Сергей ПОЯРКОВ: «Этого вонючего петуха Бузину я простил — как Колесников простил Луценко»
«САМАЯ ДОРОГАЯ МОЯ РАБОТА УШЛА ЗА 45 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ»
- Сережа, в своих интервью вы часто рассказываете об особняке, в котором живете, о самолете, купленном в прошлом году...
- Главное, что я это с удовольствием показываю. В отличие от художников, которые свистят о своих доходах, предпочитаю говорить о тратах, потому что рассказы о заработках, как правило, тотальное вранье. Когда у людей что-то не получается, они хвастаются мнимыми достижениями.
Например, литераторы, чьи книги выходят скромными тиражами, кричат, что они писатели номер один. И поскольку они единственные, кто так считает, спорить с ними бессмысленно. Но самые большие лгуны, конечно, художники и политики. Разница лишь в том, что вторые любят врать в сторону преуменьшения своих доходов, а первые, наоборот, врут, как дорого стоят их работы на аукционах, как за ними охотятся коллекционеры... Поскольку реальных продаж у таких сказочников обычно нет, они реализуются в области раздувания щек и сосания лап.
Когда мне начинают рассказывать: «Моя работа стоит 20 тысяч, 30 тысяч, 50», у меня возникает резонный вопрос: «А сколько ты их продаешь в неделю?». Потому что я реально понимаю - художников и политиков надо выводить на чистую воду другим вопросом: «Сколько ты тратишь?».
Но когда у художников, которые занимаются актуальным искусством, спросить о тратах и покупках, начинается дикая обида. И ответа внятного нет. Потому что, если одна работа стоит 50 тысяч, человек должен в год хотя бы пол-лимончика иметь. А тот, у кого есть такие деньги, живет принципиально другой жизнью. Я знаю нескольких украинских художников, которые почувствовали это на себе. Это Оксана Мась, Женя Гапчинская, Сергей Поярков, Олег Пинчук...
- И кто из них самый «дорогой»?
- Единственный художник, который реально получил за работу 118 тысяч долларов, - это Гапчинская. Никто другой в Украине свою картину за такие деньги не продавал. Абсолютный рекорд для нашей Родины.
- А ваш самый высокий гонорар, если не секрет?
- 45 тысяч долларов - за старую работу «Андерсен» (тушь, перо). Это часть моего дипломного проекта. Там было 19 листов, из них осталось шесть.
- Где же оседают такие работы?
- Преимущественно в Украине. У тех, кто стоит у руля областей, городов, всей страны и имеет деньги. Как правило, они не афишируют, у кого и какие картины покупают.
- Вас часто упрекают в том, что в Верховную Раду ходите, как на работу...
- ...а у меня сразу возникает встречный вопрос к упрекающему: «А чего вас там нет?». Знаете, только неизлечимый дурак может искренне не понимать, зачем Поярков ходит в Верховную Раду. Это же клуб моих коллекционеров! И поверьте, глупых людей среди политиков практически нет. Чего, к сожалению, не скажешь об их избирателях. Кстати, как ни странно, большинство покупателей не из «оранжевого» лагеря.
«ГЛАВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА, ВЫСТАВЛЕННОЕ В PINCHUKARTCENTRE, - ЭТО МОЗГИ ВИКТОРА ПИНЧУКА»
- Ну, у политиков наверняка есть консультанты, которые советуют, что модно.
- Наоборот! Один известный коллекционер, который пришел ко мне купить моих работ, сказал великолепную фразу: «Меня задолбало количество арт-дилеров, которые пытаются объяснять, что мне должно нравиться!». Да, есть на свете люди, которых легко развести и убедить, что им нравятся, условно говоря, четыре сопли и две какашки.
Но есть и те, кто слишком дорожит своим вкусом, чтобы ценить его больше, чем чужой. Потому что, люди добрые, вы советовались с кем-то при выборе жены, нанимали для этого консультантов? Нет, вы просто в нее влюбились и живете с ней. Так зачем заниматься глупостями и пользоваться чьим-то советом при покупке картины в гостиную? Согласитесь, выбор жены - штука более серьезная, чем полотно над камином.
Не верьте рассказам арт-дилеров, критиков или галеристов, потому что это люди, которые за деньги вешают вам лапшу на уши. Работа у них такая. А вы должны понимать, что ваш собственный вкус достаточно серьезная вещь, чтобы ему доверять. Не делайте глупостей, не покупайте работы только потому, что вам говорят, что это круто или это инвестмент.
В одном английском сериале, комедийном, а-ля «Друзья», есть очень смешная серия. Там тоже компания молодых людей, и вот один из них - арт-дилер, а второй - брокер на бирже. И брокер говорит своему другу-дилеру: «Можешь продать мне работу, которая будет расти в цене?». - «Могу. Но ты не ведись на эту фигню, купи работу, которая тебе нравится, повесь на стену и получай удовольствие». - «Нет, ну я же брокер, я хочу, чтобы вещь в цене росла...».
В общем, убедил, и дилер работу все-таки продал. Это была еще та картина - торс негра с огромным пенисом. И вся серия строится на стебе: друзья и знакомые стебут этого чувака с фондового рынка, какие-то девушки от него съезжают, какие-то голубые, наоборот, стремятся к нему переехать... Проблем куча, но работа растет в цене. С одной стороны, это таки инвестмент, с другой - всю серию парень выглядит придурком. В конце концов, он продает эту работу и начинает жить нормальной жизнью.
Для детской спальни идеально подходит Гапчинская, и вешать туда дохлую корову Дэмиена Херста не будет никто. Тому, кто хочет поставить на письменный стол скульптуру, идеально подойдет Олег Пинчук, потому что в классическом интерьере даже Джакометти выглядит не очень уместно.
- Интересно, а какие работы нравятся вам самому?
- Работы художников, которые умеют рисовать, сделанные технически грамотно и несущие смысловую нагрузку. Но если художник рисует только по фотографии, это восторга у меня не вызывает. И если без помощи арт-дилера невозможно догадаться, что перед вами произведение искусства, тоже.
Знаете, у нас в Украине произошла изумительная вещь: 80 процентов активно работающих художников ломанулись в концептуально-актуальный рынок и толкутся там. Остальные остаются собой и продолжают работать не по принципу «я так вижу», а по принципу «вот как я умею», и это нравится людям.
- Но когда в PinchukArtCentre новая выставка, чтобы посмотреть на творения концептуалистов, люди в очередь выстраиваются. И многие остаются довольны.
- Правильно. Потому что выброшенную на помойку дверь там не показывают, Виктор Михайлович Пинчук знает, чем занимается и чего хочет. Если он выставляет Дэмиена Херста, привозит Элтона Джона или Пола Маккартни, это обеспечивает ему выход в первый эшелон бизнесменов и коллекционеров мира. А когда какие-то мелкие придурки говорят, что он, дескать, покупает не тех, не то и не так, над ними можно только поржать. Потому что главное произведение искусства, выставленное в PinchukArtCentre, - это мозги Виктора Михайловича.
- Мозги, я так понимаю, прежде всего необходимы тому, кто хочет достичь успеха...
- Если они имеются, главное - ими пользоваться. Когда есть голова на плечах и ваша задача - заработать миллион, то эта цель, в принципе, легко достижима. В одном уважаемом журнале я прочел изумительную фразу: «Поскольку честным трудом заработать миллион нельзя...». Журналисту, написавшему это, надо смело идти в больницу и получать справку, что он дурак десятилетия! Что значит «нельзя»? Если сам не в состоянии, зачем за других расписываться? Я знаю многих, кто заработал честным трудом миллион, два, три... Эти люди никого не убили и банк не ограбили. Кстати, в Америке грабитель - одна из самых непрестижных профессий. Их сразу ловят, и они сидят.
«НИКОГДА ЕЩЕ ХОРОШИЙ ХУДОЖНИК НЕ БЫЛ ГОЛОДНЫМ - ЭТО МИФ»
- Вы свой первый миллион когда заработали?
- Точную дату сейчас не назову: не помню, я не такой маньяк. Но когда строил дом и цифра расходов стала семизначной, офигел: куда все это улетает? А потом успокоился: значит, так и должно быть. К тому, что имею сейчас, я шел 20 лет. Потому что понимал: когда тебе 17 и ты стоишь в кедах на морозе, это нормально. Но если тебе 40 и на тебе, условно говоря, все те же кеды, ты либо полный философ, либо ничего не умеешь делать.
- 20 лет назад что у вас было?
- Ну что могло быть... Мама-учительница, вырос без отца.
- Значит, не шиковали...
- Нет, но и особо не бедствовал, потому что всегда соображал, где и как заработать. А в комсомольские времена у меня великолепно получалось подфарцовывать. Ездили с ребятами в Болгарию по комсомольской линии, везли оттуда фантастику - фильмы, книги. И параллельно загружали куртки, джинсы...
Там бралось оптом, здесь оптом сдавалось, то есть я и времени особо не тратил, и прижать меня, с точки зрения Уголовного кодекса, было сложно. Ловили на рознице, а оптовики подмазывали соответствующие органы и в ус не дули. Смешно ведь: партия и комсомол стали кузницей капиталистов и политиков совсем не левого толка...
Я попробовал себя в бизнесе, но быстро понял, что получать деньги нужно только за то, что приносит тебе удовольствие. Печатался в «Огоньке», «Юности», «Собеседнике» - лучших изданиях, и считаю, это уже был конкурентный прорыв, потому что из тысяч предложений Виталий Алексеевич Коротич и другие умные люди выбирали то, что рисовал я. До сих пор этим горжусь.
Знаете, никогда еще хороший художник не был голодным, это миф. При допросе искусствоведов выясняется, что пальцев на руках более чем достаточно для перечисления полного списка великих и бедных художников. Да, были единичные случаи, когда человек искусства был и талантливым, и нищим одновременно, но это два процента от общего количества! Моцарт умер в нищете только потому, что растранжирил все деньги. Микеланджело ссужал банкиров, потому что был гораздо богаче, чем они. Я даже не говорю о Дали, Шагале и Пикассо. Словом, если ты в чем-то лучший, голодать не будешь.
Я никогда не ставил перед собой целью заработать как можно больше денег, мне просто хотелось делать то, что я считаю нужным, и не делать того, что мне не нравится. То есть ни от кого не зависеть.
- Начинающим художникам, которые тоже хотят иметь самолет, что посоветуете?
- Вы имеете в виду авторский рецепт, как с удовольствием заработать миллион и как его с пользой потратить? (Улыбается). Во-первых, есть только один человек на свете, который знает, что вам нужно, - это вы сами. У остальных цель в жизни - отнюдь не ваше благополучие. Поэтому надо всех послушать, но никого не послушаться.
Во-вторых, вы должны трезво оценивать, что умеете и чего не умеете, что ваше, а что не ваше. И разобраться, что вам в жизни пригодится. Да, я хорошо стреляю из огнестрельного оружия - в общем-то, неплохое качество, но зарабатывать этим все-таки не надо... И в-третьих, старайтесь лезть в область, где вы самый непонимающий, чтобы постепенно стать самым продвинутым: я всю жизнь так поступаю. Когда пришел в техникум, рисовал хуже всех, потому что не учился этому, не ходил ни в художественную школу, никуда.
Начал в каком-то кружке заниматься, очень детском, но меня оттуда сразу выперли за плохое поведение, поэтому оставался самоучкой. Но уже к четвертому курсу мог нарисовать все, что хотел, «из головы». А когда перевелся в художественную академию, за два семестра сдал сразу шесть! И диплом, кстати, защитил на отлично. Главное - искренне стараться быть профессионалом во всем, чем занимаешься.
- Но ведь сколько на свете профессионалов, о которых никто не знает, нераспиаренных, нераскрученных...
- С пиаром все просто. Надо найти умного человека, который напишет о тебе один хороший материал, и дурака, который настрочит пять ругательных. Мне повезло с девушкой с одного сайта - она выпустила очень глупый материал, совершенно непрофессиональный. Ну понятно, что за это я назвал ее дурой. Так она настолько воодушевилась, что написала еще пять статей! (Смеется). Поэтому никогда не упускайте дурака, который вас ненавидит: это вам только на руку. Пиар крепчал, и идиоты в нем тонули.
- Хорошо сказано!
- Это же правда. Если нашел дурака, радуйся и используй его по назначению - заставь на себя работать, как я недавно заставил Бузину.
- Кстати, о Бузине. Я гляжу, у вас рука забинтована - это после драки?
- Так не было никакой драки, был один удар в ухо Бузины, и все. А он на всю страну обещал кое-что мне оторвать и этого не сделал, как настоящий парашник, который за свой базар не отвечает. О чем тут говорить, если и так все понятно? Дважды этот моральный урод соврал в прямом эфире и еще пять раз сбрехал, комментируя это событие. Тем самым доказав, что врет всем, всегда и везде.
- Вот слушаю вас и думаю: вы на него, часом, зла не затаили?
- Да нет, что вы! Этого вонючего петуха Бузину я простил - как Колесников простил Луценко. Именно этот христианский пример прощения я взял на вооружение (улыбается), но вопрос общения с Бузиной для меня закрыт в принципе. Хотя, знаете, наверное, я его еще поблагодарить должен. Он же пропиарил меня так, что теперь меня зовут в каждую программу! Правда, создал небольшую проблему: у меня почти закончились картины и скульптуры. Потому что, как сказал один известный человек, после случая в «Большой политике» картина Пояркова на стене стала очевидным признаком патриотизма...