В одной из картин Татьяны Яблонской ограбленный художник узнал свою
Ровно год назад в Москве разразился арт-скандал на три миллиона долларов - владельцы галереи "Русская коллекция" супруги Преображенские продали около 20 поддельных картин художника-передвижника (по слухам, фальшивки из этой серии были обнаружены даже в коллекции президента России Путина).
А в Украине, где коллекционированием увлекаются многие политики и бизнесмены, уже полтора года длится "Дело Яблонской о подделках" - первая попытка публично защитить авторские права на отечественном арт-рынке.
Напомним: летом 2004 года на столичной выставке "Украинская живопись 1945-1989 годов. Из частных коллекций" дочь Татьяны Яблонской Гаяне Атаян увидела работы, подписанные именем ее матери, но созданные не Татьяной Ниловной. Наша знаменитая соотечественница, объявленная ЮНЕСКО "Художником года-1997", тогда еще была жива...
Гаяне Атаян продолжает отстаивать авторские права матери, выдвигая ряд претензий к организаторам экспозиции - галерее "Эстамп", а также Государственному художественному музею русского искусства, в чьих стенах выставка проходила под патронатом Министерства культуры. Два районных суда Киева - Подольский, а потом и Шевченковский - отказали дочери художницы в удовлетворении ее требований, но она намерена подать апелляцию. Ведь, как считает Гаяне, "речь идет не о личных интересах, а о массовых нарушениях, которые уничтожают украинскую художественную культуру".
Картины Татьяны Яблонской сегодня оцениваются примерно в 20-30 тысяч долларов, а себестоимость подделки - всего 300-400 долларов. Имитируют и других украинских художников - Глущенко, Костецкого, Григорьева. По мнению искусствоведа Наталии Романовой, до 30 процентов работ в частных коллекциях - фальшивки...
Тем временем в одной из картин, приписанных Яблонской, художник Александр Шульган опознал свой студенческий этюд, пропавший в числе других работ при ограблении его мастерской...
Директор столичного Музея русского искусства Юрий Вакуленко в свою очередь считает, что "уважаемая госпожа Атаян замахнулась на связь между музеем и художником", а подделок в частных коллекциях не больше пяти-семи процентов (хотя "фальшаки" - вещь в искусстве неизбежная).
Юрий Евгеньевич предупреждает начинающих коллекционеров: "Нет ничего энергетичнее, чем произведение искусства, - даже когда вы на него не смотрите, все равно постоянно сканируете энергетику картины или скульптуры. Художник - и профессионал, и любитель - наделяет свою работу гармоничным кодом, фальсификатор же или копиист создают искаженный код. Потом владелец подделки никак не может понять: все у него вроде бы хорошо, а жизнь не радует.
Дорогостоящие произведения искусства собирают люди успешные, реализованные в своей области. Почему же к приобретению автомобиля, например, они относятся гораздо серьезнее? Машина от производителей дороже, но с гарантией, а подержанная хоть и позволяет сэкономить, но стоит ли удивляться, что через день у нее могут отвалиться колеса? Коллекционер с профессиональным подходом предпочитает покупать у производителя - как Терещенко и Третьяков...".
Кстати, в свое время Павел Третьяков успел потратить около миллиона царских рублей на коллекцию европейской живописи, оказавшуюся сплошными фальшивками. И купец поклялся, что будет приобретать картины, только стоя рядом с живым художником.
Суррогатной водкой можно отравиться насмерть, но и от арт-фальшивок люди гибнут. Один московский коллекционер, всю жизнь собиравший полузапрещенных при Союзе импрессионистов, после перестройки, когда появились зарубежные каталоги, понял, что в его коллекции одни имитации. И наложил на себя руки...
С подделками связано и немало курьезов. Говорят, в советские годы некий художник Яковлев по заданию Сталина писал фальшивки под мастеров Возрождения. Чтобы, когда наше правительство решит распродать часть коллекции из Эрмитажа, на Запад ушли подделки, а не подлинники. Спустя десятилетия инфракрасная экспертиза обнаружила, что Яковлев писал под лаком матерные слова...