминания — в разные аулы меня привозили, и это потрясающая была экзотика: огромный забор, заезжаешь — там городок целый, и ты какую-то скамеечку видишь, где пожилой человек сидит: огромная, седая борода, на голове папаха, и все вокруг него бегают, все ему угождают...
Знаешь, это очень важно — уважение к старшему: вот два брата родились — один на пять минут раньше на свет появился, и второй должен беспрекословно ему подчиняться. Старший — это как Бог! — что аксакал скажет, то и закон.
— Здорово!
— Да, а у нас старших не очень-то слушают. Ну, почитают — на газетных страницах, а в жизни-то что происходит? Чтобы ветерана войны ударили, ордена забрали и чуть не убили? — на Кавказе это попросту невозможно!
Конечно, отношения были потрясающие, уважительные. Я в гостинице «Кавказ» напротив здания Совета Министров республики жил, у меня люкс всегда был. После концерта на балконе мы шашлычки накрывали — это замечательно было, и поэтому тоже время то вспоминать приятно.
«ВДРУГ ИЗ ЗАЛА ДОНЕССЯ КРИК: «ХАЛТУРА-А-А!». Я ОПЕШИЛ, ПОТОМУ ЧТО КАКАЯ ХАЛТУРА? — РАБОТАЛИ МЫ ВЖИВУЮ, НИКОГДА ПОД ФОНОГРАММУ НЕ ПЕЛИ...»
![]() |
| Творческий вечер Юрия Антонова на «Новой волне» в Юрмале, 2009 год. «Шикарный концерт, на мой взгляд, получился, Тина Канделаки и Ксения Собчак вели потрясающе, я такой заряд энергии получил» |
— Из-за того, что какое-то время вы членом Союза композиторов не состояли, песни ваши не издавали: не сомневаюсь, что коллеги, более маститые, но менее популярные, отчаянно вашему сумасшедшему успеху завидовали, и слышал, что в Куйбышеве (ныне Самаре) какой-то скандал разразился, после которого вас вообще на несколько лет от телевидения отлучили...
— Ну да, года на два.
— И травлю устроили?
— Сильную.
— Что же произошло?
— Я даже не понял, собственно, что. (Пауза). Знаешь, я, наверное, слишком вольно стал себя на сцене вести. Были же каноны советского периода, когда человек в строгом костюме с галстуком выходил и «А-а-а...» — с оловянными глазами, не шевелясь, пел, ведь нельзя, чтобы лицо эмоции выражало. Двигаться тоже не положено было, а я, видимо, эту грань перешел — незаметно, потому что у нас вокально-инструментальный ансамбль был, мы два трейлера аппаратуры возили — уже тогда. Свет, все! — во все регионы Советского Союза, кроме, разве что, Дальнего Востока, а музыка, которую играли, даже шлягеры о любви, как песни о свободе, воспринимались. Не любовной, конечно, которая вседозволенность предполагает, а о свободе человеческих отношений, которые словно открылись. Раньше они в замкнутом состоянии были, а тут вдруг люди любовь воспевать начали, ту же свободу, хотя и не буквально, словами, но кому-то казалось, что и это уже чересчур. Ну и во Дворце спорта в Куйбышеве я вышел на сцену, аншлаг был, выступаем — песни же известные, популярные, — народ поет, хлопает, а первый ряд вообще без эмоций. А кто там сидел?
— Обком...
— ...горком — все чиновники, и я говорю: «Ой, я понимаю, что люди в первом ряду билетов не покупали...». Как-то так, я уже точно не помню — давно это было, в 87-м. Может, кого-то задел, может, не так надо было, но все это не со злобой сказал, а в шутку — на первом концерте. На втором повторить попытался, и в это время из зала донесся крик: «Халтура-а-а!».
— Да вы что?!
— Да! «Халтура-а-а!» — явно поставленным голосом. Я опешил, потому что какая халтура? — работали мы вживую, никогда под фонограмму не пели...
— ...с такой аппаратурой к тому же...
— ...с таким светом — все за копейки им привезли, понимаешь? Билет-то три рубля стоил (пять — это вообще супер, в первый ряд!), и я со сцены ушел — мы почти полное отделение спели или уже второе начали, не помню, но у меня такое нервное состояние было, что отрезал: «Все, петь не буду». Конферансье вышел: «Извините, по техническим причинам концерт окончен» — люди тихо встали и ушли, ничего страшного.
Утром директор Дворца прибегает: «Третий концерт у вас отменили». Я опешил: «Кто?». — «Первый секретарь обкома». — «Почему?». — «Ну, за недостойное поведение, и вообще, из города вас высылают». — «Как это высылают, что за дела такие? Ни фига, будем работать!».
Приехали мы на третий концерт — там, значит, барьеры уже стоят, зрителей в зал не пускают. Ты представляешь, люди билеты купили — и пять тысяч человек на улице держат?
— Кошмар!
— К нам какие-то люди в штатском подходят: «Концерт не состоится — езжайте лучше в Москву». Я: «Ни фига, у нас аппаратура стоит». Директор мой, Слава Бейлин, громкоговоритель берет... Пусть земля ему будет пухом! — он умер недавно...
— ...замечательный был человек!..
— ...да, на протяжении 30 лет мой товарищ. Берет, в общем, громкоговоритель и кричит: «Дорогие товарищи, концерт состоится!». Тут же руки ему заломили — и в машину: там уже мусора стояли (милиционеры, прости), но мы прошли в зал, я сказал администраторам, что все равно будем работать. Ах, так? Опустили занавес кинозала (там ведь еще и кино показывали) — и группу от зрителей отсекли...
Ну, в гостиницу мы приехали, к нам администратор местный пришел и попросил: «Садитесь немедленно в поезд и уезжайте», и в Москву мы вернулись, после чего началось такое... «Правда», «Советская культура» разгромные статьи напечатали: мол, Антонов такой-сякой — невоспитанный, скандальный... — вот, собственно, и вся история.
«КОГДА У МАККАРТНИ СПРОСИЛИ, ИЛИ ОН КОГО-ТО ИЗ НАШИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ЗНАЕТ, ПОЛ ОТВЕТИЛ: «МНЕ КАССЕТУ ЮРИЯ АНТОНОВА ПЕРЕДАВАЛИ, И МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ»
— Это правда, что вы были единственным в Советском Союзе певцом, о котором лестно отозвался сам сэр Пол Маккартни?
— Ну, это уже преувеличили все, раздули, а на самом-то деле было так. Из организации «Международная книга», с которой я активно сотрудничал (если спросишь, как я в Финляндию выехал и диск там записывал, — все через них) позвонили: «Юр, представитель Пола Маккартни в Советский Союз приезжает, мы переговоры о записи пластинки Back In The USSR ведем и, скорее всего, через фирму «Мелодия» ее запишем, но ты понимаешь, в чем дело? Он с женой прилетает, все дела, а у нас средств нет: ты не мог бы поучаствовать, принять?». Я пообещал: «Хорошо» — и, значит, в первый кооператив, который в Театре на Таганке открылся, поехал — наверху там кафе сделали, кооперативное. Ну, может, не первое, но второе. Договорился, быстренько на кассету песни свои записал, в кармашек ее положил — ну, я должен был банкет оплатить, понимаешь?
— Конечно!
— Я же приличные деньги тогда зарабатывал, и принять людей таких было просто за честь. Стол накрыли — ты себе не представляешь! — а когда узнали, кто это... Очень известный администратор, представитель Пола Маккартни и даже внешне на него, кстати, похож — приятный мужик. Выпивали-закусывали по полной программе, и ребята из «Международной книги» ему говорят: «Юра — известный наш композитор — хотел бы кассету для Пола передать, чтобы тот послушал». Отдал я ее, администратор пообещал: «Конечно, все сделаю», и расстались мы где-то под утро (смеется) — веселые, жизнерадостные... Никаких промилей тогда не было, так что я до дома доехать отважился, а через некоторое время «Комсомольская правда» с Полом Маккартни интервью публикует. Его спросили, или он кого-то из наших исполнителей знает, и сперва он сказал, что нет, а потом добавил: «Хотя знаю — мне кассету Юрия Антонова передавали, и мне понравилось». Ну а «Комсомольская правда» — это же тиражи какие!
— Почти 23 миллиона в то время!
— Да! — и вся страна сразу об этом заговорила.
«Я УЖЕ КОНЬЯЧКУ ПОДВЫПИЛ И ВДРУГ СМОТРЮ: МИМО ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК С УСИКАМИ ИДЕТ — В ТВИДОВОМ ПИДЖАКЕ С ЗАПЛАТКАМИ НА ЛОКТЯХ. ДУМАЮ: «ЧТО ТАКОЕ? ПРОТЕР, ЧТО ЛИ?». ЭТО БЫЛ МАРКЕС...»
— Слышал еще, что Настасья Кински вам руку поцеловала...
![]() |
| «Я, наверное, слишком вольно стал себя на сцене вести. Были же каноны советского периода, когда человек в строгом костюме с оловянными глазами, не шевелясь, пел, а я эту грань перешел — незаметно» |
— О-о-о, история потрясающая! Я в ту пору на пике популярности находился, и тут Московский международный кинофестиваль очередной. Гости его в гостинице «Россия» селились, которой уже нет, и большой ресторан там был, где все вечерние встречи проходили. Участников было много, не все туда могли попасть, но основные, самые главные, конечно же, попадали, а у меня стол на все дни фестиваля был забронирован: официанты знакомые, директор тоже... Часов так с 10-ти вечера ресторан набивался: ну, там все звезды были — ты себе даже не представляешь! За одним столом Меньшов Володя с Верой Алентовой сидели, известный итальянский кинорежиссер, женой которого Джульетта Мазина была...
— ...Федерико Феллини...
— ...да, Роберт де Ниро с приемной дочерью...
— ...ничего себе!
— Она симпатичная такая, брюнетка (манекенщицей вроде была), а у меня фотоаппаратик-мыльница, который из-за границы мне привезли, потому что в Советском Союзе их еще не было, — блестящий, красивенький. Володя увидел: «Юра, сфотографируй с Феллини!». Я снял их — он был мне очень признателен, ну а мой стол рядом, я с приятелем сидел, и два места у нас было свободных. Где-то часов около 12-ти ночи знакомый мой появляется — известный в тусовке товарищ, подходит и говорит: «Юра, ты не позволишь — тут вот Настя Кински с кинопоказа приехала: голодная, с мужем...», а мужем ее в то время был египтянин.
— Вы, наверное: «Нет, мужа не надо, а она пусть присаживается»...
— Не-не-не, так не получалось: они втроем, а было два стула, и я сказал: «Ну, хорошо, возьмите еще стул, присаживайтесь». А у нас стол по полной программе: водка, вино, икра черная — и я смотрю: Кински с каким-то смуглым лысоватым человеком появляется: на тебя похож, только потемнее.
— Красивая она?
— Очень — не то что даже красивая, а приятная, непосредственная, и в этой непосредственности невероятная заключалась нежность. Ну, сели они, я ей черной икры на бутерброд намазываю — и протягиваю, а она берет и мне руку целует: я чуть с ума не сошел, клянусь! Она в узбекском халате пришла, в тюбетейке, шароварах, каких-то туфлях с загнутыми носками — экзотическая: у меня фотография с ней осталась. Вечер прошел очень здорово: мы выпивали, закусывали, шум невообразимый стоял — человек, наверное, 300 сидело: все мэтры нашего кино, зарубежные гости... Я уже коньячку подвыпил и вдруг смотрю: мимо пожилой человек с усиками идет — в твидовом пиджаке с заплатками на локтях. Думаю: «Что такое — протер, что ли?» (у нас в Советском Союзе понятия об этом не было — это ж лет 25 назад!). Когда проходил мимо, я его за пиджак дернул, а он так остановился, посмотрел на меня с недоумением... Я предложил: «Коньячку с нами не выпьете?». Кински что-то по-английски ему сказала, он согласился, я налил... Оказалось, известнейший колумбийский писатель...
— ...Маркес?
— Да! — представляешь?
— Фантастика!
— Выпил, икорочкой закусил — и к своему столу направился, а Настя тому армянину, который привел их, сказала: «Это Маркес, писатель знаменитый».
— Это правда, что вы за границу одно время хотели уехать?
— Ну, уехать... А кто не хотел? — полстраны хотело! (Хохочет).
— А куда?
— В Америку. Это 76-й год, по-моему, был: массовый отъезд евреев, а у меня жена еврейка была — Ида, в Ленконцерте работала. Порядочная женщина, приятная, и как-то сказала: «Ты знаешь, мы семьей уезжать собрались». Я: «Да? Может, и меня прихватите?». — «В принципе, это возможно»: одним словом, я выехать им помог и расходы все оплатил — они достаточно большие были. У меня тоже все документы на выезд были готовы, и перед отъездом в Минск отправился — к отцу и матери...
— Отговорили?
— Да. Представляешь, возвращаюсь и говорю: «Ида, я не поеду». Она: «Как?!». — «Ну, ситуация семейная — не могу». Она уехала, я ей помог, и пусть это каких-то денег стоило, считаю, что хороший поступок совершил: человек совершенно другую жизнь начал.
— О том, что остались, никогда не жалели?
— Ну, какой-то период жалел, но сейчас, конечно же, нет.
— В советское время такая мощнейшая организация существовала ВААП, и многие ваши коллеги-композиторы говорили мне, что в месяц благодаря ей и 10, и 15, и 20 тысяч рублей зарабатывали. По слухам, вы самым богатым советским композитором были (ну, если самым успешным, то, понятно, и самым богатым), и на книжке у вас якобы миллион рублей лежал — это правда?
— Ну, поболе! Знаешь, я всегда достаточно скромен был, да и обстоятельства тратить не позволяли. Ну, представь: с девушкой в Хаммеровский центр на Красной Пресне приходил, шли в ресторан, две бутылки вина заказывали — «Саперави», «Мукузани» или «Гурджаани», полный стол закусок брали, икру красную и черную...
— ...за все 25 рублей платили...
— ...35 (улыбается) — хорошее было время!
— И людьми же себя чувствовали...
— Казалось, что не в деньгах счастье, но с другой стороны, деньги ощущение независимости дают, а независимость эту в Советском Союзе не воспринимали ну никак.
— Тем не менее состоятельные люди, у которых накопления лежали на книжке, их потеряли — в начале 90-х, когда все эти чудеса с обменом купюр и обесцениванием вкладов начались, а потом в 98-м, когда дефолт случился, вообще все у всех погорело. Говорят, вы едва ли не единственный в СССР человек, кого знающие влиятельные друзья предупредили о грядущих катаклизмах заранее, и все свои сбережения вы спасли...
— Да, это правда. У меня в Министерстве финансов знакомый был (достаточно высокую должность он занимал и вообще человек очень хороший), и он позвонил: «Хочу поговорить». Я приехал (он по телефону общаться не стал). «Надо что-то делать, — сказал он, — потому что серьезные события назревают». Ну, кое-чего мы сделали...
— ...а что именно?
— Распространяться об этом я не хотел бы, но он мне очень помог, и, конечно, я с горечью воспринимал то, что народ был буквально раздавлен: это было гораздо хуже, чем то, что недавно на Кипре произошло, потому что многие потеряли все. Что интересно, спустя много лет, может быть, лет восемь назад, мне позвонили: «Придите, пожалуйста, в сберкассу — мы хотим с вами поговорить». Я приезжаю, а они: «Вы знаете, вам деньги пришли — из Центробанка, это компенсация за сбережения». Я: «Да вы что? Какая компенсация? — я забыл уже, что там было...», но достаточно приличная сумма получилась, кстати, и не только я получил — многие. Хотя большая часть денег из оборота была у меня выведена, меньшая все же оставалась, и я ее потерял. Молодой был и как-то по-другому к деньгам относился — они были нужны, чтобы...
— ...с девушкой в ресторан сходить...
— ...ну да — что же еще?
«Я О «МЕРСЕДЕСЕ» МЕЧТАЛ: БЫЛ С ВЫСОЦКИМ ЗНАКОМ, А ОН ИМЕННО НА ТАКОЙ МАШИНЕ, СИНЕ-ГОЛУБОЙ, ЕЗДИЛ»
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «С пиратами вы до сих пор боретесь или пиратство непобедимо?» — «Непобедимо — как и коррупция: это параллельные структуры» |
— Крышу над головой уже вы имели, «вольво» приобрели...
— Да, машину купил — это вообще фантастика! Я о «мерседесе» мечтал — был с Высоцким знаком... Нас замечательный саксофонист Леша Зубов свел — у него на квартире я Володю встретил, хорошо так с ним познакомился...
— ...а он на «мерседесе» ездил...
— ...сине-голубом, и, конечно же, я губу раскатал, думал: как, как? Но — никак. Возможность только одна была — разрешение ЦК КПСС либо ЦК ВЛКСМ. Случайно с одним из руководителей отдела культуры ЦК ВЛКСМ познакомился, сидели мы в ресторане, общались, речь об автомобилях зашла, и он пообещал: «Юр, я тебе помогу». Разумеется, я не поверил: ну, космонавты получали, ну, дети членов Политбюро...
— ...Карпов на «мерседесе» ездил...
— Ну, он-то понятно: чемпион мира! — а я поначалу с трудом верил, что машина и у меня будет, но он сказал: «Через недельку зайди», а когда я пришел, услышал: «Нужно составить письмо». Ну, составили, и я на стоянку УпДК (Управления по обслуживанию дипкорпуса. — Д. Г.) отправился. Снежная зима, сугробы, а это был Южный порт. Приехал, гляжу — забор трехметровый, какая-то дверка с глазочком, звонок, а уже часов пять было, темно.
Звоню, тишина, снова звоню — слышу, идет кто-то. Из-за двери кричит: «Кто там?!». Я громко: «Да я вот с письмом...». — «С письмом? Ну щас». Дядька открывает, а там стоянка автомобилей, снегом засыпанная, и масса машин — иностранные все: и «мерседесы», и всякие. Мужик этот на меня смотрит: «Слушай, я тебя знаю!». Я: «Да-да-да, у меня от ЦК ВЛКСМ письмо». Он читает, а там разрешение на продажу. «Ты какую хотел машину?». — «Мерседес». — «Нету». — «А вот же, я вижу...». — «Проданы все!». Я опешил: «Как же так?». — «А вот так». Я, честно говоря, расстроился: так добивался, мечтал, а он успокоил: «Да ты не волнуйся, дам я тебе машину хорошую — я же тебя узнал». Берет лопату — и из-под снега автомобиль откапывает, представляешь? Потом метелкой обмел, я смотрю — «вольво».
— Вы в курсе хоть были, что марка такая есть?
— Ну, разумеется, но сказал: «Да нет, я «мерседес» хочу». Он руками развел: «Напрасно — это новая машина, две тысячи километров всего проехала: у нее только в стекле трещина и правая фара разбита». Открывает авто, я сажусь, а там заводской запах — новяк! Оказалось, это автомобиль военного атташе аргентинского посольства был: он его сдал почему-то — уезжал, наверное, а у нас в тот момент первая станция «вольво» открылась. Короче, взял я эту машину — уговорил он меня.
— Сколько же она стоила?
— 14 тысяч рублей.
— А «волга» — девять с половиной...
— Тут же эти деньги я заплатил, а приходил с другом — по национальности он грузин, маленький такой сипатичный парень, но духовитый-духовитый! Сели в машину, тот мужик говорит: «Тут рядом отдел ГАИ есть — поезжайте, номера вам дадут». Я уж не помню, где это было: давно же, 84-й год, но близко совсем. Подъезжаем, лейтенант вышел: «О, Юра, привет! — мы тебе хорошие номера сделаем». Бесплатно, так, по-человечески! — и номера мне дал: Ю3333МО (смеется). Поставили их на машину — и мы поехали, а ехать — ну, кайф невероятный: особенно для человека, который лучше «шестерки» машины не видел (хохочет).
Едем, я думаю: «Где же заправиться?». Заправок тогда в Москве вообще не было, темно, как у негра в... — и тут вспоминаю: заправка возле Дома кино есть. Приезжаем туда — представляешь, где Южный порт, а где Дом кино? Еле дотянули: дядька бензин нам залил из какого-то ведра, которое на стоянке было... Заправились, в ресторан Дома кино пошли, отметили.
— Тоже заправились...
— Ну, чуть-чуть. Выходим, машин ночью — ноль, никого нет!
— Пустая Москва...
— Темно... Я в то время на улице Мосфильмовской жил, снимал там квартиру, а обедал всегда в ресторане гостиницы «Националь».
«НА ОДНОМ САМОЛЕТЕ «Ю. АНТОНОВ» БЫЛО НАПИСАНО. Я СПРОСИЛ: «МОЖЕТ, ОДНОФАМИЛЕЦ КАКОЙ-ТО?». — «НЕТ, ЭТО В ЧЕСТЬ ВАС»
— Тоже неплохо...
— На улице Горького оно находилось. Туда в два часа на обед все поэты приходили: Пляцковский, Шаферан — кого только не было! Сидели островками — по интересам, и я пришел — на следующий день, машину возле окон поставил и говорю: «Ребята, я всем шампанское ставлю!» (оно дешевое было — три или пять рублей)... Они: «С чего это вдруг?», а Шаферан очень интересный был человек, всегда с подозрением смотрел: что такое? «Да я, — им открылся, — машину купил». — «Маши-и-ину? Ну, пойдем посмотрим». Выходим, а там же сразу отель «Интурист» за углом, «волги» интуристовские стоят, «вольво», «мерседес» какой-то... Они спрашивают: «Где же твоя машина?» — думали, снова «жигули». Я подхожу: «Вот она!» — ты бы эти глаза видел!
— Обрадовались за вас...
— (Смеется). Внешне обрадовались, но внутри, наверное, чуть-чуть съежились.
— Когда после перестройки кооперативное движение началось, у артистов деньги настоящие появились, но и рэкет ведь начался — на вас он не наезжал?
— Никогда, а вот слухи, что песни мои эти ребята любят и на зонах везде слушают, до меня доносились... Нет, никто ничего не вымогал — наоборот, где-то выступить приглашали, деньги платили.
— С пиратами вы до сих пор боретесь или пиратство непобедимо?
— Непобедимо — как и коррупция (хохочет): это параллельные структуры.
— Я знаю, есть самолет «Юрий Антонов»...
— ...был...
— ...«боинг 737»: признайтесь, ваш?
— Нет, просто в Калининграде компания находилась, у которой свои самолеты были, несколько «боингов» (по-моему, она потом разорилась — не из-за меня, конечно), так вот, на одном из них «Ю. Антонов» было написано. Я спросил: «Может, однофамилец какой-то?». — «Нет, это в честь вас». Я чрезвычайно рад был — приятно ведь (улыбается).
— Вы до сих пор профессиональной вершиной в мире музыки группу The Eagles считаете?
— Спорный вопрос — мне просто очень она нравится, и знаешь, почему? В своем музыкальном направлении это сверхсильная группа, поскольку суперпрофессионалы собрались, которые умеют играть, петь, сочинять, аранжировки делать — создавать музыку, скажем так. Люди немолодые, огонь, воду и медные трубы шоу-бизнеса прошедшие и долгие годы на американской сцене превалирующие, а что в них поражает — меня лично? Совершенно потрясающее умение аранжировать песни (я имею в виду, конечно, последние годы), большущее обаяние этих музыкантов — они ведь уже очень взрослые, кто-то чуть моложе меня, кто-то моего возраста, и играют фантастически, как молодые не могут: это уже этот коллектив возвеличивает.
Я на выступлении их в «Олимпийском» был — конечно, не мог не пойти, хотя сейчас редко на концерты хожу: меня эта музыка уже за... гм! Тишины и покоя хочется, и лучшая музыка для меня — пение птиц, однако потрясающим звучанием этого коллектива и необычным исполнением я был поражен. После них еще несколько гастролеров, известных американских исполнителей, приезжали, которые также в «Олимпийском» выступали, но по звуку это небо и земля.
— На нынешней российской эстраде кто-то вам нравится?
— Конечно — Леонид Агутин, Григорий Лепс: стопроцентно! Как человек я много лет назад сформирован, и вкусы мои не меняются, любому направлению искусства я, с точки зрения профессионала, оценку могу дать — оно может не очень мне нравиться, но я же слышу и вижу, как оно сделано. Мне Саша Маршал приятен, честно тебе скажу: мы хорошо с ним знакомы, замечательный парень...
— ...профессионал...
— ...очень сильно раскрылся, и знаешь, Оля Кормухина потрясла, которая по собственному желанию на много лет в тень ушла, годы творчества потеряла, но сейчас через телевизионные эфиры в популярной программе «Две звезды» прорвалась и песню мою потрясающе спела. Она вообще человек что надо, и муж ее Леша Белов — гитарист прекрасный, один из лучших у нас в стране. Мне очень жаль, что долгие годы людям свое творчество они не дарили. Ушли в религию, и я понимаю их, но не надо же о народе забывать, который, собственно...
— ...ждет...
— ...да, и, пользуясь случаем, я поздравляю Олю с победой, с тем, что она снова нас радует.
— Вы всегда особняком на эстраде стоите, ни к каким группам не примыкаете, а однажды сказали: «Петь в тусовке Пугачевой я никогда не буду»...
— Нет, это исказил кто-то, я так не говорил никогда, потому что с большим уважением к Алле Борисовне отношусь. Правильнее сказать так: антуражем, б... я никогда не бываю, нигде. В хоре не пою...
— ...в массовке не участвую...
— ...да — сам по себе.







Экс-председатель Службы внешней разведки Украины Николай МАЛОМУЖ: «Януковича упустили умышленно»
Евгений ЕВТУШЕНКО: «Ненька предков моих — Украина, во Днепре окрестившая Русь, неужели ты будешь руина? Я боюсь за тебя и молюсь»
Российская правозащитница Людмила АЛЕКСЕЕВА: «В победе Савченко я не уверена. Наши власти безжалостны — упорство может стоить ей жизни»
Юрий АНТОНОВ: «Антуражем я никогда не бываю и в хоре не пою — я сам по себе»
Военное положение. Что это значит?
Электро-Шокин, или Как стать кумиром Украины за несколько часов
Синдром взаимного развращения
Страшна ли Гаага Путину? Самые громкие приговоры и их исполнение
Отец Героя Небесной сотни Владимир ГОЛОДНЮК: «Мне важно знать имя не того, кто нажимал на курок, убивая моего сына, а кто отдавал приказ»
Юрий ШУХЕВИЧ: «Дмитрий Гордон не к сыну «фашиста Шухевича» приехал, не к узнику сталинских лагерей, не к преступнику и изменнику Родины, а к человеку, чья жизнь сложилась так, как сложилась, и менять ее поздно, да и незачем»
Главный врач санатория «Червона калина» заслуженный врач Украины Николай СИВЫЙ: «Еще недавно пудовую гирю не по одной сотне раз тягал, но уже полгода как это занятие оставил. Зато по-прежнему каждое утро — 30-40 минут зарядки, потом по четыре-пять километров за день прохожу»
Тень Азарова нависла над Януковичем, или Папередники возвращаются
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги