Константин РАЙКИН: «Я не то что сниматься у Спилберга — даже переговоры вести отказался. Выбор уже сделан: есть вещи, которые мне не интересны»
(Продолжение. Начало
в № 27 )
«А ЧТО, РАЗВЕ АРТИСТУ БАЛЕТА НЕЛЬЗЯ В 50 ЛЕТ ТАНЦЕВАТЬ?» - СПРОСИЛИ У ГРИГОРОВИЧА. «ТАНЦЕВАТЬ, - ОН СКАЗАЛ, - МОЖНО. СМОТРЕТЬ НЕЛЬЗЯ»
- В 88-м, по-моему, году Роман Григорьевич Виктюк поставил у вас абсолютный хит - «Служанки». Если бы воспитанный совершенно в другой школе Аркадий Исаакович увидел их на сцене театра «Сатирикон», что бы сказал, как вы думаете?
- Насчет этого спектакля, честно говоря, не знаю, но в свое время он действительно стал переломом в театральной эстетике и психологии.
- Настоящая взорвалась бомба!
- Ну да, своего рода даже какая-то революция произошла, но я абсолютно убежден, что ее не стоило повторять. Вообще, возобновлять через некоторое время спектакли - ошибка.
- Имеете в виду новую постановку?
- Не только. Она уже третья по счету, то есть Роман Григорьевич дважды совершил ошибку, но это мое личное мнение. Он большой мастер и сам, наверняка, относится к этому по-другому. Я же считаю, что повторять спектакли неправильно: все это песни, которые должны быть спеты один раз, - в этом смысл театра.
- С другой стороны, и «Принцесса Турандот», и «Синяя птица» идут уже Бог знает сколько, и ничего страшного...
- Что значит: ничего страшного? - я не сказал бы, что это лучший критерий. Знаете, как Григорович ответил, когда его спросили: «А что, разве артисту балета нельзя танцевать в 50 лет?»? «Танцевать, - он сказал, - можно. Смотреть нельзя». То, что «Турандот» идет 80 или 100 лет, для меня лично непостижимо - как на протяжении века можно бороться за качество? Спектакли у нас создаются очень прочно и добросовестно, но я знаю: театр такое дело - чуть отвернешься, и то, что было хорошим, моментально станет плохим.
- Так не только в театре...
- Согласен, но это уже не горение, а тление. Постоянно, каждую секунду за этим нужно следить, потому что, как только ослабил внимание, ткань разрушается. Для меня, например, загадка, если спектакль идет даже 10 лет. Срок его жизни...
- ...семь...
- ...нет, пять лет: семь - уже, с моей точки зрения, старожил. В репертуаре у нас семь названий - по дням недели. Каждая следующая постановка вытесняет одну из предыдущих, и опять остается семь, таким образом, спектакль идет четыре-пять лет, и мы расстаемся (вот как, говорят, нужно вставать из-за стола с легким чувством голода) с некоторой печалью: «Ах, жалко! Еще бы чуть-чуть...».
![]() |
| Катя и Костя Райкины, 1950 год |
- Ваш отец тем не менее «Служанок» одобрил бы?
- Да, безусловно, - это был очень талантливый, восхитительный, роскошный спектакль.
- Вы как-то сказали: «Никто так здорово не говорил об отце, как Путин» - что имели в виду?
- Во всяком случае, здесь, в этом кабинете, он произнес в честь папы прямо какой-то спич.
- От сердца идущий?
- Ну, мне трудно об этом судить, но Путин очень искренне, увлеченно и влюбленно об отце высказывался - так мне показалось. Все-таки я актер и фальшь отличаю, то есть «безумен я лишь при норд-норд-весте. Когда же ветер с юга, я отличаю сокола от цапли» (цитирует «Гамлета». - Д. Г.). Наверное, мне можно пустить пыль в глаза, но хочется думать, что обмана тут не было.
- Путин был бы хорошим актером, как вы считаете?
- Судить не берусь - все-таки это другое. У нас разные профессии, понимаете?
- Ваша сестра Екатерина много лет играет на сцене Театра Вахтангова - какие у вас отношения?
- Она уже много лет в Театре Вахтангова не играет, хотя в труппе его числится (там есть, к сожалению, актеры, не задействованные в репертуаре). Катя участвует в спектаклях, которые ставит, живя в Монреале, бывшая моя сокурсница Аня Варпаховская.
![]() |
| С сестрой. «Мы, к сожалению, редко видимся, потому что я очень занят» |
- Дочь, да?..
- Да, Леонида Викторовича Варпаховского.
- Он же в Киевском театре Леси Украинки работал...
- Совершенно верно. Спектакли эти репетируются сначала в Канаде, затем их провозят по США, а потом они приезжают к вам в Киев и идут, как мне рассказывали, с большим успехом.
- Екатерина Аркадьевна - хорошая актриса?
- По-моему, очень.
- Вы чувствуете себя родными людьми?
- Да, ну конечно.
- У вас много общего? Вы показываете друг другу свои работы, общаетесь на профессиональные темы?
- Мы, к сожалению, редко видимся, потому что я очень занят, а вообще-то, и дочь свою, и жену вижу реже, чем мне хотелось бы...
- Может, это и хорошо?
- Нет, это нехорошо - я же говорю: «Реже, чем мне хотелось бы», но это общение все-таки не так редко и дефицитно, как с Катей. Хотел бы, конечно, и с ней видеться чаще, но так получается...
«ТЫ ПРЕДАТЕЛЬ, - ВСКИПЕЛ Я. - ПОШЕЛ ВОН!»
- Вы где-то обмолвились: «Я, конечно, диктатор, но добрый» - считаете себя худруком авторитарным?
- Естественно, просто руководитель другим быть не может — иначе он не на своем месте.
- Утверждают, что на репетициях вы дико на артистов орете и ведете себя порой просто чудовищно...
- Нет, никогда. Нет, нет, нет!
- Вранье?
- Так говорят те, кого я выгнал или с кем был совершенно обоснованно резок, но это другое дело. Обо мне всякие мнения есть, однако бетонная плита, сквозь которую прорастает какой-то росточек, тоже думает, что у него отвратительный характер, - это очень все относительно. Разумеется, кого-то я подавляю и кого-то наказываю, и человек этот вряд ли считает меня хорошим, потому что, скорее всего, уверен, что я не прав, - понимаете?
- Мне между тем рассказывали, что некоторым актерам вы прямо в глаза говорили: «Ты предатель. Пошел вон!» - и выгоняли их из театра...
- Да, это так, есть же вещи непозволительные.
![]() |
| Райкин-Соланж в «Служанках» Романа Виктюка. «Служанки» имели для нас огромный смысл — они сразу сломали шею стереотипу. Мы объездили с ними весь мир, и везде они пользовались невероятным, феерическим успехом» |
- Например?
- Ну нельзя не прийти на спектакль, в котором ты - единственный! - занят, только потому, что у тебя съемка. Театр - это место, где ты работаешь, где твои товарищи...
- А было такое?
- Конечно. Вот я преподаю в Школе-студии МХАТ, у меня сейчас ребята четвертый курс заканчивают, и я приглашу оттуда, думаю, несколько человек, а предыдущий курс взял целиком, в полном составе. Свои дипломные работы они играли прямо здесь, в нашем театре, и остались вместе с ними в репертуаре.
- Вложили в них душу?
- Ну да, и вдруг в какой-то момент артист этот, мой бывший студент (он был задействован сразу в нескольких наименованиях), пришел ко мне и сказал, что на четыре месяца должен уехать в Африку сниматься в фильме. «Это исключено, - я воскликнул, - и если они так в тебе заинтересованы, ты, значит, должен возвращаться к своим спектаклям. Пожалуйста, вредничать я не буду: от репетиций тебя освобожу, но играть тут ты должен». - «Они этого сделать не могут». Я руками развел: «Тогда ты не можешь поехать». - «Замените меня». - «Нет, не могу». Чтобы заменить человека (а в нашем театре все вводы, даже в массовку, делаю я лично), нужно минимум две-три недели.
- Чтобы актер духом проникся?
- Не только: у меня и в массовке так называемой тяжело - надо же выучить кучу движений, нюансов. Я не люблю этого примитива: вышел слева, сказал: «Зрасьте!», кивнул и ушел направо, ввод у меня должен быть без потери качества.
Этому актеру я объяснил: «Чтобы вместо тебя кого-то ввести, нужно остановить театр - отменить репетиции, которые у нас по плану идут, и месяц биться только над твоими названиями. Ты этого еще не заслужил, не отработал на театр до такой степени». Он заплакал, все такое, а потом сказал: «Нет, я все-таки буду сниматься». - «Тогда ты предатель, - вскипел я. - Пошел вон отсюда!». А-а-а, он еще спросил: «А потом вы меня возьмете?». Я вспылил: «Не то что не возьму - больше в театр не пущу. Вообще забудь сюда дорогу!».
- И он ушел?
- Ушел, снялся в кино...
- ...и стал звездой?
- Нет, хотя, кто знает, может, и станет. Я, правда, без пиетета к этому ярлыку отношусь: «звезда» для меня - холостое журналистское слово. Другое дело - «артист»: вот это серьезное и гораздо более весомое понятие.
- Звезд много, артистов мало...
- Ну конечно! Звездой можно стать вообще бесталанному: в тебя вложат деньги, станут показывать каждый день по телевизору - и вот все уже тебя знают и ты звезда.
![]() |
| Роман Виктюк вручает Константину Райкину российскую престижную театральную премию «Чайка», 2006 год. «В жизни нашего театра Роман Григорьевич сыграл громадную роль» |
- Покатался на льду - звезда!..
- ...а артистом у меня надо всерьез работать, потому что... Ну как вам сказать? Не прощает Господь, когда вещь не по-божески сделана.
- Что же вы можете артисту простить?
- Плохо сыгранную роль, какую-то слабость, но, понимаете, в чем дело: предательство - это не слабость, а подлость. Своим товарищам, мне и дому, который ему делал только добро, он приносит зло, причем осознанно, потому что ему в этот момент так выгодно. Это во все времена было нехорошо, и я так сказал, потому что часто слышу: «Да ладно - в какое вы время живете?». Особенно кинематографисты, когда какого-то артиста отпрашивают, любят учить меня жить: «Ну перестаньте! Он будет сниматься, появится на Первом канале, вы порадуетесь...».
- А вам это претит?
- Мне не претит, что человек снимается на Первом канале, но кажется недопустимым, что при этом он еще учится в институте, за который я отвечаю, - я бы на первых двух курсах такие вещи категорически запрещал. Я, вообще-то, не против съемок: у меня все лучшие артисты в кинопроцессе участвуют, что абсолютно нормально. Совмещать это можно...
- ...да и на пользу театру идет...
- Конечно, узнаваемость выгодна: почему бы в «Сатириконе» не иметь знаменитость? Только я против системы, когда звезд берут в театр специально: вот, дескать, он именитый - возьму. Тут много сходства с футболом, ведь сборная мира, куда лучших игроков приглашают, - команда фиговая: у сильных клубов она не выигрывает, потому что общей идеи нет, каждый сам за себя, самодемонстрируется. Побеждает только идея, сыгранность...
- Вы говорите точь-в-точь как Лобановский покойный: «Не команда звезд главное, а команда-звезда»...
- Сыгранная, замечу, команда! Там может и не быть какого-то суперфорварда, но есть то, что воспитано внутри: тренерская идея, взаимовыручка, работа на гол.
Из книги Марины Токаревой «Константин Райкин: роман с Театром».
«Однажды при мне обсуждали одного очень известного режиссера, и я сказал (хотя очень редко позволяю себе такую оценку): режиссер он талантливый, но человек нехороший... Тут же услышал: а как же, мол, гений и злодейство? Так то ж гений, ответил, а вот талант и злодейство - вещи вполне совместимые.
Я много знаю таких насмешек природы, когда человеку дан огромный талант, а он ведет себя как мерзавец. И никогда не получается. Никогда! Вектор справедливости направлен иначе, высокого не добиться, если ты дерьмо. С обывательской точки зрения какого-то успеха он, конечно же, добивается, но по сравнению с тем, что от него Бог хотел, ерунда же это все. Он, может, в гении был уготован, но уж очень по-человечески слаб оказался, падок на злодейство...
Фоменко как-то воскликнул в запальчивости: «Люди безгрешные меня вообще не интересуют!», но в таком случае его не интересуют те, кого не бывает в природе, поскольку все в нас так перемешано... Ощущая божественное в себе, в себе же и другое ощущаешь, и хороший человек - не тот, кто плохих мыслей не имеет, а тот, кто с ними как-то справляется: колоссально важна сама эта работа души.
Иногда, конечно, думаешь, - робко так - что, может, ты лучше других...».
- Вы не опасаетесь приглашать в свой театр знаковых режиссеров: Виктюка, Стуруа, Фоменко, Фокина...
- Хм, а чего мне бояться? У меня получилось!
- Неужели не беспокоило никогда, что они поставят что-то намного лучше, чем вы, и сравнение будет не в вашу пользу?
- Дело в том, что таких амбиций у меня нет, я по-другому на все смотрю.
- Вы в первую очередь рабочая лошадь?
- Видите ли, я был партнером замечательных артистов, с Аркадием Райкиным на одной сцене играл, и у меня на сей счет есть своя философия. Знаете, как лучше всего выделиться по-умному, чтобы выглядеть хорошо? Надо кого-то любить. Если в ком-нибудь из коллег ты души не чаешь, это безумно тебе идет. Когда ко мне приходили замечательные режиссеры, я иногда работал у них артистом. А иногда не работал - просто смотрел со стороны. Во-первых, я учусь...
- ...и этого не стесняюсь...
![]() |
| «Путин очень искренне, увлеченно и влюбленно об отце высказывался — так мне показалось. Я актер и фальшь отличаю» |
- ...к тому же еще не вечер. Все течет, как-то меняется, а во-вторых, у меня есть своя шкала. Да, он замечательный мастер, и чему-то я у него научился, а чего-то он не умеет делать, как я. Когда здесь работал Стуруа, когда ставили Фоменко, Фокин, Машков, бесподобный Бутусов? Во времена Константина Райкина. Это у меня орден, если уж так подходить....
- Вы замечательно только что сказали: «Я с Аркадием Райкиным играл»...
- Ну да, и как-то находил себе рядом с ним место. Я был ему хорошим партнером, видел: ему со мной нравится. Когда мы кого-то любим, и сами хорошее впечатление производим, а если же как-то себя демонстрируем - зачастую выглядим пошло, глупо, напыщенно, необаятельно... Человека, вообще, очень красит то, что в кого-то он вкладывается, - мне кажется, нужно это понять и ради своей же выгоды понукать себя кого-нибудь полюбить.
- Вы признались в одном из интервью, что Виктюк - самый выдающийся режиссер из всех, с кем работали...
- (Вскидывает удивленно брови).
- Журналистское преувеличение?
- Да просто я никогда такого не говорил.
«ВИКТЮК - ПОТРЯСАЮЩИЙ МАСТЕР, НО МОЙ РОМАН С РОМАНОМ ВЫДАЛСЯ АВАНТЮРНЫМ»
Из книги Марины Токаревой «Константин Райкин: роман с Театром».
«Служанки» стали первым спектаклем нашего театра после смерти папы, и мы с огромным трудом избежали с ними кораблекрушения, а семя, которое нам бросил Виктюк, упало на невероятно фанатичную почву. Три месяца мы репетировали как сумасшедшие. Часто без него! И прогоняли без него!
Он нас посещал. Иногда. Хотя все, что там есть, придумано им.
«Служанки» имели для нас огромный смысл - они сразу сломали шею стереотипу. Мы объездили с ними весь мир, и везде они пользовались невероятным, феерическим успехом, но играть в «Служанках» я не любил. Мне казалось, этот спектакль работал на зло, на рождение чего-то черного в зале, он не Божескому служил, и все же я рад, что с Виктюком столкнулся. Это у меня родило множество всяких раздумий и мук, это было мне нужно. Он безумно талантливый человек и настоящий мастер, он дал нам громадную школу, но, как по мне, этот опыт нужно получить один раз...».
- Кто же для вас режиссер номер один?
- Нет, я против такой постановки вопроса. Не потому, что Роман Григорьевич хуже всех, нет, он бесподобный мастер, и это огромная школа - у него работать. Я, например, играя в его спектакле, получил некоторые навыки, которые до Виктюка мне никто не мог сформулировать, а он - пожалуйста, и я на всю жизнь это запомнил. Он, может быть, даже сам...
- ...их не понял...
- ...все забыл и вообще не придает этому значения, а я от него перенял немало каких-то приемов, которыми с тех пор пользуюсь, передаю другим актерам и, кстати, как правило, подчеркиваю, что меня этому научил Виктюк. У него, например, потрясающе интересные отношения с текстом, уникальный, необычный подход к сценическому текстопроизношению (есть, правда, люди, тоже в этом смысле неслабые, - Петр Наумович Фоменко, к примеру)...
- Плюс движение, да?
- Нет, именно его подход к тексту больше всего меня поразил - в этом смысле Роман Григорьевич - потрясающий мастер. Притом, как по мне, с ним надо работать всего один раз - на второй тебя просто не хватит, потому что лично для меня он человек очень трудный, в некотором смысле непреодолимый. Повтора поэтому не получилось, и Бог с ним! - зато осталось ощущение совершенно особой какой-то истории. Это была точно любовь, но мой, если хотите, роман с Романом выдался авантюрным, потому что с ним почти невозможно...
Из книги Марины Токаревой «Константин Райкин: роман с Театром».
«...Виктюк был тогда невыездной, одиозный и знаменитый, весь такой нереализованный, беременный идеями. Он носился с какой-то пьесой... Жан Жене, Жан Жене... Я никогда даже не слышал этого имени - это был первый перевод с французского, сделанный Еленой Наумовой.
Он пришел в театр и стал эту пьесу читать. Читал поразительно, и я понял: мы на это пойдем. Хотя сразу возникли безумные сомнения: так все казалось странно и ни на что не похоже...
Начали репетировать. Виктюк сразу же нас завоевал. Работал он, как целый оркестр, и мы, ничего не понимая, только двигаясь за этой его магией, пахали, как умалишенные, не выходя из театра. Ну а дальше он стал исчезать, и в какой-то день, когда была назначена репетиция, вообще не пришел. Я случайно выяснил, что он сидит в «Современнике», и мы все туда кинулись. Вытащили его. Он стал кричать, что его не оповестили...
Он нарушил все сроки. Мы узнали, что он репетирует еще в шести местах. Возникли дикие скандалы с директором - Виктюк стал хлопать дверью и убегать. Первый раз, когда он унесся, я решил, что это конец, а этот конец был еще в самом начале... Боже мой, оказывается, он так привык, но я же не знал тогда этой палитры!..
Он приходил в три раза реже, чем обещал, но было страшно, что он просто пошлет нас к черту и уйдет, а мы уже завязли по горло, уже хотели этой работы...
Иногда он устраивал показательные, при большом количестве народа, репетиции. Жестокое зрелище! Меня он еще немного стеснялся, я был уже известный артист, а из остальных делал котлету при всех, начинал, к всеобщему восторгу зала, острить... Помню, как Колька Добрынин убегал, плакал, потом мужественно возвращался на сцену...
С моей точки зрения, он к репетициям никогда не готовился: прибегал откуда-то и тут же, как штепсель в розетку, - бац! Несколько раз я спрашивал его: почему надо делать так, а не иначе? Он начинал объяснять, я кивал, но понимал, что он обманывает: просто ему надо, чтобы я так повернулся и так улыбнулся, но когда он присутствовал, он заполнял собой все, мы своей игрой на сцене только его обрамляли.
У него манера была - по ходу репетиции он из зала кричал: «Хорошо! Гениально!», а в его отсутствие, как только мы стали повторять найденное, сразу почувствовали: без этого его крика - пустота. Оставшись одни, мы оказались у разбитого корыта.
Тогда мы стали все разбирать заново - нам надо было как-то спастись. Для моих артистов это были первые роли такого уровня, они тоже тонули вместе со мной, и друг другу мы начали помогать. Потом пришел Лева Новиков, сделал гениальный грим, который сразу многое для нас изменил, будто поставил какую-то недостающую точку...
Наступил момент, когда пьесу мы знали лучше, чем сам Виктюк. Мы стали жить в театре. Сюда наши девушки приходили... Но не ко всем. От Кольки жена ушла. Просто не могла поверить, что он настолько занят в театре...
Жили мы так. С восьми, девяти утра репетировали с акробатом по фамилии Лев, который ставил нам начало спектакля - кульбиты, колеса. После этого была танцевальная репетиция до 12-ти. Потом - репетиция самого действа. Перерыв на вечерний спектакль. И после спектакля, переодевшись, с 12-ти ночи мы продолжали работать. Ночные репетиции заканчивались в два, в три часа утра - и так каждый день.
Нас было четверо, мы жили особо тесной компанией, мы знали друг про друга все. Мы страшно сплотились и сошлись - наверное, поэтому нас потом и разметало, как взрывом... У Виктюка такое сплошь и рядом, он умеет взаимоотталкивающие вещи какой-то дьявольщиной соединить, но потом конфликт обязательно происходит, и мы были объединены то ли им, то ли против него, то ли каким-то заговором с ним и против него одновременно. И - страхом провала.
У меня ощущение, что мы прошли между Сциллой и Харибдой каким-то чудом, пронеслись на огромной скорости. Мы бы не просто разбились - о нас бы вытерли ноги. Мы делали спектакль, подобного которому не было никогда. Там не было ничего смешного, ничего сатирического и ничего эстрадного - ничего, что от нас ждали, но и в драматическом-то театре не было ничего похожего...
...Мы еще однажды пригласили Виктюка на постановку... Он тогда выбрал какую-то итальянскую пьесу, в финансировании которой согласна была участвовать фирма «Фенди», но распределения ролей не давал, все бесконечно переносил, нарушал договоренности, поймать его было невозможно. В конце концов это превратилось в такую муку, что я ему написал записку: «Роман Григорьевич! В связи с унижением, которое испытал наш театр, мы вынуждены отказаться от вашего участия в его судьбе. С уважением и т. д.». Эту записку просунули ему под дверь...».
- Виктюк - авантюрист?
- Абсолютный, и поскольку я человек другой, мне хватило одного раза, чтобы поиметь от него впечатление на всю жизнь. Оно, подчеркну, очень позитивное, потому что в жизни нашего театра Роман Виктюк сыграл громадную роль.
![]() |
| «Разве можно сравнить ощущения актера, играющего какую-то хорошую роль на сцене, и того, кто стоит у киноконвейера, — это же фабрика обмана?!». «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 год |
- Думаю, Роману Григорьевичу, который читает «Бульвар Гордона» от корки до корки, эти ваши слова будут приятны...
- При том, что на ваш вопрос: считаю ли его самым лучшим? - я как бы не ответил. У меня, вообще, на это другой взгляд - всех, с кем работал, считаю самыми лучшими и между собой несравнимыми. Ну как можно сравнить Виктюка, скажем, со Стуруа - это разные совершенно миры. Или с Володей Машковым, который совсем из другой оперы, но эта другая опера тоже меня привлекает.
- Ваша актерская стилистика, кстати, немножко похожа на ту, в которой Машков работает...
- Да, общего очень много, хотя не меньше и разного.
- Темпераменты между тем схожи...
- Согласен, а вот Юра Бутусов - совсем другой вариант. Петр Наумович Фоменко - тоже мучитель, каких свет не видывал, но то, что я с ним соприкасался, - огромное счастье.
- В последние годы я неоднократно приходил на спектакли (репертуарные и антрепризные), в которых играл суперзвездный состав (плохое слово «звезда», и тем не менее...). Чаще всего было так: режиссер прекрасный, актеры - один лучше другого, а пьеса ужасная, игра плохая - словом, Халтура с большой буквы. Я неизбывный испытывал стыд, а люди кричали: «Браво!», и зал в едином порыве вставал и аплодировал стоя минут по 15. Как вы считаете, публика - дура?
- (Пауза). Это как посмотреть...
- ...уклончиво отвечаете...
- ...потому что, я вам скажу, успех - не абсолютный критерий. Неправильно говорить, что если он есть, спектакль непременно хороший, но если успеха нет, значит, какая-то ошибка точно допущена (он, как говорят в математике, вещь необходимая, но для того, чтобы считаться мерилом качества, недостаточная).
Я тоже видел спектакли, которые имели большой успех, а мне категорически не нравились. Они были пошлыми, отвратительными, бессмысленными, а публика их принимала с восторгом, но публика - это такое же безразмерное понятие, как народ, и настолько оно широко, что не значит почти ничего - просто пустое слово. Публика ведь очень разной бывает... Есть замечательные театралы...
- ...которые, кстати, дорогие билеты позволить себе не могут...
- Ну почему - иногда вполне могут. Среди богатых тоже есть весьма просвещенные люди, большие знатоки и настоящие любители театра, просто когда нет в театре успеха, это неправильно. Есть критики, которые утверждают, что все настоящее в театре - непосещаемое и непонимаемое, сторонники элитарного театра часто декларируют, что публика им вообще неважна, а мне кажется, это пагубный путь, потому что театр - единственный вид искусства, где публика неотъемлемая его часть. Без нее он попросту невозможен - все-таки картина, которая висит ночью в музее, когда рядом нет посетителей и выключен свет, остается картиной, она есть, а спектакль без зрителей...
- ...без обратной связи...
- ...бессмыслен.
Из книги Марины Токаревой «Константин Райкин: роман с Театром».
«Я помню, как на спектакль Эфроса «Счастливые дни несчастливого человека» пришла некая семья - мама, папа, дочка. Видимо, первый раз в жизни. Семья сидела очень серьезно и ни-че-го не понимала. Спектакль, кстати, был замечательный, и в конце его герой смотрел в зал, выбирал кого-нибудь из зрителей и кидал ему мячик. И вот он выбрал эту семью. Мячик летит, а они не делают ни одного жеста, чтобы его поймать, и по лицу маме - р-раз! Аплодисменты! Они сидят в полном неведении. Пришли в театр, мячом получили по морде и ушли под аплодисменты, так ничего и не поняв...».
«МЕНЯЮТСЯ ТОЛЬКО ОДЕЖДА, ЖАРГОН И РИТМЫ - СУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ НЕИЗМЕННА»
- Мы с Карцевым говорили недавно на тему: выживет театр, не выживет...
- Выживет!
- Я ему доказывал, что он уже почти умер, на что Роман Аркадьевич возразил: «Пока Костя Райкин есть, будет жить». При этом он даже вспоминал, как подошел к вам на вечере памяти вашей мамы Руфи Марковны и сказал: «Костя, это гениально, я преклоняюсь»...
- Да, и мне это было очень приятно услышать. Тем более что Рому я считаю совершенно выдающимся артистом - он при мне как при зрителе делал такие вещи, которых не может просто никто.
![]() |
| «Романа с кино у меня никогда не было». «Труффальдино из Бергамо», 1976 год |
- Так школа же какая!
- Дело тут не только и не столько в школе, сколько в природном уникальном даре этого актера.
- Репертуарный театр умрет, как вы считаете?
- Я не вижу на то оснований в нашей стране и даже в нашем культурном пространстве, которое считаю все равно более или менее неделимым, - тут, так сказать, государственные границы значения не имеют. Он будет вариантом, но для меня всегда первым и главным. Пусть это звучит старомодно, я все равно за театр и, в частности, за театр-дом, потому что это все-таки долговременно.
В этом доме, надо сказать, двери открыты, и видите (показывает), вот у меня фотография, которую мне захотелось здесь вывесить. На ней запечатлен состав спектакля «Шантеклер», из которого осталось лишь четверо, - это недавно ушедшая постановка. Когда я приглашал сюда кого-то из бывших студентов, мне пришлось некоторых артистов потеснить и сказать, что они должны уйти. Я предупреждал их за год, за полтора, это было довольно трудно и, наверное, с чьей-то точки зрения, жестоко, но, понимаете, в нашем доме я никому не клянусь в верности и мне никто не клянется. Я этого не требую, но какое-то долговременное творческое сожительство очень важно.
- Вам результат подавай, товар покажи лицом...
- И мне, и кому-то еще интересно здесь некоторое время поработать, пожить и побыть семьей, а то, что мы потом разойдемся... Почему нет - не обязательно быть вместе всю жизнь.
- Вы заговорили о Стуруа - в Тбилисском театре имени Руставели он все-таки прославился, я помню, в первую очередь постановками Шекспира. Как вы думаете, сегодня, в ХХI веке, Шекспир кому-то еще нужен?
- Конечно!
- Вы в этом уверены?
- Абсолютно. Как же не нужен? Шекспир это написал или некие граф и графиня... Кто на самом деле был автором, неважно, но эти пьесы о людях и в них отражается любое время, потому что меняются только одежда, жаргон и ритмы, а суть-то человеческая неизменна (наполовину, к счастью, наполовину, к сожалению).
- Вы блестяще сыграли в прекрасных фильмах «Много шума из ничего», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Труффальдино из Бергамо»...
- Совсем не прекрасных - некоторые из них не удались. «Много шума из ничего» - нехороший фильм.
- Надо же, а люди их все равно любят... С кино ваш роман в молодости и закончился?
- Романа с кино у меня никогда не было.
![]() |
| «Есть еще невозможное, неизученное излучение живой актерской энергии, которую ни передать, ни ощутить с телеэкрана нельзя» |
- Хм, а вам не жалко, что вы уже давно не снимаетесь? Все-таки спектакль - это сиюминутно...
- (Заводится). Так в этом вся прелесть! Разве можно сравнить ощущения актера, играющего какую-нибудь хорошую роль на сцене, и того, кто стоит у киноконвейера - это же фабрика обмана?! Понятно, что хороший артист замечательно и в кино сыграет, но разве можно сравнить это, по сантиметрам снимаемое задом наперед (а потом еще и озвучиваемое порой не тобой) техническое варево с тем чистым сливочным маслом, когда весь твой организм в течение трех часов работает на полную катушку, на максимум, и тысячу человек ты заставляешь себе подчиняться?
Ну кто сравнится со мной по степени ответственности? Я в роли то Ричарда III, то короля Лира, то два часа один, не уходя со сцены, играю «Контрабас»... Или «Не все коту масленица»...
- ...или «Трехгрошовую оперу»...
- ...или «Косметику врага»... Что, сравнимое с этим счастьем, может мне предложить кино?
- Все так, но, с другой стороны, кино - это шаг в вечность. Именно благодаря ему потомки видят, каким актером был тот же Аркадий Исаакович, - он ведь снимался в нескольких фильмах...
- Да несопоставимо это!
- Все равно его образ остался на кинопленке, и теперь молодые люди могут составить о нем представление...
- Я тоже снял свои спектакли на телевидении.
- Все, вопросов тогда нет...
- Ну, конечно же, нет, потому что телевизор не передает и сотой части той магии, которая есть на сцене, - даже если ты соглашаешься на то, что некая плоская фигня будет приниматься за твой спектакль. Я вот смотрел некоторые по телевизору и «не видел», потому что в живом пространстве энергия человеческая проникает в тебя по-другому и глаз устроен иначе, чем объектив. Здесь, в «ящике», какие-то потуги светящегося прямоугольника, отдаленно напоминающие театр, но это нельзя сравнить с тем, что видит зритель, сидящий в зале. Человеческий глаз - очень хитрое устройство, его механизм непознаваем еще для современной науки, потому что ты можешь, видя все, одновременно наехать на лицо актера и рассмотреть крупный план.
- Класс!..
- ...а потом есть еще невозможное, неизученное излучение живой актерской энергии, которую ни передать, ни ощутить с телеэкрана нельзя.
«ЧТО БЫ НИ ГОВОРИЛИ О НИКИТЕ МИХАЛКОВЕ КАК О ПОЛИТИКЕ, Я ОБОЖАЮ ЕГО КАК РЕЖИССЕРА»
- Это, кстати, правда, что вы отказались сниматься у Спилберга?
- Чистая правда. Сразу, как только пришло приглашение.
- Мне говорили, что в Голливуде не могли в это поверить...
- Хм, я не то что сниматься - даже переговоры вести отказался.
- Какой, извините, кошмар!
- Никакого кошмара, просто у меня... как сказать? Это называется «у меня елки», потому что выбор уже сделан...
- ...и Спилберг тут ни при чем...
- Да мне просто не надо этим голову забивать - ну что я буду переживать по поводу каких-то чужих денег? Спилберг - замечательный мастер, но есть вещи, которые мне не интересны.
- Существует ли на планете Земля кинорежиссер, которому бы вы отказать не смогли?
- Да нет такого! Конечно, есть у меня родные люди, которых я очень люблю и с которыми что-то связано... Например, Сережа Урсуляк, который был много лет артистом «Сатирикона», но он предложил бы мне съемочный график, уже учитывая мой жизненный. Или, скажем, Никита Михалков, с которым у меня связана творческая биография, - я снимался в его первом фильме «Свой среди чужих,чужой среди своих» и просто обожаю его как режиссера. Более того, что бы ни говорили о нем как о политическом деятеле, а там уже нагородили такое, что невозможно слушать...
- ...для вас это не имеет значения...
![]() |
| Дмитрий Гордон — Константину Райкину: «Когда-то вы потрясающе танцевали — до сих пор сплясать можете?». — «Разве что немножко» |
- Абсолютно - две его ипостаси я разделяю.
- Там, где начинается искусство, одним словом, политика неуместна...
- Просто, когда видишь замечательное кино, нельзя быть политиканом, и все тут! Человек имеет какие-то политические амбиции? Ну ради Бога! Мне это не интересно - я вижу потрясающего мастера, которого отдельно еще числю как фантастического артиста невероятного умения и дарования. Вот если бы он что-то мне предложил, я бы, во всяком случае, как-то попробовал разобраться, а когда замечательный режиссер Алексей Герман-старший пригласил сняться, я не стал даже его сценарий читать.
- Это же пять или семь лет выбросить из жизни сразу...
- Тогда я не знал, что на пять лет, и он, наверное, думал, что это короче будет... Я не могу в съемках участвовать, потому что это не вписывается в мою жизнь.
- Когда-то вы потрясающе танцевали - до сих пор сплясать можете?
- Уже нет - разве что немножко, но в нашем театре танцуют, когда требуется, другие. Нет, если надо двигаться, некоторое время, надеюсь, я еще что-то смогу. Если Григорович говорит такие вещи о профессиональных балетных 50-ти годах, то мне уже 60 - значит, я еще раньше должен был прийти в состояние внимательной за собой слежки.
- Помню, я школьником приехал в Москву и попал на сборный концерт в Театре эстрады, где вы показывали в лицах собственную няню-татарку и особенно удачно имитировали животных...
- (Улыбается). Да-да-да.
- Вы действительно, живя в Ленинграде, часто ходили в зоопарк и мечтали биологом стать?
- Ну да, а еще в биологическом классе учился. Была такая ФМШ при ЛГУ (физико-математическая школа при Ленинградском государственном университете) или 45-й интернат - она до сих пор существует. Чтобы туда поступить, нужно было держать непростые экзамены, и в мое время к ним допускались лишь победители олимпиад со всего северо-запада СССР.
- Ничего себе!
- Ленинградцев там несколько человек училось, и я был одним из тех, кого пригласили для участия в конкурсе. Пройдя отбор, я занимался там в девятом и десятом классах. Фантастическая была школа, этакий лицей с просто гениальными преподавателями - университетскими профессорами. Это была их затея - таких ребят собрать, а поскольку я был победителем всяких биологических олимпиад и очень любил математику и физику, оказался в своей стихии.
- Талантливый был ребенок!
- Я хорошо учился. Ну как? Соображал...
Киев - Москва - Киев
(Окончание в следующем номере)










Вдова Георгия Буркова актриса Татьяна УХАРОВА: «Перед свадьбой в своей любимой газете «Правда» мой папа прочитал, что в Москве появился маньяк из Перми, — его приметы полностью совпадали с данными Жоры»
Константин РАЙКИН: «Я не то что сниматься у Спилберга — даже переговоры вести отказался. Выбор уже сделан: есть вещи, которые мне не интересны»
Виктор ЧЕРНОМЫРДИН: «Я написал: «Доверяю вам получить пять миллиардов долларов в любом банке мира». Девушка засмущалась: «Вы что, серьезно? Я не возьму». — «Бери! — говорю. — Получай. Миллиардершей будешь»
Капитан донецкого «Шахтера» Дарио Срна впервые стал отцом
Лидер культовой группы «Бумбокс» женился на дочери замминистра финансов Украины
Яна Клочкова крестила сына. Отец ребенка — грузинский спортсмен Леван Ростошвили — на крестины не приехал
Павел Глоба обзавелся звездой и участком на Луне
Валерий Леонтьев случайно нашел музей эротики
Друг украл у Виталия Билоножко двух кобыл и коня
Андрей Миколайчук ремонтирует дом после наводнения
Тараканьи бега
Сергей ХРУЩЕВ: «Вокруг Никиты Сергеевича нагромождены горы лжи: он, мол, и гопака перед Сталиным танцевал, и сын его такой-раcтакой предатель, но на прошлом надо учиться, а не бороться с ним и пытаться его переписывать»
Чего тебе надобно, старче?
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги