Не стало режиссера Алексея Германа-старшего
О смерти Алексея Юрьевича сообщил его сын - кинорежиссер Алексей Герман-младший. «Сегодня умер мой отец, - написал в своем блоге Алексей. - Умер, не приходя в сознание, в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Врачи сделали все возможное и невозможное для того, чтобы спасти отца. И не их вина, что они не смогли его вытянуть. Они делали свое дело честно, благородно, и у меня нет сомнений в том, что где-нибудь в мире врачи могли бы сделать больше, чем сделали у нас. Спасибо им. У отца просто остановилось сердце».
За последний год Герман-старший несколько раз побывал в больнице: сначала сложная операция на сердце, потом - тяжелейший перелом руки в трех местах. Последняя госпитализация случилась в ноябре прошлого года, когда кинорежиссеру понадобилось срочное перепрограммирование кардиостимулятора. Уже в больнице, узнав о смерти своего друга - культового писателя Бориса Стругацкого, Алексей Юрьевич потерял сознание и больше не приходил в себя.
Алексея Германа-старшего как западные, так и российские кинокритики единодушно признавали классиком современного кинематографа. Это при том, что за более чем 40-летнюю творческую биографию Алексей Юрьевич снял всего пять полнометражных картин. Причина - абсолютная бескомпромиссность режиссера, его скрупулезность и перфекционизм: над каждым фильмом Герман-старший работал по 5-12 лет. Съемки последней, еще незавершенной, картины по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» длились почти 14 лет.
Алексей Юрьевич считал «Трудно быть богом» с Леонидом Ярмольником в главной роли главным фильмом своей жизни. Дело не столько в количестве средств, сил и времени, потраченном на съемки, сколько в попытке максимально точно перенести авторский замысел братьев Стругацких на экран, воссоздать жуткий, удушливый мир Арканара, власть в котором захватили серые, ничтожные люди. В настоящий момент этот титанический труд почти закончен - осталась только перезапись звука. Герман-младший пообещал в ближайшие несколько месяцев завершить дело отца и выпустить картину на широкий экран.
Алексей Герман-старший родился 20 июля 1938 года в Ленинграде в семье советского писателя, драматурга и киносценариста Юрия Германа и Татьяны Риттенберг. В 1960-м окончил мастерскую Григория Козинцева в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ныне это Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). Работал в Смоленском драматическом театре и Ленинградском большом драматическом театре под руководством Георгия Товстоногова. В 26 лет Алексей Юрьевич стал режиссером на киностудии «Ленфильм». Собственно, с этого времени и начались его мытарства.
Первая самостоятельная работа Германа-старшего, снятая в 1971-м, - картина «Проверка на дорогах» по повести отца - не прошла цензуру и на долгие 14 лет легла на полку из-за «недостаточно героического изображения борьбы советских партизан с фашистскими захватчиками». Та же участь едва не постигла и вторую германовскую картину - «Двадцать дней без войны» с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко в главных ролях. Помогло заступничество титулованного советского писателя и поэта Константина Симонова, по чьей повести «Записки Лопатина» и был снят фильм.
В 1984-м Алексей Юрьевич снял еще один фильм по повести отца «Мой друг Иван Лапшин». Как и «Проверку на дорогах», эту киноленту зритель смог увидеть лишь в годы перестройки, когда настороженное отношение к строптивому режиссеру сменилось признанием на официальном уровне: обе запрещенные картины были тут же удостоены Государственной премии.
Работа над следующей картиной - «Хрусталев, машину!» - заняла у Алексея Германа семь лет из-за трудностей с финансированием и нежелания режиссера идти на художественные уступки. В 1998 году фильм, действие которого происходит в 1953 году накануне смерти Сталина, участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля, где был прохладно встречен из-за «усложненного киноязыка», однако на родине получил шесть наград киноакадемии «Ника» и впоследствии был включен в список 100 лучших кинокартин XX века.
«Последний раз, когда я видел отца в сознании, - написал Герман-младший, - он диктовал письмо в поддержку киностудии «Ленфильм». Студии, где он проработал всю жизнь и которую удалось спасти во многом и ценой его здоровья. Для меня отец всегда был образцом достоинства, нестяжательства и честности. Он прожил свою жизнь достойно. Не предал своих идеалов. Не продался. Не поменял себя на суету. Верю, что он ушел в лучший мир».
Алексея Германа-старшего похоронили на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.