Сам себе режиссер
Вадим АБДРАШИТОВ: "Были годы, когда я существовал на гонорары жены от продажи ее картин"
Анастасия МЕЛЬНИЧУК. Специально для «Бульвар Гордона» 17 Января, 2006 00:00
19 января известный кинорежиссер отмечает день рождения
Живой киноклассик Вадим Абдрашитов парадоксален во всем: от незаурядной внешности (восточный мужчина с голубыми глазами) до чрезвычайно индивидуального взгляда на жизнь.
Живой киноклассик Вадим Абдрашитов парадоксален во всем: от незаурядной внешности (восточный мужчина с голубыми глазами) до чрезвычайно индивидуального взгляда на жизнь.
"МЫ БРОСАЛИ ПЛЕННЫМ ЯПОНЦАМ КУСКИ ХЛЕБА, А ОНИ НАМ - СВОИ ПОДЕЛКИ"
- Вадим Юсупович, вы родились в 1945 году в Харькове: какое самое яркое воспоминание послевоенных детских лет?
- Пленные японцы! Знаете, я ведь вырос в семье военного: в связи со службой отца мы кочевали по всей стране. Куда нас ни заносило: на Дальний Восток, на Камчатку... Со времен жизни во Владивостоке я запомнил колонны пленных японцев, которые вели в городе восстановительные работы. Помню, японцы никогда не шли молча: все время распевали песни, в том числе и русские - "Катюшу", например. А еще они делали всякие свистульки и игрушки из дерева. И мы, дети (а мне было в ту пору четыре-пять лет), бросали им куски хлеба, а они нам - свои поделки. Такой вот существовал у нас бартер. Мое послевоенное детство очень точно показано в картине Виктора Каневского "Замри - умри - воскресни". Абсолютная атмосфера тех времен!
- Вашего отца звали очень по-восточному: Юсуп Абдрашитов. Откуда идет ваш род?
- Мой отец - татарин, родом из Семипалатинска: советский офицер, прошедший всю войну, а мама - наполовину русская, наполовину белоруска. Жена у меня грузинка, так что дети наши очень интернациональные.
- В каком духе вас воспитывали в семье?
- Татарских обычаев и языка я не знаю. Уже когда стал режиссером, читал Коран, какие-то вещи по истории, но это, скорее, носило познавательный характер...
- Вы чувствуете себя восточным мужчиной?
- Нет! Но я не могу назвать себя и европейцем, поскольку все мое воспитание базировалось исключительно на русской истории, литературе, кинематографе. Мой отец был замечательным человеком - очень образованный самоучка, собравший огромную библиотеку... Мы с братом с детства были приучены к чтению и очень много читали!
Я был очень увлекающимся подростком, всем подряд занимался: химией, физикой, посещал театральную студию ТЮЗа в Алма-Ате, где мы тогда жили. Там, кстати, судьба свела меня с ныне известным актером Александром Филиппенко. А потом совершенно случайно мы оказались в одном вузе: Московском физико-техническом институте. Я ведь по первому образованию физик.
- Каким был ваш путь из мира науки в мир кино?
- Это не прямая дорога, нет. Но всегда у меня были, признаюсь, какие-то смутные предощущения, а потом вдруг возникло очень четкое осознание, что я буду заниматься кинематографом. Когда, почему - непонятно! Но ощущение было твердым...
- Полет Юрия Гагарина в 1961 году в космос круто изменил вашу жизнь: вы оставили учебу в Алма-Ате и уехали поступать в институт в Москву, чтобы в будущем связать свою судьбу с космосом. Вы видели себя космонавтом?
- Ну конечно, я не собирался лететь в космос! Так вопрос не стоял. Но действительно на волне этого космического романтизма я уехал в 16 лет поступать в институт в Москву, экстерном окончив школу.
А потом началось время моего созревания: 60-е годы были в этом смысле очень благодатные. То была эпоха молодых Аксенова, Высоцкого, Галича, Окуджавы, театра "Современник". Запомнилось мощное ощущение ренессанса духовной жизни, которое, как я с годами понял, помогло самореализации людей: практически каждый смог найти, почувствовать себя.
Но по законам тех времен я обязан был по окончании института три года отработать по специальности. Только в 70-м году, уже будучи взрослым опытным человеком, начальником большого заводского цеха, который занимался экспериментальным производством кинескопов для цветных телевизоров, я снова сделал крутой поворот в своей жизни, поступив во ВГИК на курс к легендарному Михаилу Ромму.
- Большинство ваших картин сняты по сценариям Александра Миндадзе. Почему именно на нем вы остановили свой выбор?
- Так получилось, что я окончил ВГИК на год раньше положенного. Сама кафедра мне предложила защитить курсовую работу: я до этого очень долго учился, ну куда дальше - уже взрослый человек! И я согласился на защиту: снял фильм "Остановите Потапова". Когда эту работу увидел Юлий Яковлевич Райзман, легендарный режиссер, руководитель объединения на "Мосфильме" - под его художественным руководством я потом лет 20 работал, - он пригласил меня на студию. Но тут оказалось, что на руках у меня нет готового сценария.
Два варианта экранизаций произведений Юрия Трифонова, которые я предложил "Мосфильму", были отметены. Я целый год безуспешно искал сценарий, перечитал их более 200, пока не нашел "Слово в защиту" Миндадзе. И понял: "Это мое!".
"ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО Я ОТКАЗАЛСЯ ИДТИ НА УСТУПКИ, МЕНЯ УВОЛИЛИ С "МОСФИЛЬМА"
- Приходилось ли вам сталкиваться с цензурой в советское время?
- В определенном смысле это парадокс, но я не был официально запрещенным, опальным режиссером. Думаю, потому, что внешнего, простейшего слоя антисоветчины в моих картинах не было - я просто делал фильмы о живых людях, своих современниках. Но как режиссер я ни на какие идеологические уступки никогда не шел, поэтому с цензурой властей столкнулся по полной программе!
Была в моей биографии картина - "Охота на лис", которую назвали "издевательством над образом жизни советских людей". Дело в том, что там в конце есть драка двух мужиков, которая подводит неутешительный, печальный итог тому, о чем говорилось в фильме. А советское начальство это никогда бы не одобрило. И, посмотрев "Охоту на лис", в Госкино мне рекомендовали: "Финал должен быть другим". Я категорически отказался. Меня отстранили от картины, уволили с "Мосфильма", назначили на мое место другого режиссера, который, правда, не захотел работать. Была даже создана особая бригада по исправлению фильма, которая его просто изувечила, вырезав семь эпизодов.
- После "Охоты на лис" вы запустили в производство сценарий "Сборов", но фильм так и не был снят, почему?
- В то время не был снят - впоследствии по этому сценарию я снял ленту "Парад планет". А история была такая. Мы заканчивали картину "Охота на лис", и у нас был практически готов сценарий "Сборов", когда в конце 1979-го началась война в Афганистане. В Госкино решили, что картина, в которой советские мужчины с радостью бегут на какую-то войну, будет воспринята как намек...
Только через четыре года нам позволили запустить съемки по этому сценарию. И все равно малой кровью отделаться не удалось: "Парад планет" жестко цензурировали под предлогом "заботы о советском зрителе". Нам говорили: зритель должен понимать, что происходит в фильме. А после просмотра ленты у "принимающей стороны" был просто ступор: "Куда идут все эти люди? Ну сделайте хотя бы, чтобы они на рыбалку шли, что ли..." или "Почему только мужчины? Ну хоть бы одна женщина с ними была!".
Никто ничего не понял, и испугались возможного подтекста. Было внесено огромное количество поясняющих реплик... Но я считаю, что все поправки, которые были сделаны Госкино, - антихудожественны и только навредили картине.
В итоге сдавалась картина девять месяцев! Поскольку мы никак не ломались, был собран худсовет из коллег-кинематографистов, районного партийного начальства, горкомовцев и руководства "Мосфильма". Замечу, что такие видные авторитеты кино, как Михаил Швейцер, которому, как и Райзману, и Хуциеву, картина наша очень нравилась, приглашены не были. И "коллеги" нас просто распяли и растоптали картину. Я сохранил на память копию стенограммы того худсовета - просто какая-то охота на ведьм!
- Как рождается у вас идея нового фильма?
- Все дело в некоем первотолчке. Каждый раз это происходило по-разному. Иногда идея вырастает из вещей самых простых, каких-то необязательных разговоров, большинство из которых так и уходит в никуда, испаряется. Но иногда что-то кристаллизуется, появляется ощущение, что, по крайней мере, идею можно сформулировать буковками, вот так взять и записать ее в виде заявки. Когда есть кусочек бумажки, на котором написаны два-три абзаца, тогда начинается фильм. Иногда рождается какое-то изображение, какой-то человек, иногда ты что-то услышал, прочел...
"СЦЕНАРИЙ "ПЛЮМБУМА" ВОЗНИК НА ОСНОВЕ ГАЗЕТНОЙ ЗАМЕТКИ"
- Это случается с вами или же с вашим сценаристом?
- По-разному бывает. Например, сценарий "Плюмбума" возник на основе какой-то газетной заметки про мальчика. Прочли, разговорились, обсудили, и пошло-поехало. Что касается "Времени танцора", то в каком-то журнале Миндадзе увидел объявление, что в Абхазии продается дом по невероятно низкой цене. И родилась идея фильма! В другой раз я прочитал в "Комсомольской правде" заметку о захвате металлургического завода в уральском городке Нижняя Салда и его защитниках...
Александр Миндадзе так устроен, что никакого парного творчества во время написания первого варианта сценария не приемлет: он сидит затворником, очень медленно и кропотливо работает. Не только потому, что человек он очень тщательно работающий: каждый раз перед ним стоит задача чрезвычайно сложная и непохожая вовсе на то, что мы делали до этого. Это касается и меня: когда я начинаю картину, выхожу на съемочную площадку - я ничего не знаю, ничего не видел, поэтому начинаю просто с нуля! Никакая категория опыта не работает, потому что таких картин не было...
- Два человека, скрупулезных и знающих, что они хотят получить, две большие личности... Неужели у вас никогда не было творческих столкновений?
- А чего сталкиваться-то? Мы достаточно хорошо понимаем друг друга, у нас один общий интерес - качество картины.
- Вашему с Александром Миндадзе творческому тандему почти 30 лет. Что вас связывает вне мира кино?
- Понимаете, мы не ходим вместе ни на охоту, ни на рыбалку - мы по-другому устроенные люди. Плотно начинаем общаться, только когда приступаем к конкретной работе. А так обстоятельства растаскивают нас... Жизнь кинематографиста, который не снимает, очень спорадическая. Когда ты снимаешь картину, ты исключен из жизни вообще - только кино! Во всяком случае, у меня по-другому не получается. Для меня съемки - это как долгая командировка. А когда картина заканчивается, надо наверстывать упущенное: полно дел накопилось, каких-то обязательств и прочее, прочее...
- Как ваша семья к такому образу жизни относится?
- Моя жена Нателла Тоидзе - известная художница, человек очень творческий и прекрасно понимает, что значит заниматься искусством. Это сложнейший способ жизни во всех смыслах, в том числе и материальном: были годы, когда я фактически существовал на гонорары жены от продажи ее картин, а это очень тяжелое существование, уверяю вас. Получил гонорар, и надо первым делом рассчитываться с накопившимися долгами, как-то планировать ближайшее будущее. Не получается равномерной жизни никакой...
- Но есть ведь способ достаточно эффективного заработка для кинематографистов - снимать сериалы. Почему вы на него не идете?
- Лень!
- А я думала - принцип!
- Я вас умоляю, какой же тут принцип? Не заработать деньги?! Профессионал - это тот человек, который может сделать все, даже то, что ему не нравится. Профессиональный сапожник равно хорошо шьет изысканную модельную обувь и стачивает обычные ботинки на заказ. Я в этом смысле не профессионал, потому что могу снимать только то, что мне нравится. Из того, что я не очень хочу снять, что не люблю, кино делать не могу. Хотя, конечно, надо когда-нибудь и сериал попробовать...
- Недавно вы собирались снять свою первую экранизацию, но так и не случилось...
- Да, я хотел экранизировать роман "Взятие Измаила" сложного современного автора, лауреата Букеровской премии Михаила Шишкина - очень интересная история, но очень дорогая. Мы так и не нашли нужного количества денег, и не знаю, найдем ли... Хотя замысел чрезвычайно кинематографичный! Это очень сложный по структуре роман, где много исторических пластов, сегодняшний день и 1953 год, смерть Сталина - поразительно интересные пересечения времен. Но их реставрация в кино очень дорого стоит.
"УВЕРЕН, ЧТО ВСЕ МОИ КАРТИНЫ УГОДНЫ БОГУ"
- Между съемками ваших картин достаточно длительные паузы: по четыре, шесть лет...
- Нет-нет, что-то не так... 1997 - "Время танцора", потом 2003 - "Магнитные бури". Да, шесть лет! Потрясающе! Ничего себе!
- Чем вы живете в эти годы?
- Один умный человек сказал, что личность режиссера во многом формируют не столько съемки картины, сколько простои. И это правда! Чем заполняю жизнь? Да полно дел! Я преподаю во ВГИКе, руковожу киностудией "АРК-фильм" киноконцерна "Мосфильм", приходится очень много читать, смотреть, писать - дел хватает! Понимаете, для меня жить плодотворно - это не значит снимать любой попавшийся под руку сериал. Просто должна быть какая-то внутренняя самодостаточность, чтобы человек был интересен сам себе. Есть два, на мой взгляд, очень важных момента, которые надо воспитывать с самого раннего детства, - способность к самостоятельному существованию и интерес к самому себе.
- Вы, надеюсь, сами себе интересны?
- (Смеясь). Когда как!
Видите ли, для меня процесс делания кино - как наркотик. Ничего более интересного, более захватывающего я для себя представить не могу - хотя перепробовал в жизни много занятий. Когда очередную картину заканчиваешь - наступает тяжелое время. Происходит ломка, возникает состояние жуткой опустошенности, портится характер... Так что наши игры в творчество на самом деле опасны для нас самих. Единственное, в чем я уверен, что все наши с Миндадзе картины в каком-то смысле угодны Богу. Мы не насаждаем эгоизм, индивидуализм, фашизм - мы говорим, что всем нужно жить в мире и добре, иначе человечеству грозит распад как таковой.
А поскольку это совпадает со всем тем, что делает Бог на Земле, по-видимому, поэтому он так сдержанно и относится к тому, что "творим" мы. Потому что человек порой замахивается на нечто более высокое, чем он сам. Он хочет созидать мир - хотя, наверное, это все-таки прерогатива Господа. И жизнь доказывает, что за это приходится расплачиваться.
- Вадим Юсупович, с какими мыслями вы перешагнули отметку в 60 лет?
- С надеждой, что Бог даст здоровья, чтобы успеть реализовать все еще не реализованные мечты и планы, хочется еще поснимать кино...
- Вы, кажется, вздрогнули, когда я озвучила эту цифру - 60 лет, или мне показалось?
- А вы бы не вздрогнули?! Но я вздрагиваю не столько от самого факта, что мне уже было 60 лет, а от осознания того, что время гораздо быстрее бежит, чем мы об этом договаривались. И причем бежит с невероятным ускорением! Еще не успел оглянуться - Боже мой! - уже елочные базары! Да ведь мы только что праздновали Новый год, и уже опять!
- Как писал Оскар Уайльд: "Страшно не то, что человек стареет, а то, что в душе остается молодым".
- Абсолютная правда! И все-таки еще раз говорю: удивительно, просто драматично течение времени! Как только человек начинает ощущать это ускорение времени, тут-то и надо говорить самому себе: "Елки-палки! Сколько времени пропущено зря!". Сколько было простоев в жизни, не только кинематографической, а вообще. Действительно, страшно...
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter