В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

«Кабы я была царица...»

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 14 Августа, 2014 00:00
Помните, как у Пушкина три девицы рассуждают на тему «Кабы я была царица»? Хорошо, что подслушал девиц царь Салтан, а не специалисты из его тайной канцелярии, не то не поздоровилось бы особам, фантазирующим на тему, как стать государственным лидером. В недавней нашей стране за такое могли и к стенке поставить, потому что во все времена отбор и предъявление народу Самых Важных Персон было делом особо ответственным.
Виталий КОРОТИЧ

Помните, как у Пушкина три девицы рассуждают на тему «Кабы я была царица»? Хорошо, что подслушал девиц царь Салтан, а не специалисты из его тайной канцелярии, не то не поздоровилось бы особам, фантазирующим на тему, как стать государственным лидером. В недавней нашей стране за такое могли и к стенке поставить, потому что во все времена отбор и предъявление народу Самых Важных Персон было делом особо ответственным.

Если говорить серьезно, то мне продолжает казаться, что отсутствие даже попыток создания национальной элиты, определения слоя самых авторитетных людей страны, является одним из закостенелых украинских несчастий. Несколько революционных волн подряд захлестнули общество, не явив национальных лидеров. Скорее можно сказать, что, как в калейдоскопе, перед нами мелькали лица и голоса, должности и обещания, но безусловного авторитета не было со времен Тараса Шевченко — да и тот обрел пророческий статус посмертно — когда вчитались в «Кобзарь» и задумались.

Пока же на революционных волнах продолжает плескаться немало пены — пожилые карьеристы, подхалимы, люди, обиженные прошлой властью и стремящиеся свести с ней счеты, поднаторевшие в митинговой болтовне ораторы, часть из которых уже обтирала углы в высоких кабинетах, но не против новой попытки. Известно и не раз сказано, что нечестному человеку в таких условиях бывает пробиться легче — он использует методы, которые людям порядочным и не снились.

Преобразование советской номенклатуры в отряд кандидатов на национальное лидерство на заре независимости было мгновенным — отсутствие четкой соединенности слова и дела давно отличало претендентов на что-нибудь руководящее в советское время. Эти качества помогли также во времена послесоветские. Это им как в постели перевернуться: с левого бока на правый.

Мы начали с перековавшихся партийных вождей, которые перестали краснеть, а взамен посинели, пожелтели и вместо недавнего своего лозунга насчет соединения пролетариев всех стран заговорили о национальном. Кроме удобств и денег, большинство из них ничего не интересовало уже в последние советские годы. Утверждая то, против чего они сражались в прошлых своих придворных жизнях, эти люди вот уже больше 20 лет тормозят страну. С них не могла начаться полноценная элита, тем более что постепенно на смену партийным «чего изволите» хлынули взращенные ими комсомольские говоруны, и я уже 100 раз думал, что даже с Майдана можно было бы отобрать и привести не таких болтливых, но в сто раз более честных и не таких вертлявых людей.

Разговоры о люстрации запоздали лет на 20. Между тем в эти два с лишним 10-летия родилось и сформировалось новое, неухоженное, не подпущенное к высоким кабинетам поколение. Опасность не только в том, что сейчас практически никто, кроме персон с советским партийным стажем, не маячит на политическом горизонте. Чисто биологически, хочет этого кто-нибудь или не хочет, нынешние молодые лет через 20 все равно будут депутатами и министрами. Именно они сформируют завтрашнюю элиту, в которую их не допускают сегодня.

Те, кто с первых лет независимости проталкивался к кормилам и кормушкам, сделали все, чтобы настоящие моральные лидеры в стране не смогли вызреть и появиться. Обладая мощным административным ресурсом, власть имущие направили все потоки — финансовые и политические — на себя, загоняя в подконтрольность себе, любимым, все, что угодно. При этом, говоря о том, какая ситуация царит вокруг, не следует никого обвинять ни в чем. Не сомневаюсь, что и среди людей нынешней правящей коалиции есть немало честных людей. Но страна не сделает шаг вперед, пока не избавится от заплетающейся походки, не встанет на молодые ноги, не отряхнется от того самого «старого мира», про который пелось в забытых уже революционных песнях.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось