Херст показал в Киеве «Раковые хроники» и спасал младенцев
В PinchukArtCentre открылась выставка «Реквием» — ретроспектива Дэмиена Херста, самого дорогого художника из ныне живущих. Крупнейшие мировые издания сообщили об этом событии на первых страницах.
Накануне презентации «Реквиема» Дэмиен Херст и Фонд Виктора Пинчука открыли в столичной больнице «Охматдет» центр помощи новорожденным — «Колыбели надежды». Оборудование двух блоков интенсивной терапии для недоношенных детей, родившихся с весом меньше килограмма, было приобретено на средства, вырученные от продажи на аукционе картины Херста «Темные дни». Благодаря «Темным дням», медики выходили Димочку, который появился на свет 760-граммовым, а сейчас, в свои два месяца, чувствует себя вполне нормально.
О Херсте слышали даже те, кто не считает себя знатоком и ценителем прекрасного. Платиновая копия настоящего черепа юноши, инкрустированная 8601 бриллиантом, была продана за 100 миллионов долларов и вознесла Херста на вершину арт-рейтинга. Этого черепа в арт-центре мы не увидим, зато в изобилии имеются другие: именно в Киеве состоялась премьера самой свежей серии херстовских работ Skull paintings.
Эпатажный маэстро, провокатор и философ, которого прославили туши акул, коров и овец в гигантских аквариумах с формалином, привез значительную часть работ того периода, а также инсталляции из таблеток, хирургических инструментов, окурков, фантастически прекрасные мозаики из крылышек тропических бабочек...
На четырех этажах арт-центра, пространства которого были специально реконструированы под уникальную экспозицию, разместилось около сотни работ человека-фабрики, над воплощением идей которого еще недавно трудилось 120 помощников (пока Херст не решил оставить половину из них: «...мне куда уютнее работать с 60 людьми, не больше, иначе я теряю ощущение включенности в процесс»).
До середины сентября сюда явно не зарастет народная тропа... «Жажда наживы» — муляж коровы, обтянутый настоящей шкурой, повис в петле, из распоротого брюха вывалились внутренности, смешавшись с окровавленными купюрами. «История боли» — большой белый надувной мяч, парящий в воздушном потоке над секирами и ножами. Триптих «Ворота в Царствие Небесное», горящий чешуйками мотыльковых крыльев, как будто свет проходит сквозь витраж готического храма.
Полотна-коллажи «Раковые хроники» (многократно увеличенные клетки канцера с наклеенными поверх кусочками битого стекла и лезвиями скальпелей выглядят то ли как пейзажи, то ли как натюрморты) — для этих гигантских картин и двух емкостей с акулами во внутреннем дворе здания, в котором разместился PinchukArtCentre, возвели специальный «мавзолей».
«Отрицание смерти», «Объяснение смерти» — не только названия работ лауреата Тернеровской премии, но главная тема его творчества. О смерти Херст знает достаточно — в юности он подрабатывал в морге. О жизни — тоже. У него растут три сына, рождение младшего — Сайерса в 2007 году художник запечатлел с протокольной точностью.
На открытии выставки среди двух тысяч гостей присутствовали не только украинские знаменитости, но и ведущие галеристы мира, а также один из трех самых богатых современных художников Джефф Кунс, актер Дэниел Крейг (агент 007), гражданская жена Романа Абрамовича Даша Жукова, бывшая супруга Мика Джаггера Бианка. Рядовые посетители, которые в первые два дня работы экспозиции выстояли во внушительной очереди, даже «поиграли в Херста» — собственноручно лили краску на картонные трафареты, вращающиеся на машинах для рисования, и совершенно бесплатно унесли домой сувениры с факсимильным автографом художника. Кстати, в «Реквиеме» представлены spin-paintings авторства Виктора Пинчука и его супруги Елены Франчук, а сам Херст продает свои спин-рисунки на аукционах по полмиллиона долларов.