Михаил ШУФУТИНСКИЙ: "Я никогда не зависел ни от одной группировки, ничего ни у кого не просил и не обращался к кому-либо за помощью, даже если она была мне нужна. Вот и мне никто не сказал: "Знаешь, Мишаня, давай мы будем тебя крышевать"
"В ВОСЬМОМ КЛАССЕ Я ОСТАЛСЯ НА ВТОРОЙ ГОД"
- В середине 80-х песни в вашем исполнении звучали из окон студенческих общежитий и такси, их пели во всех ресторанах, а вот в лицо вас никто не знал. Только в 90-м году вы впервые после того, как покинули СССР, приехали сюда с концертами, и начали с Киева...
- У меня от твоих слов прямо мурашки по коже пошли...
- Когда вы вышли в переполненный зал киевского Дворца спорта и запели: "Кияны, встречайте, я наконец-то к вам приехал", зрители встали...
- Это было 25 июля 1990-го.
- Дату вы помните до сих пор?
- Конечно! До того дня я даже не мечтал, что попаду обратно в Союз, который в то время еще не распался, был единой страной.
- Мне тогда улыбнулась удача: именно я взял у вас первое после триумфального возвращения интервью. Помню, вы были очень взволнованны - ну еще бы: вернуться на белом коне спустя годы разлуки...
- 10 лет, даже больше, по-моему, я здесь не был, но дело даже не во временном промежутке, а в том, что за эти годы изменились сознание, психология, мышление, логика, восприятие жизни... Это была во многом другая страна, хотя, если оценивать с нынешних позиций, она еще оставалась прежней...
- Вы знали, что тут ваши песни невероятно популярны?
- Догадывался. Разумеется, я не ставил перед собой такой цели, к этому не стремился. Работал в русских ресторанах, играл, пел, записывал кассеты и диски. Необходимые для этого деньги казались тогда баснословными, но никто меня не спонсировал, не продюсировал - все делал сам, после чего каким-то образом продавал, чтобы, как говорят, отбиться в расходах... В то время в тамошней публике сильна была ностальгия, и так получилось, что я нашел нишу, которую удалось занять. Правда, я даже представить не мог, во что это выльется.
- Вы очень сентиментальный человек - это связано с тем, что в пять лет потеряли мать и воспитывались у бабушек?
- На самом деле я достаточно жесткий, поскольку рос без родителей. Нет, папа всегда был со мной, в одной, так сказать, жизни, и мы шли по ней рядом, но у него все же была другая семья...
-...и вас там не привечали?
- Да просто была другая семья - и все! Моя бабушка, папина мама, не очень дружила с его супругой, и мы жили отдельно. Лет в восемь-девять я с ней поселился, поэтому был такой бабушкин сын. Обычно бабушки внуков балуют, однако моя воспитывала меня достаточно строго. Она не говорила: "Встань в угол" или "Поставлю тебя на горох", тем более что я уже был большой, но развивала во мне какие-то моральные принципы. Живя с родителями, я бы, возможно, такой закалки не получил.
Парадокс: казалось бы, ребенку необходимо расти в теплой семейной атмосфере, но мне, думаю, это бы в будущем не помогло. То же, что я был один, сильно на мне отразилось и сформировало самостоятельным человеком.
- Вы наверняка помните лозунги, которые советская пропаганда активно внедряла в 50-е годы: "Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст", "Джаз - музыка толстых"...
-..."Разогнем саксофоны!", да?
- Тем не менее именно джаз стал вашей первой любовью, хотя как музыкант вы состоялись после того, как услышали "Битлз". Эта группа оказала мощнейшее влияние на всех, кто был тогда молодым...
-...и все-таки в моей жизни джаз появился гораздо раньше. Некоторое время все мы: я с бабушкой, мой отец со своей супругой и их сын, то есть мой брат, - обитали в одной двухкомнатной квартире. В те годы это была роскошь, а еще у нас был приемник, и я слушал "Голос Америки".
- Кто же вас надоумил?
- Не помню, но, видимо, узнал от ребят... Я уже играл на разных музыкальных инструментах, интересовался джазом, а информации о нем не было никакой. Это было настолько недоступно, настолько, так сказать, без вариантов...
- Запретный плод?
- Ну да. В 11 вечера я тихонечко, чтобы никому не мешать, включал радиоприемник. "This is "Voice of Amerika". Jazz hour Willis Cameron" - так звали человека, который вел эту передачу на всю Восточную Европу. Где-то далеко заливался саксофон, играл Джон Колтрейн... Все спали, а я слушал: для меня этот час был высшим блаженством!
Со временем я начал играть в эстрадных оркестрах. Поначалу это была чистой воды самодеятельность при клубе какой-нибудь фабрики или завода. Для отмазки брали несколько человек, работавших на этом предприятии: давали им инструменты, учили играть, а остальных набирали со стороны. Руководил нашим оркестром очень хороший музыкант из Большого театра, знающий и любящий джаз... Не тот негритянский, идущий, скажем так, от корней, а более привычный нашему уху...
Его любят девушки, бабушки, зубные техники, бандиты и даже собаки |
- Типа утесовского?
- Да, он знал Утесова, Лундстрема, а мы уже как молодые люди шли дальше. Сперва я играл на аккордеоне, потом мне доверили фортепиано, а затем у меня появился свой оркестр, и мы открыли в Москве первое джазовое кафе, которое называлось "Элита". Чуть погодя появилась "Синяя птица"...
- Вы были предприимчивым человеком?
- Ну нет, на этом мы не зарабатывали - просто самореализовывались, хотя вскоре пошли уже и заработки, заказы... Играли тогда диксиленд: туба, кларнет, труба, барабаны... Допустим, на 7-е ноября или на 1 Мая где-то нужно провести вечер танцев - нас приглашали. Я еще в школе учился, в седьмом-восьмом классе.
- Представляю, как вас любили девочки...
- Девочки - это позже, а в то время у нас была одна фанатичная страсть - музыка. Мы поскорее старались отбыть дежурную программу, чтобы перейти к джазовым произведениям: за такое выступление платили по десятке - это были приличные деньги! Потом уже меня приняли в музыкальную школу, а вот из общеобразовательной выгнали, точнее, остался в восьмом классе на второй год.
"МНЕ ДАЛИ ПОНЯТЬ, ЧТО ИСЧЕЗНУТЬ ИЗ МОСКВЫ В МОИХ ИНТЕРЕСАХ, И Я ОТПРАВИЛСЯ В... МАГАДАН"
- Ничего себе!
- Да - из-за того, что постоянно пропускал занятия, учился плохо. В результате экзамены за неполную среднюю школу (так это, кажется, называлось) не сдал, потому что не знал ни геометрии, ни алгебры - вообще ничего. Правда, поскольку я был музыкантом, да еще с оркестром, в вечернюю школу меня взяли, причем ходил я туда от силы раз в месяц. Мне это позволялось за то, что мы играли для них на всех вечерах. Успешно отучившись там пару лет, я поступил в музыкальное училище, и вот тут появились "Битлз" - парни из Ливерпуля, которые перевернули в нашем сознании все. Джаз я любил по-прежнему, но анализировал, сравнивал... Видел у них даже джазовые элементы, потому что английская музыка с американской, в силу того что одноязычные, все же близки. У "Битлз" я услышал мелодию - не негритянскую, а именно европейскую.
Кто-то был безумно популярным, узнаваемым, знаменитым, а вот они - всеми любимыми. Играли эти ребята не очень-то и хорошо - у них не было какого-то суперпрофессионализма, пели вполне симпатично, но все же не лучше всех... Зато после их концерта любой мальчишка говорил: "Классные пацаны, я тоже могу так!" - и, разучив какие-то аккорды, приходил в подворотню с гитарой и пел эти песни. Вот залог их успеха: как ни странно, великими их сделало то, что они дошли до сердец каждого слушателя.
- Однажды вы мимоходом сказали мне, что в вашей жизни был Магадан. Простите за бестактный, быть может, вопрос: вы там сидели?
- Нет, хотя в то время сесть было несложно - случиться это могло с каждым.
- Попробуй не сядь!
- Вот именно, была такая поговорка. Меня Бог миловал, хотя случались в моей жизни некоторые потрясения... Поскольку играли мы джаз, я общался в Москве с достаточно прогрессивной публикой - со студентами, с людьми диссидентских наклонностей... Мы были молчаливой оппозицией тому, что вокруг нас происходило. Почему молчаливой? Вслух не протестовали, но лично мне претило, что ложь и лицемерие возвели в ранг принципов нашей жизни.
- И что, комсомол не мог вас переубедить?
- В его рядах я никогда не был!
- Ну и фрукт: второгодник, не комсомолец...
- В конечном итоге мне дали понять, что исчезнуть из Москвы в моих интересах.
- А почему вы отправились в Магадан? Романтика?
- Нет, просто до этого я проехал с гастролями весь Север и Дальний Восток. Была, если помнишь, джазовая певица Лола Хомянц - эдакая армянская Элла Фицджеральд: крупная женщина, потрясающе пела, со свингом... Мы, несколько музыкантов, сделали с ней программу и гастролировали месяца три или четыре. В Магадане я встретил ребят - москвичей, харьковчан, которые играли там в кабаках и приходили к нам на концерты. Они посоветовали: "Переезжай сюда к нам - в ресторане "Северный" освобождается место".
Ну что? "Уж лучше, - подумал я, - жить на свободе в Магадане, чем сесть в Москве!"... Тогда - в порядке подготовки к визиту в СССР Никсона - начались чистки в вузах и более прогрессивных студентов из города выгоняли: мол, куда хотите, туда и едьте! Они подписывали бумаги, что в течение двух месяцев не вернутся, а я мог по глупости выйти куда-нибудь на демонстрацию, не понимая, что это совершенно ничего не даст... Вот тут-то и подвернулся Магадан...
-...дальше которого не пошлют...
- Жизнь там была тяжелая, холодная, непривычная, но одновременно какая-то вольная. Подкупало что-то буйное, неукротимое, не подчинявшееся власти, чего ни в Москве, ни в Ленинграде не ощущалось. С сезона промывки приходили старатели с их сумасшедшими загулами, в порт возвращались плавбазы... Рыбаки сходили на берег, шатаясь, поскольку за полгода путины отвыкли от суши, подзывали такси. Каждый брал минимум две-три машины: в первую садился сам, во вторую клал шляпу, в третью швырял пальто, в четвертую усаживал пятерых друзей...
С Мариной Хлебниковой на охоте |
-...а в пятую грузил деньги?
- (Смеется). Сигналя, эта кавалькада ехала по городу прямиком в "Северный", там их встречали, но это уже совершенно другая история.
"НОСИТЬ НОЖ БЫЛО НЕЛЬЗЯ: МЫ КРЕПИЛИ К ПАЛЬТО ПЕТЕЛЬКУ И ВСТАВЛЯЛИ В НЕЕ МОЛОТОК"
- Наверняка в Магадане оседали многие бывшие зеки. В местах, где, во-первых, кругом лагеря, а во-вторых, моют золото, уголовников обычно хватает...
- Бандиты, конечно, там были...
- И вам приходилось наблюдать в ресторане всякие сцены?
- В некоторых потасовках я даже участвовал, но вообще-то, с жлобским, дешевым хулиганством там бороться умели. Были люди, которых нельзя было перебить, остановить... Они действительно имели авторитет, их побаивались, и всякая шпана в "Северный" не ходила, хотя жизнь в городе была небезопасна.
Из ресторана домой, например, я возвращался через парк - в обход идти очень долго, а транспорт уже не ходил. Ночью на безлюдных аллеях было страшновато, искателей приключений хватало. Носить нож было нельзя - за это могли посадить, поэтому мы крепили к пальто резиновую петельку, вставляли в нее молоток...
-...типа вдруг надо будет гвозди где-то забить...
- Инструмент повесил - и спокойненько идешь. Видишь, что кто-то приближается и пахнет жареным - выхватываешь... Мне не пришлось этим воспользоваться, но молоток (улыбается) грел.
- Когда я еще был школьником, на каждой дискотеке обязательно звучали добрынинские хиты: "Где же ты была?", "Качается вагон", "Прощай, от всех вокзалов поезда..." - их исполнял вокально-инструментальный ансамбль "Лейся, песня!", которым руководили вы. Этот ВИА (так тогда называли группы) стал в вашей жизни вехой - вы чувствовали себя тогда знаменитым?
- В то время в душе у нас горел огонь музыки. Очень сильна была потребность в самовыражении, самореализации, творчестве, а поскольку я знал джаз, инструменталку, "Битлз", чуть-чуть рок, разбирался в классике, имел дирижерско-хоровое образование...
-...на минуточку!..
-...чувствовал себя в этом как рыба в воде и, конечно, стремился создавать. Что касается популярности - да, ее невозможно было не ощущать, но мы не представляли, как этим воспользоваться. Нас ведь не знали в лицо, потому что на телевидение ансамбль "Лейся, песня!" пустили один-единственный раз, на 23 февраля, и то потому, что мы спели с Анной Герман. Нас Слава Добрынин свел: "Давайте, - предложил, - "Белую черемуху" запишем"... Вообще, показывать нас запрещалось, потому что у меня была борода, мы как-то не по-советски выглядели.
- А что, разве трудно было бороду сбрить? Или вы из принципа ее носили?
- Ну, если Карлу Марксу, Фридриху Энгельсу и Владимиру Ильичу Ленину - трем основоположникам! - было можно, то почему же нельзя мне?
- Почти как в анекдоте: бороду, допустим, я сбрею, но куда же умище деть?..
- Что такое популярность, мы не знали, но издержки ее чувствовали. Появилась масса критических статей, где нас ругали, вспыхивали скандалы, газеты публиковали письма поклонниц: "Хочу ребенка от "Лейся, песня!", нам устраивали показательные комсомольские разгромы... Вместе с тем я никогда не забуду, например, концерт на стадионе в Одессе. Тогда только вышла песня "Прощай, от всех вокзалов поезда...", и вся страна всколыхнулась - я не преувеличиваю. Помню, стоим мы на сцене, перед нами многотысячная толпа, а посредине заслон милиции. Зрительские волны бьют в него, - уф, уф! - как молот, и кажется: вот-вот под этими ударами образуется брешь, в которую хлынет лава или раскаленный металл. Люди зажигали газеты и стояли с этими импровизированными факелами, а мы чувствовали себя на вершине.
- Тот, кто это испытал, говорят, славой уже навсегда отравлен...
- Замечу: успех был заслуженным, мы сделали нечто, и это заставило людей нас полюбить. Получился эдакий "Битлз" по-русски! Даже не знаю, кого из нынешних музыкантов можно с нами сравнить... Ну кто сегодня собирает сумасшедшие стадионы?
- Очевидно, Земфира...
- Да, несколько лет назад собирала... В то время мы были почти андеграунд - нас запрещали, почти не крутили по радио...
- Но почему? Неужели опять-таки из-за бороды?
- Ну как почему? Мы комсомольские песни не пели.
- А что вам мешало их разучить?
- Да мы не хотели, нам это не нравилось. Вдобавок наши хиты звучали слишком по-западному - мы так их записывали. Добрынин старался этот "акцент" смягчить, но аранжировки делал я и выдавливал из них все по максимуму. Поэтому-то наш так называемый ВИА выходил не в костюмчиках и при галстуках - в довольно вызывающем виде... У нас были три сумасшедших дудки, труба, тромбон, саксофон, два гитариста, два барабанщика - полный состав, и мы выдавали такое "Чикаго", такие "Кровь, пот и слезы", что к концу вступления - а оно длилось минут восемь - люди были просто готовы.
- Так вы были социально опасной группой!
- Ну да, хотя ничего не взрывали.
- И все-таки непонятно. Вы были в фаворе, на гребне, можно сказать, популярности, шли неплохие деньги, и вдруг все бросили и уехали, пусть даже в Соединенные Штаты. На это нужна веская причина...
- Она есть. Да, деньги мы зарабатывали хорошие, но за них в любой момент можно было сесть, потому что по закону нам полагались копейки. Так, записав пластинку, которая продалась пятимиллионным тиражом, мы получили за это по 70 рублей и половину концертов делали левых, с какими-то комсомольскими фондами...
- Тогда все так поступали...
-...но это было опасно. Если бы где-то мы прокололись, с нас бы начали и мигом к ногтю прижали. Это первое. Второе: как вам нравится первое?
Ну не хотел я больше так жить, устал прятаться, что-то скрывать. Надоело, что проверяющие всех мастей постоянно вмешиваются в мою жизнь, заглядывают: а какого цвета у меня носки?
"КОГДА Я ПОДАЛ ДОКУМЕНТЫ НА ВЫЕЗД, ОТЕЦ ПЕРЕСТАЛ СО МНОЙ РАЗГОВАРИВАТЬ"
- Вот оно - тлетворное влияние "Голоса Америки". Да вы, батенька, стали антисоветчиком!
- Практически да, а добил меня конкурс в Сочи на лучшее исполнение советской песни, куда мы поехали без разрешения руководства Тульской филармонии, к которой были приписаны (при той системе музыканты должны были где-то числиться). Вместо гастролей в Кемерово, где нас ждал директор местной филармонии Юровский, рванули на юг, но нас обогнала телеграмма о том, что мы сорвали гастрольный график.
Сразу возникли проблемы: нас - а мы с семьями прибыли - поселили не в гостинице, а в какой-то школе-интернате, откуда дети разъехались на каникулы. К конкурсу все же допустили, но после первого тура член жюри Пахмутова встала и сказала: "Безобразие, они сорвали гастроли!"... В общем, нас уже хотели снять, но Кобзон, который был председателем жюри, хлопнул кулаком по столу: "Не понимаю, в чем дело? У нас что, - возмутился, - конкурс на лучшее исполнение песен или конкурс на ансамбль, который лучше ведет себя в гастрольном графике? Они будут выступать столько, сколько заслужат!". Благодаря ему мы остались, дошли до третьего тура и в конце концов заняли первое место. Нам даже вручили первую премию - три с половиной тысячи рублей, правда, деньги мы сразу отдали: сказали, что на банкет. Мы победили, не спев ни одной комсомольской песни (представляешь, что это для нас значило?), но атмосфера, когда везде соглядатаи, просто меня убивала, я терпел, скрежеща зубами...
В Москву мы приехали на коне - лауреатами! Пришли в Росконцерт и узнали, что на полгода нас... вообще сняли с гастролей. Меня вызвал Макаров - был такой начальник Управления музыкальных учреждений, натуральный кагэбист. "Вы сделали то, - кричал, - вы это!.. Я вас растопчу!"... Он был в теплых отношениях с Юровским (что-то они там друг другу платили) и старался за него поквитаться...
Снова помог Кобзон: иногда брал нас с собой, и мы работали по отделению. Затем с Аллой немножко поездили, но терпение мое уже иссякло, нервы были на пределе, я уже ничего не хотел.
Пойми, я не просил, чтобы меня на руках носили: ты, дескать, герой, живая легенда, первую премию завоевал, но твои песни слушает вся страна, тебя знает каждый школьник, и при этом тебя всеми средствами уничтожают. Я принес на радио "Юность" какую-то песню, а музыкальный редактор Леня Азаров, который очень был к нам расположен, взял у меня эту запись, показал грустно на дверь и руками развел. Я оглянулся - на двери было написано красными буквами: "Лейся, песня!" в эфир не давать!". Это стало последней каплей!
В тот же день я позвонил в Америку своему приятелю по Магадану, который уже эмигрировал, и открытым текстом сказал: "Хочу получить вызов и уехать".
- Какой на дворе год был?
- 78-й. После этого я оставил "Лейся, песня!" и ушел в подполье. Это была вынужденная мера - я не хотел разрушать то, что создавал...
-...и, очевидно, подводить ребят...
- Конечно. Стал помогать Добрынину: делал аранжировки, ездил с ним по стране, писал инструментальную музыку для фирмы "Мелодия", чтобы под нее пели другие, и ждал. Ждать пришлось почти два года. Вернее, нет, вызов пришел сразу, мы подали документы на выезд, и после этого повисло молчание. Звонить в ОВИР было бесполезно, прийти туда и стоять в очереди - только дразнить власти. Ну загребут тебя, наденут наручники... Нужно было ждать и все.
Как вспомню.... Отец со мной не разговаривал, мы перестали общаться с его семьей, лишь несколько друзей осталось. Мы проели все деньги, заложили кооперативную квартиру... Я-то привык жить достаточно широко - такси-шмакси, рестораны... Жизненное пространство становилось все уже, теснее, и тут появился Яак Йоала (в свое время "Лейся, песня!" ему аккомпанировал), еще несколько музыкантов.
Я пришел к Михайловскому - руководителю знаменитого классического хора и одновременно директору Тульской филармонии, который меня хорошо знал. "Совсем обнищал, - говорю. - Скоро голодать будем, а у меня двое маленьких детей". Он предложил: "Знаешь, давай возьмем "Лейся, песня!", "Красные маки", Яака Йоалу... Я дам вам гастрольное удостоверение - сделайте какой-нибудь тур, только я ничего об этом не знаю". Он же был членом партии...
Короче, поехали мы по Союзу: выступали во Дворцах спорта, делали сборы. В каком-то городе нас сняли, потому что получили депешу, - мы уехали в другой. И вот, как сейчас помню, в Ташкент мне звонит жена: "Ты знаешь, пришла повестка, нужно явиться в ОВИР". Мне выезжать из Москвы было нельзя - правило гласило: подал документы - сиди в городе.
Я позвонил в ОВИР какой-то Зотовой (до сих пор ее фамилию не забыл). "Так и так, - говорю, - я в Подмосковье сейчас, а жена сказала, что пришла повестка: нужно явиться. В чем дело?". - "Да вот, - отвечает, - думаем: отпустить вас или нет"... Я понял (волнуясь): они все уже решили, и если мне об этом сказали, значит, нас отпустили.
Первым же самолетом я улетел в Москву, 9 февраля получил документы на выезд, а уже 19 февраля мы должны были покинуть страну или продлевать визы, чтобы чуть-чуть задержаться и отправить багаж. Конечно, у нас были какие-то вещи, оставались мебель, книги... Мы отдали их друзьям - улетели с двумя детьми и двумя чемоданами. Как тогда думали, навсегда...
"НА БРАЙТОНЕ ДЯДЯ БОРЯ СИЧКИН СКАЗАЛ МНЕ: "ПОЗДРАВЛЯЮ, ВЫ ПОПАЛИ В ПОЛНОЕ ГОВНО!"
- Интересно, а что вы чувствовали, покидая Союз? Переполняло счастье от того, что, наконец, вырвались на свободу, или была тоска - все-таки вся жизнь прошла в этой стране?
- Ну почему вся? Мне было 32 года, за которые я многое успел: получил образование, стал в своем деле специалистом, нахлебался - а это тоже школа. У меня были любимая жена, два маленьких сына и впереди - новая жизнь.
- Вы понимали, что больше сюда не вернетесь?
- Я знал: это невозможно - и точно так же отдавал себе отчет в том, что музыкантом, очевидно, не буду... С другой стороны, если кто-то может работать в такси или водить грузовик, значит, и я смогу. Я совершенно не переживал и внутренне настроился: чем бы не пришлось заниматься, обязательно сделаю это на совесть и добьюсь того, чего должен добиться.
- Ну хорошо: вот вы в США. Наверняка, слушая забугорные радиостанции, тот же "Голос Америки", вы представляли себе шик, блеск, красоту и были уверены, что там все на голову выше...
- Приятель Вадик - тот, кому я звонил насчет вызова, - потом присылал мне письма. "Брайтон, - писал он, - ломовое место, одесситы открыли здесь ресторан "Садко", они гуляют, все так гудит!..".
- Вы думали, это Лас-Вегас?
- По крайней мере, Калининский проспект. Воображение рисовало красивые высотные дома, поэтому, увидев Брайтон воочию, я был в шоке. Там действительно все гудело - днем и ночью громыхал сабвей, - правда, меня это не раздражало. Первый год в Америке был, наверное, самым счастливым. Поначалу 20 дней мы жили у моего приятеля, потом переехали на съемную квартиру, как-то учились языку, как-то жили. Денег не было...
В первый же вечер - это была пятница, - я пришел в русский ресторан, и Вадик пригласил меня как коллегу к себе на работу. Сидя лицом к сцене, я вдруг услышал: "Миша, тебя зовут". Смотрю, столько знакомых вокруг: Нина Бродская, Толик Днепров - в свое время я их провожал. Они не знали, что я приехал, Днепров отмечал день рождения (по-моему, 30-летие), поэтому все собрались. Был там и дядя Боря Сичкин. "О, поздравляю! - сказал. - Вы попали в полное... дерьмо".
- Наверняка он сказал: "Говно!"...
- Точно, и пожал мне руку. И все равно меня это ничуть не смутило. Потряс, как сказал когда-то в своей первой книге Лимонов: "Нью-Йорк позолоченный, пахнущий мочой". Я входил в сабвей, весь сверкающий огнями и пропахший мочой, и кого только там не было! 45 минут ехал из Бруклина до 4-й стрит, потом пересаживался, добирался на 42-ю и получал удовольствие от этой жизни...
- Вы ощутили свободу?
- Да, плюс увидел другую страну. Я ловил на себе заинтересованные взгляды людей, если они хотели поговорить, или безразличные - если им было не до меня, но не было взгляда, который проникал тебе внутрь и заставлял все там переворачиваться. Никто не спросил: "У тебя есть деньги? Откуда? Где ты их взял?", никто не сказал: "Это делай, а вот этого тебе нельзя". Я был в полном порядке до тех пор, пока не появились материальные сложности, но это как в любой стране.
- Думаю, вам повезло, что смогли реализоваться именно как вокалист, ведь музыканты в то время петь считали ниже своего достоинства...
- Удивительно, но когда появились первые мысли об эмиграции, мне снилось, что я... пою... Не то чтобы петь музыканту было, как говорят, западло, но мы - все это происходило гораздо раньше - играли джаз, и когда вокалисты распевались: ми-ми-ми-ми! - над ними посмеивались, издевались. Допустим, Миша Котляр пел: "Небо, небо, небо!" - аккомпанируя ему, мы такое заворачивали, что не знаю, как он, бедный, не выбивался из доли и не забывал слова. Мы просто кайфовали от этого и смотрели на певцов свысока, но это было до того, как в моей жизни появились "Битлз".
Когда я оказался в Америке, пение стало для меня единственной возможностью заработать, потому что просто музыка там мало кого волновала. В ресторанах от музыкантов ждали песен, которые в Советском Союзе невозможно было услышать в открытом эфире, там вообще каждый человек первым делом старался получить то, чего здесь был лишен, чего ему не хватало. Кто-то мечтал приобрести красивую мебель, автомобиль, еще что-то... Приезжая в Штаты, он сразу же это покупал, но меня материальные вещи мало в то время интересовали. Поэтому, наверное, и сложилось все по-другому.
"В ГЛАСНОСТЬ И ПЕРЕСТРОЙКУ МЫ НИ НА ЙОТУ НЕ ВЕРИЛИ"
- Михаил Захарович, а как получилось, что спустя годы вы все-таки приехали на гастроли в Союз? Подул ветер перемен и вы поняли, что пора?
- Когда в середине 80-х в СССР развернулась перестройка, гласность и так далее...
-...как говорили на Западе, глас-ност!..
-...мы читали об этом в газетах, слушали по радио и потихоньку посмеивались. Тогда у меня был, извини за выражение, бизнес - вместе с партнером купил ресторан...
- Тот, который несколько раз горел?
- Нет, горели - и получали страховку! - чужие: мой сгорел хуже - финансово, я потерял кучу денег. (Зато у меня и моего оркестра - в нем играли потрясающие музыканты! - была постоянная работа)... Короче говоря, звонят однажды из "Лос-Анджелес Таймс": "Здравствуйте, мы хотим у вас взять интервью". Они пришли и начали расспрашивать, как я отношусь к гласности, перестройке. Я откровенно насмешничал, отвечал даже с сарказмом, потому что мы в это ни на йоту не верили.
Вскоре, однако, стали приезжать артисты: Кобзон, Винокур - люди, с которыми я в прежней жизни общался. Помню, Саша Лосев покойный из группы "Цветы" рассказывал мне: "Старик, у нас теперь такая свобода!". Потом стали звонить из Союза, настойчиво приглашать, купили пластинку, которую издали в Прибалтике, появились первые какие-то ростки... И все равно я не верил...
- Ехать было страшновато?
- Конечно, боялся. Во-первых, не знал, что меня там ожидает, а во-вторых, прекрасно помнил страну, из которой еле вырвался. Первым, в 89-м году, дорогу в СССР проторил Вилли Токарев...
- Вернулся целым и невредимым...
-...и Леонард Лев, который его возил, мне позвонил: "Поехали на гастроли - Росконцерт беру на себя...". Я долго сопротивлялся, но он убедил: "К тебе приезжала Алла, там твои пластинки, кассеты, их издают и переписывают, все тебя знают, ты популярен". Что ж, я поддался...
-...и снова, как когда-то, вас встретили ревущие толпы, прорывавшие милицейские кордоны. Все повторилось?
- Когда я вышел на сцену здесь, в Киеве, и увидел столпотворение, просто заболел - этот микроб, вирус моментально меня заразил. Я отработал у вас шесть дней по два-три концерта, и поверить в происходящее не решался - казалось, это какой-то сон. Я и подумать не мог, что сделал нечто значительное, доставил радость такому огромному количеству людей и что-то в их жизни значу, для меня это была высочайшая награда.
Я сделал огромный трехмесячный тур по стране - 75 концертов по стадионам и Дворцам спорта... Материально отработал с переменным успехом, потому что контракты были условные: что-то недоплатили, где-то недодали, какие-то деньги остались должны, но я понял: это мое. "Я хочу, - сказал себе, - я буду здесь жить!". Конечно, не думал, что это так быстро произойдет, - мозгами-то был еще эмигрант, а кто такой эмигрант, Дима? Это человек, который больше всего боится потерять работу. Это чувство - очень неприятное, особенно для такого самолюбивого, привыкшего к самостоятельности мужика, как я, - преследовало меня постоянно. У меня же была семья, маленькие дети... Сыновья хорошо учились - я давал им такую возможность, - но мне все время нужно было работать, работать, работать. Не дай Бог хозяин ресторана посмотрел косо, сразу кошки скребли: "Что произошло, он меня не уволит?".
Поэтому, вернувшись в Америку, я, который в Союзе был популярнее многих суперпопулярных артистов, сразу пошел в ресторан "Подмосковные вечера". Программа была накатанная: сначала русское шоу с неизменной "Калинкой-малинкой", на которое приходили 80 пенсионеров-американцев, а к 10-11 вечера съезжалась русская эмиграция, и до трех часов ночи мы пели им все, что заказывали. В общем, я вернулся в кабак...
-...и сразу все встало на свои места?
- Да, я понял, что больше так не могу, и как только через пару месяцев мне позвонили: "Давайте сделаем еще один тур", не задумываясь ответил: "Да!". Предложили лишь половину денег, которые платили вначале, но я сказал: "Конечно, поеду". Мне пообещали: "Мы сделаем вам много концертов - по 40 в месяц", но это было привычно - в "Лейся, песня!" мы так и работали... Я ни секунды не сомневался, что это необходимо, что мне этого хочется, потому что был уже по-другому настроен, вдохнул другой воздух.
- Первой эмигрантской ласточкой стал Вилли Токарев, после вас в Союз приехали с концертами Люба Успенская, Миша Гулько, Днепров, Могилевский... У вас не возникало на почве соперничества и конкуренции острой неприязни?
- Нет, никогда. Ту же Любу я познакомил с людьми, которые впоследствии организовали ей гастроли... Она, между прочим, долго не решалась осесть в Москве. Я-то сразу понял: как только появится возможность, буду здесь постоянно, а она колебалась. Миша Гулько, кстати, до сих пор наведывается сюда изредка - он там как-то прирос, Могилевский тоже приехал гораздо позже. Ну кто еще? Толик Днепров вернулся году в 87-м или 88-м, задолго до того, как мы стали ездить. То ли ему на Брайтоне тяжело было, то ли по творческим причинам не хотелось там жить, но он просто эмигрировал в Советский Союз обратно...
"СЕГОДНЯ РОССИЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО - ГЛАВНЫЙ УЧАСТНИК БИЗНЕСА, НО ЭТО НЕ МОЕ ДЕЛО"
- Вас называют - совершенно, на мой взгляд, заслуженно - королем шансона, а шансон - это в том числе и лагерные, блатные, уголовные песни. Как вы думаете, почему бывшему советскому народу так эта тема близка?
- В ней есть что-то щемящее... Лишение свободы - это вообще боль, вот и Боб Дилан об этом поет (по крайней мере, пел), у Саймона и Гарфанкела некоторые тексты были достойные, хотя в первую очередь их произведения о любви... Люди, оказавшиеся в неволе, тоже умеют любить, и чувствуют они порой гораздо тоньше, чем те, кто на свободе. В Америке эта тема волновала практически всех, потому что там оказалось довольно большое количество бедолаг, пострадавших от советской власти. Говорю не о тех, кто воровал и был схвачен за руку, а о предприимчивых людях, которые совершали махинации, чтобы лучше жить, не быть частью серой массы, выделяться. За это их жестко наказывали... В тюрьме одни становились уголовниками, другие - писателями и поэтами, многие попали в эмиграцию...
- Когда с этими песнями вы вернулись в Союз, наверняка возле вас крутились личности, привыкшие жить по понятиям. Простой народ называл их бандитами, не любил и боялся. Думаю, что... Нет, я знаю: во-первых, они ваше творчество очень любили, а во-вторых, высшим кайфом считалось у них прийти на концерт, зайти за кулисы, побрататься, поговорить "за жизнь"...
- Дело в том, что я различаю людей не по социальному положению и роду занятий. Когда человек заходит в гримерку, не всегда можно сразу определить, кто он (когда я постригся наголо, кое-кто тоже уверял, что выгляжу по-бандитски). Вот когда посетитель открыл рот и два слова сказал, уже легче, поэтому я никогда никому не говорил: "Не пускать! Не хочу разговаривать! Не желаю!". Это первое.
Второе: миллионы людей в эти жернова попали... В смутное время они душили и унижали себе подобных, потому что иной возможности удержаться на плаву не видели. Увы, этим занималась вся страна: расплодился рэкет, появились спортсмены, которые терроризировали тех, кто слабее, но допустила это, открыла все шлюзы власть.
- Она сама в этом участвовала!
- И участвует до сих пор. Чему же удивляться? Эти люди никуда не исчезли, они среди нас и сегодня...
-...просто оделись лучше...
- Они, как когда-то в Америке мафия, пытаются легализоваться, начать другую жизнь, и это похвально, здорово! Сегодня российское правительство - главный участник бизнеса, причем не всегда честного и прозрачного, но это не мое дело - я вне политики, потому что знаю: от меня совершенно ничего не зависит.
Я и не пытаюсь ничего менять, поскольку это формировалось веками. Сотни лет на Руси идет борьба, а временами война народа с властью, а власти - против народа. Это отдельная тема - много тут говорить можно, а когда я приехал, люди ко мне подходили совершенно разные. На лбу у человека не было написано, что он убил вчера пятерых, но он говорил: "С твоей песней я прожил самые тяжелые минуты своей жизни. Мне не важно, кто ее сочинил, где пел, - я ее люблю и выпью за тебя этот стакан. Спой на концерте "Амнистию", очень прошу".
Я видел здоровых, мощных мужиков - намного сильнее меня - которые, сидя в первом ряду, плакали в три ручья. Помню, когда я пел: "Проволока колючая в три ряда", вдруг зарыдала, закричала, забилась в истерике пожилая женщина - чья-то мама. Не знаю, что у нее произошло, но я сознавал: то, что я делаю, трогает сердца, смягчает их чрезмерную жесткость.
- Никто из этих людей не предлагал вам поделиться своими доходами?
- Нет. Я никогда не зависел ни от одной группировки, ничего ни у кого не просил и не обращался к кому-либо за помощью, даже если она была мне нужна. Вот и ко мне никто ни разу не пришел и не сказал: "Ну-ка давай поделимся!", поскольку, оказывается, я для них авторитет (не в смысле такого же рода деятельности).
...Я прожил длинную жизнь, и мне совершенно нечего стесняться и не за что краснеть. Я не совращал несовершеннолетних, не грабил, не убивал, не нарушал закон ни с позиции тех, кто живет по закону, ни с позиции тех, кто живет по понятиям, поэтому у них ко мне не может быть ничего, кроме уважения. Ничего плохого я им не сделал, я спел для них о маме, а для человека, который находится в заключении, это самое святое, самое светлое существо, любовь к ней ярче самой большой любви к женщине. Сам того не осознавая, я спел песни, которые прошли с ними через всю их жизнь, поэтому никогда не было и, надеюсь, уже не будет такого, чтобы кто-то сказал мне: "Знаешь, Мишаня, давай мы будем тебя крышевать, а ты нам отстегивай 40 процентов".