На Берлин!
На кого ж ты нас покинул?
Юлия ПЯТЕЦКАЯ 4 Октября, 2005 00:00
Худрук и директор Харьковского театра имени Шевченко Андрей Жолдак разорвал свой контракт и уехал работать в Германию.
"РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" ПОЗОРЯТ НАЦИЮ?
Мы и так слишком долго терпели его выходки. Этих его чеховских сестер в линялых ситцевых платьях и кирзовых сапогах, его "Идиота" в самом настоящем медицинском смысле слова, его бисексуального Серого Волка и дебиловатого Швейка, его Ивана Денисовича, глубоко оскорбившего самого Александра Исаевича, его Гамлета-ElКравчука (хорошо хоть еще не Л. М. Кравчука), его безумную "Венецию", нафаршированную таким количеством сложнейших метафор, что пересiчний громадянин чувствует себя на просмотрах серым волком и полным идиотом одновременно... Но "Ромео и Джульетта" - это уж слишком! Слишком даже для нас, переживших ужас Майдана и "Евровидения"!
Если бы Шекспир случайно воскрес и увидел, как в интерпретации Жолдака-Тобилевича-IV придуманные им много веков назад романтические создания сидят на современных омерзительных унитазах, отправляя свои гнусные физиологические надобности, то окончательно бы сошел в могилу. Ведь, отпуская в вечность отпрысков Монтекки и Капулетти, Великий Бард совершенно не подозревал о существовании у них каких-либо физиологических отверстий. Это не романтично!
От такого культурного беспредела все наше униженное и оскопленное чувство собственного достоинства, грубо говоря, встает. Поэтому когда Ромео и Джульетта, поднявшись с унитазов, стали вдруг обмазывать друг друга мерзкой коричневой липкой жижей, народ встал и принципиально повалил из Харьковского театра прямо в скучный город Харьков. В знак протеста. А Жолдак взял и уехал в нескучный город Берлин, забрав с собою "Ромео и Джульетту". А мы взяли и спасли культуру, которая была на краю гибели.
Правда, непонятно, почему наше чувство собственного достоинства мертвецки спит, когда кто-то отправляет свои естественные надобности в наших подъездах, когда толпы умственно отсталых беспризорных детей ширяются на наших лестницах, когда у нас нет света, газа, воды, а в милом уездном городишке с благозвучным названием Вапнярка трудно встретить трезвого приятного человека, знающего, как выглядит книга в суперобложке... Ничего не делается от этого нашему достоинству! Но Ромео и Джульетта на унитазах позорят нацию, как и блюющие вареными яйцами и испускающие газы иваны денисовичи. Внутри нации все вопиет, а национальное достоинство стоит так, что аж звон кругом!
Если бы Шекспир когда-нибудь действительно воскрес и случайно попал в обычный прославленный украинский театр с традициями, он бы вначале очень удивился, потом очень расстроился и быстро умер. От скуки. Шекспир был ироничным человеком, подчас циничным, веселым и креативным. О существовании физиологических отверстий он знал. Как и о том, что настоящая культурная катастрофа - это когда вообще ничего не происходит. "Самое страшное в Апокалипсисе, - пошутил один талантливый критик, - что его может не быть". Ведь возможность Апокалипсиса всегда оставляет надежду на спасение. А когда спасаться не от чего, не спасется никто. Мы медленно погрузимся в мутную болотную жижу, покрытую веселенькой ряской с национальным орнаментом. Так, что даже кругов на воде не останется.
Наш певец Апокалипсиса, безусловно, некуртуазен. Животен, груб, непоследователен и косноязычен, поэтому, видимо, избегает слов в своих постановках, заменяя их цифрами. Алчен, деспотичен и относится к актерам, как к пустым барабанам, игнорируя их индивидуальность и торжество разума. Он поразительно бездуховен. Что не может не раздражать, поскольку славяне, как известно, веками напролет являют миру образец гуманизма.
КУЛЬТУРА ДО СИХ ПОР СУЩЕСТВУЕТ БЛАГОДАРЯ МАНЬЯКАМ И УБИЙЦАМ
Великий революционер и экспериментатор, родившийся в Великом Совке, Жолдак так и не научился типично по-советски противопоставлять одухотворенный верх отвратительному низу, распиливая человека на куски: это для красоты, это для дела, а это для удовольствия. У него вообще не поймешь, что для чего. Иногда смотришь его спектакли, и в голове катается одинокая и круглая, как бильярдный шар, мысль: "Интересно, чем он думает?!". Он брутален и дестабилизирует общество. Он хам, нахал и хвастун ("я лучший режиссер", "я самый знаменитый", "я Жолдак-Тобилевич-IV"). Кроме того, он ни разу не дал мне интервью, и это личный повод на него обидеться. Но мне жаль, что он уехал. Теперь мне не о чем будет писать. Наверное, я умру от скуки.
Пожалуй, если собрать всех выдающихся особей, начиная с австралопитеков и заканчивая Филиппом Киркоровым, в традиционном представлении это будет парад уродов. Большинство тех, кто хоть чем-то успел осчастливить человечество, рано или поздно пополняли ряды тунеядцев, хулиганов, маньяков, спекулянтов, предателей, английских шпионов, алкоголиков, наркоманов, педерастов, педофилов, вич-инфицированных и душевнобольных. Среди них вы практически не встретите положительных вменяемых людей, совершающих утренние пробежки и озабоченных борьбой с зашлаковыванием организма. Если они и бегут куда-то по утрам, то, скорее всего, за дозой или за бутылкой, чтобы унизить чье-нибудь достоинство, откусить чье-нибудь ухо, совершить самосожжение или написать "Шоу маст гоу он"... Но почему-то именно благодаря этим маньякам и убийцам культура до сих пор существует.
Она и возникла-то когда-то из конфликта, из неистребимой потребности делать назло, не так, как все, как принято, как заведено. Пусть это будет ее феномен. Тем более что по-другому пока не получается. У людей, живущих по четким правилам внутреннего и внешнего распорядка, редко выходит что-нибудь потрясающее. "Нет ничего скучнее порядочных людей", - заметил небезупречный Михаил Афанасьевич Булгаков. Поэтому большой вопрос: кто из нас вреднее? И кого от кого нужно спасать?
"ТЕАТР ФУНКЦИОНИРУЕТ..."
Говорят, Жолдак деструктивен и занимался уничтожением театра, а не его созиданием. Дескать, он крал деньги у государства, корыстно дружил с политиками, провозглашал всякие ужасные глупости в телевизоре, обзывал уважаемых и авторитетных деятелей современности нехорошими словами и кичился своими достижениями, которых у него, естественно, нет. И за все за это его нужно судить!
Судить, конечно, нужно, чтобы там ни утверждали библейские шутники... Только по делам, а не по словам в телевизоре, форме черепа, ботинкам и красе ногтей. Если мы начнем судиться друг с другом из-за своих телевизионных и печатных речей, то, как сказал гениальный Папанов в бессмертном фильме Гайдая: "Сядем усе!". На сегодня Жолдак сделал для современного украинского театра столько, сколько для него не сделал никто. Просто в отличие от Берлина и Москвы мы об этом не знаем. А не знаем, потому что не хотим. Мы мало что видим. Мало где бываем. Нас легко удивить.
"Театр функционирует", - лучась добрыми глазами, сообщают нынешние художественные руководители прославленных коллективов. Ну он же не парикмахерская, чтобы функционировать. Не районная поликлиника, не горадминистрация...
Мы засели в центре культурной Европы плотным партизанским отрядом, периодически пытаясь изменить свою жизнь к лучшему, так, чтобы она не менялась. У нас относительно тихо, спокойно, почти уютно, и в наших землянках тлеет костерок. Мы еще живы. Даже настолько, что способны перебегать из одной землянки в другую, радоваться своим успехам, посмеиваться и растопыривать задубевшие пальцы: "Враг не пройдет! Победа будет за нами!".
А враг и не собирается никуда ходить. Как в том анекдоте: "Понимаешь, старик, война давно закончилась...". Что он у нас не видел, этот враг, кроме наших землянок? На самом деле, вероломный Запад знает, чем у нас поживиться. Просто ему не нужно никуда идти - только руку протяни. Он и протянул. А мы дали. И обрадовались, что он взял. И спасли культуру.
Его телефон не отвечает. Да и неудобно как-то тратить чужие деньги на свои интересы. К тому же я не знаю, о чем его спрашивать. "На кого ты нас покинул?". Кого это "нас"?
"В Киев меня не зовут, и я понимаю, звать не будут, - сказал как-то Андрей. - Предлагают поработать в знаменитом Народном театре Берлина. Может быть, соглашусь...". Я думала, он не согласится. Я думала, нам хватит совести и мозгов его не отдавать. Но хищная бездуховная рука загнивающего Запада, снисходительно принимающего наши щедрые дары, все никак не усохнет. Ибо не оскудеет рука дающего.

Отхватил себе Шон Карр в тещи Юлю-суперстар!
Добрынину прооперировали руку
Остроумова отпускает Гафта в монастырь?
Вдова Евдокимова Галина ничего не помнит
Врачи опять спасают "икону стиля" Кейт Мосс от наркозависимости
Румянцева теряет зрение
У Бутусова родился сын
В Киеве прошел кинофестиваль "Стожары"
Пилите ящик Страдивари!
На кого ж ты нас покинул?
Вера ВАСИЛЬЕВА: "В быту я человек никчемный. Ни одного пирога за свою жизнь не испекла"
Игорь ТАЛЬКОВ-младший: "Незадолго до смерти отец жутко ругался по телефону: "Что вы пристали? Мне и так не больше месяца жить осталось"
Никита ДЖИГУРДА: "Для полного усмирения мне кололи в ягодицы и под лопатки абрикосовое масло. Застывая, оно вызывало температуру под 40 и галлюцинации, дотронуться до пятой точки было невозможно. Санитары меня еще и били по ней, чтобы больнее было"
Актриса Елена КОРЕНЕВА: "Андрон Кончаловский меня любил, но его желание вырваться из Союза оказалось сильнее"
Игорь АФАНАСЬЕВ: "Сало як сало, шо його пробувать..." - это придумали про Бенюка, жадного, ненасытного хомячка. В основе свары, которую против Ступки затеяли Бенюк и его подельники, - обычная зависть и жадность"
"Глория" по-русски значит "Слава"
Киркоров маскирует второй подбородок при помощи скотча
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги