Горан БРЕГОВИЧ: «Наше выступление на похоронах стоит очень дорого, да и не любим мы играть похоронные марши. Забываем, где находимся, и выдаем нечто веселое — такое, что и мертвого поднимет»
«ПОЮТ ВСЕ, ЧТО УГОДНО! И ГЛАВНОЕ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ»
Когда спрашивают о национальности, Горан говорит, что югослав. Родился в Сараево в семье хорвата и сербки, живет в Париже, женат на мусульманке Дженане, с которой растит трех дочерей - по его словам, «непонятного вероисповедания»: «Когда начинается Рамадан, они мусульманки, а в канун Рождества ждут подарков, как все дети в христианских семьях». Коллектив у Бреговича тоже интернациональный - там работают и сербы, и хорваты, и македонцы... Колоритных вокалисток с потрясающими народными голосами нашли в Болгарии. «Поют все, что угодно! - не скрывает своего восхищения Горан. - И главное, с удовольствием».
Киевский концерт задержали на 40 минут: Горан и компания еле добрались в столицу из Одессы, где выступали накануне. Народу в «Украине» было полно, некоторые возмущались: «Ну сколько можно? Сделали из концертного зала зал ожидания!», но о том, чтобы развернуться и уйти, даже не думали. Ждали. Потом терпели, потому что перед Бреговичем выступал азербайджанский дуэт, который будет представлять свою страну на «Евровидении».
Ребята пели под фонограмму и весьма посредственно, зато недолго - минуты три. После чего двери в зал распахнулись и вошли музыканты «Оркестра»: валторнисты, саксофонист и трубач. Брегович в атласном белом костюме между рядами не бродил - появился из-за кулис, как только участники коллектива заняли свои места.
Танцы начались сразу, и тон задали цыгане. Услышав свою родную Hop, Hop, Hop, молодой чернявый парень вскочил и пустился в пляс. Причем двигался так, что хоть сейчас на «Танцуют все!» отправляй - не стыдно.
Его примеру последовала девушка, тоже знающая толк в цыганских танцах, а потом дозрели и братья-славяне: выходили целыми компаниями, становились в круг, в центре которого складывали сумки, чтобы, не дай Бог, никто не позарился... Через полчаса «места для танцующих» оказались заняты, и тем, кто не успел пробраться в проход либо слишком долго стеснялся, осталось лишь одно - жалеть об упущенной возможности размяться.
«Я НЕ ЛЮБИТЕЛЬ КРЕПКИХ НАПИТКОВ: ПЬЮ ТОЛЬКО НА СЦЕНЕ»
«Сегодня в зале находится моя подруга - замечательная украинская певица, человек, близкий мне по духу, - поделился музыкант с публикой. - Пойду-ка я ее поищу, и мы исполним дуэт, который сделали недавно...». Долго искать не пришлось - на сцену выбежала Руслана Лыжичко, в джинсах и стилизованной гуцульской жилетке. Руслана поприветствовала гостей на сербском, и «Оркестр» встретил ее радостными возгласами (хотя со зрителями Брегович общался на чистом английском). Новым дуэтом, о котором упомянул Горан, оказалась песня Николая Мозгового «Рiдний край» в аранжировке сербского маэстро. Народ в зале с удовольствием пел ее вместе с Русланой.
Она, кстати, была не единственной представительницей украинского шоу-бизнеса, пришедшей на концерт. В первом ряду был замечен композитор и певец Андрей Миколайчук, который признался, что накануне купил на Петровке диски Бреговича, в том числе старые альбомы, записанные еще тогда, когда «Свадебно-похоронного оркестра» не было, а была рок-группа Bijelo Dugme (переводится с сербского как «Белая пуговица»). Неплохая, но и не «Битлз». «Перемены к лучшему начались, когда Брегович обратился к истокам, нашел эти свадьбы, - считает Андрей. - Это действительно открытие. И я вот пришел: может, для себя что-то возьму...».
Прямо перед сценой, в самом центре, сидел тот, кто уже взял, - Андрей Данилко (его «Чита-дрита» и «Хорошо» сделаны вполне в духе Бреговича). Сопровождала артиста сценическая мама Инна Белоконь, в реальной жизни (без палочки и цветастого платка) - миловидная улыбчивая блондинка.
Брегович жаловался, что ажиотаж вокруг его персоны понемногу спадает и «Оркестр» редко приглашают выступать: «Я рад, что в Украине нас не забывают и время от времени зовут. Правда, можно и чаще. Например, мы могли бы на похоронах какого-то политика играть: у вас их так много... Хотя нет. Лучше живите долго, счастливо и не создавайте проблем родственникам. Наше выступление на похоронах стоит очень дорого, да и не любим мы, честно говоря, играть похоронные марши. Забываем, где находимся, и рано или поздно выдаем на-гора нечто веселое - такое, что и мертвого поднимет, чего доброго...».
Юмор был черноватый, но зрителям нравилось. Все, что говорил гость, и все, что делал, они принимали на ура. Громче всего кричали, наверное, когда вместо стакана с водой артист поднял бокал со сливовицей: мол, за ваше здоровье.
«Последний мой альбом называется «Алкоголь», - сказал Горан. - Он состоит из двух частей, «Сливовицы» и «Шампанского». Первая, как вы понимаете, покрепче и, так сказать, понароднее, а вторая - более эстетская. Хотя на самом деле я не любитель крепких напитков. Пью только на сцене, и то не для того, чтобы выпить или поднять себе настроение, его я поднимаю музыкой, творчеством. Это просто пожелание здоровья и добра. Я очень дорожу своей публикой».
«КАК ЧЕЛОВЕК, КОНЕЧНО, БОЮСЬ ВОЙНЫ. А КАК МУЗЫКАНТ - ЧТО УЖЕ НЕ СМОГУ НАПИСАТЬ ЛУЧШЕ»
То, что Брегович не пьяница, видно: на свой возраст - 22 марта музыканту исполнился 61 год - он не выглядит. 45, больше не дашь. В его любви к публике сомневаться тоже не приходится, потому что и на сцену разрешал выходить, и фотографироваться, и целовать, и обнимать, и цветам радовался почти по-детски. Хоть и говорит, что лучший подарок для него - музыкальный диск: «Мне часто приносят самодеятельные записи, демки малоизвестных или совсем неизвестных музыкантов, и я честно это слушаю. И бывает, что приятно удивляюсь. Молодежь все больше ценит этническое, старинное, самобытное. Порой кажется, я слишком поздно к этому пришел...».
Начинал Брегович как рокер и известным на весь мир стал, написав музыку к фильмам Эмира Кустурицы «Время цыган», «Аризонская мечта» и «Андеграунд», а потом - к «Королеве Марго» Патриса Шеро, где в главной роли блистала Изабель Аджани. Саунд-треки к картинам исполняли мировые звезды: Игги Поп, Офра Хаза, Цезария Эвора...
Правда, говорить об этом периоде жизни композитор не хочет: то ли верит, что лучшее еще впереди, то ли просто надоело, потому что постоянно спрашивают. Хотя зрители неизменно заказывают баллады конца 80-х - начала 90-х, особенно In the death car из «Аризонской мечты» («В машине смерти»). В киевском концерте песня тоже прозвучала - в самом конце. «Меня часто спрашивают, чего я боюсь, - признался в одном из интервью Горан. - Как человек, конечно, войны. Вернее, как человек, который уже видел последствия одной войны - в Югославии. А как музыкант, наверное, того, что уже не смогу написать лучше...».