Внучка кукольника Образцова ЕКАТЕРИНА: "Перед зарубежной поездкой дед спросил у меня: "Что тебе привезти, чтобы ты бросила курить?". - "Машину". - Кури, Катя, дальше..."
"ДЕДА ЗА ГЛАЗА НАЗЫВАЛИ ХОЗЯИНОМ"
- Вы решились на работу в театре, чтобы продолжить династию?
- К сожалению, мне не удалось поработать с дедушкой: я пришла в театр уже после его смерти. В конце концов, кто-то должен продолжать традицию...
- Чем занимаются дети и внуки Сергея Образцова?
- Моей мамы уже нет в живых, а ее брат, мой дядя, - известный в Москве архитектор. Один из его сыновей занимался архитектурой, другой - химик по образованию, журналист. Правнуки тоже далеки от театра. Старшая исследует в Америке возможности человеческого мозга, младшая поступила в архитектурный институт. Есть правнук - железнодорожник, он продолжает дело нашего прадеда, который организовал в Москве Институт инженеров транспорта. Кстати, отец Сергея Владимировича родом из Николаева. Он научил сына украинским песням, и тот по праздникам их пел - получалось просто потрясающе.
- Вы не собираетесь снять фильм о нем или написать книгу воспоминаний?
- Дедушка в свое время сам о себе все снял и написал. Когда его поставили в известность о том, что о нем задуман документальный фильм, он воодушевился: "Замечательная идея!". И снял фильм под названием "Удивительная правда". Предложили написать о нем - сел за книгу. И как написал! Прекрасным языком, дотошно уточнив каждую деталь. К этому сложно что-то добавить. А несколько лет назад я поставила по его книге спектакль "Великий пересмешник".
Внучка |
- Может, вы мечтаете со временем возглавить театр имени дедушки?
- Я вхожу в художественный совет, так и получается, что огромный кусок руководства достается мне. Приходится соответствовать своей фамилии, постоянно доказывать, что я чего-то и сама по себе стою. Тем более многие актеры знакомы мне с детства - как-никак я выросла в театре. Когда ставила первый спектакль, говорила: "Теть Валя, пройдите направо", ведь эти люди меня нянчили. Правда, дедушка не пускал меня за кулисы, у него были на этот счет строгие правила. К слову, дети до пяти лет на спектакли не допускались, а детям до 16-ти не полагалось смотреть вечерние представления.
- Неужели там были эротические сцены?!
- Нет, что вы! Это были иронически-эротические спектакли для взрослых, например, "Дон Жуан". Я помню километровые очереди перед кассами театра. Люди стояли в очереди ночью с номерками, написанными шариковой ручкой на руках. Я же приходила вместе с мамой, пробиралась за кулисы и сидела там тихо как мышка. Если бы дедушка узнал об этом, досталось бы на орехи и мне, и маме.
- Сергей Владимирович был таким строгим?
- Нет, он баловал внуков как мог, но в вопросах, которые касались театра, был крайне принципиальным. В театре его за глаза называли Хозяином. Он здесь знал каждый гвоздь, даже таблички на туалете придумал. Строил это здание, спорил с архитекторами по поводу проекта. Каждая кукла, которая появлялась на сцене, изготавливалась при его деятельнейшем участии. Вникал во все!
Дедушка же создал музей кукол, размещенный на первом этаже театра. Его коллекция - самая большая в мире. Что-то он привозил из поездок, многое подарили поклонники, часть кукол изготовил собственноручно. Он мог рассказать про каждую игрушку и маску в своем собрании целую историю.
- Наверное, ваше детство прошло среди игрушек, в которые вы вместе с дедом играли?
- Нет, в то время я дедушку видела крайне редко. Он постоянно ездил по концертам, бывал на гастролях. Но по заведенному им порядку раз в два месяца совершал "объезд" всех родственников. И начиналось застолье. С бабушкой я общалась чаще. Она была замечательной актрисой и основателем передачи "Спокойной ночи, мылыши". Мне тогда было шесть лет, и я помогала сочинять сценарий для пилотного выпуска. А моя мама сыграла там первого зайца, Тепу, потом его переименовали в Степашку.
Меня в детстве тоже постоянно снимали в телепередачах и фильмах, часто и по ночам. Слава Богу, с началом школы все мои теле- и киномучения закончились.
"КОГДА СТАЛИН ОПОЗДАЛ НА СПЕКТАКЛЬ, ВСЕ ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ СЫГРАЛИ ЗАНОВО"
- Чтобы в те далекие смутные времена создать свой театр, наверное, нужно было иметь очень теплые отношения с властью...
- Вы правы. Наша семья не может пожаловаться на плохое отношение со стороны власть имущих. Прадедушка, академик-железнодорожник, по совместительству был генерал-полковником. Правда, даже честь не умел правильно отдавать. Когда нужно было принимать парад, он подходил к каждому бойцу и жал руку: "Образцов, очень приятно, Образцов, очень приятно". Прямо как в гайдаевском фильме, где "царь" Иван Грозный знакомится с женой и ее подружками. По семейным преданиям, этот генерал был таким рассеянным, что мог прийти на службу в разных башмаках. Репрессии его, к счастью, не коснулись.
- Когда Сергей Владимирович подписал письмо Сталину в защиту Мейерхольда, это как-то отразилось на его карьере?
- Представьте себе, нет! Сталин очень любил спектакли деда. Однажды Иосиф Виссарионович опоздал и пропустил новый номер, пародию на оперу "Кармен". И хотя дедушка этот акт уже отыграл, по просьбе первого лица государства все повторили.
Тем не менее наша семья периодически начинала сушить сухари. В первый раз это было после пресловутого письма. А однажды в Министерстве культуры деду намекнули: "Сергей Владимирович, у вас в театре что-то уж слишком много евреев". - "Да, много. Весь оркестр". - "Их всех придется уволить". - "Хорошо, только я припишу еще одну фамилию - свою", - пригрозил дед. Он все время нарывался!
Кстати, несмотря на любовь власти, его спектакль "Необыкновенный концерт" закрывали несколько раз: там советские критики в упор не видели положительного героя. А дедушка, который вел конферанс, не понимал: "Ну чем я не положительный герой!?".
Образцов был не просто режиссер, актер, но и великий гражданин: его интересовало все. Он участвовал в борьбе за мир, снимал документальные фильмы: "Васька", например, о детской жестокости. На премьеру другого его фильма - "Кинокамера обвиняет", где он рассказал о своей гражданской позиции, - меня маленькую даже не повели. Очень уж страшная, тяжелая лента получилась.
- А еще он дружил с иностранцами, что по тем временам приравнивалось к измене советской родине...
- Да, он общался с Ивом Монтаном и Симоной Синьоре, Жераром Филипом. Мне кажется, ему было абсолютно все равно, как на это смотрят органы.
- Материальное положение вашей семьи было завидным?
- Нет, дедушка не умел копить деньги и никогда к ним серьезно не относился. Мог с легкостью все потратить, присмотрев очередной экземпляр в свою коллекцию, а зарабатывал он не так уж много. Ведь все, что он получал в зарубежных поездках, забирало государство.
В семье не принято было тратить большие деньги на развлечения - рестораны и курорты. Сам дедушка был крайне непритязательным человеком, его любимым блюдом была гречневая каша с молоком. Он даже курить бросил, чтобы не тратиться на табак, лет в 45. Однажды перед зарубежной поездкой спросил у меня: "Катя, что тебе привезти, чтобы ты бросила курить?". - "Машину!". - "Кури, Катя, дальше...".
- Значит, атрибутов состоятельности - черных "Волг" и дач в окрестностях столицы - у Сергея Образцова не водилось?
- Дача во Внуково есть и сейчас, довольно скромная. Там были голубятня, пруд, в котором плавали утки. Потом выяснилось, что на птиц у него аллергия. Из этого дед сделал целое шоу: когда приезжали гости, поднимался на голубятню и спускался с температурой под 40.
- А правда, что у него на этой даче жили самые настоящие крокодилы?
- Да, двух крошечных крокодилов, Тотошу и Кокошу, дедушка привез в целлофановом пакете из Америки - ему подарил их сын Шаляпина. Сначала крокодильчики жили в террариуме, их кормили червяками. Потом они сильно подросли и хотели уже мяса. Как-то Тотоша укусил дедушкину домработницу - та пожалела зеленого и выпустила прогуляться по паркету. В наказание крокодилов отправили на постоянное жительство во Дворец пионеров.
"ДО ГЛУБОКОЙ СТАРОСТИ ДЕДУШКА ПОЛЬЗОВАЛСЯ УСПЕХОМ У ЖЕНЩИН"
- Как вы думаете, в чем секрет его потрясающей работоспособности? Насколько я знаю, Образцов выпускал по спектаклю в год, и это не считая снятых фильмов, написанных книг.
- Ему всегда было интересно жить. Он был просто неугомонным. Его трехчасовой
концерт в "Останкино" до сих пор часто показывают по телевизору. Три часа на сцене в 80-то лет! Когда я вспоминаю об этом, мне становится стыдно за свои мелкие слабости. Мало кто знает, что 45 лет он болел сахарным диабетом. Но даже болезнь для него не была поводом отдохнуть. Дед выходил на сцену до тех пор, пока не попал в больницу. Помню, еще учась в институте, я пожаловалась на усталость: мол, сессия, экзамены. Это вывело его из себя: "Катя, от чего отдыхать?!".
В первый раз он поехал в нормальный отпуск, в Крым, когда ему было уже лет 80. И надо сказать, отдыхать дедушке очень понравилось: "Катя, я и не подозревал, что бездельничать так приятно!". В 85 лет он далеко заплывал, глубоко нырял и страшно этим гордился. А каким успехом Сергей Владимирович пользовался у женщин! Ему домой постоянно звонили какие-то дамы. Но донжуаном его назвать нельзя было: он с юмором ко всему этому относился и никогда не изменял ни первой своей жене, ни второй.
- Но все-таки женился он дважды...
- Первая моя бабушка умерла от родов - тогда еще не было пенициллина. Двоих детей воспитывала прабабушка, мать Сергея Владимировича, кстати, бывшая директриса московской гимназии и дворянка.
- Значит, Сергей Образцов был дворянином?
- Нет, что вы! Прабабушка, баронесса из обедневшего рода, воспитывалась на средства графа Шереметева. Ее муж, отец Сергея Владимировича, из разночинцев, ему дворянство было пожаловано, но не было наследственным.
- Вы с детства знали, что станете режиссером?
- Что вы! Я спала и видела себя археологом. Тогда Шлиман только-только открыл Трою. Мы с ребятами ездили на раскопки в Среднюю Азию, однажды меня там даже змея укусила. Может, поэтому к 10 классу увлечение археологией прошло, и я решила поступать в театральный институт. Мне еще прочили карьеру великого математика: я придумала собственное доказательство теоремы Пифагора, мой научный труд даже был издан отдельной брошюрой. А теперь с трудом складываю два и три... Многие мои коллеги сейчас идут в бизнес, я бы тоже не против, но какой из меня бизнесмен, если даже деньги не могу правильно посчитать?..
- Поступить в театральное училище, да еще на режиссерский факультет, сразу после школы вам помог дед?
- О моем поступлении не знали даже родители. А по работе мы с дедом практически не пересекались. Просто дружили, особенно в последние годы. Наши квартиры были в соседних подъездах, и когда у меня собирались друзья, дедушка звонил: "Берите все со стола и приходите ко мне". Я отказывалась как могла, а друзья говорили: "Не ценишь ты своего счастья!", тут же вскакивали и отправлялись к нему. Играли две-три гитары, и до утра мы пели русские романсы. Причем хозяину дома было уже лет 90. Дедушкин дом был теплым и гостеприимным, открытым для друзей. Например, режиссер Митта с женой прожил у него довольно долго - пока не получил квартиру в Москве. Он дружил со всем подъездом и обожал всякие розыгрыши. Мы с ним даже ходили колядовать.
Это было во времена Брежнева. Я еще была студенткой и, помню, перед Рождеством сидела дома в депрессии. С работы вернулся муж (мы с ним потом развелись) и, чтобы меня развеселить, предложил пойти поколядовать. По дороге встретили деда - он возвращался с концерта. А узнав, куда мы идем, взял у меня платочек и, как был, - в парадном костюме со звездой героя - отправился с нами.
- Много наколядовали?
- Целый мешок подарков! А как он тогда разыграл семью Марка Прудкина! Просто подошел к двери его квартиры, позвонил в дверь и запел на иврите. Двери никто не открыл, а через какое-то время дедушке позвонила жена Прудкина. "Сергей Владимирович, у нас кто-то перед дверью пел вашим голосом, это были вы?". - "Конечно, я". - "А мы думали, начался еврейский погром".