В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Не горюй!

Баадур ЦУЛАДЗЕ: "Женат я никогда не был. Я, как буриданов осел, у которого с обеих сторон по стогу сена, а он не знал, с какого начать. Так и умер с голоду"

Ольга КУНГУРЦЕВА. «Бульвар Гордона» 13 Июня, 2006 00:00
За спиной народного артиста Грузии Баадура Цуладзе более 200 ролей. Самые известные: в фильмах "Молитва Лейлы", "Царская охота", "Житие Дон Кихота и Санчо", "Блондинка за углом", "Тегеран-43", "Мелодии Верийского квартала", "Не горюй!", "Приключения Буратино"...
Ольга КУНГУРЦЕВА
На одном из кинофестивалей мне стало очень и очень обидно за Баадура Цуладзе. Артист поднялся на сцену, чтобы получить приз и, возможно, что-то не понял или не расслышал, поэтому случайно взял цветы у актрисы, которые ей вручили минутой ранее. Сказал теплые слова, всех поблагодарил и отправился к выходу. Но не тут-то было! Юная особа, которая во время его речи несколько раз громко повторила: "Отдайте мои розы!", догнала пожилого актера и на глазах всего зала вырвала цветы из его рук. Обычно в таких ситуациях становится стыдно за себя, за человека, которого обидели. А о тех, кто повел себя бестактно, стараешься побыстрее позабыть. Баадур Цуладзе сидел тихонько в креслице, думал о чем-то своем, про себя улыбался. Не удержалась, спросила: "Батоно Баадур, надеюсь, не сильно расстроились?". Его огромные глаза с грустинкой увлажнились: "Нет-нет, что ты, дорогая. На молодежь обижаться не стоит. Они юные, несмышленые, счастливые - у них все впереди, а я уже много лет живу на свете, и в кино у меня большая судьба. Всякое бывало". За спиной народного артиста Грузии Баадура Цуладзе более 200 ролей. Самые известные: в фильмах "Молитва Лейлы", "Царская охота", "Житие Дон Кихота и Санчо", "Блондинка за углом", "Тегеран-43", "Мелодии Верийского квартала", "Не горюй!", "Приключения Буратино"...

"В "ДЖЕНТЛЬМЕНАХ УДАЧИ" Я ДОЛЖЕН БЫЛ ИГРАТЬ ВАСИЛИЯ АЛИБАБАЕВИЧА"

- В советские времена грузинский кинематограф стоял особняком. Вспоминаю ваши тонкие, романтичные, чуть грустные комедии и удивляюсь: почему в большинстве своем они были короткометражными?

- Когда мы с ребятами после окончания режиссерского факультета ВГИКа приехали на Тбилисскую киностудию, снимать полнометражные фильмы было прерогативой убеленных сединами мэтров. На нас они глядели снисходительно: "А кто вы такие, собственно, и почему решили, что вправе заниматься настоящим кинематографом? Хотите работать - беритесь за короткометражки".

- Но именно эти малюсенькие фильмы в Союзе все обожали.

- Что интересно, на волне нашего успеха заслуженные и народные сами начали снимать такие же картины. Хотя изначально считали, что короткометражку, независимо от того, провалится она или нет, ни руководство, ни зритель не заметит.

- Я была уверена, что такие интриги присущи Москве, Питеру, Киеву, а у вас все иначе.

- Ничего подобного. Госкино доверяло "старикам" на все сто. Этой конторе никогда не было важно качество, главное - вовремя сдать отснятый материал и чтобы, упаси Боже, в нем не было никаких намеков. А короткометражки, если что-то неблагонадежное там и проскакивало, не судили строго. Нужно было лишь дотащить картину до Москвы, добиться, чтобы Госкино ее приняло, получить гонорар. Дальше - хоть трава не расти. Чиновников совершенно не интересовало, смотрят зрители продукцию или не смотрят.

- Гонорары были большие?

- За полнометражный фильм первой категории платили восемь тысяч рублей, за вторую - шесть, третья категория оценивалась в две с половиной тысячи.

- По советским меркам серьезные деньги.

- С условием, если получать их регулярно. Ну а если режиссер три-четыре года ничего не снимал? Для киностудии норма - восемь картин в год. Все! А режиссеров - навалом.

- Вы снялись в одной из первых картин Георгия Данелии "Не горюй!". Почему земляк не приглашал вас в последующие свои работы?

- Он-то приглашал, но я был очень востребованным актером и не всегда мог принять предложение. Когда Данелия был худруком фильма "Джентльмены удачи", я пробовался на роль Василия Алибабаевича. К сожалению, мама сильно заболела. В тот день, когда получил телеграмму об утверждении меня на роль беглого зека, она скончалась. Поэтому в фильме вместо меня снялся Раднэр Муратов.

-...И на всю жизнь остался Василием Алибабаевичем. Скажите, для актера это счастье или все-таки беда?

- Мне кажется - большая удача. И если меня позовут на микроскопическую роль без единого слова, соглашусь. И если актер рассчитывает сыграть кое-как ролишку-карлика (мол, после раскроюсь), он расписывается в профнепригодности.

- Так вы лишены творческих амбиций?

- Наоборот, они у меня огромны, даже завышены. В жизни не опущусь до халтуры и очень люблю похвалу. Давно выработал свою творческую систему. К примеру, в кадре в одну и ту же дверь можно зайти по-разному. Кто-то торопится на встречу с любимой, кого-то ожидает неприятный разговор с начальником. Третий рассеян и забыл поздороваться, четвертый заглянул из любопытства. Своих студентов я обучаю проигрывать в голове любую, самую примитивную ситуацию.

- В тбилисском театральном вы преподаете режиссуру?

- И режиссуру, и актерское мастерство.

- На студентов голос повышаете?

- Очень редко. Хотя согласен, покрикивать нужно. К примеру, недавно на экзамене один парень распсиховался, устроил истерику - дескать, он полная бездарь, ничего в искусстве не умеет, поэтому отыграл отрывок ужасно. Смотрю, а он себя с каждым воплем все больше и больше заводит: "Все! Ухожу! Не моя это профессия!". Я же, наоборот, проявил максимальное спокойствие: "Никуда ты не уйдешь, и выбор твой правильный, и человек ты талантливый. Успокойся! Знай, что в следующий раз покажешься прекрасно". Он взял себя в руки, за ночь все переделал. Наутро сработал фантастически.
"ГРУЗИНО-АБХАЗСКИЙ КОНФЛИКТ ПЕРЕЖИЛ, КАК ВСЕ: НИ СВЕТА, НИ ВОДЫ, НИ ХЛЕБА, НИ ГАЗА"

- Но если все-таки студент лишен искры Божьей, вы можете ему об этом деликатно сообщить?

- В нынешнем году мы не проводили вступительные экзамены, поскольку обучение в театральном стало платным. Но я действительно вынужден говорить ребятам нелицеприятные вещи. Они же вправе со мной не соглашаться. По-разному ведь бывает: иной человек долго не проявляет никаких талантов, а через два года неожиданно для всех раскрывается. Профессия режиссера непредсказуема. Вспомните первые фильмы Сергея Параджанова - кошмар и ужас, плохой советский кинематограф. А какие гениальные работы он потом снял!

- Бывало такое, что у вас самого не шла роль, Баадура Цуладзе выгоняли с площадки, мучали, передавали сценарий другому?

- Никогда. Терпеть не могу, когда беседуешь в перерыве с актером, а он начинает ныть: "Сцена - ерундовая, режиссер - дебил, роль - никудышная, деньги - копейки". В таких случаях всегда парирую: "Если все так плохо, зачем ты сюда пришел? Уходи".

Правда, у актеров кино в отличие от актеров театра, работа в постоянном цейтноте. Мы обязаны помнить, быстрее компьютера прокручивать в голове все варианты. И никто с тобой церемониться не будет - тут же найдут другого исполнителя. Это в советские времена можно было сделать приписку, переснять. Сейчас над головой стоит продюсер...

- Чем грузинский кинематограф советских времен отличается от нынешнего?

- Раньше наше кино было несколько диссидентским, а значит, отличным от других. В Москве заседали монстры от кинематографа, и ты изначаально знал, что должен сработать так, чтобы незаметно обойти выставленные ими рогатины. Сейчас - были бы деньги, и снимай что хочешь. А нет контроля, значит, нет фантазии. К кинематографу такого типа надо привыкнуть.

Хотя недавно в грузинском сериале я был киллером. И нашел неожиданные краски: человек он, в принципе, неплохой, отец большого семейства. Одна беда - кормить детей и жену нечем. От безысходности герой становится профессиональным убийцей.

- Не так давно прочитала, что в "Мимино" Георгий Данелия специально примирил грузина и армянина, дабы снять вековой конфликт. Это правда? И еще, объясните популярно, отчего много лет вы не можете найти общий язык с вашими соседями?

- У армян существует какая-то давняя претензия: дескать наши природные богатства раньше им принадлежали - и земля, и все остальное. Еще они хотят выйти к морю, к морю, к морю... Я неустанно им говорю: "Скажите, дорогие, а что, в Швейцарии или в Чехии есть море? Нет! И ничего, без него люди живут вполне счастливо".

На их ворчание стараемся внимания не обращать. В большинстве своем мы - советский продукт, много лет проживали в своеобразной психиатрической клинике. Многие до сих пор не вылечились.

А Гия Данелия и впрямь легко и красиво попытался поставить точку в этом соперничестве. Споры свел к тому, у кого минеральная вода вкуснее. Не стоит забывать и о фантастическом актере Фрунзике Мкртчяне. Не снимать его было бы преступлением.

- Недавно в интервью музыканты из ансамбля "Орэра" рассказали, как тяжело они пережили войну в Грузии, как из-за отсутствия света были вынуждены репетировать в автомобиле, как по ночам дежурили в очередях за хлебом.

- Слава Богу, вы, украинцы, спаслись от подобных неприятностей. Мы же в войну ввязались по огромной глупости. Я не считаю ее грузино-абхазской - исключительно войной между Россией и Грузией. А пережил ее так, как и все: ни хлеба, ни воды, ни газа, ни света. Живу на 12 этаже, лифт не работает. Что делать? Вместо газа - газовый баллон, вместо света - керосинка. Но мне не привыкать - пережил и Великую Отечественную, и послевоенное время. К слову, столько книг за время грузино-абхазского конфликта перечитал - не счесть. Все потому, что телевизор и радио не включишь - без толку. Зажигал свечку и читал запоем.

Грузин во время Великой Отечественной войны спасала родная плодородная земля - фруктовые деревья, овощи. Прекрасно помню продовольственные карточки, и магазин со вкусным названием "Особторг". Там было все: четыре вида колбасы, сыр, вкуснейший хлеб. Но за деньги. Я каждый день по дороге в школу его посещал. Вдыхал неповторимые запахи и тут же уходил, потому что знал: никогда в жизни ничего из этой благодати не попробую.
"УВИДЕВ НА МАГАЗИНЕ ВЫВЕСКУ: "ШКАРПЕТКИ. ПАНЧОХИ", ОБРАДОВАЛСЯ. ДУМАЛ, УКРАИНСКАЯ КУХНЯ"

- Это правда, что вы - убежденный холостяк?

- Скорее, буриданов осел, у которого с обеих сторон по стогу сена, а он все не знал, с какого стога начать. Так с голоду и помер. (Хохочет). Женат я никогда не был. Постоянно откладывал это событие на потом.

- Не тяжело жить одному?

- Мы живем вдвоем с сестрой. Так как мама рано умерла, а отец сильно болел, сестра была вынуждена отказаться от личной жизни и тянуть на себе двух мужиков. Замужем сестра тоже ни разу не была, детей нет ни у нее, ни у меня. Но она боевая дама. Хоть и пенсионерка, исколесила Европу вдоль и поперек. Теперь ее тянет в такие серьезные страны, как Камбоджа.

- Уверена: вы - большой любитель грузинских застолий и гостеприимный хозяин.

- В моем возрасте проблема уже не прием, а провожание друзей навсегда. Раньше на Новый год мы с сестрой накрывали большой стол и ждали многочисленных гостей, которые являлись партиями вплоть до рассвета. Мы даже внимания не обращали, кто приходит, когда и с кем.

Друзья знали, где и что у нас находится. Один захотел кушать - отправился к холодильнику, другой в это же время сестре кричит, чтобы чай заварила. Третий включил телевизор. Сегодня звонить, приходить в гости практически некому.

- Вы упомянули о застольях. Почему грузины в отличие от славян пьют, не пьянея?

- В первую очередь оттого, что потребляют хорошее вино и понемногу. А еще потому, что основнная цель застолья - беседа. Обычно мы сидим до утра, разговор сменяется песней. И все хорошо себя чувствуют. А если кто-то напился, то какой из него джигит? Ни поговорить, ни спеть...

Хотя помню, как в молодости без копейки денег мы компанией частенько зайцами приезжали на поезде в Киев. Прятались от проводников по туалетам, тамбурам. В Украине нас ждала веселая компания - Николай Мащенко, Сергей Параджанов. Как-то крепко мы напились и в боевом состоянии отправились в Лавру, в пещеры. Не скрою, мощи на нас произвели особо устрашающее впечатление. Пулей выскочили, видим вывеску - "Шкарпетки. Панчохи". Обрадовались - спасу нет. "Ну, - думаем, - сейчас отведаем украинской кухни: дерунов, горяченьких вареников со шкварками, все это дело закрепим горилочкой". Заходим - вах! - на прилавке чулки да носки. (Хохочет).

- Не так давно от знакомых грузинских певцов довелось услышать не самые лестные отзывы о своем земляке Вахтанге Кикабидзе. На родине к нему действительно неважно относятся?

- Сложно сказать, почему они так говорили о Вахтанге. Мы с Бубой много лет были соседями, он обожал моего папу, называл отцом родным, дружили семьями. Когда папа ушел из жизни, Буба переживал его смерть так, словно похоронил своего отца.

Сейчас Вахтанг почти не бывает в Тбилиси. Видимо, решил, что в этом городе делать ему особо нечего. Вахтангу надо выступать, а Грузии сейчас не до гастролей. Может, из-за отъезда к Кикабидзе сложилось своеобразное отношение, хотя это ведь не показатель. Каждый человек имеет право выбора. Он построил в Тбилиси огромный дом, только зачем артисту этот особняк, непонятно. Может, сыну отдаст, хотя тот тоже не рвется в Тбилиси.

- Кстати, Кикабидзе имеет свой бизнес. А у вас есть коммерческая жилка?

- Нет, и деньги копить не умею. Единственное требование которое выставляю всегда: чтобы за работу мне платили столько, сколько заслуживаю. Хочу жить благодаря профессии.

Под известные актерские имена, под их авторитет коммерцией занимаются другие люди. Популярная фамилия - хорошая крыша для бизнесменов любого уровня. С подобными предложениями ко мне часто обращаются, но я всегда отказываюсь. Быть чужим прикрытием для меня все-таки очень унизительно.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось