Все течет, все меняется
В процессе поисков истины, которым занята большая часть человечества, меняются наши взгляды на жизнь. Только искренне верующие люди живут в обстановке раз и навсегда обретенной истины, но при этом даже они участвуют в процессе перемен - по-своему. Самая послушная часть населения, которая верует не столько в небесные, сколько в земные силы, получает от властей истину в предписанном виде и служит ей без раздумий, но и этой части человечества время от времени слегка подновляют положенные для усвоения догмы. Здесь тоже кое-что течет, протекает и понемногу меняется.
Перемены в некоторых сферах жизни улавливаются только теми, кто умеет их наблюдать. Виноделы рассказывали мне, как изменяется качество вина в зависимости от количества солнечных дней, от дождя и даже от того, как падает на виноградную лозу тень от дерева, разросшегося по соседству, а мы - и то не всегда - отмечаем лишь вкус вина.
Для большинства из нас процесс перемен становится год от года понятнее, так как со временем прибавляется знаний - по крайней мере, у тех, кто хочет эти знания обрести. Мы поневоле втягиваемся в перемены, учимся пользоваться новой техникой, читаем новые книги, стараемся понять новую музыку, живопись и пытаемся сдерживать раздражение при виде архитектурных чудес, навязанных нам градостроителями.
Хуже всего тем, кто тянется к переменам, ожидая от них немедленного облегчения своей жизни. Такие ожидания слишком часто заканчиваются ничем, и люди с удивлением наблюдают, как их жажда перемен не совпадает с темпами изменений к лучшему. Чтобы все стало понятнее, важно выяснять, кто заваривал те или иные перемены, и логически определять, кому они идут на пользу. В прошлом слишком часто народное нетерпение закипало от разочарований и приводило к революциям - бескровным, кровавым, разноцветным или бесцветным, но не всегда облегчавшим жизнь.
Никогда не забуду атмосферу ожидания, густевшую на киевском Майдане, предчувствие перемен к лучшему, искренний пафос ораторов и то, как постепенно разочарование вытесняло надежду, а единственной ощутимой переменой стало недоверие к любой власти и ее обещаниям. Здесь же надо заметить, что далеко не всегда искренность радует. Я знавал и знаю людей, которые разрушительно искренни постоянно - они прежде всего искренни в своем желании услужить любой власти, демонстрируя, как быстро их искренность может переродиться в беспринципность. Это вроде бы тоже способность к обновлению, но это искренность болотной травы, которая услужливо гнется в любую сторону по велению ветра.
Все меняется: пределы обновления подвижны и весьма индивидуальны. Мы живем в окружении очень разных личностей, зачастую представляющих несовместимые времена. Как это ни жестоко звучит, но я знаю людей, которые как бы ушли уже из жизни, и знаю тех, кто хочет прорваться в жизнь, да не может. Знаю людей, которые принципиально не хотят пользоваться компьютерами, заходить в интернет и слушать современную музыку. Знаю и таких, кто гонится за ветром перемен, превращая его в модное веяние и трепыхаясь, как лоскут на сквозняке.
То, что мы меняемся, неизбежно. То, что каждый из нас не однажды пробовал согласовать потоки своих желаний с реальностью, тоже факт. Научимся осмысливать этот опыт?