Андрей БИТОВ: «Думаю, Советский Союз развалил Сергей Михалков — вот этот его «Союз нерушимый республик свободных...»
«ПУСТЬ ЛУЧШЕ ЧИТАТЕЛЬ НА МЕНЯ КУПИТСЯ, ЧЕМ Я БУДУ ЕГО ПОКУПАТЬ»
- Андрей Георгиевич, вы сейчас пишете книгу под названием «Обретение имени» - о своей жизни и своих корнях. Но судя по тому, что застала я вас не за письменным столом, а на очередном фестивале, делаете это не очень активно...
- Моя писательская работа никогда не была активной. Просто однажды то, что накопилось, выливается наружу. Правда, для этого нужны особенные условия... побега. Надо сбежать от всех, предаться некоторой схиме и быстро-быстро вывалить все, что уже не помещается в голове. Я пишу набело... Меня очень раздражает, когда призывают работать над словом. Предпочитаю дойти до такого состояния, чтобы слово над тобой работало, тогда все получается само собой.
Хотя утверждать, что пишу набело, - это не совсем так. Не знаю, сколько черновиков у меня в голове скомкано и выброшено, как теперь говорят, в корзину. Компьютер меня немного научил пониманию, что такое мозг (он до сих пор еще работает). Мой последний роман датирован 2008 годом, а перед этим пауза длилась 10 лет. Вообще, главное - не написать лишнего.
- В отличие от многих коллег, обласканных властью, вы всю жизнь держались особняком, дорожили своей независимостью. Не сожалеете об упущенных возможностях?
- Я прожил успешно, удачно и тихо. И вполне доволен. Теперь, на склоне лет, все рисуется более последовательно, чем было. Но нельзя подтасовывать биографию. Независимость вроде была. И литературу, думаю, я выбрал для того, чтобы никогда не служить, самому себе давать задания и в меру сил их исполнять. Я вел довольно свободную жизнь. Как говорил Пушкин: «Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пусть толпа его бранит...». В промежутках между написанием романов можно пить, гулять, ухаживать за девицами, дружить и путешествовать.
Не только литература заполняет мою жизнь. В этом плане я удачлив. Ну да, были времена, когда мои книги оказывались под запретом, но я не люблю выдавать за борьбу то, что ею не является. Просто иначе не можешь.
- Это, я так понимаю, ваш главный принцип - иначе не можете?
- Последняя моя формула такова - так называемое качество рождается на границе чудовищной лени и сильной воли. Из этого следуют два принципа. Первый - ежели желаешь что-то сделать, то нельзя делать плохо (насколько ты можешь). А второй - ничего нельзя сделать дважды. То есть никакого воспроизводства. Если делаешь что-то, то делаешь уже следующее, а не второе.
Текст - очень требовательная вещь. Это связанность всех слов: первого с последним и каждого с каждым. И самое трудное - написать первое. Оно должно родиться.
Произведение - это то, чего не было, а есть. То есть, пока ты его не написал, ничего подобного в мире нет. Поэтому не надо себя ни с кем сравнивать, не стоит никогда ни с кем соревноваться - не дрожать ни от чьего величия, не подражать какому-то образцу. Просто живи, как живешь. И тебе даже силы какие-то могут помочь...
- Вас называют интеллектуальным писателем, а это в наше рыночное время не может не сказываться на тиражах. Отсутствие коммерческого успеха не беспокоит?
- Нет. Тиражи меня никогда не интересовали. Раньше они были автоматические. Если уж тебя решили напечатать, то не меньше 30-ти, а то и 100 тысяч. А сейчас попробуй найди такой тираж.
Мне важен один читатель - тот, который меня читает. Все, что я говорю, достаточно абстрактно, безумно, непрактично, и если кто-то меня поймет, то я уж точно не безумный, потому что два одинаковых безумия не бывает.
А сфера приобретения... Я лучше приобрету читателя, чем читатель приобретет меня. Хотя, наверное, нужно переформулировать, а то получилось масло масляное. Скажу так: пусть лучше читатель на меня купится, чем я его буду покупать.
![]() |
| «В промежутках между написанием романов можно пить, гулять, дружить и путешествовать. Не только литература заполняет мою жизнь — в этом плане я удачлив». С Марком Захаровым, Зиновием Гердтом и Михаилом Жванецким |
- Среди ваших книг есть наиболее любимая вами?
- Все произведения для меня одинаковы. Хотя у каждого есть свои особенности - в зависимости от того, был я моложе или старше, когда их писал. В молодости текст сочнее, с годами он становится суше. Но в возрасте есть и свои достоинства.
Вообще, я думаю, что каждый писатель, если он писатель, всю жизнь пишет один текст - от первого до последнего слова. Я изучал многих любимых авторов из прошлого и вижу, что так и есть. Исходя из этого, когда-то написал: «Хорошо бы начать книгу, которую можно писать всю жизнь. Ты кончишься, и она кончится». Во всяком случае, мои 40 лет из 50-ти - это непрерывный текст, который вместился в эпопею. Там все, от детства рассеянного до путча 1991 года, то есть до падения советской власти...
- Увы, критиками это еще не осознано...
- Мой последний роман, который называется «Преподаватель симметрии», тоже еще никто толком не воспринял, потому что люди разучились читать даже заголовки. Есть подсказка на обложке, на которой написано: «Перевод с иностранного». Но они даже не могут понять, что перевода с иностранного не бывает. Я же не виноват, что окружающие не в силах это прочесть.
- Наиболее известный из ваших романов «Пушкинский дом»...
- Сначала отношения Пушкина и Тютчева исследовал мой герой Лев Одоевцев, а потом я пошел по его пути. Как раз тогда были тяжелые годы - меня совсем прикрыли.
Сейчас уже трудно понять, почему этот роман почти 20 лет был запрещен в Советском Союзе, почему, изданный американским издательством «Ардис», он распространялся в самиздате и квалифицировался «компетентными органами» как порочащий советский строй.
Мой «Пушкинский дом» вышел в Штатах в 1978 году. Но о том, что в США собираются его печатать, чекисты знали уже в 1977-м. То есть у меня был удачный 1976 год, а с 1977-го - глухо, вплоть до перестроечного 1986-го.
И вот в эти годы меня Пушкин спас просто. Я продолжал для себя делать то, чем занимался мой герой, но уже от своего собственного имени. В итоге написал книгу «Предположение жить», где собрал все о последнем годе Пушкина. И когда я понял, как ему-то было хреново и тяжело, мне стало неловко. Просто человек так устроен, что ему становится лучше, если кому-то плохо. И я не исключение...
- Удивительно: Пушкина давно уже нет, а он вас спас...
- Он мне лично (!) помогал. Не знаю, нарушал ли я его поле, не злоупотреблял ли своим правом воспользоваться его свидетельствами, составляя эту книгу...
- Андрей Георгиевич, ваша личная жизнь - это параллельный мир с писательством?
- У меня ни одного по-настоящему автобиографического текста нет. Я издал в 1989 году одну такую книгу - она вышла довольно удачной - «Азарт, или Неизбежность ненаписанного», которая теперь войдет в девятый том собрания сочинений. Это такой магистрал. Мне часто говорили, что я мало о себе написал. Я стал год за годом выковыривать из памяти и могу сказать, что тут много аутентичного моим личным переживаниям с 1956-го до 1998-го. Ну и вот сейчас продолжаю в «Обретении имени».
![]() |
| «Советский строй я никогда не любил и никогда на его счет не заблуждался, но как-то с ним уживался. Я даже не думал, что эта страна мне нравится, а вот когда ее не стало, точно узнал, что она мне нравилась». Марлен Хуциев, Сергей Соловьев, Андрей Вознесенский, Владимир Войнович, Белла Ахмадулина, Андрей Битов, Борис Мессерер, Василий Аксенов и другие |
«СТРАШНО ЛЮБЛЮ САЛО. МЯСО НЕ ЕМ, А САЛО ЖРУ!»
- А перечитываете то, что написано?
- Первый вариант - конечно. Бывает, поправлю несколько слов. Последний опыт правок у меня связан с переводчиками. Они такие дотошные люди и, когда начинают меня выспрашивать, я вспоминаю свои произведения. Это такая штопальная работа... А я сам ленив и лень свою берегу.
- Для вас важна бытовая обстановка?
- Все пошло от дома. Советскую власть я не замечал, потому что была семья. Я до сих пор окружен мебелью, сделанной по заказу моего деда до революции, - теперь уже в Москву ее перетащил из Питера. Хотя Петербург - мой город абсолютно, и тексты мои петербургские, а Москва стала моей эмиграцией. Но сейчас у меня нет противоречий между этими двумя столицами: я проживаю то в Москве, то в Питере. Так получилось, потому что у меня была одна семья, потом вторая, потом третья. Всюду рождались дети: хрущевский ребенок, брежневский, горбачевский - как надежда на новую жизнь, на омоложение империи. Теперь уже внуки пошли.
Я своих обязанностей никогда не утрачивал, с бывшими женами дружил. Все было по-человечески. Что интересно, пока вместе жили, могли друг другу и морды бить, и кастрюлями швыряться, а когда расходились, все уже было по-человечески.
Вторая жена, кстати, очень остроумная писательница, уже после того, как мы разбежались (там у меня сын и три внука прекрасных), мне сказала: «Некоторые разводы происходят на небесах».
- Все ваши дети на вас очень похожи...
- Да. Это странно. Сам я не похож ни на мать, ни на отца, а дети все в меня - ген оказался живучим. Я недавно увлекся своей родословной, даже хочу этим книгу свою закончить последнюю. У меня получается, пожалуй, не автобиография, а автогеография. Я хочу разобраться в ней со всеми национальными и ментальными вопросами, которыми очень злоупотребляют современные политики.
- У вас ведь довольно редкая фамилия...
- Да. В общем, я всегда искал ее корни, но Битовых почти никогда не встречал. И тут вдруг по соседству с Анапой обнаружил целый аул с 200-летней историей, набитый Битовыми. Оказалось, что они - черкесы. Я увидел их и поверил в эту версию.
Да и как иначе можно объяснить мою тягу к Кавказу, мой характер? И по внешности я восточный человек, и это сказалось на моих детях. То есть генетика - страшная вещь. Она может принести не только внешность и талант, но и наградить злыми пороками: пьянством, несдержанностью. Неизвестно, какую карту вытащишь.
Кстати, зачат я был в Анапе! Это мне мать в конце жизни сказала. Видите, какое совпадение! Я теперь езжу сюда по возможности каждый год. Тащу за собой дочку или внучку. Она, к счастью, похожа не на нас, а на отца. И вышло совсем другое, светлое существо. А вы ведь из Украины?
- Да, моя фамилия Ткаченко...
- Ваш однофамилец был бессменным директором русского ПЕН-центра, его душой и мозгом. Мы с Александром Петровичем, крымчаком по матери, очень дружили. Ни с того ни с сего помер, и после этого этот ПЕН-клуб опять лег на мои немощные плечи.
Так вот, для украинцев могу сказать, что страшно люблю сало. Необъяснимо. Мясо не ем, а сало - жру! Без сала я не могу ничего...
- Поэтому и задумали памятник салу?
- Да. Мы с Резо Габриадзе родили эту идею антимонументальной скульптуры. Кстати, два памятника по моим проектам уже есть в усадьбах Пушкина и Толстого. Ну вот увлекся я, уже зазнался, как мнимый скульптор.
Была задумана стела, на которой находится кусок светлого мрамора (есть не только мраморное сало, но и сальный мрамор). И никаких ухищрений - надо только найти кусок такого сального мрамора, на котором с четырех сторон сделать надписи. С одной - «от благодарных москалей», со второй - «сало - оно и есть сало» - на всех языках, с третьей - «сало-интернешнл» - тоже на всех языках: и на иврите, и на хинди... А с четвертой стороны цитата из моего любимого Сковороды: «Всякому городу нрав и права, всяка имеет свой ум голова».
Проект был выдвинут на обсуждение, когда шел год России в Украине. Путин в ту пору был в своем первом президентстве. Он приехал к Кучме. И вот донесение, которое я не проверил, но оно любопытно само по себе и на вранье не похоже. При встрече оба президента говорили по-русски - нечего было придуриваться. Но по протоколу переводчик полагался. Он там просто стоял столбом, и от него исходит эта информация. Непроверенная - за что купил, за то продаю. Когда все вопросы обсудили, Путин сказал, что есть один интересный проект - памятник салу. И Кучма якобы ответил, что при его власти этому не бывать!
А последнее... Человек, который сделал во Львове «Музей сала», звал меня очень посмотреть экспозицию, но я не смог поехать.
«ДАЖЕ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ПАЛА ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО НЕ ЗНАЛА ЯЗЫКОВ ПРОВИНЦИИ»
- А украинская кровь в вас есть?
- Поиски моей крови (хотя не люблю я этим заниматься, но пришлось - все-таки черкес!) заставили вспомнить еще одну историю. Когда меня уже начали притеснять, я пытался тихонько, шепотом выехать за границу. Тогда была такая последовательность - сначала в соцстрану по путевке, потом в соцстрану по приглашению, потом в капстрану. Я это все растягивал и, в общем, попал в Чехословакию. Там вспомнил, что мой прадед по материнской линии был подданным Австро-Венгрии Адольфом Поджуком. И вот в компании я решил похвастаться, что во мне есть капля чешской крови. На меня посмотрели свысока и сказали, что никогда не было такой чешской фамилии. Это, говорят, наверное, что-то западноукраинское. Но я стал смотреть в интернете, и оказалось, что там этих Поджуков больше, чем кого бы то ни было, - целое царство. Австро-Венгрия - это такой же котел, каким был Советский Союз. Так что кто кому приходился дедом и батьком, неизвестно...
Для меня все патриоты одинаковы, поскольку они из того котла. Кто-то помнит (а может, и нет) папу и маму, но бабушку и дедушку чаще всего не знают, а начинают бить себя в грудь: «Вот мы!..».
Советский строй я, честно говоря, не любил и никогда не заблуждался на его счет, но как-то уживался. Я даже не думал, что эта страна мне нравится. А вот когда ее не стало, точно узнал, что она мне нравилась. В результате мы теперь попали в совершенно провинциальную сферу.
- Мне казалось, что вы тоже приложили руку к ее распаду. Разве нет?
- Я думаю, что Советский Союз развалил Сергей Михалков - вот этот его «Союз нерушимый республик свободных»... Вся верхушка, Политбюро - они не знали реальной жизни страны, но эта строчка была у них в голове. Наши вожди думали, что все можно перекладывать из кармана в карман, и вообще - какая разница?
А вот Сталин кое-что понимал, поэтому заложил все эти мины замедленного действия. Если не брать во внимание аресты, лагеря и прочее - он был толковый, мощно соображал. У Иосифа Виссарионовича, при всей его жуткой жестокости, была одна имперская ошибка - он должен был заставлять своих чиновников и всех, живущих в разных регионах, изучать провинциальные языки. Даже Римская империя пала из-за того, что не знала языков провинции. Русский и так бы выжил, все переварил.
Когда Украина отпала, я был в Германии. А поскольку я лучше, чем Политбюро, знал жизнь империи и видел, как переполняется чаша терпения, для меня не было ничего удивительного в этом распаде. Я знал, кто в какой последовательности будет отпадать. И вот в Германии, в Баварии вижу немецкую газету. Я по-немецки не читаю, но там была карта, и на ней заштрихована Украина. Так раньше страны штриховались на военных картах.
Я тогда делал небольшие записи. Перед тем как войти в текст, мне надо размяться. И вот я записал: «Русский они забудут, украинский не восстановят, английскому не научатся».
Есть такая мудрая мысль, что все соседи друг над другом смеются, но при этом прекрасно уживаются. Так и наши страны - посмеивались бы друг над другом, и этого бы хватило.



Согласно легенде Лариса ШЕПИТЬКО рано ушла из жизни, потому что на съемках своего последнего фильма «Матёра» сожгла вековой дуб. Эту картину Лариса Ефимовна снять не успела — ее закончил муж Шепитько Элем Климов
Александр БАШИРОВ: «Увидев меня в черной танковой куртке с ромбом на рукаве, Цой спросил: «Что это?», и я пошутил: «Группа крови». Ему этого было достаточно...»
Наталья МОГИЛЕВСКАЯ: «За пять лет без отпуска и выходных, выделяя на сон по два-три часа в сутки, я загнала себя на грань нервного истощения: одолевали депрессивные мысли, снились страшные сны, были галлюцинации... Жить не хотелось — дошло до того, что смотрела в одну точку и уже не вставала с постели...»
Олимпийский чемпион по боксу Александр УСИК: «Гопак на ринге — чистая импровизация: такое заранее не подготовишь»
37-летняя Кейт Уинслет в третий раз вышла замуж
46-летний Роман Абрамович готовится в седьмой раз стать папой, а 41-летний Павел Буре — в первый
Брат бывшего мужа Бритни Спирс заявил, что является отцом старшего сына певицы
«Я у тебе один, Україно, i мене не замiниш нiким»
В День святого Николая Николай ГНАТЮК дал концерт на родине легендарного доктора Николая Касьяна, который любил этот праздник больше, чем Новый год
Уныние — смертный грех
Аллан ЧУМАК: «Я и сам не заметил, как меня, человека, который на телеэкране упорно молчал, Дмитрий Гордон разговорил»
Андрей БИТОВ: «Думаю, Советский Союз развалил Сергей Михалков — вот этот его «Союз нерушимый республик свободных...»
Картина, отменившая конец света
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги