В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Портрет

Художник Сергей ПОЯРКОВ: "Уже лет 15, сняв штаны, жизнь будит моих соотечественников во все дыры, а они храпят и храпят, храпят и храпят..."

Дмитрий ГОРДОН. «Бульвар Гордона» 3 Мая, 2005 21:00
Ровно 15 лет назад молодой и нахальный Сергей Поярков победил в престижном конкурсе Рона Хаббарда "Иллюстраторы будущего". Когда он отправился - впервые!
Дмитрий ГОРДОН
Ровно 15 лет назад молодой и нахальный Сергей Поярков победил в престижном конкурсе Рона Хаббарда "Иллюстраторы будущего". Когда он отправился - впервые! - в Америку за причитающейся премией, заботливая мама уговорила его взять с собой зонтик. Вместо двух недель, как собирался, художник провел в Соединенных Штатах почти год, но все это время зонтик пролежал на дне дорожной сумки - в жарком Лос-Анджелесе ни разу не случилось дождя. Вот так же далеко за ненадобностью засунул он штампы и стереотипы, которыми потчевали его в советской школе, техникуме и институте. Одним из первых среди отечественных митцiв Сергей понял, что нарисовать картину может и дурак, а вот продать, да еще выгодно, под силу только умному. Сегодня среди украинских художников ему, пожалуй, нет равных в коммерческой хватке и умелом самопиаре, но в Верховную Раду он является в своем экстравагантном кожаном прикиде и фенечках не для того, чтобы эпатировать добропорядочных парламентариев. Точно так же вовсе не для того, чтобы довести до нервного тика отставника-вахтера, Поярков когда-то приходил на работу в издательство "Пресса Украины" в джинсах-шортах, картинно оборванных по самое не могу. Пусть сколько угодно негодуют обыватели и морщатся эстеты - это его стиль жизни, мышления, творчества. Работы Пояркова невозможно спутать ни с какими другими, их нельзя забыть, как кошмарный сон. Его называют талантливым выскочкой, кичменом и Поплавским от живописи, зато сегодня он, уроженец провинциального Остра Черниговской области, живет в большой квартире на Печерске, строит особняк в элитарной Конче-Заспе и гоняет по Киеву в навороченном джипе, на номере которого выведена его известная народу фамилия. В придачу к этому самовлюбленная Америка предоставила ему грин-кард - "за экстраординарные способности в искусстве".

"ХОТИТЕ СИЛЬНОГО, ГЛУБОКОГО И ЭСТЕТСКОГО? РАЗБЕЙТЕ СВОЙ ТЕЛЕВИЗОР!"

- Сережа, тебя считают известным художником и гениальным провокатором, тебя нынче так много на телеэкране, что в представлении ты, конечно же, не нуждаешься. Сам-то согласен с тем, что я сказал?

- Ну, утверждать, что я скромен, будет неправильно, хотя еще немножко себя попиарить не прочь. Вообще-то, мне кажется, в нас накрепко засело тотальное заблуждение, будто живописцу, графику, иллюстратору достаточно просто уметь рисовать. На самом деле, все это совсем не так. С одной стороны, - и это моя позиция! - художник все-таки должен быть мастером, но у нас много одинаково хорошо рисующих людей - допустим, тысяча, - а известными будут 10.

- Почему же так мало?

- Да потому, что узка спина отечественного Боливара. Мы - как манекенщицы: 90 процентов гниет на помойке, а полтора ходят в лучах прожекторов, их все видят, знают. Закон жанра! Та же ситуация у писателей, журналистов, певцов, но самая жесткая конкуренция у нас, людей рисующих.

В шоу-бизнесе - а искусство все-таки к нему ближе - свои законы. Равно как у телевидения. Наивно требовать, чтобы оно поднимало культуру, сеяло доброе, разумное и вечное, потому что главная его задача - продавать стиральный порошок. Хотите сильного, глубокого, настоящего, эстетского? Разбейте ваш телевизор, читайте книжки! Не надо ругать "ящик" - лучше просто его не смотреть. Лично я не видел за последние 40 лет ни одного футбольного матча, ни одного шоу Нагиева, ни одного мыльного сериала и порнофильма.

- Как же ты вообще живешь?

- Дима, вокруг столько всего увлекательного, что меня это просто не интересует. Впрочем, вернемся к нашим одинаково хорошо рисующим художникам. Их, повторяю, тысяча, а места для широкой известности, для успеха хватит только на десятерых. Замечательный скульптор Олег Пинчук очень правильно сформулировал: "У нас художников в 10 раз больше, чем в Швейцарии, а покупателей - в 10 раз меньше". Разумеется, идет естественный отбор. Все хотели бы слыть гениальными, стоить миллионы, выставляться в музеях, но получается это у единиц. В этой жизни нужно в штыковом бою отстоять право на место под солнцем. Деньги и успех распределены справедливо - их всегда на всех не хватает. Не говорю, что следует забирать чужое, - нужно прийти и взять свое. Мы с Пинчуком так и делаем: приезжаем в Москву, в Нью-Йорк и отодвигаем в конкурентной борьбе россиян и американцев.

Свою книжку "Безукоризненное несовершенство" я шикарно продаю в Америке - уже второй тираж улетел. Американское книжное обозрение "Locus" написало, что "Книга, изданная в Украине, - образец отношения к альбому по искусству как к объекту прекрасного". Сегодня мне не стыдно сказать: "Я - патриот Украины. Попробуйте добиться такой оценки вы!".

Руслана Лыжичко выиграла "Евровидение", и ей уже не надо с трибун рассказывать, как она родину любит, - и так понятно. И братья Кличко любят свою родину. Для меня эти люди - образец для подражания, потому что когда нормальный человек видит чужой успех, на него не жаба должна падать - он получает стимул.

Или смотри: Иван Марчук - гениальный украинский художник. Ему 70 лет, а у меня такое ощущение, что он моложе многих моих сверстников. Живые глаза, он продолжает учиться, продолжает меняться. Как похожи на него мои штатовские друзья - классики американской литературы Роберт Силверберг, Энн Маккефри! Энн уже бабушка, врачи ей лет пять говорят: "Все, вам никуда нельзя ездить", но какая же в ней энергия!

Они, эти как бы 70-80-летние старики, собираются и с огнем в глазах обсуждают, ты можешь представить, hard drive в своем компьютере. Оба-на! Мои украинские одногодки! Вы такие старики рядом с бабушкой Энн Маккефри или дедушкой Марчуком! У человека, художника должны оставаться душа подростка, интерес, любопытство, желание до всего докопаться, а трудности должны его стимулировать. "Ах, трудно? - говорит он. - Я вам сейчас докажу!". И ночи не будет спать, но своего добьется.

- Сегодня много украинских художников - талантливых, классных, профессиональных - бедствуют?

- Я могу сказать так: профессионал в любом деле бедствовать не в состоянии - чисто физически. Вот есть гениальный иллюстратор Слава Ерко. Он очень скромный, непубличный, если занимается каким-то пиаром, то через силу. Есть люди - дай ему телекамеру, и он пойдет молотить, как из пулемета.

- Одного такого я знаю...

- Спасибо (смеется), твой юмор я оценил. Так вот, по характеру Слава Ерко - полная мне противоположность, но он такой классный иллюстратор, что не знает, куда деться от предложений, и из множества выбирает лишь те, которые ему интересны.
"ПОЯРКОВ, - ГОВОРЯТ МНЕ, - ТЫ СЛУЧАЙНО НЕ КОЛЕШЬСЯ, НЕ НЮХАЕШЬ?"

- То есть сегодня талантливый профессиональный художник голодным оставаться не может?

- Не получится. Захочет - не сможет. Тем не менее продолжим моделировать ситуацию. Из тысячи одинаково хорошо рисующих художников половина вместо того, чтобы работать, очень любит...

-... пить водку?

- Именно. Все, у нас осталось уже 500 человек. Идем дальше. Кто из них может связно формулировать мысли? Художник - это ведь прежде всего характер, а потом уже все остальное. В общем, путем естественного отбора у нас остаются те 10 человек, которые по праву живут в своих имениях в Конче-Заспе, ездят на хороших машинах и отдыхают на дорогих курортах. Правда, для них, как для любого настоящего бизнесмена, материальные блага - это инструмент, который можно использовать во имя чего-то. Деньги, успех - не самоцель.

- Сережа, а почему многие художники умирали в нищете, в безвестности и только потом, после смерти, стоимость их картин вдруг вырастала до миллионов долларов? В чем тут секрет?


"Безукоризненное несовершенство, или Способ познакомиться"

- В твоем вопросе уже заложен подвох. Я просил всех знатоков перечислить мне великих, но бедных художников. Дальше пяти человек дело не шло. Один самый продвинутый искусствовед назвал семь.

- Интересно!

- Я удивился: "А остальные 20 тысяч?". Оказывается, не было великих бедных художников. Ну, Боттичелли пережил свою славу, да, действительно, в нищете умер Рембрандт, но извините: в расцвете сил он был богатейшим человеком - дома, выезд, ученики... Выдающиеся мастера могли славу потерять, но все через нее хотя бы прошли. Большинство же, как Церетели, держали ее до гробовой доски.

- Талантливый человек Церетели?

- Безусловно!

- Почему же его так долбят критики?

- Да потому, что у нас не любят успешных людей. Преуспевший современник - это всегда укор тому, кто ничего в жизни не добился: у него были такие же данные, но с характером или с чем-то другим не сложилось.

Я вырос без отца, мама - учительница, меня некому было опекать, продвигать. Тот же Олег Пинчук из Дрогобыча. Однажды меня пригласили на ток-шоу "Успешные люди", и когда Дима Корчинский стал спрашивать, откуда кто родом, выяснилось, что киевлян-то в студии минимум. Во всем мире именно провинциалы продвигали вперед культуру, искусство, науку.

Что же касается жабы... Я не раз предлагал на последние деньги из бюджета завезти в страну врачей-жабообрезологов, чтобы покончить с этим раз и навсегда. Зависть убивает творчество, но настоящий художник физически не в состоянии кому-то завидовать - ему просто некогда. Перед ним столько проектов, у него такие возможности реализоваться, столько всего интересного!


"Иллюзия простоты"

Мало того, мы ведь живем в шикарное время. Фактически только сейчас начинается структуризация общества, поэтому путь снизу наверх самый короткий. Все только от тебя зависит. Приезжая к нам, западные бизнесмены говорят: "Боже, это ж Клондайк!". Ну попробуйте сейчас в Англии начать страховой бизнес - невозможно! Все кирпичики так плотненько подогнаны - иголочку не просунешь. А у нас - чистое поле. Когда мы состаримся, бежжубые будем рассказывать внукам, что жили в лучшее из времен. Ну почему же оно тяжелое? Не надо туфту гнать! Я, кстати, вообще не слышал, чтобы люди говорили: "В наше самое легкое и беспечное, самое простое из времен...".

- "Времена не выбирают, в них живут и умирают"?

- Только от нас зависит, в какую эпоху живем, а "помаранчевая революция" хорошее время сделала прекрасным. Мне говорят: "Поярков, ты случайно не колешься, не нюхаешь?". Нет! У меня этот драйв естественный, мне не надо себя пришпоривать - меня прет по жизни...

- Ну прям энерджайзер какой-то...

- А художник и должен быть только таким. Смешно, когда он начинает какое-то фуфло толкать: мол, нет вдохновения, надо собраться с мыслями. Не надо - Микеланджело, Ван Гогу, хоть среди ночи их разбуди, хотелось рисовать. На фига человек шел в художники, если у него бывает настроение, когда рисовать не хочется? Значит, не твоя это профессия, уйди!

Вообще, нужно избавляться от мифов. Нигде в мире нет заслуженных и народных художников, актеров. Арнольд Шварценеггер не народный артист США, Тарас Григорьевич Шевченко и Александр Сергеевич Пушкин не были орденоносцами, лауреатами и обладателями дипломов конкурса "Людина року".

"У МЕНЯ НЕТ АРГУМЕНТОВ ДЛЯ ТЕХ, ЧЬЯ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - БЫТЬ ПОХОРОНЕННЫМИ НА БАЙКОВОМ"

- Еще три года назад "Бульвар" призвал отменить звания...


"Слишком хорошо, чтобы быть правдой"

- Отлично - как советник министра культуры я буду это лоббировать.

- Не обольщайся, все равно не отменят!

- Почему?

- Потому что всем хочется цацки иметь...

- И все-таки это случится. Нам нужно публично говорить, что звание народного художника или артиста столь же престижно, как звание петуха на зоне. Художнику, певцу, поэту, писателю достаточно имени и фамилии.

- Когда мы впервые эту тему подняли, многие артисты засуетились: "Це ж таке високе звання - "Народний артист України", i ви хочете, щоб я його кинув пiд ноги? Та я ж його так тяжко отримав...". Некоторые добавляли: "Так это ж бесплатное место на кладбище. На хорошем, на Байковом!". Вот как объяснить людям, что это атавизм?

- Ну конечно, если некоторые живут ради места на кладбище... Думаю, для них у меня нет аргументов. С теми, для кого цель жизни - быть похороненным на Байковом кладбище, у нас разные задачи, разные приоритеты. Ничего не попишешь - наследие тяжелого прошлого, и правильно, что "Бульвар" с этим борется. Должна просто набраться критическая масса людей, которые считают, что это неправильно. Давайте наращивать ее солидарными усилиями.

- Скажи, а все эти конкурсы типа "Человек года", "Золотая фортуна" и прочие надо, по-твоему, проводить?

- Я выиграл довольно большое количество разных конкурсов в США, но там результат заказать или подтасовать невозможно. У моего американского друга Чика Кориа 12 премий "Грэмми", и я, например, убежден, что все эти награды он получил за музыку, а не по блату. А что такое "Людина року"? Сами конкурс придумали, сами себя наградили. У меня нет уважения к этой награде, как нет уважения к званию "Народный художник".

Мы как-то ужинали с двумя депутатами, один из которых сейчас министр, а другой - губернатор. Речь зашла о том, что участников "помаранчевой революции" будут награждать - вручать им какой-то серебряный крестик. Тот, что губернатор, сказал мне: "Ты тоже есть в списке". Я в ответ: "Боже, если этот крестик кому-то нужен, категорически отдайте ему мой!". У меня этих цацек, покруче любого крестика, достаточно, а главная для меня награда - то, что Президентом стал Ющенко. 26 декабря прошлого года Виктор Андреевич ко мне подошел, сказал: "Сергiю, я тобi дуже вдячний. Менi було так цiкаво тебе слухати, ти велику зробив справу". Все, главную награду я получил, других мне не надо.

- И помогать не надо - только бы не мешали...

- Да, я в этом глубоко убежден. Как только мы начинаем культуре помогать, сразу кладем ее в гроб и хороним - как это бывает с обладателями громких званий на Байковом кладбище. Французы решили помочь своему кинематографу, и он накрылся медным тазом, а Голливуду государство не помогало ни копейкой, никогда! В результате на первом месте он, потом долго никого нет, и где-то на отшибе копошатся мелкие кинематографы остальных стран.

Тарасу Шевченко изо всех сил мешали писать его стихи, а Булгакову - роман "Мастер и Маргарита", но если бы Союз писателей Булгакову помогал, не было бы этой книжки. Есть старый, но очень хороший анекдот в тему. Секретарь райкома собрал подчиненных и говорит: "До революции у нас в области был всего лишь один писатель - Лев Толстой, а сейчас целых 150".

Не количеством, а качеством сильна культура. Дармоедов, которые хотят присосаться к государственной сиське, не счесть, но если в театре нет зрителей, зачем такому театру помогать? Множество людей, которые на фиг никому не нужны, пытаются оправдать свою ненужность и никчемность своей псевдоэлитарностью. Им очень хорошо Марк Захаров ответил: "Раз вы такие элитарные, ставьте свои спектакли в лифтах. Зачем вам театр?".

Вот и писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают. Когда я слышу бред какой-то активистки о том, что Дом творчества писателей в Крыму нужно сдавать в аренду бизнесменам, а вырученные деньги использовать, чтобы "достукатися до читача", меня перемыкает... Нашему Союзу писателей не нужны издательства, им хватит и ксерокса, потому что пять экземпляров с лихвой покроют всю читательскую аудиторию. Причем, сказав: "Пять экземпляров", я этим людям еще польстил...

- Потому что на самом деле четыре?

- Господи, да там трех хватит!

"МНЕ АБСОЛЮТНО ПЛЕВАТЬ НА ТО, ЧТО ДУМАЮТ ОБО МНЕ ОБСОСЫ"

- После этого интервью тебя возненавидит не только Союз художников, но и Союз писателей...

- Знаешь, их ненависть - главное подтверждение моего профессионализма. На мою последнюю книжку написали "перфектные" отзывы Иван Малкович и Андрей Курков: самый известный издатель страны, который сделал для Украины больше, чем все Министерство культуры лет за пять работы, и самый известный украинский писатель. Мне важно, как ко мне относятся успешные люди, и абсолютно плевать на то, что думают обсосы. Обсос - поясняю - это палочка "Чупа-чупс", где вкусного уже ничего не осталось: торчит только штымпик амбиций.

Каждый художник обязан считать себя гениальным, но, с другой стороны, правильность своих претензий он должен доказать в бою, в честной конкурентной борьбе. Когда я впервые попал в Америку, был поражен тем, насколько дружелюбно коллеги ко мне отнеслись. Просто они хорошо понимают: мы конкурируем только на белом листе бумаги или холсте.

- Насколько я знаю, в Америке ты достиг успеха, там у тебя было много персональных выставок, ты получил немало профессиональных наград. За счет чего: таланта, нахальства, наглости, пробивной силы, умения создать имидж?

- Здесь, наверное, комплекс всего. Художник, который хочет стать успешным, должен проанализировать реальную ситуацию. Лучший пример - Владимир Семенович Высоцкий. Посредственный певец.

- Ну-у...

- Ну не Шаляпин - это понятно. Музыка, если подходить консерваторскими мерками, ниже среднего. Как актер? Скажем честно, были и лучше, но в комплексе - человек-эпоха.

Понимаешь, впервые отправляясь в Америку, я считал себя гением.

- И никакого комплекса меншовартостi не было?

- Что ты - я ехал туда с уверенностью, что заткну всех за пояс. Я ведь сотрудничал с "Огоньком", "Собеседником", "Юностью", работал в четырех украинских издательствах. "Эх, - думал, - я электровеник", а когда в Америке осмотрелся вокруг, понял: "Блин! Да тут все такие". Я просто приехал в страну, где все такие, и понял, что нужно прибавлять обороты.

В Америке возникла задача: проиллюстрировать книжку на языке, которого я не знал. Я три недели ее читал, всего лишь неделю иллюстрировал и понял, что Саша Матросов ничего, собственно, особенного не сделал. Ну мэкнул два стакана водяры и один раз лег грудью на амбразуру - так это каждый русский может. Подвиг - это когда целый месяц, каждый день, каждый час надо на эту амбразуру по контракту ложиться. Я, например, горжусь, что сделал эту работу на таком уровне, что мне дали следующую. Работой, а не понтами нужно доказывать: ты что-то умеешь.
"ПУТИН - НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗВЕДЧИК"


- А на амбразуру мог бы лечь, как Матросов?

- Буквально несколько месяцев назад я честно сказал бы, что нет, но в разгар "помаранчевой революции" почувствовал: если нас будут гнуть и ломать через колено, я на этих улицах лягу, потому что знаю, за что. Думаю, революция потому и победила, что миллионы людей вдруг открыли для себя, что они смогли бы...

- Давай-ка вернемся к тем событиям. Ты тогда выступал на всех телеканалах и везде говорил от души. Тебя слушали, за тобой шли, и все-таки... Ты успешный человек, признанный художник, у тебя все в порядке, тебе есть что терять. Скажи, почему вдруг ты рванул на груди рубаху и пошел в атаку? Что случилось?

- Думаю, это не только со мной случилось - на эмоциональном, человеческом уровне то же самое произошло с миллионами людей. Вот сейчас я вернулся из Москвы, где пытался объяснить это нашим соседям... Они говорят: "Вы там митинговали за деньги". Я у них спрашиваю: "Если вашу жену ударят в лицо, сколько вам дать денег, чтобы вы за нее заступились?". Поймите: лично нас оскорбили, потому что считали дебилами. Приехали эти политтехнологи, которые сами не люди, а политтехнологи и нас считали не людьми, а электоратом. "Сейчас мы вас сделаем", - говорят. Они думали, что украинцы - те же чукчи, только еще тупее.

Я повесил на свой джип флаги: "Так, Ющенко!", потому что флагов: "Нет, Янукович!" не было. Вообще, секрет победы команды Ющенко не в том, что они все классно организовали, а в том, что их оппоненты оскорбили украинский народ. Ведь на самом деле миллионы людей почувствовали себя обиженными.

Был такой момент, когда я сделал выбор. Да, действительно, я дорогой художник, и круг людей, которые покупают мои работы, узок. Поскольку бизнес не бывает в оппозиции (он всегда при власти), я четко понимал: эти, эти и эти люди никогда не купят мои картины, увидев меня под оранжевыми знаменами. "Ну и хрен с ними!" - сказал я и первым повесил на свою машину флаги, как только они появились в штабе. Деревья, помню, еще стояли зелеными, и, когда патрульные экипажи получили ориентировку остановить черный "ниссан патрол" с оранжевыми флагами и номером "ПОЯРКОВ", сами же гаишники первыми меня об этом предупредили.

Когда моя жена, которая голосовала по открепительному талону, увидела чисто донецких пацанов с пачками открепительных, лично меня это задело, и я понял, что пойду до конца.

Знаешь, и американцы, и немцы, и японцы - все они в один прекрасный момент занялись тем, что стали сажать свою власть на короткий поводок. А у нас власть вообще без поводка гуляла, и вдруг он появился. Мне говорят: "Сергей, а ты понимаешь, что и в той, и в другой команде, в принципе, одни и те же люди?". Я им в ответ: "Ребята! До выборов были одни и те же, а после они поняли, что есть черта, к которой даже близко подходить нельзя"...

В Москве наши младшие российские братья - я имею право их так называть! - задавали мне идиотские вопросы типа: "А что вам дороже - Россия или демократия?". Ну лично мне Россия не дороже Новой Зеландии. Нет, я к ней отношусь позитивно, нейтрально, у меня там куча друзей, но мы живем в нашей стране, и ни Буш, ни Путин, ни Жак Ширак или, не знаю, Фидель Кастро не имеют права указывать нам, за кого голосовать, - не им нас агитировать. В Америке я не видел плакатов: "Украинцы Нью-Йорка голосуют за Ющенко", а вот бигборд "Украинцы России голосуют за Януковича" в Москве был.

- Как ты считаешь, в чем заключалась ошибка Путина?

- Прежде всего, на мой взгляд, Путин очень хреновый, непрофессиональный разведчик. Доверился помощникам, как когда-то Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев. В свое время, чтобы дедушка не волновался, ему докладывали обо всем в выгодном ракурсе. Грубо говоря, уверяли, что африканские повстанцы тащатся от Маркса, что все они красные, благородные, бескорыстные... Естественно, у партийной верхушки возникала иллюзия, что там хоть завтра можно совершать переворот, но если и впрямь затевать такое, нужно говорить правду: что на самом деле повстанцы - потомственные наркоманы, которых всего пять человек, и их ненавидит народ...

- Ты думаешь, Путину докладывали нереальную ситуацию?

- Ну конечно, а он не взял на себя труд эти данные проверить. Настоящий разведчик зашлет своих агентов, которые ему доложат все, как есть в жизни, и он скажет: "Простите, Леонид Данилович, но ваши данные - это туфта".

Когда у Путина здесь, якобы в прямом эфире, спрашивали, ну когда же, наконец, мы объединимся, сотни тысяч дополнительных голосов получил Ющенко. Если бы Владимир Владимирович встал и сказал: "Ребята, это подстава! Я разумный человек и отлично понимаю, что не все украинцы хотят объединяться с Россией. Мы с уважением относимся к вашей стране и к вашему выбору", он бы заработал очки.


Дмитрий Гордон, Сергей Поярков и министр экономики Сергей Терехин

Нас всех достало, когда каждую неделю к нам приезжал Путин и праздновал с нами то открытие переправы, то день освобождения Киева. Ну как можно было заставить украинских ветеранов не прийти на парад? А ведь трибуны были пустые. Они не пошли, потому что почувствовали подвох. Человек чувствует, когда политики не говорят правду, а создают имидж - тупой политрекламой людей уже не задавишь.

- В чем, на твой взгляд, Ющенко обошел московских политтехнологов?

- Виктор Андреевич по-человечески, искренне говорил с людьми. Например, какой-то корреспондент спросил у него: "А как вы отдыхаете от этого кошмара, от этой политики?". Ющенко ответил: "Приходжу додому, беру цю дитинку, понюхаю, i менi стає легше". Все!

- Да, разве может политтехнолог предложить такой ход?

- Люди сразу отзываются на искренность. Я всегда говорю: "Настоящего человека видно сразу". Когда директор музея сидит в кабинете и плачется: "Фондов нет, денег нет, платить нечем, туалет не работает", хреновый это руководитель. Вот, скажем, директор Национального музея Анатолий Мельник хочет создать украинский Лувр - так он же душой за этот проект болеет! Помню, с утра идет по Верховной Раде Виктор Андреевич, а сзади за один локоть его хватает Мельник, а за второй - Поярков. Пусть даже на три секунды, но если ты хочешь чего-то в жизни добиться, иди и добивайся.

Почему Иван Марчук лучший? Да потому, что поехал за границу, выучил язык, научился работать, преуспел, приехал сюда, купил квартиру. Именно на этом и поднимали свою экономику Польша, Чехия - бывшие братские страны. Туда из-за границы вернулись люди, научившиеся работать, и свой западный опыт стали применять.

"КОГДА МУЖЧИНА НА ВСЕХ УГЛАХ ХВАСТАЕТ, КАК МНОГО ЖЕНЩИН ОН... ПОДОЗРЕВАЮ, ЧТО ОН ИМПОТЕНТ"

- Скажи, наша главная беда в том, что мы не хотим работать?

- Безусловно! Ленимся и постоянно ждем подачек от власти.

- "Но мы же такие трудолюбивые", - наивно сказал я однажды покойному Николаю Михайловичу Амосову, и он, один из самых глубоких людей, которых я когда-либо знал, возразил: "А я вот так не считаю. Не японцы и не корейцы. Ленивые мы люди...". Ты с ним согласен?

- Абсолютно! Гонконг - это скала. Там нет никаких ископаемых, но он процветает. Я видел в Америке передачу "Is America number one?" ("А номер один ли Америка?"). Суперпередача! В Германии я себе такую не представляю, в России тем более - они уверены, что первые, а в Штатах что-то выискивают. И это при том, что 65 процентов мировой экономики сосредоточено в одной стране и культура цветет при полном отсутствии Министерства культуры.

- Там что, вообще такого ведомства нет?

- Вообще! Ни в Испании, ни в США.

- Может, у них нет и культуры?

- Вот как раз культура у них самая высокая. Все мировые деятели искусства: оперные певцы, писатели и актеры - стремятся приехать в Америку и там преуспеть. Это высшая планка! Когда люди умеют работать, контраргументов нет.

Я больше всего не люблю разговоров о духовности. Среди тех, кто любит на эту тему поговорить, на первом месте стоят арабы. Они ничего не производят, качают нефть и толкуют о духовном. На втором месте негры из Гарлема, которые сидят на социале. Они себя называют soul people, то есть люди души. Ничего не желают и просто "трут свои терки". Русские на почетном третьем месте, ну а мы на четвертом - стоим возле пьедестала и облизываемся.

- Так, не понял, что ты имеешь против нашей духовности?

- Я считаю, что говорить о своей духовности человек не имеет права. Пусть лучше соседи вокруг ахают: "Ой, вы такой духовный!", а ты должен стесняться, краснеть и ковырять ножкой паркет: "Да ладно, да перестаньте". Когда человек сам говорит о своей духовности, я уже в нее не верю. Когда мужик хвастает на всех углах о том, как много женщин он... в этой жизни, подозреваю, что он импотент. Об этом все вокруг должны говорить, а ты - только отнекиваться.

На самом деле, успех должен быть подтвержден конкретными делами, а не разговорами. Вот Брынцалов - тот преуспел, и ни у кого нет в этом сомнения, потому что сомневающихся он ведет в свой 60-комнатный особняк и показывает золотой унитаз. И Билл Гейтс с большим удовольствием демонстрирует, что он не нищий...

Духовность - такая штука, существующая чисто на словах. У людей, которые так любят о ней говорить, как правило, никаких подтверждений нет. Да и разговоры эти начинаются в основном после того, как полбанки на грудь принимают...

Я ненавижу художников-философов, которые не удосужились издать свою философию и продать по три-четыре тиража. О философе судят по количеству написанных им книг, а не по его распальцовке. Если у "Бульвара" два с половиной миллиона читателей, он - тут вопросов не возникает! - крутой. Не поручусь, что роман "Улисс" признали бы гениальным, если бы он не вышел огромными тиражами. Все надо доказывать предметно.

- Сережа, ты абсолютно искренне участвовал в "помаранчевой революции", всей душой поддержал ее лозунги. Мы видим: новая команда взялась за дело рьяно, однако... Вот как ты считаешь как художник, как человек: можно отучить наших людей красть и брать взятки?

- Во-первых, я не вижу этому альтернативы.

- В смысле, будут и дальше красть?

- Нет, не вижу альтернативы тому, что придется людей переучивать. Конечно, красть будут, но все меньше и меньше - для этого и делали революцию. Чиновники берут взятки во всем мире, во всех странах - вопрос лишь во взяткоемкости чиновничества...

- Хорошее слово...

- Есть страны, где она составляет полтора процента, а есть - где 98 процентов. Этим, собственно, и отличается цивилизованный мир от нецивилизованного. В Нигерии, например, где 100 процентов чиновников берут взятки, бардак, а в Америке, где таких 0,8 процента, цивилизация.
"ПОЧЕМУ У НАС МЕНТЫ НЕ НА ОБЩЕЙ ХАТЕ СИДЯТ, А НА КРАСНОЙ ЗОНЕ?"

- Вернемся к нам...

- Недавно у нас с Олегом Пинчуком была выставка в Риге - в шикарном музее, расположенном в одном здании с президентским дворцом. Входы в музей и президентскую канцелярию рядом, так вот, президентская дверь выглядит куда обшарпаннее, чем музейная. Это же канцелярия! Президент приехала на темно-фиолетовой "ауди" - машине года три, наверное, проблесковые маячки не работают... Нам рассказали, что главная проблема, когда приезжают шишки типа Кучмы, - найти автомобиль повышенной безопасности и комфортности. "У нас в Латвии, - говорят, - два бизнесмена сдуру такие купили. Не знают теперь, кому продать...

-...и мы у них просим"...

- Угадал. Это в бантустане чиновники ездят на "мерседесах" и "гелендевагенах", а в приличных странах - на "дэу-ланос". Более того, когда в нормальной стране депутатов ловят за превышение скорости, об этом повсюду трубят, а директора дорожной полиции за лишнюю банку пива выгоняют с работы.

Что же касается художников и Министерства культуры... У нас есть Союз художников, которому в Киеве достались в наследство 40 объектов. Часть из них проданы, как "Криворожсталь", за три копейки, а некоторые - в центре города - сдаются за пять гривен квадратный метр, и при этом Союз художников берет еще чего-то там из госбюджета. Зачем, если его руководство может официально выручить за аренду миллионы гривен? В общем, если люди этого не делают, либо они как менеджеры абсолютно невменяемые и их нужно гнать поганой метлой, либо там какой-то хитрый табачок спрятан.

Нужно просто составить перечень объектов Союза художников и пересмотреть, на каких основаниях и кому они сдаются, сколько за это платят? Все должно быть прозрачно, и тогда мы узнаем, кто кому Рабинович. Любой член Союза может прийти в Министерство культуры и сказать: "Мне интересно, сколько платят за квадратный метр субарендаторы в Доме художника на Львовской площади, если в доме напротив они выкладывают по 100 долларов за аренду в месяц?". Если нам это не позволено, мы живем в бантустане... Вот за такое право люди и вышли на улицы с оранжевыми флагами.

- Вернемся к моему вопросу. Украинские чиновники перестанут воровать и брать взятки?

- Ну, для начала они вынуждены будут брать меньше.

- Как? У них что, страх появится? Я, например, слышал, что в Узбекистане автомобили не воруют совсем. Знаешь почему? Там за угон дают 15 лет тюрьмы. У нас что, введут за получение взятки пожизненное заключение?

- Все должно быть в комплексе. Во-первых, за преступление нужно реально наказывать. Взять, скажем, тех, кто фальсифицировал выборы... Очень правильно сказал министр внутренних дел Луценко: "Не надо сажать 20 тысяч чиновников, которые занимались фальсификацией по приказу, нужно посадить 20 инициаторов - тех, кто приказывал". Тогда и эти 20 тысяч поймут, что, как бы высоко ты ни летал, сядешь на зону.

Дальше предлагаю лично мой рецепт. Нужно начать наводить порядок в организации, которая призвана порядок охранять, а именно - в Министерстве внутренних дел. Почему у нас менты сидят на красной зоне, а не на общей хате? Они ведь такие же граждане Украины. Во всем мире менты обитают на общей хате. Что с ними там делают? То же, что и везде.

Вот когда мент будет знать, что будет тащить свой срок на общей хате, он четырежды подумает: "А стоит ли преступать закон? Мало того, если милиционер совершит преступление, наказание должно быть круче, чем для простого гражданина. Во всем мире любой полицейский по любой статье получает максимум плюс "надбавку" за должностное преступление. С другой стороны, эти люди должны быть защищены. Я говорил с рядовыми постовыми. Они признавались: "Мы бесправные, беззащитные, о нас вытирают ноги".

- И при этом зарабатывают копейки...

- Дима, еще в кучмовские времена в каком-то из эфиров я предлагал раз в месяц выдавать нашим учителям милицейскую форму и жезл и выделять каждому свой участок, чтобы они могли выйти на улицу и обеспечить себе пропитание. А какой был бы эффект!
"ВСЕ-ТАКИ ПИТЬ НАДО МЕНЬШЕ"

- Справится с этим новая власть?

- Ну, если не справится, Майдан соберется за три секунды. Обязана справиться, потому что альтернативы нет. Считаю, что искоренить взятки и воровство на 100 процентов не в состоянии никто - чисто физически! Пусть даже на треть - этого уже будет достаточно, потому что каждая следующая власть будет хоть на чуть-чуть эти показатели улучшать. Я категорически убежден, что совместными усилиями лет за пять мы сможем построить отличную страну. Если вместе засучим рукава, если соберутся люди, кому Украина небезразлична, кто душой болеет за родину и готов поработать на нее безвозмездно. Я вот никаких денег как советник министра культуры Оксаны Билозир получать не буду.

- Кстати, в чем твои обязанности заключаются?

- Понимаешь, я жил в нормальных странах и имею западный опыт. Я лауреат хаббардовского конкурса, веду в Америке work-shop (мастерскую), читаю американским молодым художникам лекции "Как стать успешным" и "Как начать карьеру". Меня приглашают, зовут из года в год. В принципе, я знаю, как добиться успеха в нашей стране.
"СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ НАСТУПИЛО УЖЕ ВЧЕРА. ПРОСНИСЬ, ПОЖАЛУЙСТА!"

- Что же Украине надо сделать, чтобы стать успешной? Назови хотя бы пять главных позиций...

- Прежде всего нужно, чтобы наша законодательная и исполнительная власть, получившие колоссальный кредит доверия, немедленно занялись законотворчеством.

- Законы - раз...

- Второе. Если не люстрацию, то что-то типа того провести необходимо. Кадровики, набирающие людей в американскую полицию, говорят: "Три процента кандидатов берут взятки всегда, три процента не берут никогда, остальные 94 процента колеблются. Наша задача - не взять в полицию первые три процента, обязательно взять вторые и держать в ежовых рукавицах остальных, чтобы они равнялись на тех, образцовых".

Нам нужно избавиться от людей, которых власть развратила и которые уже психологически не смогут себя иначе вести. От руководителей, дискредитировавших себя в принципе, - типа Азарова. По закону первый вице-премьер должен говорить на украинском языке. Если чиновник высочайшего ранга за столько лет не смог его выучить, он не имеет права занимать этот пост. Пусть на востоке Украины вузы ведут преподавание на русском: там действительно люди в основном русскоязычные и насильно их переучивать нельзя, но если человек с Востока хочет управлять всей Украиной...

- Ну да, тот же Янукович язык выучил...

- Кстати! Пусть через пень-колоду, но старался. И Кучма выучил, а вот Азаров не сумел. Значит, не имеет права руководить - это второе.

Третье. Каждый человек должен понять, и людям нужно это объяснять публично: никто лично ему помогать не будет - он должен рассчитывать только на себя. Задача государства не помогать Иванову, Петрову, Сидорову, Шевченко или Шморченко, а наводить порядок структурно и стараться, чтобы те же чиновники им меньше мешали.

- Четвертое?

- Нужно в масштабах страны понять, куда мы все-таки идем. В Евросоюз? Классный выбор! Те же поляки прорвались туда на энтузиазме. Они определились, а у нас один закон продавили коммунисты, другой - "Регионы", один закон социалистический, другой капиталистический, а в итоге оба не будут работать.

- Пятое?

- Все-таки пить надо меньше. Серьезно...

- Особенно творческой интеллигенции, правда?

- Не только творческой и не только интеллигенции. Я в последнее время бываю в России... В общем, как-то по дороге в столицу не там повернул - у них чем дальше от Москвы, тем сложнее узнать, где был указатель, - и заехал случайно в село... Мама дорогая! Такое впечатление, что немцы в 42-м году отсюда не ушли - так из соседней рощицы минометным огнем и шарашат по улицам. Лежат какие-то пьяные люди, калитки на одной петле, разруха... Мы оттуда вышли вместе с запахом перегара и разговорами о духовности... Все-таки мы действительно ментально находимся между Россией и Европой, и от одних нас зависит, куда Украину притянет: на запад или на восток.

- Ты лично куда хочешь?

- Да у меня на лбу написано куда. Вообще, я считаю, что выступления на трибуне или телеканалах - это с моей стороны не подвиг. У меня в крайнем случае есть американские документы, и я не так рисковал. Это те, кто носил оранжевые флаги в Донецке, - герои. Бабушка, женщина, домохозяйка, которая никогда не интересовалась политикой, но пришла на Майдан, - она герой революции, а не те, кто стоял на трибуне. Я убежден: трибуна шла за Майданом.

- Мне приходилось не раз слышать: мол, тем, кто выходил на Майдан, платили... Вспоминаю, как вышел в те дни из Верховной Рады. Вокруг стоят люди, митингуют, и одна пожилая интеллигентная женщина ко мне подошла. "Я, - говорит, - актриса". - "Откуда?". - "Из Театра Франко". Оказалось, народная артистка Украины Яблонская. Никто не давал ей денег за то, чтобы она, пожилой человек, стояла и мерзла. "Вы знаете, - говорит, - я не могу сидеть дома. Такая несправедливость... Вот и вышла на улицу"...

- Хозяева закрыли свои рестораны, но кухни работали - готовили для Майдана. Я видел вереницы машин: "лексусы", "геланы", "биммеры", которые везли на Майдан еду, лекарства, ездили с оранжевыми флагами... Понятно, что человеку, у которого машина за 150 тысяч долларов, нельзя заплатить, чтобы он против желания возил этот флаг.

Моя соседка из первого парадного Галя примчалась: "Сережа, дай мне, пожалуйста, телефон штаба "Нашей Украины". Они по телевизору сказали, что будут по квартирам людей размещать, а я не могу дозвониться". Я дал телефон помощницы Екатерины Чумаченко, и Галя ей сказала: "Пожалуйста, поселите ко мне людей. Я буду их возить, кормить". Сколько таких примеров! Я знаю, что штаб мог бесплатно расселить по квартирам 400 тысяч (!) приезжих.

Понимаешь, идя на фальсификации, власть очень четко просчитала: "Вывести человека с флагом стоит столько-то, сам флаг - столько-то, накормить, привезти... Ну а теперь сравним капиталы - наши и оппозиции. Ха! Бьем, как молодых!". Видишь ли, с калькуляцией у них все было в порядке, но вся беда в том, что в мозгу атрофировалась извилина, отвечающая за чувство собственного достоинства.

Прежняя власть никогда ничего не делала даром и не знала свой народ. Оба-на! Совокупный капитал сотен тысяч людей, вышедших на Майдан, превышал совокупный капитал Кучмы, Ахметова, Пинчука и так далее на целый порядок. Они просто финансово пролетели, как Янукович на выборах. Просчитались!

- Классик писал: "Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе". Скажи, мы с тобой увидим "эту пору прекрасную"?

- Можешь мне не поверить, но я всегда жил в пору прекрасную. Мало того, по-моему, прекрасная пора везде путешествует вместе со мной. Куда бы я ни приехал, настроение аж колосится: в Америке, Англии, Германии, Польше, Латвии... Приезжаю в Россию - лично для меня тоже вроде пора ничего. Прекрасная пора стоит вокруг нас, как лом на морозе, и "помаранчевая революция" тому доказательство. Нам надо просто как-нибудь присоседиться к этой поре, оседлать ее и вместе с ней мчать вперед, как бронепоезд по рельсам. Светлое будущее наступило уже вчера. Проснитесь, пожалуйста!

- И пойте, да?

- Да! Ой... Однажды мои знакомые купили ребенку в Германии средневековые сказки. Они не заметили, что там мелким шрифтом было написано: мол, сказки не адаптированные, а оригинальные. Картинки классные, но когда родители эти сказки прочли, сразу же спрятали книжечку от детей на чердак, потому что в оригинальной сказке принц принцессу, которая лежала в стеклянном гробу, разбудил совсем не поцелуем. Все было гораздо жизненнее. Он ее сначала поцеловал, потом снял штаны и... Ну, в общем, разбудил. Так вот, я наблюдаю, как уже лет 15, сняв штаны, жизнь будит многих моих соотечественников во все дыры, а они храпят и храпят, храпят и храпят! Ну а теперь посмотри: Иван Марчук, Юрий Горбачев, Олег Пинчук, я, наконец... На нас жизнь только один раз посмотрела, даже не поцеловала... Слушай, ми сразу праснулыс...

Знаешь, когда я начинаю делиться своим рецептом успеха, 90 процентов коллег начинают думать, что я над ними издеваюсь. Я говорю: "С вечера не выпить - раз", и для половины уже...

-...день пропал...

- Да, пропал. "Понять, что вы успешный человек, - два. Не ждать ни от кого помощи - три".

Художник - это всегда, как говорит Олег Пинчук, медиум. Вот приходишь к редактору журнала. Он отводит тебе всего пять минут, потому что через восемь у него встреча. Он прикинул: хватит и полутора минут, чтобы вежливо или не очень вежливо тебе отказать, но вот уже полтора часа вы с ним просидели, шесть разворотов своего журнала он тебе пообещал, вы попрощались, он напросился зайти в гости... Только потом спохватился: Боже ж ты мой, встречи-то отменились! "Що це було?" - думает. Если вы этого не умеете, вы не великий художник. Или не великий журналист, не великий писатель, не великий поэт.

В детстве я читал предисловие к сочинениям Фенимора Купера и понял, что Александр Сергеевич Пушкин был потрясающим наглецом. Поэт, видите ли, высмеивал Купера за не столь правдивое описание индейцев и их нравов. Это он-то, без интернета, будучи российским эфиопом, брал на себя наглость высмеивать Фенимора Купера! А вот Марк Твен, который был специалистом, всего лишь находил некоторые неточности.

- Вот и вся разница!

- Да, что позволено Юпитеру, не позволено быку. На самом деле каждый в этой жизни займет только свое место. Если ты человек успешный, будешь таким при любой системе - неважно, какая власть на дворе. Я понимаю творческих людей, которые когда-то уезжали из совка, потому что здесь не было свободы слова, но те, кто уезжает сейчас в надежде, что их за границей оценят, глубоко ошибаются. Если не стал успешным у себя на родине...

Даже в советское время те же Солженицын, Аксенов, Сахаров...

-...Нуреев, Ростропович, Вишневская...

-...все они были успешными советскими писателями, учеными, музыкантами... Я знаю одного украинского бизнесмена. У него нет ног, руки и нескольких пальцев на второй руке, но при этом он успешный жизнерадостный человек. И когда я вижу человека с руками, ногами, который говорит, что у него есть причины не быть успешным, хочется сказать: "Брось ты врать всем и себе!". Есть люди, которые настолько вдохновенно лгут, что начинают в это и сами верить. Нельзя обманывать себя. Проснитесь! Просто скажите себе: "С этого утра я буду работать, сегодня у меня начинается новая жизнь".
"НЕ ПОМОГАЙТЕ ЖИВЫМ ХУДОЖНИКАМ - ПОКА МЫ В СТРОЮ, ЭТО НАША ПРОБЛЕМА, КАК ВЫЖИТЬ"

- Если 20 процентов населения это сделает, изменится вся страна. На самом деле она уже изменилась. Раньше я годами пропадал за границей, а в Украину приезжал на два, три, четыре месяца в году. Сейчас живу здесь практически постоянно, уезжаю на два, максимум на три месяца. Здесь сейчас хорошо, как нигде, потому что те, кому я продал по работе в Америке: Траволта, Круз, Спилберг, - никогда не будут заниматься украинским художником, у них есть свои. Немцы будут заниматься немцами, французы - французами.

Показателен успех колумбийского художника Ботеро. Вот зiбралися якось колумбiйськi чисто пацани, випили горiлки, почухали шаровари, i сказав один з них: "А ви знаєте, любi спiввiтчизники, не лише героїном славетна наша Колумбiя. Вона ще славетна великим колумбiйським мистецтвом". - "Ото ж", - подтвердил другой пацан, и через аукционы Сотби, Кристи и так далее они начали помогать большому колумбийскому искусству.

- И раскрутили, да?

- Конечно. I це не казочки, любi хлопчики й дiвчатка. Увидишь, это и у нас будет - все в наших руках.

Вот Лыжичко не получила из госбюджета ни копейки и выиграла "Евровидение". Культура всего мира - я не имею в виду культуру сталинскую, кимирсеновскую иже с ними - росла не на господдержке, а на частном спонсоре, потому что чиновник всегда выдаст деньги тому, от кого получит откат. Мой чиновникам совет: давайте попробуем не помогать живым художникам.

Когда мы думаем, кому из них дать деньги, сразу возникает коллизия: а кто же из них лучше? Каждый говорит: "Я!". Министерство культуры должно заниматься наследием - тем, что бесспорно составляет богатство украинской культуры. Мария Примаченко, покойная великая художница, заслужила, чтобы Министерство культуры ею занималось. Тарас Григорьевич Шевченко кое-что для культуры этой страны сделал, и мне, например, совершенно не в западло, если народные деньги будут потрачены на этого человека.

Что же касается остальных... Пока мы в строю, это наша проблема, как нам выжить, и тогда не возникнет коллизий с перетягиванием одеяла из госбюджета. Я даже больше скажу: когда в детских домах не хватает денег на кашу и масло, тем дармоедам, которые кричат, что имеют какое-то отношение к культуре, нельзя давать ни копейки. К вашим услугам частный спонсор, человек, заработавший денежку, а задача министерства - лоббировать такие законы, чтобы этим людям было выгодно вкладывать деньги в культуру, чтобы их не наказывали, а поощряли. Тогда можно будет использовать этот ресурс. Он есть, он будет, и все у нас непременно получится, дайте лишь поработать.

- На этой жизнеутверждающей ноте мы и закончим. Желаю тебе, Сережа Поярков, творчества, вдохновения и очень хочу, чтобы год или два спустя ни ты, ни я не разочаровались в том, ради чего, собственно, все затевалось...

- Уверен: через год-через два мы встретимся и скажем: "Блин! Мы даже не подозревали, что будет так...

- (Хором)...хорошо!"...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось