Армен ДЖИГАРХАНЯН: «Телевизор лучше не включать — дольше проживешь...»
- Привез в Киев спектакль - «Театр времен Нерона и Сенеки» по Эдварду Радзинскому. Мне очень нравится эта пьеса, очень! Во-первых, с Нероном у меня старые счеты - я его 10 лет в «Маяковке» играл, еще в прошлом веке. Слышишь, как звучит, да? А в нынешнем играю Сенеку, так как для Нерона слишком... Не старый, все-таки мудрый, наверное. Мне так больше нравится. Ну а во-вторых, сама по себе пьеса сложная, заставляет думать: почему моралист Сенека воспитал тирана? должен ли ученик превосходить учителя, а если должен, то в чем? что такое власть, философия и есть ли философия у власти? какова связь между демократией и тиранией? Нерон же неспроста стал тем, кем стал, у него есть свое объяснение: все вокруг молчали и позволяли делать что угодно. Вот тебе и связь...
А вообще, трудно сказать, о чем спектакль, и это хорошо. Мы ведь уже привыкли к простому, арифметичному, такому, как дважды два - четыре. И виновато в этом прежде всего телевидение, которое изо всех сил навязывает свое мнение. Актер еще не успел появиться в кадре, а нам уже вещают: «Смотрите, смотрите! Вы от него обалдеете, он выдвигался на «Оскар»... Правда, неизвестно, получил или нет. А я вот не знаю, что такое «Оскар»! Это для меня не показатель. Показатель - когда ты смотришь на человека на экране или на сцене и взаимодействуешь с ним, проживаешь то, что он пытается тебе сказать. Когда веришь - вот самое главное.
В театре, кино, да в любом виде искусства, мне кажется, важнее всего - не лгать. Поэтому я, у которого были истинно великие учителя в профессии, настоящие Мастера, теперь говорю, что учусь только у детей, причем очень маленьких, и у животных. Их натуральности, естественности. Если бы мы умели так жить на сцене! Посмотрите, как они плачут, радуются, кусаются, не принимают тебя или наоборот - это же эмоции, настоящие, их невозможно подделать! Может, это смешно звучит, но у меня был кот Фил - и я, глядя на него, постигал актерское искусство. Всему научился или нет, не знаю, но что старался - это точно.
На спектакли коллег время от времени хожу, но чаще всего разочаровываюсь - когда слышал о постановке одно, а увидел другое. Сам сейчас занят только в «Театре времен...», потому что не хочу играть в плохих пьесах. Слишком простых, быстро постижимых. Произведение искусства, на мой взгляд, не должно иметь смыслов, которые можно просчитать. Оно, как радуга, его нельзя разделить на цвета, иначе радуги не будет, а будут лишь разноцветные полоски, как на рисунке первоклассника.
В кино не снимаюсь: не зовут. Наверное, считают, что уже хватит: раз кто-то подсчитал, что ты рекордсмен по количеству сыгранных ролей, то все, сиди дома, надоел. Да и нет сейчас, мне кажется, фильмов, в которые стоит любыми путями прорываться.
Последние годы я главных ролей не играл - дядю Петю или дядю Васю, и то это давно было. Так что мы с кино существуем отдельно: оно обходится без меня, я - без него. И смотрю-то его нечасто, потому что телевизор теперь лучше не включать: дольше проживешь... Если включаю - расстраиваюсь.
Гляжу в экран и думаю: «Какого же гадкого вы обо мне мнения! Наверное, очень плохо выгляжу, как какой-то дебил...». А как иначе объяснить? Раз они предлагают мне передачи для дебилов, значит, я и есть дебил.
Сейчас в моде разные шоу, где люди поют. В Украине их полно, в России тоже такое есть, «Голос» называется. Его рекламируют везде, где только можно: «Ребята, это уникальные, удивительные голоса!». Но я-то понимаю, что Паваротти лучше пел!
Страшно даже не то, что нам навязывают, кого любить, кого осуждать, а что мы так внушаемы. Готовы изменять своим вкусам, предпочтениям, убеждениям и соглашаться со всем, что слышим с телеэкрана. Сказали: «Это выдающийся актер» - и все, достаточно. Купили билет, пришли к нему, сидим в зале, ждем. Он выходит на сцену, еще ничего не сказал, не сделал, а мы ему уже хлопаем! Я в таких случаях задаю вопрос: «Зачем? А вдруг вам не понравится?». И каждый раз перед выходом на сцену волнуюсь: примет ли зритель то, что я делаю? Как-то не хочется получать аплодисменты только потому, что я Джигарханян. Или за то, что мне почти 80...
Да, я брал тайм-аут - несколько лет в театре не играл. Искал мотивацию. У спортсменов есть понятие «мертвая зона» - когда бежишь дистанцию и прямо на дорожке начинаешь думать, зачем тебе это надо. Со мной случилось то же самое. Я служил в прекрасном Театре Маяковского, играл главные роли - и вдруг с ума сошел, взбесился, что ли. И ушел.
Сейчас, когда уже своим театром руковожу, вспоминаю времена, когда был просто актером, как самые светлые: от меня же зависело только то, как сыграю! Ко мне никто не приходил с жалобами, что течет крыша, нужно стелить рубероид, причем срочно, потому что если пойдет дождь, зрителям вода будет литься на головы...
Чего хотелось бы? Знаешь, дочка, с удовольствием озвучил бы еще один мультик. Всегда по-доброму вспоминаю, как здесь, в Киеве, работал с Давидом Черкасским над «Островом сокровищ». Какой фильм! Какие ребята! Вот если бы предложили что-нибудь подобное - согласился бы сразу, не раздумывая. Я вообще мультики люблю. И сказки. Давным-давно, когда был молодым и красивым, играл Медведя в «Красной Шапочке» - это была моя самая любимая роль. Мог творить на сцене что угодно! Если режиссер говорил: «Что это ты делаешь?», отвечал: «А я Медведь, мне можно все, попробуй меня проконтролируй!».
Планы... Ты знаешь, в моем возрасте, наверное, смешно о них рассуждать. Я надеюсь только на себя. На свои силы, на близких, которые меня кормят и дают мне лекарства. Ну и на Бога, конечно. Вот заговорили о планах - и вспомнилось, как однажды я попал в гости к тирану-убийце Чаушеску.
Мы с театром в Румынии гастролировали, и нас пригласили в его дворец. Сидели, долго ждали - появился вождь, нас всех куда-то повели. Оказалось - в зал, к накрытому столу. Я сразу пришел именно к тому месту, где стояла табличка с надписью: «Джигарханян». Так вот и жизнь - ведет нас куда-то, расставляет по местам. В конце концов, у каждого будет своя табличка...

Писатель и дипломат Сергей ГЕРМАН: «Степан Бандера погиб от цианистого калия, но это стало известно только потому, что убийца лидера ОУН Богдан Сташинский сбежал на Запад»
Выдающийся композитор Оскар ФЕЛЬЦМАН: «Когда я заканчивал новую песню, мой маленький сын Вова — ныне один из наиболее выдающихся пианистов мира — спрашивал: «Папа, когда ты умрешь, эта песня останется?»
Известный как якобы лидер солнцевской организованной преступной группировки Михась бизнесмен и меценат Сергей МИХАЙЛОВ: «Не став депутатом Госдумы, я сначала подумал: «Значит, мне это не нужно», а уже потом, по прошествии времени, понял: «Господи, как хорошо, что меня ты отвел!»
50-летняя Ингеборга Дапкунайте в третий раз вышла замуж
Знаменитый паралимпийский легкоатлет Оскар Писториус застрелил свою любимую в День святого Валентина
67-летний голливудский комик Стив Мартин впервые стал отцом
Российские актеры Игорь Петренко и Екатерина Климова расстались
Злата Огневич возьмет на «Евровидение» свой счастливый микрофон
Армен ДЖИГАРХАНЯН: «Телевизор лучше не включать — дольше проживешь...»
Алексей Маклаков стал отцом в четвертый раз и был бы не против — в пятый
Сильвестр СТАЛЛОНЕ: «Было мне 10 или 11, когда спрыгнул с крыши нашего дома с открытым зонтом, словно с парашютом, и поломался... Папа сказал: «Этот мальчик никогда не станет президентом— он идиот!»
На что потратить миллиард?
Никита ДЖИГУРДА: «Творчество Дмитрия Гордона — это своеобразный духовный глюон, который объединяет антиподов»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги