В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Времена не выбирают

Советник губернатора Одесской области Михаила Саакашвили Саша БОРОВИК: «Мы будем делать то, что считаем нужным, а если кто-то в высшей власти решит нам помешать, назовем имена»

Елена ПОСКАННАЯ 25 Июня, 2015 00:00
Чтобы изменить экономическую среду, команда Михаила Саакашвили будет разрабатывать проекты законов и лоббировать их в высших органах власти Украины. Об этом в комментарии интернет-изданию «ГОРДОН» заявил бывший кандидат в заместители министра экономики Украины, а ныне советник Михаила Саакашвили
Елена ПОСКАННАЯ

Над пакетом реформ для Одесской области работают специалисты из Украины, Грузии и стран ЕС. Помощь в привлечении инвестиций и развитии туристической сферы предлагают специалисты из Израиля, сообщил Саша Боровик.

По его словам, четкая программа действий может быть представлена в конце июня. Новая команда собирается строить дороги, наводить порядок в портах и на таможне, развивать предпринимательство, туризм и сельское хозяйство. Кадровые вопросы реформаторы решили отложить на некоторое время. Несмотря на желание Саакашвили сократить количество работников областной государственной администрации (ОГА) почти в 16 раз, все сотрудники остаются на своих местах. Быстро обновить штат не позволяет закон.

Как отметил Боровик, существующая система управления также будет меняться. Для этого команда Саакашвили собирается самостоятельно писать проекты законов или постановлений и лоббировать их принятие.

— Мы готовим экономическую стратегию развития Одессы и области, прописываем тактические шаги по изменению ситуации, — рассказал Боровик. — Через не­делю у нас уже будет конкретная программа с описаниями. Конечно, чем больше мы понимаем область, тем лучше себе представляем, насколько сложно будет все намеченное реализовать. Одесская область долгое время была одной из худших в Ук­раине. Нам предстоит изменить это за счи­танные недели.

События происходят очень быстро. Мы и сами всех торопим. Если кто-то обещает сделать за неделю, мы говорим: «Это нужно через три дня». У нас хорошие связи с международным сообществом. За последние 10 дней мы встретились со всеми послами стран, входящих в G7. Израильский офис привлечения инвестиций готов помогать нам в построении работы, а организация, которая занимается привлечением туристов, берется поддержать создание команды и задать динамику в туристической сфере.

— Саакашвили сказал, что хотел бы сократить число работников администрации до 50 человек, то есть почти в 16 раз. Что происходит сейчас с аппаратом ОГА?

— В Украине нет законодательной базы для быстрой смены государственого аппарата. Реформа госсектора должна была стать первой из реализованных в стране. Когда я говорил с грузинскими реформаторами, меня спрашивали: «Знаешь, как долго писалась судебная реформа? Полтора дня! И к концу второго дня уже приняли закон о судах». Этот закон сейчас считается самым лучшим в Восточной Европе. Закон о государственной службе команда Саакашвили написала за два дня! А у нас до сих пор изменений нет, и я не понимаю, почему.

Если мы ввяжемся в реформирование госаппарата по старым законам, мы там увязнем и ничего не сможем сделать для экономики и привлечения инвестиций. Поэтому сейчас мы разговариваем со служащими, проводим много встреч — хотим понять, что за люди работают в администрации. Есть много неплохих специалистов. По сравнению с Министерством экономики одесская госадминистрация выглядит прогрессивно. Здесь люди более открытые, намного моложе, не так испорчены — у них было меньше доступа к деньгам. В министерстве с той «старой гвардией» у меня постоянно было ощущение, будто что-то происходит за спиной. В Одессе у чиновников есть определенный непрофессионализм, видно, что это постсоветские бюрократы, но с некоторыми из них можно работать.

Для нас главное — реформы, мы толкаем этот воз и говорим «старой гвардии»: «Нам все равно, какое у вас прошлое, вы должны работать с нами и делать вот это». Нам намного важнее привести деньги в регион, чтобы, например, построить дорогу до границы с Румынией и таким образом связать Одессу с Европой. Сейчас никаких дорог нет вообще. 25 процентов всех дыр на дорогах Украины приходится на Одесскую область.

Нам надо как можно быстрее разобраться с портами и таможней. Одесса живет контрабандой еще с того времени, как забрали порто-франко (режим беспош­линной торговли, был введен в 1819 году и действовал до 1859 года.«ГОРДОН»). Это история одесского рынка. И нам предстоит поменять саму суть экономических отношений.

Одновременно надо поднимать инфраструктуру. Оказывается, трубы, которые были проложены в советское время для орошения сельскохозяйственных земель, в последние годы просто вырыли и сдали на металлолом. А без оросительных систем не возможно успешное сельское хозяйство в южных районах. Все надо делать с нуля, и мы теперь этим занимаемся.

— Если нет базовых законов, не идут судебная и налоговая реформы, как в таких условиях вы собираетесь реформировать отдельно взятую область?

— Мне в Киеве говорили, что вам, ребята, надо ориентироваться на Винницу и Львов. Мы это обсудили и решили ни с кого не брать пример. Там меняли города в условиях старой системы, а мы не желаем жить по старым меркам. Мы будем тянуть область и силой собственного авторитета менять систему в государстве.

Вот пример: мы посмотрели перечень лицензий, которые должны получать предприятия по экологии. Мы не можем отменить эти лицензии в регионе, но мы хотим, чтобы их не было. Поэтому пишем проект постановления, идем, лоббируем (в хорошем смысле этого слова) закон и настаиваем на немедленных изменениях, чтобы корректировать экономическую среду.

— Как видите, в верхах все инициативы туго продвигаются. Почти год прошел, реализованные изменения в жизни страны можно по пальцам пересчитать, а вы хотите, чтобы по вашему тре­бованию быстро меняли законы?

— Если чиновники и депутаты не будут этого делать, будем на них давить с помощью прессы. События из моей личной жизни научили тому, что, если не получается, кто-то создает административные преграды, самый лучший союзник — пресса. Люди, которые ничего не хотят менять, больше всего боятся огласки.

Так что мы не будем ходить по коридорам, договариваться, клянчить. Мы будем делать то, что считаем необходимым. Если нам кто-то решит помешать в высшей власти, будем называть имена. И народ сможет четко понять, что происходит.

— Судя по всему, у вас набралась большая команда. Как и где вы работаете?

— На самом деле команда очень компактная. Костяк — пять-шесть человек. Зато у нас большая внешняя поддержка. Если нужен специалист, Миша просто кому-то звонит и приезжает человек, который является экспертом в определенной сфере. С нами работают бывший генеральный прокурор Грузии, экс-руководители из МВД, министерства экологии, а также Грузинских железных дорог (к слову, эта компания зарабатывала больше, чем все госпредприятия Украины вместе взятые). Все эти специалисты сейчас в Одессе. Кроме того, на выходные приезжают члены грузинского парламента.

Есть поддержка со стороны иностранцев. Нам говорили: ребята, у вас есть все, чтобы стать авангардом украинских реформ, мы вас поддерживаем, готовы помогать советами и не только. Так что команда собирается действительно уникальная. Если ее вывести на уровень страны, все будет по-другому. Люди в Украи­не готовы, как и в Грузии, судебную реформу сделать за полтора дня, налоговую — за неделю, закон о госслужбе поменять за два дня. Украинское общество именно такого подхода к реформам и ожидает.

Условия работы и жизни — спартанские. Мы только обустроили рабочее место. Это очень маленький офис. Многие еще живут в гостинице. Просто нет лишнего времени на решение бытовых вопросов. Например, в субботу мы работали до часу ночи. Я никогда так долго в министерстве не задерживался. Но, думаю, в течение недели мы построим систему, которая будет хороша для Одессы, и тогда все наладится.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось