Любовь еще быть может
Киноактёр Виктор ПЕРЕВАЛОВ: "Я был единственным непьющим грузчиком в Питере"
Ольга КУНГУРЦЕВА. «Бульвар» 23 Сентября, 2004 00:00
Всеволод ЦЫМБАЛ. «Бульвар» 23 Сентября, 2004 00:00
Среди картин, предназначенных тинэйджерам: "Республика ШКИД", "Неуловимые мстители", "Армия Трясогузки снова в бою" - особняком всегда стояла одна из самых трогательных историй о первой любви под названием "Я вас любил...".
"ЗАВЯЗАЛ С АЛКОГОЛЕМ И КИНЕМАТОГРАФОМ"
- Простите за бестактность, но из-за чего у вас случился инфаркт?
- Мне 54 года. В таком возрасте, увы, у многих мужчин наступает самый настоящий климакс (грустно улыбается). Тут все завязано в узел: нервы, полная переоценка ценностей плюс нестабильность, неопределенность, невостребованность.
- Алкоголь...
- С ним я завязал в 35 лет. А вы знаете, что сильно пьющие люди инфаркту практически не поддаются? Наверное, водка помогает отключиться от реальности, уйти от проблем. Но этот рецепт уже не для меня. Находясь в больнице, я перезнакомился со многими пациентами, собратьями по диагнозу. Основной контингент - те, кому за 50.
- Если вы так резко порвали со спиртным, значит, с ним возникали проблемы?
- И еще какие! До 30 лет, пока регулярно снимался, принимать на грудь было некогда и незачем. Но с годами предложения поступали все реже и реже. Кинематографу мой типаж оказался не нужен. С одной стороны, уже не пацан, с другой - еще не видавший виды мужик... Я ведь всегда выглядел намного моложе своих лет.
Это был тяжелейший период. Душу терзали неудовлетворенные амбиции, уязвленное самолюбие... Глушил горькую так, что будь здоров. К тому же, как и мои друзья Саня Кавалеров, Коля Годовиков, страдал типично русской болезнью первой рюмки: начал пить - не остановишь. А поскольку характер у меня шебутной, мог по пьяни серьезных дел наворотить. Слава Богу, обошлось.
Но однажды я на трезвую голову задумался: "А что дальше? У меня семья, дочь подрастает. Сколько я смогу пить и в редких эпизодах сниматься? Не пора ли начать жизнь с чистого листа?". Короче, завязал и с водкой, и с экраном. Хотя процесс прощания с кинематографом был мучительным. Я ведь в жизни ничего не умел - только играть. Устроился в магазин грузчиком. Оказался единственным на весь Питер непьющим представителем этой профессии.
- Как остальные грузчики отнеслись к вашему появлению в их рядах?
- С пониманием. Я ведь им все объяснил и даже выставил бутылку за это дело. У нас было четкое распределение обязанностей: они приходили на работу с утра, опохмелялись и выполняли основной фронт работ. Я же подтягивался к 10-ти. К обеду ребята обычно были пьяные в хлам, а я следил за порядком в магазине.
- Один за всех, все за одного?
- Точно (смеется). Друг другом мы были вполне довольны. Я больше не тратил деньги на выпивку, поэтому со временем скопил на машину и занялся частным извозом.
- Не комплексовали, если вас пассажиры узнавали?
- Наоборот, приятно было. Молодость вспоминали, обсуждали новинки советского кинематографа. Благодаря машине-кормилице со временем устроился курьером. Вот здесь моя узнаваемая физиономия действительно помогала. Сидит, к примеру, толпа водителей, а работа в этот день есть только для двух-трех. А тут лицо мало-мальски знакомое. И хотя работодатели не всегда вспоминали, что перед ними в прошлом популярный актер, все равно первым приглашали в кабинет.
- Если не ошибаюсь, на съемочной площадке вы с семи лет?
- Да. А в кино я смешно попал. Мы с классом были на экскурсии во Дворце пионеров, где в тот день отбирали симпатичных деток для съемок. Меня случайно приметил помощник режиссера, записал телефон. В результате - главная роль. Я снялся в фильмах "Тамбу-Вамбу" и "Сомбреро". Затем в картине "Марья-искусница".
- В этой сказке главную героиню играла одна из красивейших советских актрис Нинель Мышкова. Вам что-нибудь известно о ее судьбе?
- Слышал, что у нее серьезные проблемы с психикой, но подробностей не знаю. Так уж сложилось, что с актерами, с которыми я работал на площадке, больше никогда не пересекался. Это и немудрено: они в основном москвичи, я же коренной питерец.
После "Марьи-искусницы" школа категорически воспротивилась съемкам. Сам виноват - совершенно забросил учебу, просто наплевал на уроки и посещение. Учителя испугались, что я останусь полным неучем, и приняли жесткие меры. Но это не помогло: я был отъявленным двоечником. Зато все одноклассники меня уважали. Я бесплатно проводил их на утренние сеансы в кинотеатр "Искра", где контролеры меня хорошо знали.
А после восьмого класса услышал по радио, что идет набор на съемки "Республики ШКИД", и отправился на "Ленфильм" как рядовой мальчик. Конкурс был огромный, но меня утвердили.
"МОЙ СЕКСОТИП - ЖЕНЩИНА ПЫШНАЯ. ЧЕГО ДРУГ О ДРУГА КОСТЯМИ ТЕРЕТЬСЯ?"
- На что потратили первый гонорар, Виктор Порфирьевич?
- Коленьку Годовикова (будущего Петруху из "Белого солнца пустыни". - Авт.) в буфете коньяком угостил. У меня это была первая официальная зарплата, а Коленька вообще ничего не получил, поскольку его эпизод из фильма вырезали. Поддали, конечно, крепко - аж по 50 граммов (для нас, чахлых малолеток, этого было достаточно). Но не буянили, тихомирно по домам разошлись. И все равно кто-то донес, что двое рыжих шкидовцев в буфете внаглую выпивали. Нам грозило строгое наказание, но я предъявил полученный накануне паспорт гражданина СССР. Словом, нас с Колькой сочли достаточно взрослыми и оправдали.
- Родителям гонорары за детские фильмы отдавали?
- Да какой там... Я их до дома не успевал донести. Хотя благодаря одной картине семья все-таки умудрилась приобрести телевизор. Замечу - второй, что по советским меркам было верхом буржуйства и зажиточности.
- В каком возрасте вы снялись в фильме "Я вас любил..."?
- В 18 лет. Хотя понимаю, что выглядел намного моложе.
- Претендентов на эту роль было много?
- Очень. Но нас не принято было сводить, знакомить. Сиди, жди звонка. Мне повезло - позвонили.
- На роли ваших родителей и учительницы, которые с блеском сыграли Вера Орлова, Евгений Весник и Наталья Селезнева, тоже был кастинг?
- Нет, их утвердили сразу.
- Вы, часом, в Наталью Селезневу не влюбились?
- Я человек чрезвычайно влюбчивый. И не отметить такую красавицу было невозможно. Но для меня Наталья Игоревна всегда оставалась настолько звездной и недосягаемой, что подобные мысли даже не возникали.
- А кем была ваша первая любовь? Наверное, как и ваш герой Коля Голиков, вы выбрали девушку из балетной школы?
- Упаси Бог. Я ведь и сам худой как щепка, балерины тоже хрупкие, маленькие. А когда сходятся два тощих человека, это не дело. Чего друг о друга костями тереться? Мой сексотип - женщина пышная, аппетитная, чтобы все при ней было.
А что касается моих партнерш... О каких романах могла идти речь? Фильм снимался в Москве, а они учились в Питере, мотались на самолете чуть ли не каждый день из одного города в другой. В перерывах между съемками мы ни разу даже не виделись, представляете?
- Вы, как Коля Голиков, ради любимой хоть раз в жизни безрассудный поступок совершили?
- (Долго думает). Кажется, нет. У меня внутри всегда был некий ограничитель по поводу женского пола. И хотя я влюблялся постоянно, ума хватало вовремя остановиться и деликатно свести отношения на нет. В этом плане у нас Саша Кавалеров чемпион: переспал с девушкой - и тут же в загс. Поэтому и женат был официально семь раз, и детей у него много. У меня достижения скромнее. К тому же я долго оставался наивным, стеснительным пацаном. Робел, знаете ли...
- Как работалось с Евгением Весником?
- Общаться с ним легко и интересно, а вот на площадке... Понимаете, они с Орловой гениальные актеры, из ничего могли такую фантастическую сценку разыграть - закачаешься! А я - дитя дитем. Помните эпизод, когда мой герой привел без спросу в дом друзей, бардак устроил, а тут родители неожиданно нагрянули? Я должен был в кадре умирать от стыда, оправдываться, чуть ли не рыдать от позора. А Весник с Орловой такой фейерверк из родительских нотаций устроили - какая уж там слеза раскаяния! Я еле сдерживался, чтобы не расхохотаться, несколько дублей сорвал. И так было постоянно.
- Многие люди старшего поколения до сих пор утверждают, что в свое время сложные коленца твиста перенимали именно у вашего героя. А сами вы где так классно танцевать научились?
- Для постановки этого танца из Москвы приехал хореограф Николай Васильевич Шарыгин. Каждое утро он заставлял меня делать танцевальную разминку-зарядку, обучал специальным премудростям... Но когда мы показали номер режиссеру Илье Фрэзу, он лишь поморщился. И я предложил Илье Абрамовичу: "Зачем дурака валять с этой постановкой? Давайте я станцую так, как это делают у нас во дворе". И показал прыжки из шейка, положенные на ритм твиста. Режиссер пришел в восторг. Твист в те годы был официально запрещен, поэтому у нас получился отличный ход - на вечере в хореографическом училище все танцуют правильные, выверенные до мелочей вальсы да польки и только я один, дурачок, прыгаю выше всех, дергаюсь. Непонятно - то ли шейк, то ли твист выплясываю. Придраться не к чему. Но зрителю понравилось. Правда, мне потом было жутко неудобно перед танцмейстером, ведь его работа пошла коту под хвост.
"МЕНЯ ВЫБРОСИЛИ, КАК ОТРАБОТАННЫЙ МАТЕРИАЛ"
- Успех фильма был ошеломляющий, да и сегодня его смотрят с удовольствием. Признайтесь, звезда во лбу зажглась?
- Ну что вы! Я ведь снимался без простоев, скакал из картины в картину, дома практически не бывал. Вот сейчас бы такую нагрузку... Ну а задирать нос среди своих - дурное дело. Понятия "звезда" в то время попросту не существовало. Вдобавок во всех киноэкспедициях я был самый младшенький, поэтому за водкой только меня и посылали. У нас еще присказка сложилась: "Жребий жребием, а все равно побежит Витек Перевалов". Так что, извините, позвездить не удалось. (Хохочет).
- У вас более 60 ролей в кино. Почему на киностудии Довженко практически не снимались?
- Не сложились у нас отношения. Дважды я приезжал в Киев на пробы, но меня тут же отвергали. Как-то на Одесской киностудии утвердили на главную роль в пятисерийном телевизионном фильме "Переходим к любви". Я обрадовался, и от предложений других режиссеров отказывался: сидел дома, ждал вызова на съемки. И вдруг читаю в киножурнале, что съемки картины уже в разгаре, а мою роль играет другой артист.
Придя в себя, я позвонил администратору группы. Она так удивилась: "Неужели вас не предупредили, что Госкино УССР вашу кандидатуру забраковало?". Словом, на меня наплевали, меня выбросили, как отработанный материал. А я, дурак, отказался от нескольких интересных предложений. Получился долгий простой, с него и начался крах моей карьеры. Кино - жестокий мир. Он не прощает актеру долгого отсутствия на экране. И ничего тут не попишешь - отношение к артистам всегда было не лучше, чем к мебели. Кстати, мебель для картин частенько стоила дороже актеров.
- Чем вы сейчас занимаетесь?
- Вопрос сложный. Основной работы нет. Живу, как большинство людей, случайными заработками.
- Приглашения на съемки хоть иногда поступают?
- Нет. И очень давно.
- А как дела у супруги?
- Она у меня заводская, два года назад ее сократили. Завод закрыли - и гаплык. Из материальных благ у нас квартира, которая принадлежала еще моим родителям, пережившим блокаду Ленинграда, да старенькая машина, на которой я когда-то "грачевал". Сидим теперь вдвоем с женой дома, смотрим друг на друга. Зато дочка работает барменом. Внучке 13 лет, и она у нас молодец. Играет в детском музыкальном театре "Карамболь". Дай Бог, чтобы ей повезло больше, чем деду. Глядишь, со временем фамилия Переваловых вновь зазвучит.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter