Борис ГРЕБЕНЩИКОВ: "Когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к кобуре"
БГ настиг меня сравнительно поздно - то ли в конце 80-х, то ли в начале 90-х - одной из странных своих песен, влетевших в голову, словно трассирующая пуля.
"ЕСЛИ БЫ Я СТАЛ ОБЩАТЬСЯ СО ВСЕМИ, КТО СЧИТАЕТ СЕБЯ РОКЕРОМ, ТО, БОЮСЬ, СИЛЬНО БЫ ПОГЛУПЕЛ"
- Борис Борисович, вы однажды сказали, что когда немолодые, толстые мужики с измененными алкоголем лицами выходят на сцену и поют свои старые песни, в этом есть что-то нездоровое.
- Безусловно, это порнография!
- Зачем же вы этим занимаетесь?
- Понимаете, людям уже не так важно, что мы играем, сколько то, что это мы играем, и то, как мы это делаем. Песни-то старые, но каждый раз они играются по-новому. В этом отношении у нас почти джазовый коллектив. (Смеется).
- У вас как у человека плодотворного не возникает ощущения, что вы уже все сказали?
- Нет. Дело в том, что я ничего сказать не хочу, а то, что говорю, говорится помимо меня. Просто вещаю, как репродуктор.
- Вы интересны себе в качестве репродуктора?
- Конечно. Мне нравится писать песни. Идеально, когда в день пишется по десятку новых песен, когда альбом выходит за альбомом... Один лучше другого...
- Видимо, ваш следующий альбом после "Zoom Zoom Zoom" будет еще лучше?
- Это потрясет основы Вселенной!
"Какое-то время мы все находились на маленькой шлюпке в беспокойном море, поэтому возникало обманчивое впечатление, что мы вместе. А вместо вообще никто никогда не бывает". "Аквариум", 90-е годы |
- Вам не страшно за основы Вселенной?
- Не-а... Она прочная!
- Сегодня рокерская среда разобщена, как никакая другая. Едва рок-музыканты перестали быть культурной оппозицией, выяснилось, что им особенно незачем общаться друг с другом.
- Рок - тяжелое наследие прошлого, и я не уверен, что сегодня кто-то станет называть себя устаревшим термином "рокер". Это уже что-то вроде члена Коммунистической партии. В 70-е годы под давлением советской власти, ментов и КГБ музыканты сплотились вокруг единственного в Союзе рок-клуба (Ленинградский рок-клуб действительно был инициирован КГБ. - Авт.) просто потому, что им негде было играть. Прошло 20 лет, все постарели, и особенно общаться незачем.
Конечно, большая часть моих друзей и знакомых - это музыканты, но если бы я стал общаться со всеми, кто считает себя рокером, то, боюсь, сильно бы поглупел.
А братьями и сестрами в рок-панк среде никто никогда не был. Какое-то время мы все находились на маленькой шлюпке в беспокойном море, поэтому возникало обманчивое впечатление, что мы вместе. Потом на слове "вместе" некоторые стали делать карьеру и кричать, что "мы все всегда вместе", что было уже нечестно.
Никто никогда вместе вообще не бывает. Ты можешь любить каких-то людей и стараться сделать для них что-нибудь хорошее, но при этом каждый человек всегда один и сам по себе.
- Вас не напрягают постоянные смены в коллективе? Наверное, это болезненный процесс...
- В нашей коммуне кто играет, тот играет. Это не болезненно, а, наоборот, приятно. Приятно играть с людьми, которые с тобой не потому, что обязаны, а потому, что им это нравится. По спортивной аналогии - у нас не тренерские замены состава, а, как во дворе, - вышел, побегал, надоело, пошел домой...
- По-моему, у вас уже давно не дворовая команда.
- Сомневаюсь...
- Вы хорошо помните момент прозрения, когда решили, что станете музыкантом, а не, к примеру, инженером?
- Январь 75-го. Тогда сложилась такая ситуация, что нужно было срочно решать, что для меня важно. Я заглянул в себя и понял, что музыка меня интересует, а все остальное - нет. Прошло 30 лет, и, как видите, я оказался прав. Кстати, суфии (древнее духовное братство неизвестного происхождения сродни масонам и тамплиерам. - Авт.) считают музыку самой главной вещью на свете...
- В таком случае что вас привело на факультет прикладной математики?
- А это был самый халявный факультет в университете, имеющий к тому же военную кафедру. Поэтому нужно было поступать, иначе не избежать призыва в армию. Говорят, у меня имелись математические способности, но я об этом уже не помню.
"У БУЛАНОВОЙ ЛУЧШИЙ ГОЛОС В РОССИИ! ПРОСТО ЕЙ ОБ ЭТОМ НИКТО НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ"
- Вы интересуетесь деятельностью своих коллег? Новый альбом Земфиры слышали?
- Еще нет. Она мне его подарила, но я до сих пор так и не послушал, чем очень перед ней виноват. На мой взгляд, пока она самая талантливая девочка на постсоветской эстраде.
- Что вы думаете по поводу западной современной музыки?
- Как-то мы с Робертом Плантом сошлись на том, что вся современная музыка - полное говно! (Смеется).
- А что вам, собственно, не нравится в современной музыке?
- Нам не нравится "Cold play".
- Спасибо. Вы мне все объяснили...
- На самом деле, нам многое нравится...
- А сам Плант?
- (Робко). Его последний альбом мне не очень понравился. Картонный он какой-то немножко, мелковатый... Вот голос у Роберта просто в прекрасной форме.
- Доводилось слышать, что среди ваших музыкальных предпочтений самая плачущая российская певица Татьяна Буланова...
- У Булановой, безусловно, лучший голос в России! Ее можно сравнить только с Мэгг Райан. В них обеих есть какая-то щемящая магия. Но, похоже, Татьяне об этом никто никогда не говорил, поэтому она занимается не совсем тем.
- Легендарная "Асса" Сергея Соловьева в свое время стала столь популярной во многом благодаря песням "Аквариума". Не хочется опять что-нибудь написать для кино?
- Ну если ко мне Тарантино обратится, напишу...
- Соловьев по старой памяти не предлагает?
- Сереже я, по счастью, не нужен, потому что он снимает Льва Толстого. Песни Гребенщикова в "Анне Карениной" - это уже абсурд. Вот Михалкову я действительно обещал написать, если он хорошего Акунина снимет.
- А тот, которого он снял, по-вашему, не хороший, что ли? (Имеется в виду "Статский советник" Филиппа Янковского, снятый на михалковской киностудии "ТРИТЭ").
- (Почти шепотом). Это не фильм, а трагедия. Причем в первую очередь для самого Михалкова. Только этого никто не знает, а я знаю. И сейчас Никита всеми методами пытается свою чудовищную катастрофу выдать за вполне нормальное кино. А то, что это катастрофа, очевидно. Я очень Акунина люблю, и жаль, что с хорошей книжкой так поступили.
- Литература влияет как-то на ваше творчество?
- На мое творчество влияет только свободное время и солнце. Если у меня будет много свободного времени и солнца, я буду писать, как заводной. Литература органично вплетается в ткань моей жизни, и возможно, потом из этого что-то вырастает. Но так, чтобы какое-то конкретное произведение повлияло, еще ни разу не было...
- Интересно, как вы пишете песни? Я имею в виду момент фиксации мысли...
- На клочках бумаги.
- На компьютере не удобнее?
- На компьютере не могу писать! Все, что я на нем пишу, потом приходится из песен выбрасывать.
- Борис Борисович, вы перманентно заняты божественным поиском. Причем ваши боги постоянно меняются. То "Джа даст нам все", то Кармапа, то Будда, то Саи-Баба... Все-таки какая из религиозных традиций вам ближе?
- Мне близки все традиции.
- Как-то это не по-христиански.
- А Бог один! Просто каждый из нас находит к нему свои пути. Иногда эти пути формируются в организованную религию, но Бога все равно не организовать, потому что он значительно больше всего этого. Бог начинается там, где заканчиваются наши представления о нем.
- На мой взгляд, ваше творчество не столько воспитывает вкус и формирует музыкальные интересы, сколько влияет на мировоззрение. Чего вы хотите, когда пишете песни?
- Единственное, чего я хочу, - это поделиться с вами радостью. Меня одолевает радость! Я и пишу-то именно потому, что иногда она перехлестывает через край. С переводами так же. Когда я знаю, что есть какая-то замечательная книга и русские читатели лишены возможности ее прочитать, я начинаю ее переводить.
- Но, к примеру, "Упанишады" (памятник древнеиндийской литературы религиозно-философского содержания. - Авт.), которые вы перевели, уже до вас имели русский перевод, и не один.
- Да, но именно я попытался сделать первый перевод на человеческий язык! Мне было обидно, что величайшее произведение человечества, которому не менее трех тысяч лет, не имело нормального перевода.
"КАК ТОЛЬКО КОГО-ТО НАЗЫВАЮТ "ГРАЖДАНИНОМ", ЕГО ПЫТАЮТСЯ ВТЯНУТЬ В НЕБЛАГОВИДНУЮ СДЕЛКУ"
- В последние годы вы превратились в активного члена общества: дружите с властью, принимаете участие в "Международной амнистии"... Насколько вас как гражданина устраивает нынешняя общественно-политическая ситуация в России?
- Я не считаю себя гражданином чего бы то ни было! Я простой человек, и возвышенное понятие "гражданин" мне чуждо. Мне всегда кажется, что как только кого-то называют гражданином, его пытаются втянуть в неблаговидную сделку. Если мы сейчас друг к другу начнем обращаться "гражданин", у нас тут с вами трибунал получится.
- А как же быть с метриками, паспортами, подданством, видами на жительство и прочими формальными вещами?
- Никак, к огромному сожалению. Но, повторяю, я прежде всего человек, и все мы люди.
- Тем не менее вы живете в цивилизованном обществе, и у вас, между прочим, даже орден "За заслуги перед Отечеством" имеется...
- (Резко). Да, я принимаю ордена!
- Вы считаете подобную награду адекватной своим заслугам перед Отечеством?
- Нет. Я не заслужил орден.
- И все-таки, если можно, о ситуации в стране. Как вам вообще жизнь?
- Я много езжу по России и всегда, где бываю, обязательно спрашиваю у людей: "Как вы живете? Становится лучше или хуже?". В большинстве случаев мне отвечают, что лучше.
- По-моему, этот период - "Жить стало лучше, жить стало веселей!" - Россия в своей истории уже проходила...
- И это меня очень радует.
- Да Бог с вами, Борис Борисович!
- (Вздыхает). Меня радует, что люди действительно стали лучше жить. Очень хочется, чтобы Россия наконец поела, попила и немножко залечила свои раны.
- После ваших встреч с Сурковым и Грызловым пошли однообразные комментарии, дескать, "БГ прогнулся под Кремль". Яснее прочих высказался Артемий Троицкий, заявивший, что "Рокеры присягнули на верность Администрации Президента". Не задевает?
- Ну, во-первых, Артем на нашей встрече не был и знает о ней только понаслышке. А во-вторых... Артем хороший парень, я его люблю, но все, что он пишет, меня совершенно не колышет. (Улыбается).
- А что на встрече-то происходило?
- Администрация Президента в лице лично господина Суркова предложила рокерам сделать что-то самим. Потому что тот ужасающий поток дерьма, который идет из телевизора и радио, достает даже Администрацию Президента.
Рокеры базарили в течение двух часов и кричали, что "мы не сдадимся", "мы не продадимся", "мы не поддадимся". Потом до них дошло, что им предлагают не продаваться, а сделать что-нибудь самим. Причем что угодно!
Шнур говорит: "Вот у меня есть матерная песня, которую поют мои друзья. Ее можно показать?". Сурков: "Ну можно, можно...". Шнур: "А-а-а...". Вот на этом "А-а-а" встреча и закончилась.
- В итоге никаких сдвигов вроде новых музканалов, студий звукозаписи не появилось?
- Ни-че-го! Некому это делать! Поймите, Слава Сурков такой же человек, как все мы. Ему тоже неприятно состояние культуры в России, потому что за державу обидно.
- Ну да, а Шнур именно тот человек, который способен культуру поднять...
- Я сейчас пытаюсь раскрутить на это дело Диму Диброва. Если Дима возьмется, может, у него что-то и получится. По телевизору ведь совсем уж неприличные вещи показывают.
"В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ СОБИРАЕМСЯ КУПИТЬ НЕСКОЛЬКО МЕСТОРОЖДЕНИЙ"
- Многие музыканты постоянно жалуются, что у них нет денег на запись новых альбомов. А вы где деньги берете?
- На самом деле, мы много работаем над этим вопросом. Экспроприация, тайные заводы... В ближайшее время собираемся купить несколько месторождений. Так что бизнес-планы большие. Банков много есть интересных...
- Вы следили за событиями в Украине?
- Конечно!
- Ну и как вам все видится со стороны?
- Ну как это может видеться? Если людям стало хорошо жить, значит, хорошо. Вот вам стало лучше жить?
- Да пока еще сложно понять...
- Вот и мне сложно понять! Поживем - увидим. Что будет дальше, одному Богу известно. Да я и не уверен, известно ли это ему...
А Киев всегда у меня вызывал замечательные чувства. Это особый город, с удивительной энергетикой, в котором тихо и спокойно, что я очень люблю. К тому же у вас есть Киево-Печерская лавра, а это еще один из поводов вас любить.
Нас здесь лучше принимают, люди красивее... Может, приедем как-нибудь на Украину, да и останемся...
- Как вы считаете, Россия с Украиной по-прежнему являют собой некое общее культурное пространство или уже нет?
- Когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к кобуре. Единым культурным пространством можно считать большое количество людей, говорящих на одном языке и делящих одну культуру. Если вся Украина заговорит на своем языке и русская культура станет ей чужой, то это будут разные страны. А пока что у нас одна культура, только акценты немножко отличаются.
- Вы как-то сказали, что Москву не любите, но при этом часто там бываете...
- Нет, я люблю Москву, люблю! Я соврал! Просто не могу долго там находиться, потому что приходится много пить с разными людьми...
- Про то, что Питер не любите, тоже соврали?
- Тоже соврал! Люблю Питер! Он хороший... Несчастный, но хороший.
- Почему это он несчастный? Город вычурных фасадов, фонтанов и дворцов...
- Это город, построенный по политическим соображениям. Городу там не место. Там деревне место. Лучше бы столица была где-нибудь в Петрозаводске.
- Однако вы живете в Петербурге всю жизнь. Не хотелось поселиться в каком-нибудь другом месте, более подходящем вам по энергетике?
- Хорошая идея! Но такого в этой жизни у меня уже не выйдет.
- Кто это вам сказал?
- Один тибетский лама. А я и доволен. Меньше хлопот. И потом, я не так много времени провожу дома - приезжаю-уезжаю, приезжаю-уезжаю...
- Вы привязываетесь к вещам, к местам?
- Какие-то места мне нравятся больше, какие-то меньше, в силу того, что везде разные вибрации. А к вещам я не привязан. Есть гитара - хорошо, нет гитары - ну и ладно.
- Свою первую гитару вы..?
-...нашел на помойке... Она была в довольно хорошем состоянии, и я принес ее папе. Папа ее починил, отшкурил, чем окончательно убил звук, но зато на ней стало можно играть. И я играл на ней лет пять. Нет, больше!
- Вам знакомы проблемы "отцов и детей" в свою бытность ребенком и отцом?
- С моим отцом у меня таких проблем не было. К тому же мы не так много с ним общались. Я любил его, и все. А с детьми у меня тоже никаких проблем не возникает - у них своя жизнь, у меня своя... Если им что-нибудь нужно, я всегда постараюсь как-то помочь. А быть ими довольным или недовольным я просто права не имею.
- Как часто вы собираете вместе всех своих детей? (У БГ четверо детей от трех жен и один усыновленный).
- Всех вместе в одном помещении не видел уже очень давно. Прихожу домой вечером со студии, и кто в этот момент есть дома, того я и вижу. С детьми общается в основном жена.
- У вас с женой, судя по всему, союз соратников и единомышленников. Кто на кого больше влияет?
- Ирина влияет определенно. Я стал вдвое лучше.
- Как человек эзотерический, вы соблюдаете в повседневной жизни церемонии, ритуалы?
- (Растерянно). Ну когда есть возможность, медитирую. А церемоний и ритуалов не соблюдаю, поскольку в них нет никакой жизненной необходимости.
- К вещам и местам вы не привязываетесь. К людям, как мне кажется, тоже. Но существует что-то такое, от чего вы серьезно зависите?
- Без еды могу дней пять протянуть. Без питья, наверное, меньше. Без воздуха - секунды две.
- Ну, Борис Борисович, я же не это имела в виду!
- А суфии, они, знаете ли, такие... Говорят одно... Думают другое...