В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Гречка про запас

Виталий КОРОТИЧ 1 Ноября, 2006 00:00
Вечная проблема для многих из нас, разместившихся на разных этажах жизни: быть собой, не разрешая властям заштамповать тебя и заставить "быть, как все".
Виталий КОРОТИЧ

Бывший киевлянин поэт Наум Коржавин, которого судьба-злодейка пошвыряла по свету, пока не занесла аж в американский Бостон, писал: "Самое страшное - это инерция стиля". Точные слова, подтверждающиеся разнообразно. Многие старики, хорошо помнящие советскую жизнь, покупают гречневую крупу про запас, на всякий случай, "вдруг она исчезнет из магазинов". Они же не любят обсуждать по телефону политические проблемы, особенно с называнием имен власть имущих, "вдруг подслушают".

Формула нашей жизни, которую другой хороший писатель - Михаил Задорнов определил как "вдруг, откуда ни возьмись", действует во многих судьбах, потому что ненадежность вросла в стиль бытия, продолжающий существовать по инерции. Если вы полагаете, что богатые живут сегодня увереннее небогатых, оцените стиль их загородных имений. С одной стороны - комплекс величия, даже чванства, подчеркнутый вензелями на фасаде, колоннами у входа. А с другой - комплекс неустроенности и неуверенности, выражающийся в трехметровых заборах с видеоконтролем и вооруженными охранниками по углам. Ничего похожего нет в британских или американских загородных домах, где ограды символические и оконные решетки встречаются лишь в полицейских участках.

Разные привычки, инерции разных стилей... Написал это и вспомнил, что у моего дома тоже трехметровый забор и решетки на окнах первого этажа. Знакомые австралийцы оглядывали все эти укрепления, пока я внушал им, что жизнь понемногу становится безопаснее, и на лицах у них ясно читалось недоверие. Инерции мышления подвержены многие люди, включая самых известных. Видный грузинский политик Нино Бурджанадзе, телевизионная гостья Дмитрия Гордона, рассказала, как очень хотела объяснить российскому президенту, что же произошло в Тбилиси во время "революции роз". Но тот и слушать не захотел: "Это вам американцы устроили!..".

Инерция мышления и стиля жизни могут закостенеть в любом возрасте. Знаю молодых людей, не умеющих сомневаться, не желающих изменять ни одной привычки. У стариков это считается делом обычным, процесс у них развивается с ускорением. Злые становятся еще злее, подозрительные - болезненно бдительными, скупые - мучительно жадными...

Инерция стиля многообразна. В процессе наших государственных перемен забавно наблюдать лихорадочно раскаивающихся цековских и горкомовских партийных бонз, которые пошли в демократы. Они увешивали кабинеты новыми портретами и произносили новые лозунги, но при этом относились к людям так же по-хамски.

Как утверждал когда-то Основоположник, жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Собственно, по этой причине в большинстве стран при серьезных политических поворотах решительно устраняют из власти прежних властителей. Во избежание инерции, чтобы не вернулся стиль их руководства и мышления. Многовековым опытом доказано, что в большинстве своем люди меняются трудно и неохотно.

Вечная проблема для многих из нас, разместившихся на разных этажах жизни: быть собой, не разрешая властям заштамповать тебя и заставить "быть, как все". Однажды капитулировав, человек капитулирует, как правило, навсегда. У него появляется стройная система самооправданий, друзья, тоже живущие по инерции, и уверенность в том, что менять ничего не надо. Рутинеры любят усталых. Сила инерции особенно всемогуща, когда ей активно не противостоят. Формируются целые регионы, которые зовут "кладбищами талантов", потому что публика, живущая по инерции, умников не любит и потихоньку давит их. Дай нам Бог избежать провинциализма, то есть инерции позавчерашнего стиля, который выдают за традицию, приправляя речами о светлом будущем...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось