За кадром
Телепродюсер Вадим ТАБАЧУК: "Если коммерческое телевидение ущербно, потому что у него нет денег, то государственное - потому что нет человека с плеткой"
Татьяна ЧЕБРОВА. «Бульвар» 6 Апреля, 2005 00:00
13 апреля нынешнего года по инициативе вице-премьера Николая Томенко, а также Юрия Артеменко, Сергея Правденко и других народных депутатов Украины состоятся специальные парламентские слушания о создании Общественного телерадиовещания в Украине.
"ВМЕСТО ДОСТОЙНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕДАЧ ЗРИТЕЛИ ВИДЯТ "ОКНА" НАГИЕВА, РАЗРУШАЮЩИЕ ИХ ДУШИ"
- Вадим Вадимович, так что же все-таки делать, чтобы не было мучительно больно нажимать на кнопку телевизионного пульта?
- Мы с Владимиром Андреевичем создали концепцию телевидения, свободного от чернухи, порнухи и рекламы. Оно - гарантия того, что в эфире больше не будет темников и заказушного произвола а-ля Пиховшек. Не будет ни тенденциозности государственных вещателей, ни крикливой сенсационности коммерческих. Ни самоцензуры.
Общественное телевидение должно служить не политикам или денежным мешкам, а нам с вами. Его дело - объективная всесторонняя информация (я не хочу смотреть краткую выжимку, купленную по дешевке у западных информагентств). А еще производство высококачественных просветительских, детских, развлекательных, музыкальных, спортивных и прочих программ, которые на коммерческих каналах практически вымерли. И лучшее кино, в том числе документальное и научно-популярное.
Хочу, чтобы на телеэкран вернулись, например, "Солнечные кларнеты", хотя я презирал эту передачу, когда работал на государственном телевидении. Пусть у нее будет другое название, но мы не можем обойтись без нашего фольклорного богатства - такого во всей Европе не сыщешь.
- Если крутить черно-белые ленты из архивов Госфильмфонда и записи ансамблей районных клубов, наше телевидение начнут называть даже не маргинальным, а хуторским...
- Все зависит от уровня этих передач. У нас есть сильные телекомпании в Харькове, Донецке, Львове. Увы, Национальный совет по телевидению и радиовещанию Украины последней каденции лишил эфира 90 из 130 областных компаний. А их частоты переданы общенациональным каналам, которые контролируются несколькими олигархами. И вместо достойных региональных передач зрители видят "Окна" Нагиева, разрушающие их души.
- Это ток-шоу уже закрыто и идет в записи, хотя имело высокий рейтинг. А где рейтинг, там и рекламодатели, значит, деньги на новые сериалы и программы...
- То, что каналы выживают за счет рекламы, - миф. Она есть, пожалуй, только у "Интера" и "1 + 1". Поэтому эфир забит чужой дешевкой и фильмовым секонд-хэндом, нет оригинальных отечественных программ. У трех владельцев десятков общенациональных каналов не хватает желания и средств на финансирование производства собственных передач.
Выступая на учредительном съезде партии "Народный Союз "Наша Украина", Президент страны Виктор Ющенко сказал, что ему больно, когда он читает сводку по регистрации лицензий средств массовой информации. По его словам, 278 лицензий принадлежат одному человеку...
Говорю крамолу: если коммерческое телевидение ущербно, потому что у него нет денег, то государственное - потому что нет человека с плеткой. Такого, как Николай Охмакевич - председатель Гостелерадио УССР. Правда, работал он под дамокловым мечом - дежурные в Политбюро стопроцентно "отсматривали" эфир. За ошибку Охмакевич мог поплатиться головой.
"ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ДОЙНУЮ КОРОВУ ДЛЯ ОПЫТНЫХ ГРАНТОЕДОВ"
- В 97-м вы уже пытались быть акушером Общественного телевидения. Но дитя так и не родилось и вынашивается уже восьмой год...
- Создавать систему Общественного вещания нам приходится в условиях деформированной радиочастотной среды Украины. Практически исчерпаны возможности аналогового телевидения и радио. Из 2254 возможных телеканалов 1793 уже используются для трансляции 12 общенациональных и 2 региональных телесетей.
Местные каналы сегодня выходят в эфир на 243 телеканалах, хотя закон требует, чтобы их было не менее половины, то есть не меньше 1127. При этом неосвоенного частотного ресурса аналогового телевещания осталось всего процентов 10. Это значит, нет возможности создать даже один новый общенациональный аналоговый канал для Общественного телевидения за счет еще не освоенных частотных ресурсов.
Около двух миллионов наших сограждан смотрят спутниковое телевидение, но в основном российские каналы.
15-16 миллионов зрителей - абоненты около 600 кабельных сетей, однако эти сети практически не контролируются Нацсоветом. За последние два созыва члены Нацсовета прекратили лицензирование каналов в кабельных сетях, которые отданы на откуп коммерческим интересам их владельцев. И места для Общественного телевидения здесь тоже нет.
Можно было бы возложить большие надежды на цифровое вещание, но оно не просто нами не осваивается - его частотный ресурс уже утрачен на четверть, а в приграничных областях - наполовину.
- На радио ситуация столь же безрадостна?
- Национальная радиокомпания Украины фактически лишена FM-диапазона - количество ее возможных слушателей в шесть раз меньше, чем аудитория коммерческих FM-станций. И создание общественного или государственного общенационального радиоканала в FM-диапазоне невозможно, в то время как негосударственные вещатели овладели в нем не менее 10 общенациональными FM-каналами.
Реально Общественное вещание может использовать приблизительно 10 процентов частот, на которых сегодня транслируются НТКУ и НРКУ, областные телерадиокомпании и мелкие негосударственные ТРК.
- Есть от чего опустить руки...
- Самая большая беда нашего телевидения - отсутствие Концепции теле- и радиоинформационного пространства страны. Нацсовет умудрился без нее пролицензировать весь свободный частотный ресурс. И создавать новые теле- и радиоканалы Общественного вещания вне Концепции - наступать на те же грабли. Именно Концепция должна определить задачи и цели Общественного вещания исходя из наших реалий.
Сегодня существует серьезная опасность отхода от демократичных норм Закона "О создании системы Общественного телевидения и радиовещания Украины", принятого в 1997 году.
Возможно, власть, как и тогда, не хочет, чтобы появилась новая вещательная структура, свободная от чиновников и корпоративного капитала. Отсюда попытки подменить понятия. И заменить Громадську раду как коллегиальный орган (согласно закону, в ней на равных представлены все основные политические силы страны) на Наблюдательный совет, полностью назначаемый Кабмином. Или на общественный совет из подставных организаций и фондов (в этом случае Общественное вещание может превратиться в дойную корову для опытных грантоедов, так называемый менеджмент которых весьма далек от телевизионного производства).
Мы глубоко убеждены, что если Верховная Рада сподобится выполнить норму закона и определит персональный состав Общественного совета, а также введет необходимые поправки в Бюджетный кодекс, Общественное телевидение появится в нашем эфире еще до парламентских выборов.
Показатель истинного желания создать Общественное вещание - соблюдение участниками этого процесса существующих норм базового закона.
- И все-таки полемика, к которой присоединились почти все высшие должностные лица государства, в основном свелась к реорганизации государственного вещания. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко предлагает реформировать "УТ-1", спикер Верховной Рады Владимир Литвин - создать Общественное вещание на основе парламентского телевидения, а председатель Гостелерадио Украины Иван Чиж - на технической базе областных ТРК.
- А мы разработали интегральную схему системы, состоящую из трех телевизионных и радиоканалов: публичного, программы которого производятся и транслируются государственными Национальными теле- и радиокомпаниями Украины (НТКУ и НРКУ); общественного - на базе телерадиоорганизации, созданной 26 государственными областными ТРК, отдельными муниципальными компаниями крупных городов и студией Верховной Рады; громадського - на базе студии, основанной негосударственными отечественными вещателями и производителями аудио- и видеопродукции всех регионов Украины, которые существуют на рынке не менее пяти лет.
Такое трио необходимо для хоть какой-то конкуренции с бесконтрольно расплодившимися частными общенациональными каналами. Оно обеспечит соревновательность программ и внутри системы. Если общественный канал, например, будет показывать работу Верховной Рады, снимая депутатов в зале или на трибуне, то громадський заснимет их и в буфете. А трансляцию сессии начнет, скажем, с того, из каких лимузинов выходят народные избранники.
- Интересны ли передачи областных студий для всех зрителей страны? Сегодня человек может жить за два квартала от пожилой мамы и лишь изредка звонить, чтобы узнать, как ее здоровье...
- Пока не потеряет мать... А здесь речь идет о неньке Украине. Общественный канал должен продвигать национальную идею, чего не сделает ни один коммерческий или государственный канал, выполняющий заказы владельца, рекламодателя, чиновника. Мы пока такой идеи боимся, хотя все процветающие страны - США, Франция, Япония - научились себя уважать.
"ДОСТАТОЧНО ОДНОЙ ДВУХСОТОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА - 600 МИЛЛИОНОВ ГРИВЕН"
- Вадим Вадимович, где взять деньги на проект, если рекламы не будет, а у бюджета перезагрузка, как у Матрицы?
- Финансироваться Общественное телевидение должно комплексно - за счет отчислений части средств от всех видов коммерческих рекламы и развлекательных зрелищ, игрового бизнеса, продажи бытовой аудио- и видеотехники...
Но и в бюджете можно найти средства. Для этого достаточно одной двухсотой его части - 600 миллионов гривен.
- Если Общественное телевидение будет кормиться из бюджета, о какой независимости от государства идет речь?
- Гарантией свободы будет бюджетное финансирование не через Кабмин, а через исполнительный орган Громадської ради. Кстати, в Канаде и Австралии, Бельгии и Голландии, Эстонии и других странах нет никаких дополнительных налогов - телеканалы напрямую финансируются из бюджета под контролем общественных советов.
- Не напоминаете ли вы Манилова, который строил воздушный мост из своего губернского поместья в Санкт-Петербург - но, увы, только в мечтах?
- Нет. Если, конечно, не потеряем время на интриги, бесплодные дискуссии, деребан собственности государственных телерадиоорганизаций, борьбу за получение руководящих постов в структурах, через которые проходят деньги бюджета. Все зависит от политической воли и истинности задекларированных устремлений пришедших к власти политических сил. А также от воли общества, проявившего себя в "оранжевой революции".
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter