Олег МИТЯЕВ: «Если бы мне сказали: «Это враги народа, надо их расстрелять», я был бы сейчас по локоть в крови»
«В ИНСТИТУТЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ УСЕРДНО КАЧАЛИ ФИЗИКУ, И ВО МНЕ — ИЗ ЧУВСТВА ПРОТИВОРЕЧИЯ — ПРОРЕЗАЛСЯ ЛИРИК»
— Ну что же, Олег, изгиб гитары желтой вы не обнимете нежно, пришли без гитары, но это все равно здорово, что мы здесь сегодня собрались. Аудитория, которая вас любит, очень велика и разнообразна: признайтесь, самолюбию льстит, что столько людей приходят в восторг от вашего творчества?
— Ха — я, видимо, не осознал еще собственной величины. Нет, конечно, приятно, когда тебя знают, твои песни любят, твоему появлению рады. Наверное, это модель будущего, когда к каждому будут относиться искренне и душевно.
— Вы производите впечатление интеллигента черт знает в каком колене, и, глядя на вас, совершенно не скажешь, что выросли в провинциальном Челябинске и родились отнюдь не в профессорской высоколобой семье: отец вкалывал вальцовщиком на заводе, мать работала прачкой и поварихой... Как получилось, что вы стали писать песни, откуда это у вас?
— По большому счету, ниоткуда. Возможно, реакция на институт физкультуры: там усердно качали физику, и во мне — из чувства противоречия — прорезался лирик. Думаю, это хорошо, что я произвожу такое впечатление, тем более что ни один из моих дипломов: монтажного техникума, инфиза и театрального института имени Луначарского, — в принципе, в жизни не пригодился...
![]() Олег Митяев родился в простой челябинской семье: мама — прачка и повариха, папа — вальцовщик. Олежек (третий слева) с родителями и старшим братом |
— Может, это обманчивое впечатление?
— Может, и так, но ни там, ни сям писать песни и исполнять их со сцены не учат — это сверху дается... Со стороны вам, правда, виднее, какое я произвожу впечатление. Фактура — это хорошо...
— ...а хорошая фактура — еще лучше, но почему вы решили податься в монтажный техникум? В то время все старались в институты пробиться...
— Видимо, ум у меня был практичный. Думал: ну зачем протирать в школе штаны — я уже техникум за это время закончу.
— В руках будет профессия, зарплата, что надо...
— ...конечно! Вообще-то, я хотел в другой техникум поступать — у нас весь класс рвался в геологоразведочный. Это звучало тогда романтично...
— ...«Держись, геолог, крепись, геолог!»...
— ...но в итоге никто из одноклассников туда почему-то не пошел. Я между тем ехал в трамвае — смотрю: здание стоит красивое, с колоннами, и вывеска: «Монтажный техникум». В памяти сразу всплыл киноактер Рыбников.
— «А мы монтажники-высотники, да»?
— Да, и я подумал: «Пойду-ка сюда».
— Я был в Челябинске несколько раз. Мрачное место, скажу вам...
— Вы просто не там ходили.
— Спорить не буду, но... Серо-монументальная сталинская архитектура, очень давящие, напрочь лишенные радостных красок улицы и проспекты... Удивительно: ваши песни, наоборот, такие солнечные, полные света...
— Как-то из зала мне пришла укоризненная записка: «И утро-то у вас доброе, и любимая милая. Надо только чуть-чуть покрепиться, и придет лето — все будет хорошо!»... На самом деле, грустных и даже мрачных песен у меня гораздо больше, чем светлых. Скорее всего, дело в контрасте: унылые мотивы создают выигрышный фон для жизнерадостных произведений. Маме, папе и Господу Богу спасибо за то, что я лирик...
— ...а не физик...
— Да, и за это тоже. И хотя физики странным образом всегда тянутся к лирике, этот оптимизм — подарок судьбы: мне даже перед другими неловко.
— Многие историки и философы считают Урал просветленным местом — по их словам, там происходят какие-то необычные вещи, благодаря чему люди иначе себя чувствуют, по-другому воспринимают мир. С такой точкой зрения вы согласны?
— Все это (смеется) из-за радиации: у вас в Киеве то же самое, и в этом наши города похожи. В прошлом году в рамках международной программы, призванной реабилитировать пострадавших после ядерных катастроф, мы ездили в Хиросиму. Там проводилась научная конференция — вот уже лет 15 японцы объясняют миру, как ужасно атомное оружие и как важно избегать его применения (мир их, правда, не слушает). Почему именно нас пригласили? Потому что мы из Челябинска — это красивое место изгажено товарищем Берия, который разместил на Урале заводы и ядерные полигоны...
— ...за что и понес заслуженное наказание...
— Я, слава Богу, ни на себе, ни на родных и близких последствий никаких не почувствовал, но много об этом слышал... Украине, между прочим, тоже радиация не на пользу, и вообще, почему-то, как очень красивое место, там обязательно какая-то гниль заводится. Может, это своеобразная компенсация? Как только какая-то земля расцветает, сразу же появляется злой гений и что-то гадкое придумывает, чтобы это подпортить.
«ДО 30 ЛЕТ К СПИРТНОМУ Я НЕ ПРИКАСАЛСЯ»
— В то время, когда вы росли, детей формировали дворы. Сейчас таких, наверное, не осталось, а тогда это был особый мир. Папа с мамой шли на работу, а ребенок — на улицу, где его окружала разношерстная компания. Я где-то читал, что вы были большим разгильдяем, часто дрались и даже чуть не попали в места не столь отдаленные. Почему вас тянуло на подвиги — руки чесались?
— В нашем дворе (это возле Челябинского трубопрокатного завода) в основном жили рабочие, а у них своя пролетарская этика. Помню, когда мы с Леней Марголиным выступали где-то под Норильском на точке, он попытался спеть тамошним работягам «Лесоповал». Думал: «Ну тут-то тюремная романтика точно пройдет», ан нет...
![]() «Пусть каждый из нас одинок, Мы все постепенно забудем. Не надо сердиться, дружок, У нас по-другому не будет» |
— Может, сфальшивил?
— Нет, просто это другие люди: все-таки рабочая косточка и уголовный мир — разные вещи. Вот мой отец, как я написал, «верил Сталину, верил Хрущеву, верил, верил, работал и пил... И быть может, пожил он еще бы, если б он алкоголиком был». Так стыдно было за то, что он мог напиться и упасть прямо на улице, что имелись и приводы в вытрезвитель. Насмотревшись на это, до 30 лет к спиртному я не прикасался. Кстати, и не курю, потому что, когда первый раз попробовал, был строго за это наказан.
— Строго — это как?
— Ремня всыпали! Тогда — не поверите! — две вещи совпали: сначала родители увидели меня с сигаретой и выпороли по первое число, а потом в пионерлагере под предлогом, что надо выгнать комаров из палатки, я выкурил целую сигарету «Дымок». Бр-р-р! Лучше средства, чтобы отбить охоту к куреву на всю оставшуюся жизнь, не придумаешь.
— Дрались вы часто?
— Не чаще, чем ребята в других дворах, просто наши были более, что ли, отчаянные. Дальше кому как повезло: одни сели, другие пошли на завод, некоторые стали олимпийскими чемпионами, причем неоднократными. В основном по хоккею...
— Кстати, о чемпионах. В Челябинске, как сейчас помню, была прославленная команда «Трактор». Не знаю, она сохранилась?
— Ее как раз и пытаются сейчас возродить братья Макаровы.
— Макаров, Бабинов, Стариков — в хоккее эти имена звучат гордо. Вы с ними как-то соприкасались, знали их лично?
— Со Стариковым мы вообще жили в одном дворе (он был младше, и внимания никто на него не обращал), а с Сережей Макаровым на свет появились в одном роддоме, ходили на одну танцплощадку в Ленинском районе и позднее учились в одном институте. Когда я был в Канаде, с удивлением узнал, что он там национальный герой, в местной галерее славы на видном месте его портрет. А вот в Челябинске нет портрета...
— Вы утверждаете, что до 30 лет даже не пробовали алкоголь. Как это вам удалось?
— Очень просто. Когда регулярно отказываешься от поднесенной рюмки, люди в конце концов к твоим чудачествам привыкают, и потом, ты так заводишься, что уже не отличаешься от них, хотя они вмазали, а ты трезвый.
— Что в таком случае заставило вас покончить со здоровым образом жизни?
— Историческая встреча с группой «Лицедеи» (один из ее участников Леня Лейкин стал моим кумом). Они возмутились: «Ни разу до 30 лет не напиться? Ну хватит уже — пора начинать». Экспериментальным путем стали выяснять мою дозу. После спектакля, как водится, мы куда-то пошли в гости, и Леня налил мне полстакана водки. «Давай, — предложил, — сейчас засечем, когда первые симптомы появятся».
Я выпил залпом и сообщил: «Ничего — вот ни в одном глазу»... Правда, минут через шесть меня разобрало: «О! Я почувствовал. Все!». Ребята опять налили: «Давай еще!». В общем, потом «Лицедеи» пели мне матерные частушки, а я, хохоча, падал на снег. Меня поднимали, и все повторялось — целая история... Они так грамотно все обставили... Правда, потом сказали: «Рано мы тебя отпустили».
— На телеканале «Ностальгия» я часто смотрю ваш клип «Жизнь замечательных людей» — несмотря на то что время было достаточно хмурое и люди в Союзе жили как за колючей проволокой, он вызывает добрые чувства к советскому прошлому. Слышал, что в молодости вы были совершенно обдолбаны марксистско-ленинской пропагандой. Да, в ту пору многие искренне верили, что победа коммунизма не за горами, но вы же человек вроде умный...
![]() С Александром Розенбаумом, 80-е |
— Я?
— Ну да!
— Я и сейчас-то не очень, честно говоря, а тогда... Если честно, не вижу ничего странного в том, что смотрел на окружающую действительность сквозь розовые очки, — мы ведь другой жизни не знали, информации не было... Вот, например, родители меня крестили, но я же этого не помнил. Они втихаря все провернули, потому что за такие вещи преследовали. Нам внушали: нельзя, это нехорошо, и ни с церковью, ни с какой-то запрещенной литературой я никак не соприкасался. У нас была стерильная в этом смысле история: Ленинский район Челябинска, трубопрокатный завод, рабочий класс...
— ...«Даешь пятилетку за четыре года!»...
— Вот-вот. Жизненный путь был предопределен заранее: октябренок, пионер, комсомолец, коммунист — все было расписано и спланировано с первого дня до последнего. «Как это ты не член партии? — удивились бы окружающие. — Ты не большевик, что ли?». Альтернативы просто не было, и лично меня одно утешает — что Бог миловал от каких-то позорных поступков, которые легли бы пятном на совесть. Родись я пораньше, мог попасть в тот еще переплет. Мне бы, допустим, сказали: «Это враги народа, надо их расстрелять», — и я был бы сейчас по локоть в крови.
— Простите, вы это серьезно?
— Да, потому что рядом не было человека (за исключением разве что мамы), который в подобной ситуации мог бы меня остановить. Мое счастье, что я не был поставлен перед выбором: или — или, — пронесло. В общем, как все, был.
— Слаб все-таки человек, правда? Если, конечно, не объяснять ему ничего, не растолковывать...
— О чем разговор — задурить голову можно любому. С другой стороны, если Бог такую опасность отвел, наверное, он относится ко мне хорошо.
— В одном интервью вы признались, что Сахарова и Солженицына считали врагами народа...
— Конечно! Ну раз в газете написано — какие могут быть сомнения? Я, главное, еще думал: «Чего им неймется? Живем вроде нормально, а они советской властью рабоче-крестьянской недовольны. Да что же это такое?!».
«КОГДА ТАКОЙ ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, КАК ЛЕОНИД ФИЛАТОВ, ГОВОРИЛ, ЧТО ВСЕ МЫ — ГУМУС, Я С НИМ НЕ СПОРИЛ»
— В свое время Булат Шалвович Окуджава был знаменем авторской песни — думаю, в бардовских кругах к нему относились даже с большим пиететом, чем к Высоцкому, вызывавшему у ваших коллег какую-то ревность. Слышал, что в юности вы показывали Окуджаве свои первые сочинения. Правда ли, что они не произвели на мэтра должного впечатления и он в пух и прах их раскритиковал?
— Булат Шалвович очень хорошо ко мне относился, хотя и, на мой взгляд, незаслуженно. У меня тогда было две песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»...
![]() «Булат Шалвович очень хорошо ко мне относился, хотя, на мой взгляд, незаслуженно...». С Булатом Окуджавой, 80-е |
— ...только за нее можно уже хорошо относиться...
— ...и «Волшебный дом», которую я написал, когда забирал из роддома сына. Мэтру волей-неволей приходилось мои опусы выслушивать, так как мы выступали в одном концерте, а поскольку что-то царапало его слух, он стал меня подправлять. За советы я был благодарен, а когда что-то исправил и в новом варианте запел, услышал за кулисами, как он сказал: «Это мы вдвоем написали». Теперь с гордостью об этом рассказываю, но самое странное для меня то, что наше знакомство имело продолжение.
Как-то Булат Шалвович увидел меня в телепрограмме, позвонил на студию, узнал там мой адрес и написал письмо. Я приехал к нему в Переделкино — один раз, второй... Потом привез туда Иващенко и Васильева (помните их дуэт «Иваси»?), затем Макаревича... Андрей, надо сказать, не считает зазорным упомянуть лишний раз о моей роли в его знакомстве с Окуджавой, и мне это приятно.
...Незабываемые были вечера — можно сказать, на многие вещи они мне открыли глаза, изменили мои представления о жизни. Кстати, раскритиковал Окуджава не мою песню, а Сильчука. «Аксинья» — так она называлась — нам с однокурсником Петей Старцевым очень понравилась: речь в ней шла о бойце Первой конной, и пели мы ее с такой лихостью, будто сами скакали в отряде Буденного. Когда Булат Шалвович был в Челябинске, мы с Петей пришли к нему в гостиницу и жахнули: «С нашей Первою конною мы пройдем до конца...». Окуджава поморщился: «Куда вы пойдете? Что вы несете?» — со свойственной ему прямотой. Когда же послушал из зала, выразился (уж не помню, кто мне его слова передал) еще категоричнее: «Сладкая какашка».
Конечно, я благодарен судьбе за то, что в моей жизни был Окуджава, что с Леонидом Филатовым тоже встречались. Он читал мне свои произведения: мол, что скажешь? Я смущался: «Зачем, Леонид Алексеевич, да что вы?!»... Наверное, общение с такими людьми — одна из главных удач в моей жизни.
— Иногда в машине я слушаю Окуджаву — вам не кажется, что его песни не утратили актуальности и по-прежнему хорошо звучат?
— Ну, насчет «звучат» я бы так не сказал — его манера исполнения достаточно своеобразна, однако не это главное. Если бы сами песни не были так глубоки и не затрагивали какие-то вечные темы, может, ушли бы благополучно вслед за автором, но он писал о непреходящем.
Сейчас в серии «ЖЗЛ» вышла биография Окуджавы, где ее автор Дмитрий Быков сравнивает Булата Шалвовича с Блоком. Одному выпало жить в эпоху революционных перемен, второму — в годы оттепели и перестройки... Как в начале, так и в середине-конце ХХ века многие представители интеллигенции занимали позицию отстраненную, но оба поэта не отрицали своей причастности к этим событиям, ведь именно интеллигенция раскачивала лодку. Им обоим необходима была свобода слова, они боролись против тоталитарного строя, и вот на тебе — пожалуйста! Перестройка, как и Октябрьская революция, повлекла за собой разочарования, личные трагедии, но все равно те, кто были участниками этого процесса, не вправе от него отгораживаться.
— Евтушенко однажды рассказывал мне, что ранний Окуджава писал нечто невообразимое, но когда Евгений Александрович услышал: «И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной...», разыскал его, обнял, заглянул в глаза... Интересно, по-настоящему хорошую вещь написать сложно? По большому счету, 5-10 песен вы могли бы как следует отшлифовать и больше уже не сочинять...
— Во-первых, еще не факт, что это хорошо написано... В свое время, как многие молодые авторы, я приходил к Окуджаве, пел Жанне Бичевской, Веронике Долиной, Юлию Киму и всех донимал одним вопросом: «Скажите, стоит ли мне писать?». Сейчас ко мне обращаются молодые ребята с той же проблемой — в них я узнаю себя.
— Чувствуете себя Вероникой Долиной?
![]() С партнером по «Белому попугаю» — Юрием Никулиным |
— Скорее Кимом, а Долина, кстати, тогда сказала: «Что ты все ходишь, спрашиваешь? Написал песню — открой томик Цветаевой...
— ...и сравни»...
— Да, должна быть система координат. Понимаете, вкус — это, в общем-то, главный инструмент, и если его нет, дело плохо.
— И часто вы открываете томик с цветаевскими стихами?
— Конечно, и поэтому, если кто-то мне скажет, что у меня плохие песни, я сразу с ним соглашусь. Все это очень относительно и несовершенно, и когда такой человечище, как Леонид Филатов, говорил, что все мы — гумус, на котором когда-нибудь вырастет настоящий поэт, я с ним не спорил.
«ЖВАНЕЦКИЙ МНЕ ПРИЗНАЛСЯ: «ВОТ ПИШЕШЬ, ПИШЕШЬ И ЧУВСТВУЕШЬ: ФИГНЯ КАКАЯ-ТО. ЗНАЧИТ, ХИТ»
— Похоже, вам свойственны комплексы, присущие всем творческим людям. Вы, видимо, долго сомневаетесь, хорошую песню написали или не очень, но когда выходите на сцену и публика начинает жить с вами в унисон, все точки над «i» расставляются сами собой...
— Нет — выручает институт физкультуры, на который я уже традиционно списываю собственную некомпетентность. Поймите, комплексы возникли бы, будь я более образованным, — тогда сравнивать свои опусы с чужими произведениями можно было бы гораздо профессиональнее. Многие вещи я написал, даже не подозревая, что об этом уже кем-то не раз сказано, причем исчерпывающе. К счастью, мое видение все-таки чуть-чуть отличается, поэтому мои песни — не повторение, но я, может, даже не взялся бы сочинять, если бы знал, как здорово уже об этом написано.
— И тем не менее... Были песни, которые пришли к вам как некое озарение, когда, казалось, не вы сочиняли, а кто-то водил вашей рукой по бумаге?
— Такие моменты бывают, наверное, у каждого. Помню, мы прилетели в Южную Африку: настроение — потрясающее, ощущение, что сейчас горы могу свернуть. Сел, набросал куплет, второй, и тут друзья позвали отметить прибытие. «Ну ладно, — подумал, — завтра утром продолжу», а утром все изменилось.
Вообще, каждая новая песня — мучение. Сидишь, раскачиваешь этот маятник, но ничего у тебя не идет, не получается. Иногда день, иногда неделю, и вдруг раз — на каких-то три минуты открываются небеса: «Записывай!». Ты, что успел, ухватил, какие-то пару строчек перенес на бумагу — и все, но из этого уже получается песня — нужно только довести ее до ума. Кому-то споешь — он: «Ах!», но не будешь же каждому объяснять, что ты тут вроде и ни при чем.
Недавно мы выступали сo Жванецким — я до сих пор под впечатлением нахожусь. Он признался: «Вот пишешь, пишешь и чувствуешь: фигня какая-то. Значит, хит». Действительно, часто получается так: вроде накропаешь какую-то ерунду, а аудитория сразу ее принимает, подхватывает. В результате ударная вещь получается, а если что-то высокое сочинишь, до кого-то, может, не сразу дойдет...
— Какими своими песнями вы сегодня по праву гордитесь?
— Не горжусь — это вообще мне несвойственно: радуюсь, что кому-то они приносят удовольствие, и из-за этого люди ко мне хорошо относятся. Персонажи среди них попадаются самые неожиданные — от министров до горняков. Однажды у меня был концерт в женской колонии, а я же привык заканчивать своей первой песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Решил финальный аккорд не менять, но когда до этих строчек дошел, сообразил, что меня неправильно поймут, и сделал вид, будто забыл слова. Согласитесь, в таком месте они звучали бы издевательски.
«ЗЛЫЕ ЛЮДИ ЕЗДЯТ НА «BMW»
— Любопытно, а как к вам относятся барды? Люди это довольно специфические, им кажется, что уж они-то талантливее многих, и вдруг Митяев обходит их на повороте: собирает полные залы, ему аплодируют, вручают престижные премии...
— Мне кажется, все относятся адекватно, во всяком случае, открытой враждебности к себе я не вижу, с этим не сталкивался. Недоброжелатели, может, и есть, но, понимая ситуацию, они стараются своих чувств не выказывать. Мы все очень разные — это поклонников авторской песни и привлекает. Пишущих людей нельзя стричь под одну гребенку: один видит мир так, другой эдак, и именно благодаря своей непохожести человек выделяется, становится широко известен.
![]() Ныне покойный Михаил Евдокимов говорил Митяеву: «Тебя по изгибу гитары желтой узнают, а меня — по морде красной...» |
— В репертуаре Михаила Шуфутинского две ваши песни — «Соседка» и «Француженка» — стоят особняком, составляют его, так сказать, золотой фонд. Не секрет: у него был очень тяжелый, затяжной, напряженный конфликт с Розенбаумом, но когда к Александру Яковлевичу обращаются за подробностями, он, желая уйти от ответа, «переводит стрелки»: «Да что я — вы у Митяева лучше спросите. Пусть Олег скажет: приятно ему или нет, когда на концертах Шуфутинский не указывает, кто автор его лучших песен?»...
— Знаете, есть еще ряд товарищей, у которых можно о том же спросить.
— Например?
— Не помню уже, кто мне рассказывал эту историю, но телеведущий Иван Кононов, который написал «Левый берег Дона», пригласил Михаила Захаровича в свою программу и задал ему вопрос: «А почему вы, когда песни поете, не называете их авторов?». — «В этом нет надобности, — сказал Шуфутинский, — потому что в основном я исполняю песни своих друзей». Кононов ему: «Да? А вот «Левый берег Дона» написал я». Повисла неловкая пауза...
Наверное, исполнителям приходится гораздо сложнее, потому что им нужно находить общий язык с авторами. Нам проще: как захотел, так и написал, как нравится, так и спел, если надо — вообще слова поменял. С другой стороны, Михаил Захарович раскрутил мои песни, вложил деньги...
— ...хорошо спел, мастерски аранжировал...
— ...и их узнали гораздо шире, чем, может, если бы их исполнял только я. За это спасибо ему большое.
— Обид нет?
— Нет, я спокойно к таким вещам отношусь. Вот у меня на сайте вывешены мои же пиратские диски, так недавно мы отмечали своеобразный рекорд: их число перевалило за сотню.
— И что, от злости вы не шипите?
— Да нет, ничего другого мне, в общем, не остается, кроме как радоваться каждому новому экземпляру.
— Песни пошли в народ!..
— Не говорите. Приносят тебе диск, смотришь: оформлен красочно, фотографии интересные, репертуар с любовью подобран... Мало того, мне приписаны песни на стихи Бродского, Визбора... «Ты смотри, — думаю, — ну не талантливый ли парень Олег Митяев?». Это не приносит денег ни мне, ни государству, зато доставляет радость, и согревает душу тот факт, что коллекция дисков растет.
Кстати, уже после «Француженки» и «Соседки» Михаил Захарович попросил у меня какие-то новые песни. Я записал на кассету, отдал...
![]() «Люблю проводить время на даче в хорошей компании!». Олег Митяев с дочкой, Эльдар Рязанов с супругой Эммой, Ирина Розанова, Петр Тодоровский и другие |
— ...и он что-то выбрал?
— Пока нет.
— По-моему, вы действительно добрый человек и относитесь ко всему философски...
— Ну хотелось бы так, конечно. Добрым, мне кажется, быть интереснее, но опять же нет в том моей заслуги. Свойства характера не в нашей власти: либо они есть, либо нет. Приведу пример — он всегда почему-то перед глазами... Когда мы едем с женой на машине (неважно, она за рулем или я) и впереди кто-то хаотично сворачивает или резко останавливается, Маринка включает все свое красноречие, а я этого просто не замечаю. Лихач выруливает у меня прямо под носом — я его пропускаю, он подрезает — я притормаживаю. Могу, разумеется, порассуждать про себя: «Вот чудак, думает, что проскочил бы, если бы я не отреагировал»...
Знаете, у меня вообще сложилось впечатление, что злые люди ездят на «BMW», — это мое личное наблюдение. Ненароком могу кого-то обидеть, да? Но не потому, что хочу этого. Злые люди — они какие-то жесткие, наглые, так и прут на рожон, и почему-то хуже тех, кто катается на «BMW», только парни на мотоциклах...
— ...той же марки?
— Может быть. (Улыбается).
«ВСЕ ПО ОДНОЙ СХЕМЕ ПРОИСХОДИЛО: ВЛЮБИЛСЯ, РАЗВЕЛСЯ, ЖЕНИЛСЯ»
— Это правда, что студентом вы каким-то непостижимым образом вырвались из Советского Союза не куда-нибудь в Монголию или Болгарию, а прямо в Неаполь?
— Угу. Включили в состав спортивной делегации от института физкультуры.
— А каким спортом вы занимались?
— Плаванием. Был кандидатом в мастера, но мы на равных тягались с национальной сборной Италии. Видимо, они привыкли к соленой воде — бассейнов тогда было не так много, — поэтому результаты у них были скромные. Мы на их фоне просто блистали, а что говорить о наших баскетболистах! — ребята отлично выступили!
По-моему, это был 78-й год... Мы побывали в нескольких городах. Помню, в Риме глаза разбегались: справа Колизей, старинные камни, слева — джинсы «Levi Strauss» и сабо, а сверху итальянское солнце. В Неаполе решили сходить на эротический фильм, и когда кассир узнал, что мы из России, денег не взял. «У вас же этого нет, — покачал головой. — Подождите, сейчас босс уйдет, и я пропущу». Мы вместе с гимнастками нашими все это смотрели. Когда вышли, так было неловко...
![]() Олег Митяев со своим аккомпаниатором — музыкантом, другом и соратником Леонидом Марголиным |
— Гимнастки чересчур возбудились?
— Все были потрясены.
— Кассир небось оказался коммунистом или сочувствующим — признал в вас своего...
— А я тогда не был еще коммунистом — позже вступил.
— Так это после просмотра эротики вы сочли своим долгом подать заявление в партию?
— Я просто вынужден был, поскольку состоял секретарем комсомольской организации института. Мне сказали: «Надо вступить», а при том моем задуренном отношении к жизни я думал, что это не зазорно, а здорово. Меня приняли, но буквально через несколько лет, в 85-м, я подал заявление о выходе из партии. Тогда еще массово народ партбилеты не жег...
— ...но вы прозрели...
— Да. С другой стороны, ситуация уже была такая, что, огласив на собрании мою цидулку, секретарь нашей партийной организации выпалил: «Этот поступок заслуживает»... — и замолчал, понимая, что сказать «осуждения» уже поздно, а «одобрения» еще рано. В общем, он извернулся: «Этот поступок заслуживает понимания». С тем меня и отпустили...
— А какую причину вы указали?
— Да какую-то написал ахинею: «В силу того, что не могу выполнять свой партийный долг, так как постоянно занят на гастролях...» — в таком духе. В общем, такую же ерунду, как и раньше, когда вступал, но все-таки в заявлении о вступлении искренности было больше.
Я ведь не предполагал, что члену партии полагаются привилегии — тем большие, чем выше он поднимается по карьерной лестнице. Потом меня приглашали в ЦК комсомола в Москву, но я туда не пошел, даже не понимая, что отказываюсь от возможности получить квартиру и столичную прописку. Я отмахнулся, сказал: «У нас в ансамбле сейчас репетиции — не до того».
— Видимо, потому, что вы прошли через множество свадеб и разводов, пресса любит изображать вас казановой, ловеласом и дамским угодником. Это правда, что к разрывам с женами приводили ваши постоянные измены?
— (Пауза). Вы знаете, да... Выходит, что так, но я поступал честно: если встречал другую, супруге не врал. Ну нет больше любви — что делать? Все по одной схеме происходило: влюбился, развелся, женился, но не так много у меня было браков — всего три (еще один раз отправился в загс для прописки в Москве — это четвертый).
Измены... Сейчас, уже с высоты своего опыта, говорить об этом могу более спокойно. Помню, в 86-м году, путешествуя из города в город, известные барды провели так называемый «Марш мира», и вот однажды, когда в кафе сидели все наши ребята: Кукин, Клячкин (царствие ему небесное!), Городницкий, Никитины и Сергеев, — зашла речь о том, кто из бардов был женат один раз. В принципе, мы никого не нашли...
— Как? А Никитины?
— Мы тогда тоже на них остановились, но Сергей же не бард, а композитор. Дело в том, что люди, увлеченные авторской песней, — это романтики: отсюда, наверное, все проблемы.
— Сколько у вас детей?
— Четверо.
— Это все или где-то еще есть — неучтенные?
— Надеюсь, что все: трое сыновей и дочка.
«МОЯ МАРИНА ЖЕНОЙ ДЖИГУРДЫ НЕ БЫЛА»
— Это правда, что одного из своих пацанов вы отправили служить в армию?
— Почему одного — двоих. Сходили и, тьфу-тьфу, вернулись — слава тебе, Господи!
— Вы не боялись, что с ними там что-то произойдет?
![]() С четвертой женой — примой Вахтанговского театра красавицей Мариной Есипенко |
— Беда может подстеречь и не в армии. Я бы, честно вам говорю, постарался, чтобы они туда не пошли, если бы парни занимались каким-то делом. Вот если бы я видел, что солдатская лямка им не нужна, включил бы все рычаги, а так как они не знали, к чему приложить руки, чего ради отмазывать? А может, армейская выучка им полезна?
— Демобилизовавшись, они нашли, чем заняться?
— Не особо. Сегодняшняя армия, видать, меняет человека гораздо меньше, чем в то время, когда служил я... Это во-первых, а во-вторых, сказывается, очевидно, тяжелая наследственность. Если это гены, то против природы не попрешь — я ведь сколько занятий поменял, пока не нашел свое. Вот и они пока в жизни по-настоящему не определились. Как отец я переживаю, но убеждаю себя: «Не твое это дело, пускай сами». Хочется, конечно, чтобы сын на хорошей машине подъехал, чтобы с работой у него все сложилось, чтобы жена была раскрасавица...
— ...чтобы еще и папе денег давал...
— (Смеется). А почему нет?
— Ваша четвертая по счету супруга — прекрасная актриса Марина Есипенко, блистающая у вахтанговцев в фирменной роли принцессы Турандот, — была перед этим женой Никиты Джигурды. Никита мне на полном серьезе сказал: «Когда я увидел, что Олег на Маринку запал, предупредил его: «Смотри, если ее обидишь, будешь иметь дело со мной». Было?
— Ну, это в его стиле — так говорить. Во-первых, она его женой не была.
— Не понял. Гражданский брак?
— Я не в курсе, какой там был брак, но повторяю: женой его она не была. Впрочем, это не важно, а слов таких я не помню.
— Придумал Никита?
— Не знаю...
— Хм, а как вам с известной актрисой живется? Обычно эта профессия накладывает на семейную жизнь отпечаток...
— Я не сторонник таких обобщений: вот, мол, известные актрисы — они все одинаковые, а неизвестные — совсем другие. Так говорить нельзя: это конкретный живой человек. С годами наши отношения претерпевают какие-то изменения, бывает всякое, но всегда ведь приятно, когда пара добивается результата.
— Что вы понимаете под результатом?
— Когда жизнь складывается и люди друг к другу тянутся... Лет семь или 10 назад, когда дела в «Машине времени» были еще более-менее, я поинтересовался у Макаревича: «Как же вы столько лет вместе, одной группой? Как удается вам не распасться, ведь постоянно приходится идти на уступки?»... Ответил Андрюша так: «Мы просто знаем, чего от кого ожидать». То есть они привыкли, изучили друг друга. Допустим, человек взял и напился — так все знают, что с ним это бывает...
— ...и что через три дня он отойдет...
— ...зато другой не напивается никогда — и от него сюрпризов не ждут. Вот у нас в театральном институте в группе было несколько человек, которые матерились через каждое слово, и никто этого не замечал, а стоило мне безобидное ругательство обронить — повисла гнетущая тишина. Все ко мне повернулись: «Как?».
— Не ждали?
— Совсем.
— Актерская богема, в которую входит Марина, вас приняла?
— В основном партнерами в спектаклях у нее были артисты другого, старшего поколения: Ульянов, Яковлев, Борисова, Лановой. С ними мы пересекались, хоть и не часто, а с более молодыми, такими, как, скажем, Максим Суханов, тесных контактов у нас нет — это, как говорится, другая тусовка.
Вот мой кум Леня Лейкин — (сейчас он работает в Лас-Вегасе в самом дорогом шоу мира «О!» клоуном) в любой компании чувствует себя своим. Когда приехал в Москву, сначала пришел на концерт Бутусова и научил его правильно петь рок. Полчаса убеждал: «Ну что ты делаешь? Вот так надо!». После этого мы с ним отправились в Театр Вахтангова, и он стал учить Суханова, как надо держать паузу. «Что ты частишь? — говорит. — Попробуй так и увидишь, как все изменится».
Это, по-моему, был «Лир» в постановке Мирзоева. И Маруся моя, и все остальные Лейкина слушали, но в основном обращался Леня к Суханову — он его заводил. В общем, в тот день спектакль шел на полчаса дольше, и все уже говорили Максу: «Что ты творишь? У тебя, может, компьютер сломался?», никто подобного не ожидал. Вот так воздействует мой кум на людей.
«СТЫНЕТ ИЗ ЯГОД ПИРОГ. ЖЕНЩИНА МНЕ НЕ ДАЕТ. СЕМЯ ПО ВЕТРУ ПУЩУ...»
— Как по мне, вы совершенно отличаетесь от годами загнивающих представителей попсы с их зачастую потухшими, мертвыми глазами...
— Ну уж прямо!
— Нет, правда: вы очень живой человек, у вас непосредственные реакции, с вами интересно беседовать...
— Я представляю: до меня на этом месте сидели ушедшие в себя рокеры...
— На этом месте кто только не сидел — оно уже забронзовело... Кстати, от чего в жизни вы получаете наибольшее удовольствие, чем больше всего вам нравится заниматься?
— Самый кайф — ничего не делать.
— А что, ничегонеделанье — тоже занятие...
— Скорее, технологическая необходимость для того, чтобы что-то потом написать, и она очень приятная. С другой стороны, люблю проводить время на даче в хорошей компании: если удается кого-то в гости к себе затащить — это так здорово! Некоторые наши друзья, такие, как Тамара Гвердцители и Виктория Токарева, которая неподалеку живет, уже абонемент приобрели.
![]() Олег Митяев — Дмитрию Гордону: «Конечно, приятно, когда тебя знают и твои песни любят, но я еще не осознал собственной величины...» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
— Хорошая компания!
— По-соседски приходят Эльдар Рязанов, Петр Ефимович Тодоровский, который виртуозно на гитаре играет. Когда на пару с Марголиным они делают сейшн — это такой класс... Я, честно говоря, начинаю этим уже спекулировать. Как? Ну, например, могу пригласить Спивакова. Казалось бы, кто я для него такой, но если сообщаю: «Мы с Эльдаром Александровичем приготовили вам дуэт Марголина и Тодоровского — не хотите послушать?», знаю, что он согласится.
Тот же Андрюша Макаревич отказаться не может, когда к нему подхожу: «Знаешь, Михал Михалыч и Рязанов очень хотели бы, чтобы ты подъехал. У меня с шашлыком никак не получается — помоги, а?». Такое общение — одновременно счастье и наслаждение.
— Это и создает ту творческую атмосферу, благодаря которой вы пишете что-то новое?
— Я не знаю, как это получается, но думаю, что период накопления необходим. Без него не обойтись, так же как и без затворничества, когда ты просто запираешь себя и сидишь, оттачиваешь каждую строчку, по 100 раз все переписываешь. Ну а потом все равно надо пригласить слушателей и им спеть, и когда ты это поешь, вдруг понимаешь, какую ерунду написал, и какие-то слова просто не произносишь, потому что уже ясно: их надо вычеркнуть.
— Огромное количество концертов и постоянные переезды из города в город вас не напрягают?
— Для определенного возраста это, наверное, хорошо. Конечно, хотелось бы больше писать, чем выступать, но меня ждут люди, и пока приглашают, буду им петь.
— Обычно, когда на вашем месте сидят ушедшие, как вы сказали, в себя рокеры или флагманы отечественной попсы, я их прошу в заключение что-то спеть, но поскольку гитары у вас с собой нет, предлагаю почитать японские переводы ваших наиболее популярных песен. По-моему, лаконично и остроумно...
— Согласен, но если ими все мои хиты заменить, концерт будет идти минут 10. Тут, правда, не только японцы постарались — и наши внесли свою лепту. Общими усилиями на каждую песню придумали танка — это стихотворение в пять строчек или хокку — в три строки... Вот, например, из классики:
Все мы здесь.
Закатным отблеском
пляшет костер меж сосен.
Здорово как. И хватит. И красота!
Или такая, по мотивам «С добрым утром, любимая!»:
Надпись красивая
смотрит в окна любимой...
— Периферия!
Есть и несколько мрачноватая — это уже почерк наших:
Она пьет водку,
так как подданная русская.
Савеловский вокзал. Москва.
Когда-то нас с Окуджавой пригласили в Германию на гастроли и по такому случаю сделали переводы наших песен. У меня тогда их было всего четыре, а у Булата Шалвовича... ну, в общем, понятно. Я прямо по ходу некоторые строчки там переписывал, чтобы их лучше перевели, и немцы очень тщательно отнеслись к этому вопросу, а вот японцы наломали дров. У меня, например, есть песня «Женщина с планеты Земля». Для тех, кто не знает, скажу: она о том, как герой хочет улететь на другую планету, а земная женщина не дает, не отпускает. «А лето кружит семена сомлевших в полдень тополей». В общем, они написали такое хокку:
Стынет из ягод пирог.
Женщина мне не дает.
Семя по ветру пущу...
Такого эротического смысла я в текст не вкладывал, даже неудобно. Были вещи и ближе к оригиналу. Например:
Снова гость у соседки...
Как назвать ее, чтобы не обидеть
Одинокую женщину?
Я даже собирался как-нибудь провести блиц-концерт, но потом понял: быстро все равно не получится, потому что тут важна пауза. Все-таки в этом виде искусства требуется какое-то переосмысление...
— ...как учит ваш кум Лейкин из Лас-Вегаса...
— (Смеется). И в чем-то он, видимо, прав...











Тина КАНДЕЛАКИ: «Мужики штабелями передо мной падают, но не всегда те, на кого хочется упасть самой»
Олег МИТЯЕВ: «Если бы мне сказали: «Это враги народа, надо их расстрелять», я был бы сейчас по локоть в крови»
У 36-летнего финского актера Вилле Хаапасало случился инфаркт
Старшая дочь Лидии Федосеевой-Шукшиной не поздравила маму с 70-летием
Жена выгнала Александра Калягина из дому из-за сексуальных скандалов
Татьяна Недельская едва не попала в авиакатастрофу
Гарри Каспарова не пустили на территорию гостиницы Посольства Украины в Москве для съемок в программе «В гостях у Дмитрия Гордона»
Бывший муж Шэрон Стоун отсудил у актрисы сына
Каким он был, таким остался
Битие определяет сознание?
Борис МОИСЕЕВ: «В Киеве меня окружают такие классные девчонки! Я тут у вас настоящим мужиком стал!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги