В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
По горячим следам

Преступление и наказание

Наталия ДВАЛИ. «Бульвар Гордона» 21 Августа, 2012 21:00
В России вынесли приговор феминисткам из Pussy Riot
Наталия ДВАЛИ
17 августа 2012 года в Хамовническом суде Москвы состоялось оглашение приговора по скандально известному делу Pussy Riot. Участницы панк-рок-группы - 22-летняя Надежда Толоконникова, 24-летняя Мария Алехина и 30-летняя Екатерина Самуцевич - были признаны виновными в «хулиганстве по мотивам религиозной ненависти» и приговорены к двум годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. И если еще полгода назад панк-молебен «Богородица, Путина прогони!», устроенный Pussy Riot в храме Христа Спасителя, воспринимался как глупая и хамская выходка, то судебный процесс и обвинительный приговор превратили Надю, Машу и Катю во всемирный символ сопротивления авторитарному режиму.

«В ГУЛАГ ЗА ПЕСЕНКУ»

Фотографии «кремлевских пленниц» появились на первых полосах подавляющего большинства западных изданий - от австралийского Sydney Morning Herald до американского The New York Times. Жестче всех, пожалуй, поступили журналисты французской Liberation, озаглавив статью о Pussy Riot «В ГУЛАГ за песенку». Главы ведущих мировых держав выступили с резкой критикой в адрес российских властей. «Вынесенный Pussy Riot приговор необоснованно жесток, - заявила канцлер Германии Ангела Меркель. - Он несовместим с общеевропейскими ценностями верховенства закона и демократии, которые Россия, как член Совета Европы, обязана защищать. Активное гражданское общество не может быть угрозой для модернизации России - оно является ее необходимым условием».

Лейтмотивом всех отзывов в западных масс-медиа стало общее утверждение: в истинно демократическом государстве каждый гражданин имеет право свободно высказывать свое мнение, не боясь преследований со стороны властей. Однако это столь очевидное утверждение лично у меня вызывает несколько вопросов.

С одной стороны, я искренне не понимаю, зачем для выражения собственной гражданской позиции нужно было вылезать на солею храма и выкрикивать похабщину вроде «срань Господня». Почему свобода самовыражения и политический протест должны сопровождаться оскорблением чужих религиозных или иных чувств? В таком случае это не общественное высказывание, а элементарное пиар-хулиганство, не протест, а глупость.

Напомню, 21 февраля 2012 года участницы Pussy Riot появились перед иконостасом храма Христа Спасителя и в течение 41 секунды, пока не появилась охрана, осеняли себя крестным знамением, падали на колени и выкрикивали слова песни «Богородица, Путина прогони!». Чуть позже из съемок акции в главном российском храме и отдельно снятых кадров в другом соборе был смонтирован клип, озаглавленный антипутинским панк-молебном. Видеоролик выложили в интернет, где его просмотрел миллион пользователей, в том числе представители Кремля и РПЦ, после чего участницы перформанса были объявлены в розыск, арестованы и осуждены.

С другой стороны, когда глава Русской православной церкви патриарх Кирилл на полном серьезе заявляет с амвона храма Христа Спасителя, что правление Путина - это «божественное чудо», которое «исправило кривизну российской истории», и активно участвует в предвыборной кампании Владимира Владимировича, становится очевидно: РПЦ не просто религиозный институт в светском государстве, но и один из самых эффективных инструментов влияния Кремля на электорат. Значит, если в храме можно агитировать за Путина, тогда, простите, можно агитировать и против.

«МИЛОСЕРДИЕ В РАМКАХ ЗАКОНА»

К слову, в обвинительном заключении политической подоплекой и не пахло. Судья Марина Сырова, в течение трех часов зачитывавшая приговор, оперировала феерическими словосочетаниями вроде: «Pussy Riot нарушили девятое Апостольское правило - запрет творить бесчинства в церкви, 62-е правило Трульского собора - запрет находиться в Церкви в комической или сатирической одежде и производить там пляски, 75-е правило Трульского собора - запрет осуществлять в церкви бесчинства посредством воплей, совершать громкие неестественные крики и осуществлять несообразное и несвойственное церкви».

Собственно, возмущение вызывает не столько арест хулиганок, сколько неадекватность наказания. Там, где можно было обойтись административными мерами - в худшем случае 15 суток ареста, был устроен показательный уголовный процесс: до судебного разбирательства Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич полгода держали в СИЗО, в зал заседания водили исключительно в наручниках и в сопровождении охраны с собаками. Так что сам собой напрашивается вопрос: если бы в панк-молебне ни разу не прозвучало сакральное слово «Путин», хулиганок все равно осудили бы?

И уж совсем умильно выглядит реакция на приговор РПЦ. Полгода, пока длился процесс, иерархи призывали паству обрушить свой праведный гнев на «кощуниц, осквернивших храм Господень», зато, едва стало окончательно ясно, что девиц таки упрячут за решетку, святые отцы вдруг заговорили о «милосердии в рамках закона».

В любом случае процесс над Pussy Riot окончательно продемонстрировал, что 12 лет правления Путина превратили Россию в авторитарно-репрессивное государство, в котором все жестче подавляется любое инакомыслие и отклонение от генеральной, кремлевско-церковной, линии партии.

ВИТАЛИЙ КОРОТИЧ: «ВОНЬ НА ПРОДУКТОВОМ СКЛАДЕ НЕ УГРОЖАЕТ ЗДОРОВЬЮ САМА ПО СЕБЕ»

- Существует такое понятие «дежа вю», - комментирует резонансный судебный процесс председатель редакционного совета «Бульвара Гордона» Виталий Коротич. - Это когда ты видишь что-то впервые и в то же время не отпускает ощущение, что ты все это уже видел. Мне довелось пересмотреть многие километры документальных кинопленок первых послереволюционных лет, и эти самые Pussy Riot один к одному похожи на тогдашних комсомольцев, горланивших матерные частушки с церковных амвонов. Только те не надевали дырявые носки на головы ввиду отсутствия таковых.

Нынешняя российская полусоветская власть, где православная церковь с патриархом, которого никто не считает совестью нации (а зачем тогда патриарх?), существует на уровне государственного поддакивателя и напоминает как раз ту стреноженную и прирученную государственную советскую православную церковь, чей авторитет пребывает на соответственном уровне. Вот так оно и слилось - неуважение к русской православной церкви в ее нынешнем виде, неизжитые и неосужденные как следует гаденькие большевистские традиции и девицы, которым хотелось хоть как-то промаячить в поле всеобщего зрения.

В музыке и пении Pussy Riot, судя по интернет-записи, которую я видел и слышал, разбираются примерно так же, как Крупская в сексе, но девицы счастливо попали в совершенно бездарную систему пропаганды, которая не знает, что с этими новоявленными комсомолками делать, и занялась их вселенской рекламой.

Само название группы (Pussy Riot с английского дословно можно перевести как «взбунтовавшаяся п...а») неуместно даже под церковным забором. По-моему, такой концерт в храме при наличии нормальных верующих и нескомпрометированной церкви должен был бы закончиться тем, что девицам накостыляли б по шеям и выкинули из храма вместе с остатками электрических балалаек. Если бы они, к примеру, в недавно закончившийся священный мусульманский месяц Рамадан повторили свою забаву в солидной мечети, заполненной верующими, то, возможно, и выкидывать было б нечего. Приговор - какой угодно - будет использован во славу этих самых Pussy, о которых в нормальных условиях никто и знать бы не должен.

Когда-то я учился в киевском мединституте и запомнил из курса гигиены, что вонь на продуктовом складе не угрожает здоровью сама по себе, а просто показывает, что идет опасный процесс гниения. Точно как в этом случае.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось