Наши люди в Голливуде
Американский актер украинского происхождения Илья ВОЛОХ: "В Америке я резал в магазине бутерброды, переворачивал на кухне цыплят, а потом подвернулась работа на кладбище..."
Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 6 Июня, 2006 00:00
Те, кто считает фразу: "Наши люди в Голливуде" всего лишь игрой слов, ошибаются. На Фабрике грез действительно есть наши люди.
"ПОКОЙНЫЙ ЕФРЕМОВ ОСТАВЛЯЛ МЕНЯ ВО МХАТЕ, А МНЕ ХОТЕЛОСЬ В ГОЛЛИВУД"
- Илья, вы ведь родом...
-...из Киева! Мой отец, который всю жизнь был советским служащим, - потомок одного из ближайших соратников Симона Петлюры. Мама - доцент киевского вуза. Она из эмигрантской семьи, которая после Великой Отечественной войны решила вернуться из Франции в Украину. Закончилось это трагически: дедушку арестовали и отправили в ГУЛАГ.
Я до восьмого класса учился в киевской средней школе N 164, что на Чоколовке. В шестом классе увлекся академической греблей, вскоре меня отобрали в спортивный интернат. На память о гребле до сих пор мозоли на руках. Потом я попал в сборную Союза, а в 1982 году даже выиграл чемпионский титул на юношеском первенстве мира в Италии. Тогда же меня без экзаменов автоматически зачислили в Институт физкультуры.
Отслужив в армии, вернулся в институт, проучился год и вдруг понял: перспектива стать тренером меня совершенно не радует. Как говорится, не мое. И я пошел в самодеятельную студию. Она находилась в Доме культуры на улице Щусева, преподавал там Иосиф Кац. Увидев, как я репетирую Чехова, он сказал: "У тебя есть способности, тебе надо поступать в Москву или в Питер". И я, к великому удивлению родственников и знакомых, отправился поступать в театральный. Сдавал экзамены сразу во все московские театральные вузы, и меня везде приняли.
- И что вы выбрали?
- Школу-студию при МХАТе, курс Александра Калягина.
- По тем временам это было круто!
- Еще бы, конкурс - 200 человек на место! А меня он позвал прямо со второго тура. В тот год в школу-студию пришли Александр Стриженов, Юлия Меньшова, Александр Лазарев, Владимир Машков, Евгений Миронов, Андрей Панин, с которым мы были приятелями и какое-то время жили в одной комнате в общежитии. После перестройки, в 1988 году, мы по обмену (была тогда такая форма) ездили в Англию - на фестиваль в Эдинбурге. Тогда как раз наступило потепление в международных отношениях, Горбачев встречался с Тэтчер, и нашему приезду были рады. Мы даже жили в английских семьях.
В начале 90-го всем курсом поехали в Америку, в школу искусств в Северной Каролине. Повезли туда несколько спектаклей, я был занят в двух - чеховской "Чайке" и "На бойком месте" Островского. Чтобы зрителям было понятно, мы играли таким образом: я - Треплев, Заречная - американка, потом эта же сцена - наоборот. Через несколько месяцев уже американский курс приехал в Москву, и мы играли точно такие же спектакли на малой сцене МХАТа.
Так я познакомился с Каей. Она родом из Сан-Франциско, окончила театральную школу и собиралась работать в одном из нью-йоркских театров. Вскоре мы с ней решили обручиться. Помолвку отметили в ресторане "Якорь", что на улице Горького, ныне Тверской. Сейчас его, по-моему, уже и нет... Я пригласил весь курс, а из педагогов были Алла Борисовна Покровская (первая жена Олега Ефремова. - Авт.) и, конечно же, Калягин. Весной 90-го года я отыграл дипломный спектакль, это была все та же "Чайка".
- Получив диплом, долго искали работу?
- Что вы! После окончания училища я получил приглашения сразу в четыре московских театра. А покойный Ефремов, который видел мою работу по рассказу Булгакова "Красная корона", оставлял меня во МХАТе. Я уже и на гастроли с ними должен был ехать, но отказался. Сказал, что у меня свадьба в Лос-Анджелесе. И уже в сентябре улетел в Америку.
- Наверное, непросто было, имея такие перспективы на родине, все бросить и уехать в никуда?
- Честно говоря, уж очень хотелось в Голливуд! И потом я знал: если станет совсем невмоготу, смогу вернуться. Я же уезжал не так, как эмигранты 70-80-х годов, которым путь назад был закрыт. И все-таки в первые два месяца, когда было особенно тяжело, я звонил Ефремову. "Ну, - сказал он мне, - вы там устраивайтесь и... приезжайте назад!". Но потом я все-таки сделал окончательный выбор и никогда о нем не жалел.
- Никогда-никогда?
- Иногда думаю, как сложилась бы моя судьба дома. Может, в театре были бы гораздо более интересные роли. Но не было бы кино.
"АКТЕР ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ТОЛСТОКОЖЕСТЬЮ НОСОРОГА И ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬЮ ТЕННИСНОГО МЯЧИКА"
- Что при более близком знакомстве со Штатами поразило вас больше всего?
- Наверное, то, насколько мы все-таки разные в смысле отношения к жизни, к профессии. Я это почувствовал еще в первый свой приезд в Северную Каролину. Конечно, студенты везде любят жить весело, развлекаться. Тем не менее у американцев более серьезное отношение к учебе: они же за нее немалые деньги заплатили - 15 тысяч долларов в год. Да, поступить в Школу-студию при МХАТе тоже непросто. Но это разовый рывок, а учеба у нас была бесплатной.
- Наверное, вы строили грандиозные планы покорения Америки?
- Они померкли, как только я приехал в Лос-Анджелес. Нам с женой негде было жить, приходилось снимать квартиру. К тому же я практически не говорил по-английски. В школе изучал французский, а на курсах, на которые поступил перед отъездом, успел выучить всего несколько слов (поэтому с женой мы поначалу объяснялись по-французски). И главное, я не мог работать актером. Это была катастрофа!
- Чем вы зарабатывали на жизнь?
- Не чурался самой черной работы, соглашался на все. Это удел многих эмигрантов: они развозят пиццу, прислуживают в ресторанах, работают таксистами. Сначала я устроился в небольшой магазинчик, нарезал у них бутерброды. Я там даже готовить научился, какие-то интересные рецепты узнал. Месяца через три нашел другое место - переворачивал цыплят в горячей кухне. Платили там больше, но это был настоящий ад! Мало того что жарко, так еще и по 10 часов приходилось проводить на ногах. Потом подвернулась работа... на кладбище. Здесь я смог немного перевести дух: свежий воздух, никакой спешки, даже присесть можно, клиенты никогда не скандалили. Да и организация была солидная, даже страховку медицинскую давала.
Поначалу мне доверили самую простую работу - доставлять покойникам цветы. Потом я пробился в агенты по продаже кладбищенской земли. Администрация поощряла служебное рвение сотрудников: меня отмечали, делали подарки - золотые кольца и цепочки, а за какое-то достижение осчастливили поездкой на Гавайи на целых три дня! В 1994 году меня даже наградили "кладбищенским "Оскаром" - статуэткой, на которой было выгравировано мое имя. Передо мной открывалась блестящая карьера продавца мемориальных участков. Но в мои планы это не входило, и я начал ходить на пробы.
- Язык вы к тому времени уже выучили?
- Выучил, но все равно возможностей у меня было не так много, как у американских актеров. Из-за русского акцента, избавиться от которого, мне кажется, невозможно. Чтобы говорить абсолютно чисто, нужно быть фанатиком: работать по пять-восемь часов ежедневно. Это должно стать твоей второй натурой. Словом, я решил не стесняться своего недостатка, а превратить его в достоинство. Показать, кто ты есть, выставить себя в лучшем свете.
- Мудро!
- Правда, я все равно не перестаю заниматься. Есть такие методики - например, "book and tape", - когда книга сопровождается кассетой. Ты читаешь и одновременно слушаешь, как это правильно звучит. Помогает!
- Помните свой первый успех?
- Первый фильм, где я снялся в эпизоде, вышел в 93-м году. Потихоньку начал сниматься в кино и игровых шоу на телевидении. Тогда в Америке как раз проснулся интерес к русским, поэтому предложения работы нарастали как снежный ком. Я ушел с кладбища и занимался только актерством. В 95-м году снялся в достаточно большой роли, вот с конца этого года и отсчитываю свою карьеру в Голливуде.
- В Голливуде хватает актеров-эмигрантов, но вы - самый успешный из них. Как думаете, почему?
- Я действительно снимаюсь больше остальных русских, поляков, болгар. Не будем говорить о таланте - от него зависит многое, но не все. Я знаю много талантливых людей, которые так ничего и не добились. Мне кажется, главное - желание, настрой на достижение цели. И настойчивость. Еще очень важно всегда находиться в форме и быть готовым к любому повороту событий.
Помимо кино и телевидения, я занимаюсь театром. А ведь Америка не Россия, здесь, играя в театре, на жизнь заработать нельзя. Но сцена позволяет мне, во-первых, быть на виду, а во-вторых, заниматься профессиональным тренингом. Если пианист не проводит ежедневно несколько часов за инструментом, его пальцы черствеют и он теряет мастерство. Точно так же актер в ожидании роли не может лежать на пляже. И я все время в этом котле варюсь, а не почиваю на лаврах.
- Бойцовский у вас характер!
- Где-то я прочитал, что актер должен обладать толстокожестью носорога и жизнерадостностью теннисного мячика. Потрясающе точно! Проще говоря, тебя бьют по морде, а ты должен улыбаться и всем назло идти вперед. Ну и иметь способности, естественно.
Знаете, что мне особенно нравится в американской киношной системе? У нас без актерского диплома практически невозможно пробиться. Нет, были, конечно, люди, которые из самодеятельности выходили. Например, Ия Саввина, но это, скорее, исключение из общего правила. А в Америке любой человек может в Лос-Анджелесе попытать счастья, даже если он приехал из такого далекого штата, как Небраска или Алабама.
- Или из России?
- И оттуда тоже. Если у него есть способности, он может их развивать в актерской школе и одновременно сниматься в кино.
"НА ЭКРАНЕ АКТРИСЫ ВЫГЛЯДЕЛИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, А КОГДА Я УВИДЕЛ ИХ ЖИВЬЕМ, БЫЛ РАЗОЧАРОВАН"
- С чего надо начинать тем, кто грезит о карьере в Голливуде?
- Для начала надо найти агента, который будет продавать тебя: без него в Америке не обойтись. Агент каждый день получает оперативную информацию от сотрудников студий, набирающих актеров. Режиссеры запрашивают определенный типаж: "Джо, 25-30 лет, глаза голубые, волосы светлые, рост средний". Изучив эту информацию, направляют соответствующие фотографии и резюме на кастинг.
Но это не значит, что роль ваша. В Америке работает более 300 таких агентств, не считая менеджеров-одиночек. Каждая голливудская студия получает несчетное количество фотографий. Прежде всего они смотрят на... конверт.
- ?!
- Если письмо пришло от маленького или никому не известного агентства, его откладывают, чтобы рассмотреть во вторую очередь. Сначала просматривают кандидатуры от крупных агентств. Конкуренция просто чудовищная. А работа агента ужасно тяжелая и неблагодарная: надо быть настойчивым, постоянно звонить, поддерживать хорошие отношения с ассистентами по актерам, - некоторые агенты им даже подарки делают и со всеми праздниками поздравляют.
- Но вот ассистент выбирает конверт, на котором написано: "Илья Волох". Что происходит дальше?
- Приглашают на пробы. Причем вызывают минимум 10-15 актеров, в зависимости от масштабности проекта. Отправляясь туда, я стараюсь сосредоточиться на роли, хорошо выучить текст и не думать, сколько на нее еще претендентов. Для того чтобы показать, на что ты способен, дают одну-две минуты. Выходишь и думаешь: "Блин, а ведь я мог бы еще и то, и это". Но все, поезд ушел! И уж совсем обидно бывает, когда никто не обращает внимания на мастерство. В Америке об актере зачастую судят по внешности, у них это называется "look" - как ты выглядишь.
Даже если ты показался блистательно, это еще не значит, что тебе дадут роль. В Голливуде все очень дрожат за свои места. Они лучше перестрахуются, чем на свой страх и риск примут решение. От многих актеров я слышал, что кино как художественный процесс исчезает, сегодня фильмами, и особенно сериалами, управляют бухгалтеры. А коли так, зачем брать пусть и талантливого, но малоизвестного актера, если можно взять человека с кассовым именем, который заведомо обеспечит высокие сборы. Русским чаще всего достаются роли русских. В основном мафиози и агентов КГБ. Реже - таксистов или поваров.
- Обидно?
- В нашей профессии вообще много обидного. Например, прямо во время проб звонит телефон и ассистент начинает разговаривать. Ему наплевать, что ты в этот момент выворачиваешься наизнанку. Как-то раз на подготовку отвели только два дня, а выучить надо было четыре сложнейшие сцены. Субботу и воскресенье я провел взаперти, зубрил. Пришел, а мне говорят: "Показываете только одну!". Да еще и не ассистент режиссера смотрел, а ассистент ассистента. И роль мне не досталась.
- Тем не менее вы продолжаете ходить на пробы?
- В Голливуде есть такое выражение - "успех за одну ночь", аналог нашего "проснуться знаменитым". И вот этой самой ночи люди ждут по 10-15 лет, играют маленькие роли в надежде на то, что однажды их заметят и пригласят на большую.
- С кем из голливудских звезд вам довелось общаться и какое впечатление они на вас произвели?
- Я снимался с Харрисоном Фордом, Гарри Олдменом ("Самолет президента"), Шоном Пенном ("Разворот"), Ником Нолти, Дженнифер Лопес, Джоном Траволтой ("Рыба-меч"). Честно говоря, задушевных разговоров у нас не было, в основном мы обсуждали рабочие моменты. Но я умею наблюдать, поэтому, конечно же, составил о них свое мнение.
Наилучшее впечатление произвел на меня Джордж Клуни - очень обаятельный, юморной и деятельный человек, энергия из него так и брызжет. А Траволта, наоборот, очень спокойный, почти расслабленный, но цену себе знает. Во время съемок случился забавный эпизод...
Актер попросил ассистента принести ему попить. А когда тот пришел с подносом, он глянул и очень тихо, даже мягко сказал: "Я не просил фруктовый!". Вы бы видели, как метнулся провинившийся ассистент!
А еще у них очень уважительное отношение к чужому труду. Когда мы снимались в "Самолете президента", на соседней площадке шла работа над картиной, где в главной роли был Джек Николсон. Однажды он к нам по-соседски наведался. "Не хочу - говорит, - никого отрывать от работы, просто зашел поздороваться!". Правда, после его появления все разбрелись в разные стороны, я же показал Николсону сцену моей драки с Фордом.
- А голливудские актрисы действительно такие красотки или их внешность - результат работы гримеров и стилистов?
- Лос-Анджелес - Мекка, в которую со всей Америки съезжаются желающие попытать счастья. Женщинам приходится труднее мужчин: ролей для них пишут мало, а желающих сняться много. Например, я не считаю Джулию Робертс такой уж красоткой. Трудно сказать, почему тот или иной актер выходит на большой экран и становится знаменитым. Тут срабатывает, как говорят в Голливуде, химия, включающая в себя множество компонентов. И талант, и обаяние, даже то, любит тебя пленка или нет.
Я работал в телевизионном шоу "Друзья" (оно шло лет 10 и пользовалось огромной популярностью). На экране снимавшиеся актрисы выглядели очень привлекательно, но когда я попал в студию и увидел их, что называется, живьем и без грима, то был разочарован: худенькие, заморенные! Так что понятие красоты в нашей профессии весьма относительно.
- У приезжающих в Голливуд российских режиссеров вы снимаетесь?
- Если есть такая возможность. Правда, это не так выгодно, как съемки у американцев, зато очень приятно встретиться и поработать с земляками. Больше всего люблю сериал Родиона Нахапетова "Русские в городе Ангелов", где сыграл незадачливого нового русского, богатого нефтяника из Тюмени, которого едва не отравили жена с любовником.
- С кем из наших актеров, живущих сейчас в Америке, вы общаетесь?
- С Сашей Кузнецовым (актер, сыгравший главную роль в картине "Джек Восьмеркин - американец". - Авт.). Он сейчас часто ездит в Россию, снимается в сериалах и здесь неплохо устроился, пару месяцев назад у них с женой Аней родился сын.
- Сегодня сериалы в России поставлены на поток. Почему вы не ездите туда сниматься?
- Невозможно усидеть на двух стульях одновременно. Саша здесь снимается меньше, поэтому может себе это позволить. Я же боюсь: вдруг уеду и пропущу какую-то роль здесь. А по деньгам, как вы понимаете, это несравнимые вещи. Сейчас тут снимается мой бывший однокурсник Володя Машков, мы с ним как-то виделись на вечеринке. Раньше встречал Наташу Андрейченко, пару лет назад она хотела сделать на каком-то из российских каналов программу о Голливуде и даже брала у меня интервью. Но после развода с Шеллом гораздо реже приезжает в Америку.
"НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ МОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО - ВОЗЛЕ СТОЛА С ЕДОЙ"
- Говорят, для американских актеров во время съемок создают невиданный комфорт. Вы можете этим похвастаться?
- У меня на съемках есть своя комната, на которой написано: "Илья Волок" (так пишут мою фамилию американцы). Там все необходимое: шкафчик для одежды, телевизор, который можно посмотреть в перерыве, туалет, душ, кондиционер. Это когда картину снимают на студии. Если же съемки проходят на натуре, отдыхать можно в вагончиках. Но мое любимое место на съемочной площадке - возле стола с едой. И большую часть времени я провожу именно там. Как говорится, кто не работает, тот ест.
- А как же фигура?
- Стараюсь заниматься спортом. Я живу в пяти минутах ходьбы от океана, поэтому сначала бегаю по берегу, потом иду в спортзал, к штанге.
- Голливуд сделал вас обеспеченным человеком?
- В творческой профессии никогда не знаешь, когда в следующий раз будет возможность заработать. Но жить на что-то надо. Поэтому я купил сначала одну квартиру в Лос-Анджелесе, потом еще одну. Это оказалось очень выгодным вложением денег. Во-первых, в Голливуде недвижимость в последнее время выросла в цене, а во-вторых, эти квартиры я сдаю в аренду. Так что, даже если какое-то время не буду сниматься, смогу продержаться на плаву.
В Америке в отличие от СНГ очень совершенный и жесткий закон об авторском праве. Я исправно получаю гонорары за все свои роли, даже самые маленькие, от всех видов проката - показов по телевидению, выпуска кассет. Это очень приличные деньги. За их выплатой внимательно следит актерский профсоюз, в который я вступил, как только начал сниматься. Правда, продюсеры иногда пытаются жульничать, но с актерским профсоюзом шутки плохи. Вообще, очень мощная организация, они и пенсии актерам выплачивают. В результате мой годовой доход раза в два больше, чем у любого представителя среднего класса.
- Родители гордятся вашими успехами?
- Отец живет в Киеве. А маму я забрал почти сразу же, у нее своя квартира в Лос-Анджелесе. Кстати, на нее я возлагаю большие надежды. Дело в том, что в Голливуде принято проводить так называемые пати - вечеринки, на которые приглашают местный бомонд. Они часть бизнеса, и если ты хочешь чего-то добиться, не стоит ими пренебрегать. Не хочу сказать, что я ленивый и необщительный, но я много работаю, поэтому на такие вещи у меня просто не хватает времени. А у мамы деятельная натура, да и организаторские способности прекрасные. Надеюсь, она возьмет на себя эти заботы.
- А как сложились ваши отношения с женой?
- С Каей мы давно расстались, едва ли не через год после приезда в Америку. Я ее ни в коем случае не виню, просто так получилось. Она ведь тоже ехала в Голливуд, чтобы стать актрисой, но ничего для этого не сделала.
Наша профессия, извините за банальность, требует жертв, а Кая не боец, ей сложно преодолевать препятствия. К тому же через какое-то время выяснилось, что она любит выпить. Пару раз, будучи изрядно выпившей, она рвалась вести машину, а я ее не пускал. Я тогда только начинал работать, с деньгами было сложно, а Кая могла не задумываясь все потратить. И честно говоря, развод предложила она. Однажды сказала мне: "Знаешь, я больше не хочу нести за тебя ответственность!".
Для меня это был очень трудный год, но я понял: так будет лучше для нас обоих. Я потерял бывшую жену из вида. Потом как-то, увидев мою картину по телевизору, она позвонила и поздравила. Кая актрисой так и не стала. Ну а я до сих пор не женат.
- Но ты мечтаешь о семье?
- Конечно же, я встречаюсь с женщинами. Но пока моя нынешняя жизнь меня устраивает. У меня всегда была установка не на создание семьи, а на успешную карьеру.
В Америке вообще иное отношение к браку. В Советском Союзе заботу о завтрашнем дне брало на себя государство, поэтому люди и женились в 20 лет. Американцы же стремятся обеспечить свое будущее, поэтому не только не торопятся - женщины в 35-40 лет первых детей рожают. Кстати, уже после развода встречался с американкой. Через некоторое время она начала наседать: "Давай обручимся!". Для меня привыкание к другому человеку достаточно длительный процесс. И под давлением, извините, сердечной привязанности не получается.
- Вы завидный жених. В Киев не собираетесь?
- В родном городе не был уже 12 лет. Первое время сильно тянуло домой, и я приезжал повидаться с друзьями. А потом все как-то некогда было. Возможно, летом приеду. У нас с одним американским актером есть хороший спектакль, который мы хотели бы показать в американском посольстве.

Катя ЛЕЛЬ: "Волков мне угрожал: "Я сделаю так, что ты приползешь ко мне на коленях и будешь просить на кусок хлеба. Тебе жрать будет нечего!"
Исполнитель роли Ларина "мент" Алексей НИЛОВ: "В день своего рождения генерал Лебедь мне сказал: "Леха, через девять дней я взорвусь!"
Александр Масляков уходит из КВНа
Алсу сбежала из роддома со скандалом
Певец Сергей Жуков возьмет в жены модель
Кристина Орбакайте не позвала на свое 35-летие Наташу Подольскую, а Пресняков не захотел прийти один
Из-за "Кода да Винчи" Том Хэнкс опасается за свою жизнь
Беременная вторым ребенком Бритни Спирс и Хиллари Суонк разводятся
Семейство Басковых впервые после рождения наследника вышло в свет
У Леонида Куравлева — микроинсульт
Владимира Познера спасали две бригады врачей
Ираклий Пирцхалава сломал ногу, а Холли Берри — палец
Ева Лонгориа стала самой успешной в кино
Стас Костюшкин опять женится
Собчак чуть не устроила авиакатастрофу
Пусть одиноких людей будет меньше
Кто в "Доме" хозяин?
"Чтобы больше ни одна собака вас не покусала!" - пожелали Виталию Коротичу на праздновании его 70-летия
Солист "Дюны" Виктор РЫБИН: "Пьяная женщина - отвратительное зрелище. Единственное, чего я от своей жены требую, - это хорошо выглядеть"
Дядечька особенный
Политик Богдан Губский собирается продать свой одуванчик за 200 миллионов долларов
Министр Юрий Павленко впал в детство
Да здравствует наш шоу-бизнес — самый честный шоу-бизнес в мире!
Американский актер украинского происхождения Илья ВОЛОХ: "В Америке я резал в магазине бутерброды, переворачивал на кухне цыплят, а потом подвернулась работа на кладбище..."
Ирина ХАКАМАДА: "Не забывайте заниматься сексом, и у вас все будет хорошо!"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги