Режиссер Юрий Любимов уходит с поста художественного руководителя Театра на Таганке
«Перед спектаклем «Добрый человек из Сезуана» была назначена репетиция, которая одновременно была и мастер-классом. На нее собрались пресса, студенты и профессура чешских театральных вузов, - сообщила замдиректора Театра на Таганке и по совместительству пятая жена Любимова венгерская журналистка Каталин Кунц. - Но актеры заявили, что не выйдут на сцену, пока не получат гонорар. Чтобы не устраивать скандала перед чехами и не позориться в чужой стране, мы заплатили им из собственного кармана».
«В зале собралось около 100 человек, - подхватывает слова жены Любимов, - которым пришлось стать невольными свидетелями мелочных разборок. Артисты тут же бросились делить ассигнованную сумму, на что ушло немало времени. В итоге я довел эту «кровавую» репетицию до конца, но больше с этой труппой работать не буду. Я ухожу из театра, с меня хватит этого безобразия, унижения, нежелания трудиться, а лишь получать деньги. Это потеря престижа страны, престижа русского театра. Но, видимо, коллективу на это наплевать».
Сразу после скандальной пресс-конференции Любимова актеры «Таганки» опровергли слова своего художественного руководителя. Артисты утверждают, что ни ультиматума, ни угроз срыва спектакля не было, они лишь вежливо попросили оплатить работу и выдать суточные.
«Нас всегда обманывали, говорили, что гонораров быть не может, потому что все гастроли имиджевые, - рассказала заслуженная артистка России Татьяна Сидоренко, - на самом деле деньги присваивались. Но в этот раз нам удалось получить гонорары. Сколько я себя помню в этом театре, не проходило года, чтобы Юрий Петрович не засобирался уходить со своего поста. Например, прошлогоднее заявление Любимова об уходе оказалось неправдой, он даже не подал официальных бумаг в Департамент культуры Москвы».
Слова таганковцев подтверждают и чешские СМИ. «Ультиматума не было, - пишет журналист «Пражского экспресса», оказавшийся свидетелем конфликта. - Артисты написали заявление, в котором просили выдать гонорар, не угрожая при этом срывом спектакля. Коллектив труппы обратился со своими требованиями корректно и интеллигентно. Мы находились с ними и после спектакля и утром провожали в аэропорт - никто не говорил грубостей в адрес режиссера, несмотря на нанесенные им оскорбления: например, во время репетиции в присутствии чешских студентов, журналистов и телевидения господин Любимов через каждое предложение называл своих артистов быдлом и прочими словами. Для нас было дико видеть, как режиссер оскорбляет заслуженных и народных артистов, да еще в чужой стране».