Подружка Фокса Татьяна ТКАЧ: "Из БДТ я ушла из-за отношения ко мне Товстоногова, на которое, к сожалению, не могла ответить взаимностью"
"МЕСТО ВСТРЕЧИ" Я ДО СИХ ПОР ВСПОМИНАЮ НЕ КАК РАБОТУ, А КАК ВСТРЕЧУ С ВЫСОЦКИМ"
- Татьяна Дмитриевна, в одном из интервью вы как-то признались: "Меня кормила слава Фокса!".
- Так и было! Фильм "Место встречи изменить нельзя" был очень популярен, и меня повсюду узнавали. Почему-то особенно меня любили мясники. Когда я заходила в магазин, улыбались и тихонько, чтобы никто не слышал, говорили: "Привет от Фокса!". На прилавке в советское время лежали одни кости (из-за тотального дефицита ничего нельзя было достать!), а мне из подсобки выносили прекрасную мякоть. А на прощание приглашали: "Приходите еще!".
- А ведь вы, помнится, попали в эту картину почти случайно!
- Да. Когда все роли были уже разобраны, позвонил режиссер Слава Говорухин и с сожалением сказал: "Осталась только роль одной бандитки, но дело не в ней. Я просто хочу познакомить тебя с Высоцким!". Они ведь были друзьями. Спросил, не выкрою ли я несколько дней, чтобы приехать в Одессу, а заодно и посниматься.
Ни сценарий, ни роман Вайнеров я на тот момент не читала, но поехала. На студии мне сразу же нашли коричневое платье, в котором я играла (кстати, оно подлинное - из 40-х годов), дали белый платок и сняли несколько крупных планов. Для проб выбрали сцену, где моя героиня говорит о Шарапове: "Паршивая свинья! Дай-ка ему еще пару раз для ума". Все сняли одним куском, без дублей и репетиций. И я до сих пор воспринимаю эту картину не как работу, а как поездку к морю и встречу с Высоцким. Он мне был жутко интересен!
- Чем, если не секрет?
- Так, как он, у нас раньше не работали. Володя приходил на площадку с вызубренным текстом, с уже выстроенной логикой каждого эпизода, с кучей своих придумок - то есть во всеоружии. И если тот же Конкин не знал текста, очень возмущался: "Как такое вообще может быть?!". Вся съемочная группа жила неподалеку от киностудии, в гостинице "Аркадия". По вечерам мы собирались вместе, и Володя рассказывал актерские байки, много пел под гитару. Он был очень открытый человек со щедрой душой.
- То, что вы рассказываете, как-то не вяжется с навязываемым нам образом алкоголика и наркомана.
- Во время съемок Высоцкий держался, поэтому я никаких безобразий не видела. Наверное, мне повезло, в моей памяти он остался сильным, собранным и необычайно талантливым актером. Хотя, говорят, что он мог быть и совсем другим - неконтактным, желчным. Наверное, много зависело еще и от окружения. На съемках "Места встречи" он был среди любимых людей, поэтому и открылся мне с самой лучшей стороны. А его герой Глеб Жеглов получился таким ярким и убедительным.
- Вашу героиню Аню можно охарактеризовать как аристократку от преступного мира. Вы ее такой и играли?
- Во время съемок я очень много о ней думала. Эта женщина, конечно же, склонна к аферам, а значит, у нее должна хорошо варить голова: она просто обязана быть прекрасным психологом, уметь просчитывать поступки людей на несколько ходов вперед. Фокс, в которого она влюблена, - красавец, и наверное, немало неблаговидных поступков Анна совершила только потому, что он ее заставлял. Или просил, а она не могла ему отказать. Аня и в банде-то оказалась только из-за любви.
Любовница Фокса Аня |
Интересно, что с исполнителем роли Фокса актером Александром Белявским я познакомилась лишь много лет спустя. На съемках так часто бывает: если актеры не заняты в одной сцене, то могут и вообще не встретиться.
- Татьяна Дмитриевна, вы ведь родом из Украины?
- Вообще-то, я родилась в Якутской АССР. В те времена многие сидели в сталинских лагерях, не миновала эта участь и моего отца. Но вскоре после моего рождения он был реабилитирован и мы переехали в Харьков. Там я и выросла, потом окончила институт. Именно в Харькове впервые вышла на сцену... А какие замечательные у меня были друзья! В нашу компанию входили писатель Аркадий Инин, кинодокументалист Марк Зелихин, Гарри Черняховский, который ныне преподает актерское мастерство в Америке.
- И все мужчины. Признайтесь, они за вами ухаживали?
- Не угадали! Я тогда встречалась с одним человеком, это были его друзья. А в Харькове в то время как-то не принято было отбивать девушек у друзей. Компания была чрезвычайно остроумная, шутки просто летали! К тому же это были люди со своим мировоззрением, можно сказать, что они меня воспитали.
У нас в театральном институте было много интересных личностей. С большим теплом я вспоминаю педагога нашего курса Трофима Карповича Ольховского. Многих он актерскому делу выучил, но самый знаменитый его ученик, наверное, все-таки Алексей Петренко. Ольховский нас называл "бiднi мої дiти". И на консультации перед вступительными экзаменами всерьез уговаривал нас вместо театрального института поступать в... кулинарный техникум - тот как раз напротив находился. Дескать, и сытно, и не так хлопотно. Когда я переехала в Ленинград, начала работать в БДТ, мы с ним часто виделись. У него здесь жила дочь, вот он и приезжал. Называл меня аферисткой.
- За что?!
- Говорил: "После нашего института и в БДТ?! Точно аферистка!".
- Действительно, как вы там оказались?
- Ну, сначала-то я попала в Ленинградский мюзик-холл. Его руководитель Илья Рахлин пришел к нам за кулисы, когда я играла в Харьковском театре русской драмы главную роль в "Миллионерше" Бернарда Шоу, и спросил: "Хотите быть героиней мюзик-холла?". Я поинтересовалась: "Поддерживать легкую сюжетную линию и иногда повиливать бедрами?". - "Совершенно верно!" - ответил он, ничуть не смутившись. И сразу же предложил мне квартиру в Ленинграде. "Я же ничего не умею делать, - недоумевала я, - ни петь, ни танцевать!". Но, оказывается, они хотели разбавить чистую оперетту разговорным жанром.
А на второй день пребывания в Ленинграде я отправилась в БДТ. Ворвалась в кабинет Товстоногова и сказала: "Вы просто обязаны меня прослушать!". И тут же пулей вылетела за дверь. В общем, меня взяли. Я пришла в мюзик-холл и с порога заявила: "Извините, но забирайте свою квартиру. Я ухожу!".
"ВДОВА БУЛГАКОВА ПРИХОДИЛА СМОТРЕТЬ КИНОПРОБЫ, А ПОТОМ ГОВОРИЛА: "МНЕ НАДО ПОСОВЕТОВАТЬСЯ С МИШЕНЬКОЙ"
- Куда же вы пошли в чужом городе - на улицу?
- Мне дали место в общежитии при БДТ. В нашей комнате жили три актрисы с рабочими фамилиями: Плотникова, Сапожникова и Ткач. Незадолго до этого из БДТ ушла Доронина, это была большая потеря для театра, поэтому все шутили: "Вместо одного мастера Дорониной взяли трех подмастерьев!". А потом я вышла замуж и уехала оттуда в коммуналку.
- Как у вас сложились отношения с Товстоноговым?
- Это был удивительный человек, интеллигентный, яркий, образованный - он разговаривал на нескольких языках и вообще был звездной личностью. Восприятие мира у него было очень мудрым и одновременно полудетским, непосредственным. Именно эта непосредственность и открытость на лице взрослого человека создавала очень интересный эффект. Когда он сталкивался с чем-то неприятным, будто удивлялся: "Как такое возможно?!". А еще при всей солидности это был очень смешливый и открытый человек. Его все любили.
- Тем не менее, проработав в БДТ всего два года, вы от него ушли.
- У меня была на то причина личного порядка: отношение ко мне Георгия Александровича, на которое я, к сожалению, не могла ответить взаимностью. С тех пор я работаю в Театре на Литейном...
-...и вас называют примадонной санкт-петербургской сцены.
Одна из жен Абдуллы в "Белом солнце пустыни" |
- Я никогда не жаловалась на отсутствие театральных ролей, хотя актерская доля в этом смысле очень жестока. Мы все зависим от репертуара, ведь никто не будет ставить спектакль конкретно на тебя. Особенно когда ты только начинаешь свою карьеру. Обычно актеры с главных ролей не начинают, ждут их годами. Мне повезло: никогда не была в простое, паузы делала только на рождение детей.
- Рожать и растить детей - подвиг для актрисы. И в декрете нельзя долго сидеть - забыть могут, и выглядеть нужно безупречно.
- Мне всю жизнь приходилось бороться с лишним весом, я ведь склонна к полноте. Всегда сидела на разных диетах, только в последнее время от них отказалась. Зарядку делать не люблю, но всегда качала пресс и крутила хулахуп. Подолгу плаваю. В общем, стараюсь не распускаться и держать себя в тонусе.
- В отличие от театральной ваша киношная судьба сложилась далеко не так удачно.
- У меня действительно нет ни одной главной роли. Но никто в этом не виноват - такой уж у меня типаж. Для советского времени он категорически не подходил. Вот если бы я была женщиной деревенского типа, как, например, Мордюкова, от предложений просто отбоя не было бы. У меня же типаж городской, к тому же, по советским меркам, он ближе к отрицательному. И все-таки я сыграла не только Аню, но и Люську в булгаковском "Беге", очень смелой для того времени картине. Когда ее снимали, еще была жива вдова писателя - Елена Сергеевна.
- Вы с ней познакомились?
- Ну, это громко сказано, просто наблюдала за ней со стороны. Она приходила смотреть материалы проб, в общем-то, все актеры были назначены на роли с ее благословения. Если она была в чем-то не уверена, говорила: "Мне надо посоветоваться с Мишенькой!". И куда-то уходила. Потом возвращалась и объявляла о своем решении. Просто мистика какая-то!
Кстати, мою кандидатуру Елена Сергеевна утвердила, сказав: "Михаил Афанасьевич был бы доволен!". А вот Павел Луспекаев роль генерала Чарноты так и не получил. Он так о ней мечтал! Но, думаю, его забраковали из-за болезни ног, боялись, что он физически не выдержит съемки. Я уже знала, что на эту роль утвердили Ульянова, но не могла об этом сказать Паше. А он звонил очень огорченный: "Таня, ну как там? Неужели они променяли Луспекаева на Ульянова?! Скажи им, что только я смогу ходить по Парижу в кальсонах!".
"ВО ВРЕМЯ СЪЕМОК ЛУСПЕКАЕВ НЕ МОГ БЕЗ НАРКОТИКОВ"
- А вам с кем хотелось сниматься?
- Трудно сказать. В то время я, наверное, была немного влюблена в Ульянова, хотя он о моих чувствах даже не подозревал. Как он меня выручил в истории с лошадью! Моя героиня - заядлая наездница, по сценарию все время на коне. Я же верховой ездой никогда не занималась. Для меня сняли номер в гостинице неподалеку от ипподрома и обязали каждый день ходить на занятия, как на работу. В первый же день лошадь, на которую я взобралась с большим трудом, сбросила меня. Я безумно перепугалась и поняла, что больше никогда в жизни в седло не сяду. В качестве взятки носила тренеру водку, а он за это уверял режиссеров, что я исправно занимаюсь.
Раскрылась моя афера в первый же съемочный день. Честно говоря, я была уверена, что меня тут же со скандалом выгонят. Спас меня Ульянов. Когда я призналась, что смертельно боюсь лошадей, он сказал: "Ну и что? А я собак боюсь, меня в детстве шавка покусала!". - "А я воды боюсь, - подхватил кто-то из съемочной группы, - когда-то чуть не утонул!". В результате я была спасена. Для скачек тут же нашли дублершу, а на крупных планах снимали меня, стоящую на... поставленных один на другой ящиках. Тем не менее Ульянов оставался для меня очень красивым, но, увы, совершенно недостижимым мужчиной. Луспекаев же был своим, близким.
- Вас связывали какие-то особые отношения?
- На эту тему я стараюсь говорить как можно меньше. Дело в том, что Павел Борисович был очень мною увлечен, можно сказать, влюблен. Именно ему я обязана своей ролью в картине "Белое солнце пустыни". Он поставил режиссеру условие: "Буду сниматься, только если поедет Татьяна Ткач!". И сам Мотыль приехал ко мне домой, в коммуналку на улицу Марата, 13, где я жила с мужем. Сказал, что предлагает мне роль главной жены гарема. А поскольку такой роли не существовало в природе, начал нести какую-то чушь: дескать, сценарий он мне показать не может, потому что тот... потерян.
Я согласилась и не пожалела, о съемках у меня сохранились самые теплые впечатления. Правда, от сцен с нашим участием почти ничего не осталось, при монтаже почти все вырезали. Кстати, это была последняя картина Луспекаева, во время работы он терпел адские боли и просто не мог без наркотиков. У него ведь была гангрена, ампутированы обе стопы.
В свое время ему очень помогла министр культуры Фурцева, по ее просьбе Луспекаеву изготовили протезы, а из-за границы привозили дорогущие лекарства, одно время раны на ногах даже начали затягиваться. Но, видимо, болезнь была очень запущена, и вскоре его не стало... Я же после "Бега" долго не снималась, хотя мне постоянно предлагали какие-то роли. Но все они как две капли воды были похожи на Люську: на коне, в кожанке, с наганом. Режиссеры же вообще очень стереотипно мыслят, стоит одному увидеть тебя в какой-то роли, как на тебя тут же начинают сыпаться аналогичные предложения.
- Значит, после "Черного ворона" вас приглашают играть ведьм?
- Совершенно верно. Но я не хочу повторяться. Ведь режиссеры Борис Горлов и Игорь Москвитин хотели видеть в этой роли именно меня, говорили, что этот образ важен для всей картины в целом. Мне же было интересно сыграть мистику в кино, потому что в жизни мне достаточно часто приходилось с ней сталкиваться. И в судьбу я верю. Например, мой папа попал в аварию перед самым Новым годом - 30-го декабря, но отделался, как говорится, легким испугом. А спустя 20 лет, в этот же день, он погиб в автомобильной катастрофе.
Я настолько сильно любила отца, что с тех пор этот праздник омрачен для меня трагедией. Правда, со временем любая боль утихает... Теперь 30-го я вспоминаю папу и все самое хорошее в моей жизни, что так или иначе связано с ним (я и актрисой стала только благодаря ему), а 31-го, как и все, встречаю Новый год.
- Сегодня мясники вас не узнают?
- Много времени прошло, страсти по фильму уже поулеглись, да и мясо сегодня лежит на прилавках свободно. Но поклонники у меня все равно есть, причем самые разные. Помню, как меня однажды растрогала пожилая супружеская пара. Они подошли на улице и подарили золотую цепочку с кулончиком. Я не хотела брать: "Что вы?! Не надо!". Но они сказали: "У нас нет дочери, а вы нам, как дочь. Мы ходим на все ваши спектакли! Примите!". А я как раз гуляла с маленькой дочерью, так Наташенька потом долго не могла успокоиться, держала эту коробочку и повторяла: "Как дядя и тетя маму любят!".
Да, наверное, в кино я сыграла мало. Но вы не найдете актера, который был бы доволен своей творческой судьбой. А мои, пусть и эпизодические роли, люди помнят. Еще у меня замечательные дети. Разве этого мало?