Грех ненависти
Терпеть не могу цитат. Тем более в наше время, когда вроде бы сбываются главным образом мечты о свободе. По крайней мере, нам это много лет внушают официально и с великой настойчивостью. Тем не менее в этих заметках мне захотелось процитировать еще кое-что из мыслей вроде бы несвоевременных, но вполне сегодняшних. Срастаться могут разные времена.
Дело в том, что время от времени мне тоже хочется уничтожать своих врагов. Затем наказывать всех, кто заодно с моими врагами. И не всегда сразу я пытаюсь встряхнуться, подумать о том, насколько это стыдное и подлое чувство — грех ненависти.
Мы не так давно начали понимать, сколь изувечены государственной ненавистью многие миллионы душ, во что превращаемся ежедневно, даже в официально демократические времена, слыша призывы стереть с лица земли то одних, то других инакомыслящих. Так пелось когда-то в главной большевистской партийной песне, к этому звали постоянно.
Вроде бы эти времена минули, но самое странное, что, уйдя от классовой ненависти как государственной идеологии, мы не стали добрее. Призывы к тому, чтобы стереть с лица земли то одних, то других сограждан, не утихают. Те, кто в патриотическом раже зовет к новым чисткам, смертельно оскорбляются, когда им говорят, что это и есть коммунистическое мышление и что нынче надо научиться переубеждать, а не уничтожать. Что прошли времена, когда людей исправляли могилами и «силой загоняли к счастью».
Когда я снова слышу, что надо формировать граждан новых держав немедленно и немилосердно, не жалея никого в процессе перевоспитания, мне вспоминается ненавистный упомянутым воспитателям и не шибко любимый мною ленинец Николай Бухарин, изрекший на заре большевистской эры, что любая форма активного влияния на сознание «...начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи».
Ау, сторонники палочного внедрения национальной идеологии! Ау, любители пугать и сгибать всех подряд, не считаясь с обстоятельствами! Ау, те, кто мыслит категориями целых наций или народов, которые должны быть стерты с лица земли! К вам, братья и сестры по духу, обращается Мартын Лацис, один из самых кровавых чекистов: «Не ищите на следствии материала или доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему предложить: какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы должны определить судьбу обвиняемого». Видите, как просто?
Вчера из идейных соображений можно было бить морды швейцарам аристократических клубов, сегодня — вахтерам в коммунистическом офисе или «лицам кавказской национальности» на московской улице. Оказывается, что вчерашние мордобои способны воскресать в новом времени с вроде бы новым смыслом, — уже как средство строительства демократического, национального или еще какого-нибудь государства. Вам это по душе?