Все лучшее — детям?
Среди сегодня живущих в Украине людей нет ни одного поколения, которое было бы счастливо в течение всей жизни. Так получилось. То война, то революция, то коррупция, то борьба с ней... Миллионы людей отмитинговали на улицах в последние десятилетия под лозунгами борьбы за демократию, независимость и все прочие виды справедливости. Был еще один лозунг, который не всегда звучал громче других, но, мне кажется, всегда подразумевался.
Люди жаждали жить в стране социального равенства и благоустроенного детства. Мечта эта выгоняет человеческие толпы на улицы уже многие сотни лет подряд, вечная мечта-надежда: «Ну, не мы, так хоть дети по-человечески поживут...».
Тех, кто помнит жизнь в Российской или Австро-Венгерской империях, уже не осталось. Разграбленные дворцы присыпаны исторической пылью.
Осуществленная мечта толпы, о которой писал гениальный поэт: «Будем драти, пане-брате, з китайки онучi», всеобщего благополучия тоже не принесла. Старшие поколения не забыли потаенное советское классовое расслоение — с магазинами, поликлиниками, спецсанаториями, спецжилыми домами и даже спецномерами на автомобилях для номенклатурного начальства.
Спецграждане советского государства жили в засекреченном мире, который полагалось не замечать, писать об особенностях их бытия запрещалось, и к такому тайному неравенству как бы привыкли. Затем случились крах советской власти, перестройка, независимость, все связанные с этим перемены в политике и экономике, которые вдруг привели к тому, что переформированный истеблишмент перестал таиться и общество расслоилось в открытую.
Забушевала исконная мечта о справедливейшем из начальников, том самом, который проследит, чтобы соседу не досталось больше, чем мне. И оживала мечта о детях, та самая: «Мы помучимся, зато они поживут как надо...». А детям снова труднее всего.
На улицы вышла молодежь, которую охотно похлопывают по плечикам, отправляя в бой, но к реальной власти не допускают. Молясь о бессмертной «небесной сотне», надо не забывать и о «земных миллионах». Мы готовим сегодня тех, кто неизбежно будет во власти, лет через 20 — и в Верховной Раде, и в Кабмине?
Положение детей и молодежи — главный показатель перспектив общества. Вы знаете, что число детей без родителей у нас сейчас едва ли не превосходит послевоенное их количество? Знаете ли вы, что Украина наряду с Китаем, Россией, Гватемалой, Колумбией, Гаити и Индией является главным поставщиком сирот для международных усыновлений?
Знаете ли вы, что во многих развитых странах нет такого понятия, как «детский дом», и ребенку, попавшему в трудную ситуацию, практически сразу находят новую семью? В некоторых японских клиниках есть так называемая «комната аиста», куда приносят детей нерадивые родители, желающие, чтобы никто не узнал об их отказе от новорожденных.
Как только в комнате, где всегда температура 36 градусов, открывается дверь, этажом выше звучит сигнализация и педиатры начинают заботиться о ребенке. Такие комнаты не только в Японии бы пригодились (в Москве, например, ежегодно матери отказываются от 800 младенцев). По данным психологов, не больше 20 процентов украинской молодежи может адекватно осмысливать информацию. Не все учатся в школе, а тот, кто выучивается в университете, зачастую ищет рабочее место не дома...
Я понимаю, что сейчас времена трудные, но, теряя молодежь, мы рискуем потерять все.