Солист дуэта «Чай вдвоем» Стас КОСТЮШКИН: «Все упреки: мол, сколько можно двум здоровым мужикам петь слащавые песенки, считаю справедливыми»
«Я НЕ СОЗИДАТЕЛЬ, А РАЗРУШИТЕЛЬ ТОГО, ЧТО СТРОИЛОСЬ ДОЛГИЕ ГОДЫ»
- Стас, неужели известная группа прекратила свое существование?
- Пока нет, но думаю, в течение нынешнего года это событие произойдет. Дело в том, что я сделал новый проект, который неожиданно даже для меня самого начал очень быстро продвигаться. Мы с нашим оркестром, который называется Stanley Shulman Band (всего со мной работает восемь человек), поем музыку 30-40-х годов прошлого века - Синатры, Пресли, Утесова.
Оказалось, песни того времени - незатронутый, но востребованный сегодня культурный пласт. Меня в моем творчестве поддерживают очень сильные люди, причем не только в культуре, но и на уровне правительства. Мы уже отработали один концерт в МХТ, где я познакомился с Олегом Павловичем Табаковым и его женой Мариной Зудиной, которая, кстати, очень нам помогает. Недавно там же, в МХТ, спели целое отделение. Мне такая музыка очень интересна, я буду заниматься ею и дальше. И если на каком-то этапе «Чай вдвоем» пойдет вразрез с моим новым проектом (а наверняка так и случится), прекращу работу в дуэте.
- Почему вы выбрали именно такое музыкальное направление - о ностальгии говорить не приходится, ведь песни первой половины прошлого века вы помнить не можете?
- Мой дедушка, военный журналист Михаил Иосифович Шульман, в честь которого и назван наш оркестр, эту музыку просто обожал. У нас дома до сих пор хранится целый чемодан раритетных пластинок, которые ему удалось сберечь даже во время войны. Любит такую музыку и моя мама, она всю жизнь мечтала, чтобы я пел именно ее.
Мама плакала, когда слушала мой концерт. Мы ведь и звучим в стиле того времени: поем очень тихо, никого не глушим - во время нашего выступления люди в зале не напрягаются и при желании могут даже разговаривать.
Подобная культура исполнения в наши дни утеряна, а мы хотим ее вернуть. У нас и микрофоны 40-х годов, мы их специально купили. После концерта в МХТ ко мне подошел наш знаменитый актер Станислав Любшин и сказал: «Большое вам спасибо, я как будто побывал в Италии 40-х годов». Хвалил меня и Левон Оганезов, которому я показывал свой новый проект. С ним я хочу записать альбом романсов, надеюсь, в ближайшее время это свершится.
- Не зависят ли грядущие перемены от пресловутого кризиса среднего возраста?
- Он у меня действительно был связан именно с творчеством - я вдруг испугался, что многое прозевал, потерял время и могу не успеть сделать желаемое. Подготовка к новому проекту заняла у меня три года, в течение которых ежедневно занимался вокалом, вот и сейчас еду к преподавателю.
Так уж я устроен, что не могу показывать половину работы, считаю, что нужно сделать ее по максимуму. Хотя в творчестве о 100-процентной готовности произведения говорить невозможно, все время хочется что-то дорабатывать, доводя до совершенства. К тому же для меня очень важно почувствовать свои силы и возможности - чтобы я никого не насмешил своими потугами. Боялся, что люди, видя меня в новом профессиональном качестве, будут насмешливо улыбаться, но произошло невероятное - все сказали: «Наконец-то! Мы так этого ждали!».
То, что здорово в 24 года, в 39 даже не смешно. Надо развиваться. Мы, образно говоря, уже выросли из штанишек, которые носили в пионерском лагере, - пора переодеваться во взрослые костюмы. И все упреки: мол, сколько можно двум здоровым мужикам петь слащавые песенки, считаю справедливыми...
Денис Клявер и Стас Костюшкин. «То, что здорово в 24 года, в 39 даже не смешно. Надо развиваться. Мы уже выросли из штанишек, которые носили в пионерском лагере, — пора переодеваться во взрослые костюмы» |
- Как Денис Клявер отнесся к вашему решению покинуть совместное детище?
- Сейчас у нас довольно сложные отношения в коллективе, потому что я - не созидатель, а разрушитель того, что строилось долгие годы. Наверное, одни на меня обидятся, другие просто не поймут, но я к этому готов и пойти другим путем уже не могу - такой уж я человек. Если начал делать что-то, меня уже не остановить.
В 94-м году, когда только появился «Чай вдвоем», я работал в музыкальном театре и, можно сказать, находился на пике своей карьеры там. На меня делали серьезную ставку, давали хорошие партии - в то время я как раз начал репетировать оперу Доницетти «Любовный напиток». Через пару лет вполне мог бы пробоваться в Мариинку. Но все бросил и ушел на эстраду, и были люди, которые смертельно на меня обиделись.
Теперь возвращаюсь обратно и понимаю, что обиды опять неизбежны. Но лучше пусть будет так, чем потом, лет в 60, беспомощно всех упрекать: «Это я по вашей вине не достиг того, чего хотел!». И знаете, что мне на это ответят? «Зачем же ты нас слушал? Надо было поступать, как считал нужным».
А у Деньки, уверен, все будет в порядке. Когда в жизни человека происходят какие-то перемены, неважно, положительные или отрицательные, у него включаются новые двигательные механизмы, открываются чакры, позволяющие ему эти перемены пережить. Кляверу близок рок, значит, у него начнется очередной творческий период, появятся свежие идеи. Думаю, уже летом он поедет на какой-нибудь рок-фестиваль и все у него будет замечательно, чего я ему от всей души желаю.
- Сейчас об опере как о следующей ступеньке в творческой карьере не думаете - у вас ведь консерваторское образование?
- Тут все сложнее - нужно вкладывать много сил, к трем годам работы над собой придется прибавить еще столько же. Но время у меня еще есть - 39 лет для оперного певца не возраст...
«ПЛАСТИНКА ВАЛЕРИЯ ЛЕОНТЬЕВА, КОТОРУЮ ОТЕЦ НЕ ПОТЕРПЕЛ БЫ В СВОЕМ ДОМЕ, БЫЛА ЗАКЛЕЕНА ПОЛОМ МАККАРТНИ»
- То, что вы родом из Одессы, как-то повлияло на ваши многочисленные дарования?
- Наш город действительно снабжает талантами не только Украину с Россией, но и весь мир - Америку, Израиль, Австралию. Моих земляков можно встретить везде. Наверное, есть что-то такое в ветре с Черного моря, да и в самой одесской атмосфере, подмеченной Утесовым, певшим: «Здесь воздух, который я в детстве вдохнул, и вдоволь не мог надышаться».
Стас Костюшкин, отец Клявера «городошник» Илья Олейников и Денис Клявер |
Правда, прожил я в Одессе недолго: когда мне был год от роду, родители переехали в Ленинград. Но все равно каждое лето мы приезжали к бабушке и дедушке - погреться, накупаться в море. А как я хотел походить на своего одесского деда! Он был уникальным человеком: вставал в шесть утра, брился и уходил на работу до позднего вечера. Я понимал, что вся семья живет за счет того, что дедушка трудится, не покладая рук. В детстве мама часто мне говорила: «Помни, что ты похож на деда». И это действительно так: работа и ответственность за близких людей для меня превыше всего.
- Выходит, вас воспитывали исключительно на положительных примерах?
- На отрицательных тоже. Мой батя, джазовый музыкант, много работал, занимался спортом, но также упорно пил. Все это происходило у меня на глазах: сначала отец уходил в запой, через три месяца после наркологического ужаса и капельниц шел в спортивный магазин, покупал новый костюм и до седьмого пота тренировался. Полгода обалденной физической формы - и опять запой.
С детства я понял, что спорт - хорошо, а запой - плохо. Когда отец приходил пьяным, родители устраивали ужасные скандалы. Порой маме приходилось хватать меня в охапку и бежать куда глаза глядят. Думаю, многие семьи знают, что это такое. Поэтому лет в восемь, лежа в кровати, сформулировал один из основных жизненных принципов: «Спиртное - враг моей семьи, а с врагами я ничего общего не имею». Несмотря на возраст, хорошо запомнил эту мысль, потому что она очень четко отражала мое отношение к проблеме. С тех пор алкоголь не приемлю.
- Совсем не пьете?
- Ни при каких обстоятельствах. Вообще не знаю, что такое спиртное, - за свои 39 лет даже шампанского ни разу не пробовал.
- Столь же радикально формировались и ваши музыкальные вкусы?
Стас с первой женой Ольгой и сыном Мартином. «По натуре я абсолютно не ловелас — никогда не менял избранниц, как перчатки» |
- В доме у нас постоянно были какие-то вечеринки, приходили коллеги отца - джазовые музыканты, поэтому любая попсовая музыка была под запретом. Пластинка Валерия Леонтьева, которую отец не потерпел бы в своем доме, была заклеена Полом Маккартни. Точно так же был замаскирован и диск Аллы Пугачевой, которую мама очень любила. Слушать Пугачеву и Леонтьева мы с ней могли только тогда, когда папа уходил на работу.
- Ваша мама - настоящая одесситка?
- Более чем! Она может произносить 100 слов в минуту, сама задавать вопрос и тут же на него отвечать, переходить с темы на тему. К тому же у нее взрывной характер, настоящий фейерверк - мама легко вспыхивает и тут же гаснет. Выдержать ее очень тяжело, например, моя жена не может долго с ней общаться, говорит: «Это что-то с чем-то!». Но я очень люблю маму, а она безумно за меня переживает...
«Я ВСЕГДА ЖЕНИЛСЯ НА ЖЕНЩИНАХ, КОТОРЫХ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЛЮБИЛ. ДА У МЕНЯ ИХ И БЫЛО ОТ СИЛЫ ПЯТЬ»
- Не секрет, что у вас имидж казановы. Он вас не тяготит?
- Очень огорчает, потому что по натуре я абсолютно не ловелас - никогда не менял избранниц, как перчатки. Всегда женился на женщинах, которых по-настоящему любил. Да у меня их и было от силы пять...
Почему многие мужчины в зрелом возрасте начинают заводить все новые и новые связи? Боятся, что потеряли былую мужскую мощь, - у них появляются первые морщины, пивные животики и прочие атрибуты возраста. И свежие партнерши нужны им для того, чтобы самим себе доказать: они по-прежнему в форме. У меня такой проблемы нет. Выходя на сцену, вижу женщин, глядящих на меня с восхищением и вожделением, и мне этого достаточно.
К тому же у меня очень красивая, самая лучшая на свете жена, которая часто повторяет мне: «Какой же ты классный!». Вдвойне ценно, что такие слова говорит человек, чьей любви я в свое время долго добивался, за которого боролся. Зачем мне самому себе или - тем более! - кому-то что-то доказывать?
- Приятно слышать, что кто-то еще борется за женщину, - многие современные мужчины считают, что они сами по себе уже большой подарок...
С Мартином. «Мне всегда было абсолютно все равно, кто у меня родится, — главное, что это мои дети» |
- Мужчины действительно часто исповедуют принцип: люби меня таким, какой я есть, и будь счастлива, что вообще обращаю на тебя внимание. У меня иная политика: считаю, что меня любят не потому, что такой хороший, а потому, что умею любить. О том, что чувство - это прежде всего труд, издревле говорили поэты и писатели. Больше всего меня бесят мужчины, предлагающие женщине близость за дорогой подарок. Такое жлобство и скотство ненавижу. Женщина - не вещь, ее нельзя покупать.
Кстати, знаю, что находятся и те, кто подходит с такими предложениями к моей жене: «Твой муж все равно в отъезде, пойдем со мной, а я тебе за это куплю туфли от Лабутена». На мой взгляд, это низко.
Но еще больше меня бесят женщины, которые на это покупаются. Более того, они часто спрашивают друг у друга: «Какую зарплату тебе платит муж?». То есть речь опять-таки идет о плате за любовь. Куда мы катимся, непонятно! Надеваем кресты, ходим в церковь, бьем поклоны перед иконами, а потом, как товар на рынке, покупаем любимых. Это не по мне, я люблю просто потому, что люблю.
- Помнится, известный киногерой говорил: «Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам, мы разучились делать большие хорошие глупости». На какое безумство ради женщины готовы вы?
- На любое! Юбилей моей жены пришелся на разгар кризиса. Работы было очень мало, денег тоже, а у меня ведь есть еще сын от первого брака. Две семьи надо было кормить - в общем, не до жиру. Но я давно для себя решил: если моя непосредственная работа не будет обеспечивать деньгами, пойду вагоны разгружать, но ни в чем не буду нуждаться.
То, чем занимаюсь сейчас, помимо дохода, приносит мне еще и удовольствие, но все-таки главное мое предназначение - обеспечивать семью. Вот и тогда, несмотря ни на что, я устроил жене потрясающий день рождения: заказал корабль, пел для нее, под аккомпанемент салюта в ее честь подарил ключи от новой машины. Она от радости и удивления чуть в обморок не упала. Я ей сказал, что деньги - мои проблемы, которые ее никоим образом не должны касаться. Все равно сделаю так, что у нее будет все.
Со второй супругой Юлией. «Я никогда не пытался сформулировать, почему люблю конкретного человека. Может, за состояние невесомости, в котором пребываю, будучи влюбленным?» |
- А чего вы ждете в ответ?
- Недавно понял одну важную вещь (вы, наверное, первый человек, которому об этом говорю): любовь - очень тонкая материя. Как только ты пытаешься определить, что же она такое, сразу ускользает. Если тебе приготовили поесть, погладили по голове и уложили спать - любовь ли это? Скорее, частные ее проявления, иначе понятие получится чересчур упрощенным. Я никогда не пытался сформулировать, почему люблю конкретного человека. Может, за состояние невесомости, в котором пребываю, будучи влюбленным?
Мне очень нравится запах моей жены и ребенка. Обожаю витающий по квартире аромат фаршированного перца, потому что он напоминает мне дом моей одесской бабушки, к которой я с такой радостью приезжал в детстве. Все это и является моей жизнью - полной, гармоничной. Когда чего-то не хватает, мне становится по-настоящему плохо.
«ВСЕ ЗНАЮТ: КОСТЮШКИНА НЕ НУЖНО ЗЛИТЬ»
- У вас двое сыновей. Дочь не планируете?
- Давно об этом мечтаю, но тут у нас с женой бартер - она сказала, что в доме, в котором мы сейчас живем, рожать больше не будет. Поэтому мы договорились: как только построюсь в Москве, поговорим насчет дочери. Это, конечно, шутка, но над строительством дома думаю всерьез.
Вообще же, мне всегда было абсолютно все равно, кто у меня родится, главное, что это мои дети, а мальчики или девочки - вопрос, как говорится, второй. Все равно буду их любить. Между прочим, у меня фантастические ребята, которые умудрились взять от своих родителей только лучшие качества. Главное, что они оба очень добрые.
- Вам не кажется, что подобным людям трудно жить в этом мире?
С сыном от второго брака Богданом. «У меня фантастические ребята, которые умудрились взять от своих родителей только лучшие качества» |
- Так они у меня боксом занимаются.
- Исповедуете принцип, что добро должно быть с кулаками?
- А как иначе? Между прочим, со мной, куда бы я ни пришел, все общаются исключительно по-хорошему. Даже те, кто изначально, возможно, и хотел бы выяснить отношения. Все знают: Костюшкина не нужно злить. Меня достаточно сложно вывести из себя (нужно приложить много усилий), но если человеку удается этой цели достичь, как минимум, он перестает со мной общаться. Приходится сказать ему то, чего он услышать не хочет. Нельзя быть всегда мягким, иногда нужно указывать людям на их место. Но, повторюсь, подобное происходит крайне редко.
- Какие мужские игрушки предпочитаете?
- Обожаю машины, часто их меняю. Еще одна моя слабость - различные гаджеты: электроника, компьютерная техника. У меня, например, целая коллекция самых разных наушников - на все случаи жизни и под любое настроение.
- Насколько я знаю, вы еще и бизнесом занимаетесь?
- Года три назад мы с другом детства, с которым я знаком 38 лет из своих 39-ти (еще в ясли вместе ходили), открыли сеть пончиковых. Бизнес оказался очень даже неплохим, сейчас вот хотим продвигать его дальше. Я всегда мечтал о таком месте, куда можно было бы прийти и поесть бесплатно. Наконец мечта сбылась.