За кадром
Андрей ХАРИТОНОВ: "Ступка пихнул мне в рожу горящую свечу. Жлобская шутка! Я был привязан и реально мог загореться"
Ольга КУНГУРЦЕВА. «Бульвар Гордона» 28 Апреля, 2005 00:00
К сожалению, киноиндустрия бездушно играет актерскими судьбами. Сколько вчерашних кумиров пережили быстрый взлет, сумасшедшую популярность и... забвение.
"Я СПОКОЙНО ДОЖДАЛСЯ СВОИХ, ЛЕЖА В ВОДЕ И КАНДАЛАХ"
- Фильм "Овод" стал знаковой работой в вашей актерской карьере, кардинально изменил вашу дальнейшую судьбу.
- Это правда. Я поступил в Киевский театральный институт сразу после окончания физико-математической школы. Цель была одна - стать известным актером, активно сниматься, зарабатывать кучу денег... Увы, воздушные замки разрушились буквально с первых месяцев учебы. У концу второго курса я решил перевестись в художественный институт на архитектурное отделение. Но судьба распорядилась иначе. Когда заявление об уходе уже лежало в кармане, мне поступило предложение сыграть Овода.
- Режиссеру картины Николаю Мащенко вы никогда не задавали вопрос: "Почему выбор пал именно на меня?".
- Честное слово, нет. Лишь спустя годы я понял, что вытащил тогда счастливый билет. На меня обрушились призы, награды, популярность. Мои портреты украшали обложки глянцевых журналов, комсомол пытался кого-то воспитывать на моем примере, пошел вал работы...
- Помните начало съемок?
- Конечно. Первое, что спросил Николай Павлович: "Плакать умеешь?". Я ответил: "Умею". Благодаря науке замечательного педагога Леши Петухова для меня плакать-смеяться-раздеваться перед камерой, что называется, как два пальца...
В свое время я сыграл воспитателя царских дочерей в фильме "Романовы. Венценосная семья". На площадке актрисы-царевны, которые возомнили себя суперзвездами, доводили режиссера до истерики тупыми вопросами: "Как заплакать? А чего заплакать?". Глеб Анатольевич Панфилов рвал и метал, а мэтрэссы рассказывали мне байки. Оказывается, чтобы выдавить слезу, нужно вспомнить, к примеру, как помирала твоя любимая собачка. Чушь! Это не психологическое, а физиологическое упражнение.
- Николай Павлович Мащенко с улыбкой вспоминал о том, как однажды, приковав вас к стене в пещере, группа удалилась на обед. Вас же оставили входить в образ. И тут, откуда ни возьмись, появилась ваша мама...
- Это случилось в первый съемочный день. Он совпал с моим днем рождения - мне тогда стукнуло 20 лет. Мама начала было громко возмущаться, но Мащенко прочитал ей лекцию: дескать, если ваш сын хочет стать настоящим актером, должен пройти через все испытания и муки. После чего сделал ручкой. К счастью, начальник гримерного цеха Вася Гаркалин сжалился и влил в меня за день рождения 50 граммов спирта. Поэтому я спокойненько дождался своих, лежа в воде и кандалах...
Кстати, я был единственным исполнителем главной роли у Мащенко, который с режиссером ни разу не поругался. Когда мы в узком семейном кругу праздновали получение приза "Золотая Нимфа", присужденного "Оводу" на кинофестивале в Монте-Карло, Николай Павлович за мое терпение даже тост поднял. Кстати, о том, что мне присудили этот приз, я узнал в Москве из телевизионных новостей.
- Выходит, за наградой в Монте-Карло вы не ездили?
- А кто бы меня туда пустил? Начальство решило, что хватит с мальчика и 10-ти съемочных дней в Италии. Мало того, когда я вернулся из Москвы в Киев и пришел на студию, не нашел даже клочка туалетной бумаги с упоминанием о нашем триумфе. А украинская пресса картину всем существующим на свете дерьмом облила! Хотя, с другой стороны, когда это коллег чужие успехи радовали?
"В +14°С МЕНЯ ПОЛИВАЛИ ЛЕДЯНОЙ ВОДОЙ ИЗ БРАНДСПОЙТА"
- А как неокрепшая психика 20-летнего юноши реагировала на славу? Ведь, помимо международных наград, вам еще и Госпремию присудили! Говорят, в магазины, рестораны вы тогда влетали с криками: "Всем расступиться! Овод идет!". Потом загремели в клинику неврозов.
- Бред. После окончания съемок я действительно попал в больницу ученых, что на Львовской площади. Диагноз - двустороннее воспаление легких. Дело в том, что в последний рабочий день, когда на улице было +14 градусов, меня поливали ледяной водой из брандспойта. А я с детства хроник. Две недели врачи ничего не могли сделать - температура держалась на отметке 39,5. Потом все это обросло слухами. Хорошо хоть, что не пустили мульку, будто я помер, а впоследствии реанимировался.
- Некоторые актеры после такого триумфа, денег, славы спиваются, скатываются на обочину жизни...
- Они начинали дурью маяться, потому что после яркой работы больше приглашений не имели. От безделья квасили, вспоминая с собутыльниками былое, проклиная жизнь и кинематограф. А у меня, наоборот, появилось море работы. К тому же гены от папы с мамой передались хорошие, алкоголиков у нас в роду не было.
- Позволяли себе закапризничать, зазвездить, на съемки не явиться?
- Никогда. Повторяю: после "Овода" у меня была ра-бо-та. Кроме того, шесть лет тащил на себе репертуар Малого театра.
- Могу ошибиться, но, кажется, Богдан Ступка рассказывал, что на одном из московских фестивалей вы прошли мимо и то ли руки не подали, то ли бросили мэтру сквозь зубы обидную фразу.
- Опять брехня. Во-первых, все эти сраные фестивали и тусовки я никогда не посещаю - воротит. Живу от всех обособленно. Поэтому никаких публичных встреч ни со Ступкой, ни с кем другим не было. Могу сказать, что Богдан Сильвестрович - гениальный актер. Мы с ним пересеклись лишь единожды. В той самой картине (к сожалению, запамятовал ее название), где он попытался пихнуть мне в рожу горящую свечу.
- Зачем?
- Это одна из ненавистных мне актерских хохм, эдакая жлобская шутка. В той сцене я стоял, как всегда, привязанный и реально мог загореться. Все, что успел, так это, извините, харкнуть на пламя. На том мои отношения с Богданом Ступкой и закончились.
- Почему из Киева вы переехали в Москву, которую еще надо завоевывать, причем с кровью, нервами и унижениями?
- Просто перебрался поближе к основному месту работы. Я ведь только там и снимался.
- Вам там предложили жилье?
- В Киеве у меня была честно заработанная квартира, которую выделил комсомол. Поменял ее на московскую. Вскоре мне предложили стать штатным актером Малого театра, и я дебютировал в спектакле "Накануне".
Хочу сказать, что я не в обиде на советскую власть, при которой отбор звезд был делом сугубо номенклатурным. Все ведь утверждалось в Москве, и все знали, что роль Овода играю именно я. Неважно, нравится это кому или нет. Правда, я платил качественным трудом.
- Почему вы выбрали именно Малый театр, отличавшийся крайней консервативностью?
- Потому что его творческая позиция меня устраивала. Там не нужно через вывернутое ухо или через задницу выполнять зах...верченные варианты, когда народ в зале гадает: а что, собственно, хотел сказать режиссер? Я люблю играть, как говорится, от страсти до гробовой доски. Так, чтобы было понятно: кто кого, сколько раз, где, когда и за что. Весь театр того времени держал фигу в кармане - сделали одно, а подумали совершенно другое. Мне это было неинтересно.
- Малый театр, огромная труппа... У вас была хоть какая-то загруженность?
- Еще и какая! А насчет нашумевшего спектакля "Накануне" скажу так: инсценировка там была никудышная, но газеты подняли переполох: дескать, какой успех! Ведь в то время Харитонов с обложек не сходил, критики с "Оводом" носились как с писаной торбой. Да и других киноролей у меня было немало: в фильмах "Тайна черных дроздов", "Следствие ведут ЗнаТоКи". Из-за съемок я театральный институт толком и не окончил, даже в учебном театре ни разу не играл - моей дипломной работой стала роль в фильме Мащенко. Но театр - это совершенно другое искусство, и чувствовал я себя на сцене очень неуверенно.
- В Малый вы пришли при Цареве?
- Да.
"ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ДЕТЕЙ, БОЛЬШОГО УМА НЕ НАДО"
- Актриса Ирина Печерникова рассказывала, что после его смерти начались жуткие интриги, из-за которых она была вынуждена уйти. Вас это тоже коснулось?
- Ко мне изначально относились настороженно, с предубеждением, а когда начинали со мной работать - кардинально меняли точку зрения. Так было и в Малом театре. Причем актеры из клана Царева и клана Соломина сошлись во мнении: дескать, явного таланта здесь не наблюдается, основные свои капиталы Харитонов в другом банке хранит. Но его, блин, зачем-то на сцену потянуло.
Я тогда решил: назло всем врагам не уйду! Докажу, что умею работать по высшему разряду. В результате стал играть Жадова в "Доходном месте" Островского.
А покинул я труппу Малого театра потому, что мне не давали толком самореализоваться. Я хотел ставить спектакли, снимать кино, нашел под это дело деньги. У меня в Ялте и Минске стояли готовые декорации. Даже пленку "Кодак" нашел - по два доллара за метр. Это по тем-то временам! Увы... В 91-м состоялось собрание, на котором обсуждался вопрос, как кино мешает театру. Мне сказали: "Или занимайся сценой, или своими проектами", и я написал заявление. Помню, Юрий Соломин тогда выпалил: "Блин, ну почему увольняются те, на кого ходят?".
Но я не боялся этого шага, так как знал: захочу - вернусь без проблем.
- Вас бы приняли?
- Скажу больше - мне не единожды звонили.
...10 лет я не выходил на сцену. И представьте мое удивление, когда обо мне вспомнили и пригласили в антрепризу "Заложники любви" с Наташей Егоровой, Светой Томой и Игорем Бочкиным. Я подумал-подумал и решил: "А почему бы не попробовать, пусть даже в качестве эксперимента?". И лишь на 146 спектакле ощутил, что это такое - настоящий театральный драйв. С этим спектаклем мы побывали во многих городах России, ближнего зарубежья.
Помню, узнав, что я буду ее партнером, Наташа Егорова, не скрывая неудовольствия, процедила: "А что, разве с ним еще и работать можно?".
- А что, можно?
- Конечно. И легко. У меня просто имидж такой - нога на ногу, сигара. На самом деле я не тщеславен и весьма удобен в быту. Могу довольствоваться малым.
- Сегодня, в свои 46 лет, вы классно выглядите. Наверное, соблюдаете диету, занимаетесь спортом?
- Спортом я в жизни не занимался. Секрет в том, что последние два года не пью вообще. Только кофе.
- А я где-то читала, что вы спиваетесь.
- Было дело... Закладывал я конкретно, но никому при этом не мешал.
- От радости или с горя?
- От нечего делать. То, чем занимался, толком-то и работой не назовешь, вот и дал слабину. Потом мне это надоело. Я ведь не для сцены, не для кино и уж тем более не для пьянок на свет появился, а ради собственной жизни. Так зачем ее губить?
- Даже пива себе не позволяете?
- Какая разница? Если человек пьет, значит, пьет. И неважно что - пиво или коньяк. К тому же существует понятие возрастного ресурса. Это в 20 лет можно всю ночь квасить, а потом выходить на площадку и работать как ни в чем не бывало. Кроме того, когда человек рвет с алкоголем, его жизнь наполняется совершенно иными, светлыми ощущениями, напрочь уходит депрессия, мрачные мысли. Я теперь живу день за два.
- Помимо антрепризы, где вы еще заняты?
- Главное - сцена. Параллельно снимаюсь. Первый блок сериала "Грехи отцов" уже позади, сейчас работаю в продолжении.
- На личную жизнь времени хватает?
- Она в полном порядке.
- Читателям интересно узнать об этом пункте чуть подробнее.
- А я о нем никогда не рассказываю. Зачем?
- Ну а дети имеются?
- Правильно сказал Звездинский: "Артист - это тайна. Появился и исчез". Я, например, неплохо рисую. Но выставок не провожу. Поделки тоже на всеобщее обозрение не выставляю. Сейчас все артисты поют, компакт-диски записывают, рисуют. Меня это жутко раздражает. То же самое и в личной жизни. Что твое - то твое, не напоказ. Когда человек начинает рассказывать, сколько у него жен, детей и какие его отпрыски талантливые, выглядит он, поверьте, жалко. Чтобы делать детей, большого ума не надо.
- Список-то хоть большой?
- Оля, зачем об этом говорить? Об одних скажу, значит, других обижу. Как сказала одна великая артистка: "Да, у меня есть большая любовь. Одна и на всю жизнь".
- Я так поняла, что сегодня вы своей жизнью довольны.
- Да. Просыпаюсь с радостью. В жизни есть смысл. А тем, кто с утра начинает ныть: "Какой я несчастный, никому не нужный", напомню хохму насчет телевидения.
Говорят, если каждый день, на весь экран, по нескольку минут показывать кусок дерьма, через полгода люди, заходя в общественный туалет, начнут говорить: "Смотрите, да это же то самое дерьмо, которое ежедневно крутят по "ящику". Все это суета сует. Главное - просыпаться счастливым и знать, что впереди у тебя еще целая жизнь.

На юбилее "Бульвара" Верка Сердючка пожелала Дмитрию Гордону не обращать внимания на завистников и врагов: "Движущееся колесо собаки не обгадят"
Марадоне удалят жир
Шэрон Стоун утопила Стэна Коллимора в Темзе
Зыкина попала в реанимацию
У жены Лещенко украли 90 тысяч долларов
Караченцов уже гуляет
Катя Лель угрожает Дане Борисовой
"Вся российская эстрада - это украинцы. Не украинец только Путин. Странно, как он смог так продвинуться..."
На концерте "Любэ" водку разливали на шару
Анна Николь Смит отказалась от сестры
Лазарев лечит простатит
"Что делать?" и "Кто сделает?"
Роман ВИКТЮК: "Почему ж вы, дебилы, собрались здесь и не радуетесь?"
Андрей ХАРИТОНОВ: "Ступка пихнул мне в рожу горящую свечу. Жлобская шутка! Я был привязан и реально мог загореться"
Телеведущий "5 канала" Роман СКРЫПИН: "Если бы Янукович стал президентом, я бы уехал в США - виза у меня есть"
Армен ДЖИГАРХАНЯН: "Артист - это обезьяна!"
"Фамилия у победительницы, как минимум, пугающая..."
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги