В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Откуда берется начальство?

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 26 Февраля, 2010 00:00
Достаточно осторожно, но со все большей определенностью высказывается мысль, что подбор нижестоящего начальства исключительно по принципу преданности начальству вышестоящему - занятие довольно опасное.
Виталий КОРОТИЧ
Достаточно осторожно, но со все большей определенностью высказывается мысль, что подбор нижестоящего начальства исключительно по принципу преданности начальству вышестоящему - занятие довольно опасное.

Конечно, имею в виду опасность не личную - особы, допущенные к кормилу, ее до поры до времени не признают. Но руководство, сращенное приятельскими отношениями, прежде всего настораживает с точки зрения государственной, потому что выталкивает наверх людей случайных, умеющих разлить по рюмкам бутылку на корпоративном или депутатском междусобойчике, но понятия не имеющих о деловом разделении госбюджета или того хуже - путающих государственный бюджет с личным. В общем, вопрос, откуда берется начальство, с повестки дня никто не снимает. Но важен весь процесс, в котором сращены разные, взаимозависимые люди.

Социологи, например, выяснили, что квалифицированные работники чаще всего увольняются, когда не видят для себя перспективы в устоявшемся кадровом кумовстве, обижены тем, что личная преданность кому-то наверху ценится больше, чем преданность делу.

Согласно современным исследованиям, около половины людей, готовых сменить место службы, недовольны прежде всего тем, что их недооценивают, не позволяя реализовать образовательный или деловой потенциал. Это очень серьезно. Конторы любого уровня - вплоть до правительственного - нуждаются в амбициозных, умелых работниках, которых надо понимать и беречь.

Большинство из тех, кто достигает успеха быстро, - одержимые люди. Они знают, чего хотят, часто идут напролом, убежденные, что «кто не с нами, тот против нас». Многие постсоветские лидеры большевистской школы вроде Ельцина были таковы, не переводятся они и сегодня. Эти начальники любят покорность и похвалы. По себе знаю, насколько легче внушить такому, что идея, которую ты придумал и собрался внедрить, - его собственная. Не умея устоять перед лестью и чужими идеями, эти лидеры управляемы и туповаты.

Больше неожиданностей сулят начальники-актеры, взбрыкивающие непонятно когда. Приятель-режиссер говорил мне, что взял бы к себе в труппу россиянина Жириновского хоть сейчас (не упоминаю украинских аналогов). Такие лидеры опасны своей поверхностностью, но они эффектны, могут обаять и отдельного собеседника, и толпу. Народ их любит, как издавна любит клоунов. Эти деятели успешнее других в переговорном процессе. Но часто за спиной болтливого лидера может сложиться отряд, который займется делом. Это может быть хорошо, а может - опасно, потому что очень трудно поддается контролю.

Бывают еще начальники загадочные, замкнутые в себе. Многозначительностью они когда-то понравились «большому боссу» и с тех пор молчат, но при этом, случается, не мешают работать другим, за что им спасибо. Также существуют начальники, которые пыхтят-работают сразу за всех, - я когда-то сам был таким, нервируя сотрудников и вмешиваясь во все задания...

В общем, начальство и подчиненные всегда препятствуют или помогают друг другу. Упомянутые и не упомянутые типы смешаны почти в любом обществе, и если не учитывать их разнообразия, насаждать в коллектив кого попало, лично преданного «бо-о-ольшому руководителю», можно провалить любое дело. Всегда - перед выборами, а особенно после них - мы размышляем о том, кому с кем работать и во имя чего. Материала, чтобы сделать выводы, как правило, сколько угодно. Надо только поразмышлять, постигая закономерности.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось