Станислав ГОВОРУХИН: «Как режиссер я знаю, что интерес и азарт — это ключ к успеху, так вот, он у Дмитрия Гордона в кармане. На сломе эпох и формаций, который большую часть населения погрузил в депрессию и безысходность, когда свергались былые кумиры и рушились авторитеты, Дима почувствовал еще не осознанный обществом запрос на людей успешных, состоявшихся, тех, «сделать бы жизнь с кого», и поэтому его собеседники так интересны всем»
На глазах гибнет культура и, что самое горькое, рождается бездуховное поколение. Смотрите, на каких идеалах воспитываются нынче дети: их растят не в любви к Родине, а в духе торгашества и стяжательства, но выходят они на улицу и что видят? Что хорошо живет сильный и бессовестный, что процветают те, кто воруют, а люди, которые прилежно учились и с юных лет честно трудились, еле сводят концы с концами. Дети не уважают своих родителей, потому что со всех сторон их убеждают: старшее поколение прожило бесцельную жизнь и вся его история - цепь ошибок и преступлений, так что крушение культуры происходит прежде всего в душах.
Конечно, если все было бы беспросветно, не имело бы смысла ни издавать эту книгу (как, впрочем, и другие), ни писать к ней предисловие - есть, безусловно, ростки, побеги, оазисы, но мы должны знать реальное положение вещей и быть готовыми к худшему. Когда оно захлестнет нас, не нужны будут никакие интервью, так что начинать или продолжать бороться надо сейчас, а потом, когда все окончательно деградируют, спасать будет некого - я же политик и должен видеть тенденцию.
Допускаю, что это наивно, но верю: мы еще можем остановить разрушительные процессы, сберечь то, без чего духовное возрождение невозможно. Каждый здравомыслящий человек должен сделать для этого все, что в его силах, и хотя сегодня автор этой книги Дмитрий Гордон живет в другой стране, мы разного возраста, профессий и придерживаемся различных политических убеждений, у нас схожие взгляды на прошлое, настоящее и будущее.
Знакомы мы с Димой очень давно - с 1990 года, когда он взял у меня первое интервью после премьеры фильма «Так жить нельзя». Потом было второе, третье... Мы неоднократно встречались, а подружились, видимо, потому, что оба оставались удовлетворены взаимным общением, и это выделяет его среди пишущей братии, которая, по-моему, разучилась вести дискуссии уважительно и право на свое мнение за другими не признает.
Какой крик поднялся в Рунете, когда в конце 2011 года я согласился возглавить избирательный штаб кандидата в президенты России Владимира Путина, каких пакостных ярлыков на меня только не навешали! Блогеры (они гордо «сетевыми хомячками» себя именуют) даже пытались меня «похоронить» - мне, рожденному в 36-м, столь агрессивная нетерпимость, которая, как лакмусовая бумажка, выдает сразу людей из прошлого (не по возрасту, а по взглядам - архаичным, немодерновым, да уже и неэффективным), что-то очень напоминает.
Эта интернет-обструкция еще раз подтвердила правильность моего решения - я ни на секунду не пожалел, что поддержал того, кто как-то попытался организовать, наладить жизнь в стране, лежавшей до него в коме, и сделал это твердой рукой. Как тут не вспомнить Столыпина: «Я говорю: надо дать свободу, но при этом добавлю, что предварительно нужно создать граждан и сделать народ достойным свободы»? К сожалению, гражданами мы оказались плохими...
Не устаю повторять, что у каждой личности есть права и свободы, но есть и обязанности, и ответственность перед страной. Мне - не скрываю - всегда нравились люди, которые думали, жили и совершали поступки, соизмеряя их с категорией не личной выгоды, а общественного успеха. Действовать именно так своим долгом считаю и я.
Кстати, «путинцем» никогда не был - в свое время не только против Владимира Владимировича голосовал, но и сам баллотировался в президенты, соперничал с ним на выборах (как выяснилось, это была с моей стороны дурость, ибо сегодня альтернативы Путину абсолютно нет).
Конечно, тогда я слабо представлял, в чем будут заключаться мои обязанности как главы избирательного штаба, разумеется, браться за новое дело было страшновато... Даже в кино к фильму нового для себя жанра подступаешь всегда с опаской, а здесь - такая махина, но, кроме страха, был огромный интерес и азарт.
Как режиссер я знаю, что интерес и азарт - это ключ к успеху, так вот, он у Дмитрия Гордона в кармане. В любом серьезном деле нужен человек, который не прячется за коллективистское «Мы», а берет на себя ответственность и говорит: «Я» - это важнейшая буква алфавита, хотя на протяжении 70 лет убедить нас пытались в обратном. Мы ведь в патерналистском выросли государстве, которое отвечало за все: за твою работу, зарплату, профсоюзную путевку, за место для твоего сына в яслях и его завтрак в школе. Это въелось в сознание намертво, отучило подавляющее большинство от риска и предприимчивости.
Дмитрия с первых шагов в журналистике отличали здоровый авантюризм и разумный индивидуализм, который подразумевает расчет прежде всего на свои силы, ум и энергию. Такими были когда-то в России покорители Сибири, а в Украине - запорожские казаки, которые твердо знали: сколько сможешь ухватить свободы - все твое: эти вот личные качества и предопределили гордоновский творческий почерк, его любовь к жанру интервью.
Напомню, что в журналистике действует очень жестокая конкуренция - за последние 30 лет соответствующие дипломы получили десятки тысяч специалистов, и те из них, кто пробился на страницы газет и журналов, на экраны «ящика», прошли сложнейший отбор. Дима (немаловажная, замечу, деталь!) окончил Киевский инженерно-строительный институт - в этом и заключается парадокс. Что помогло ему не просто состояться, а сделать себе в журналистике имя? Думаю, помимо чисто литературных умений - интуиция, глубокое знание реальных потребностей общества и каждого отдельного человека.
Мне кажется, на сломе эпох и формаций, который большую часть населения погрузил в депрессию и безысходность, когда свергались былые кумиры и рушились авторитеты, он почувствовал еще неосознанный обществом запрос на людей успешных, состоявшихся, тех, «сделать бы жизнь с кого». Поэтому его собеседники так интересны всем - выросшим и на черно-белом телевидении, и на компьютерных «стрелялках». Ну и, безусловно, его глубокие интервью с российской и украинской элитой - не последний аргумент в споре с той молодежью, которая убеждена, что выиграть в лотерею легче, чем заработать честным трудом.
СМИ нынче ставку делают на актерство, на театральные модуляции голоса, слезы, истерики, а умных собеседников, излагающих философские концепции, скучные теории и сложные мысли, они избегают (каков, дескать, зритель, таковы и телевидение, и пресса). Но Дмитрий Гордон моде не поддается и неуклонно следует своей цели - представить срез нашей эпохи и людей, ее олицетворяющих. Из этого замысла и вырос мультимедийный проект, частью которого является эта книга.
Рецепт жизненного успеха, который предлагает Дима своим читателям, мне по душе, потому что он прост: больше надеяться на себя, ценить своих близких, не предавать друзей и меньше внимания обращать на власть.