Давид ЧЕРКАССКИЙ: "Данелия мне сказал: "Мало тебя, что ли, на шару ставила раком наша страна? Закрой глаза, отдайся этому колумбийцу и получи 500 долларов"
"Я РЕШИЛ, ЧТО МНЕ ДАДУТ ГОДА ТРИ, НО ЯВИЛАСЬ КОМИССИЯ ИЗ ЦК, И СТАЛО ЯСНО, ЧТО МЕНЯ РАССТРЕЛЯЮТ"
- Давид Янович, при жизни человеку у нас редко обычно говорят, насколько он талантлив, хорош и умен, - лишь в некрологе добрых слов не жалеют. Я тем не менее хочу, чтобы вы жили долго, поэтому не стану дожидаться, пока вас официально объявят гениальным мультипликатором. По-моему, все и без меня знают: вы неподражаемый, удивительный, замечательный... Другой просто не мог создать культовые мультики, которые обожают и дети, и взрослые...
- Дима, вы так много обо мне сказали... Если честно, в том добром и очаровательном человеке, которого вы тут описали, я себя не узнал... Раньше вообще вздрагивал, когда обо мне говорили "гениальный", хотя сейчас... привык. Конечно, это слово обязывает, ну да ладно: говорят - пусть говорят, гениальный так гениальный. На этом и остановимся.
- Насколько я знаю, вы окончили Киевский инженерно-строительный институт. Как же вас занесло в мультипликацию, какая между этими двумя сферами: строительством и искусством - связь?
- Как это ни странно, мультипликатором я хотел быть с детства. Помню, еще до войны папа повел меня в кинотеатр, где показывали мультипликационный фильм "Барон Мюнхгаузен". Мне так понравилось - я просто обалдел! Тогда картинки у нас делали "под Америку" - так и Дисней начинал. Вот и я рисовал примерно в этом же духе... Потом - цепочка случайностей. Я почему-то затеял у себя дома большую мультипликационную картину - забавные сценки, уйма персонажей. Неделю над ней пыхтел, а только закончил - звонит приятель: "Ты знаешь, на "Научфильме" создают студию анимационных картин".
![]() Давид Янович - украшение любой, даже самой яркой компании. С Романом Виктюком, Владимиром Быстряковым и другими в очереди за супом |
- Будто специально для вас...
- Самое поразительное, однако, не это. Когда я пришел на студию, у кабинета директора уже сидели человек 30 художников в обнимку с картинами, но на мое счастье Григорий Семенович Александров, который тогда возглавлял "Научфильм", ничего в мультипликации не понимал...
- Это с директорами бывает...
- Посмотрев на мои картинки, он сказал: "О-о-о, да это же то, что нам нужно". В общем, меня взяли, а всем художникам дали от ворот поворот. Ну а дальше пошло-поехало: оказалось, что рисунки архитекторов, их манера идеально подходят для мультипликации, и я стал приглашать своих друзей из строительного института. Так появились Володя Дахно, Алла Грачева, Рэм Пружанский - в общем, все наши. Можно сказать, на студии возникла целая архитектурная мастерская...
- Тем не менее вас пытались с мультипликацией разлучить, даже увольняли с работы. За что?
- В 61-м году я решил встретить Новый год на месте прежней работы, в "Проектстальконструкции". На праздничный вечер пришло человек 300, но так как пили мы тогда очень мало, часам к трем ночи веселье иссякло, народ потянулся к выходу. Ну а поскольку я люблю шумные компании, поспорил с друзьями, что через минуту всех развеселю. Залез на стул, разделся догола и с криком: "Ап!" спрыгнул. Объективности ради, скажу, что не всем моя выходка понравилась. Некоторые особо впечатлительные натуры удалились, но большая часть общества осталась довольна, и праздник обрел второе дыхание.
Вскоре по Киеву поползли упорные слухи, что кто-то в "Проекстальконструкции" лег на стол голышом и у него на животе играли в карты. Когда они дошли до студии, комитет комсомола объявил мне выговор. Возможно, тем дело и кончилось бы, но вскоре на "Научфильм" нанесли визит проверяющие из райкома. Директор при их виде так разволновался, что потребовал исключить меня из рядов ВЛКСМ.
Следующим этапом был товарищеский суд с участием представителя горкома... Я уже решил, что мне дадут минимум года три, но явилась комиссия из ЦК, и стало ясно, что меня расстреляют. На суде говорили, что своим внешним видом Черкасский развращает детей и не имеет права работать на идеологическом фронте, республиканская газета опубликовала обо мне разгромную статью с красивым названием "Плесень".
В конце концов, меня уволили за аморальное поведение. Выставили за дверь с треском, потом тихо взяли назад, в осветители, а через год я без лишнего шума опять влился в славные ряды мультипликаторов. Правда, после этого конфуза мне никогда не предлагали вступить в партию, но я не особо рвался протирать на партсборищах штаны. Да и некогда было - каждый год делал по фильму.
"В МОЕМ ВОЗРАСТЕ "НА ЛЮБОВЬ" ЖЕНЩИН УЖЕ НЕ ВОЗЬМЕШЬ"
- Вы неизменно шли в авангарде мультипликации, хотя одно время критики считали, что ваша манера напоминает армянских кинематографистов, югославских...
- Ну, армянских тогда еще на свете не было - это сейчас мультипликация у них потрясающая (на мой взгляд, Роберт Саакянц - просто гений), а вот на югославов мы действительно чем-то были похожи, хотя в то время не видели их работ вообще. Это же был 59-й год, железный занавес... Для начала нас повезли на "Союзмультфильм" - посмотреть, что это такое и как выглядит. В коридорах студии пахло целлулоидом, ходили полупьяные художники...
- Запах искусства!
- Ой, мы смотрели на них как на богов. Мэтры приходили на работу к 10-ти, потом базарили, точили карандаши - это был их ритуал. В 11 один из них сладко потягивался, поднимался из-за стола и шел через дорогу. Там он мечтательно смотрел на пруд с лебедями и поворачивал налево, к будочке. Чем она была замечательна? Тем, что ты бросал туда двугривенный и получал полстакана портвейна. За первым к будочке отправлялся второй художник, потом третий... Освободившиеся еще более мечтательно смотрели на пруд с лебедями... Когда от будочки отходил последний мультипликатор, к ней снова направлялся первый... В общем, к трем часам они были пьяны в стельку, но как работали! Гениально - лучшего я просто не видел!
Мы приобщились к высокому искусству, смотрели фильмы Диснея. Через неделю нас привезли в Киев и бросили в реку: плывите! Наши руководители Ирина Борисовна Гурвич и Ипполит Андроникович Лазарчук - шикарные были люди! - не стали с нами нянчиться, а сразу предложили снять двухчастевый фильм "Приключения Перца". Ну а поскольку мы понимали, что так, как на "Союзмультфильме", не сделаем, пошли своим путем. У нас была очень своеобразная мультипликация, мы сверкали, затмив даже москвичей с их традициями. С нами носились как с писаной торбой, наши работы везде хвалили. Скажу по-еврейски: разве это могло не нравиться?!
- Давид Янович, а это правда, что ваш отец был сталинским наркомом?
- Ну, не совсем наркомом - заместителем украинского наркома юстиции. С сыном ему повезло - в детстве я был на редкость удачный мальчик. Когда только родился, врач меня осмотрел, вздохнул и сказал, что это не самый лучший товар в мире, - успокоил, одним словом, маму. По мере сил я старался оправдать эту характеристику. Когда меня отдали в садик, на следующий день я отковырял от тапочки пуговичку и засунул себе в нос...
- Зачем?
- Если бы я знал... К счастью, погибнуть врачи мне не дали: наша семья была тогда прикреплена к Лечсанупру на Пушкинской. Потом я сражался с приятелем и проглотил гвоздик. Прислушиваясь к внутренним ощущениям, подошел к маме и спросил: "Если человек проглотит гвоздь, что с ним будет?". Она "успокоила": "Как что? Сдохнет!".
- Добрая мама!
- Но она же не думала, что ее сын такой проворный... Я к соседке тете Рае: "Где тут у вас можно лечь, чтобы тихо умереть?". Тетя Рая забила тревогу. В это время папа, как всегда, был на совещании - при Сталине их проводили по ночам. В разгар заседания к нему в кабинет вошел секретарь и сказал: "Товарищ Черкасский, ваш сын гвоздем удавился". Бедный папа упал в обморок. В общем, пришлось нас двоих в больницу везти. Отца откачали, мне сделали рентген...
- И как доставали железку?
- Никак - выяснилось, что гвоздь идет шляпкой вниз. Чтобы его обволокло, мне давали кушать кашку, кормили вареной морковкой с котлетами, и он как-то рассосался, исчез или незаметно выпал.
В больнице мне понравилось: чисто, красиво, и через неделю меня привезли туда снова - на этот раз я проглотил металлический шарик от детского бильярда... Когда он грохнулся об унитаз, только чудом фаянс не разбился... Провожал меня медперсонал со слезами на глазах и очень просил родителей впредь не давать ребенку ничего длинного, мелкого и круглого...
- Отец до вашего триумфа дожил?
- Да!
- Он понимал, что вы занимаетесь серьезным делом?
- Думаю, до конца так этого и не осознал, хотя и смягчился, когда я начал приносить зарплату. Правда, она у нас была невелика, но все равно какие-то деньги... На вопрос: "Чем художника радует творчество?" - у нас на студии отвечали так: "Во-первых, возможностью приходить на работу, во-вторых, зарабатывать мало денег, в-третьих, получать удовольствие от процесса, что компенсирует отсутствие денег, а в-четвертых, делать "халтуру", которая дает много денег и совсем не дает удовольствия". Сейчас, слава Богу, я вроде бы зарабатываю прилично.
- Неприличный вопрос: прилично -это сколько?
- Так, что хватает на главное: на женщин (в моем возрасте "на любовь" их уже не возьмешь), на выпивку и на друзей...
"ОТДЕЛЬНЫХ КВАРТИР У НАС НЕ БЫЛО, ПОЭТОМУ ВСЕ САМОЕ ЛУЧШЕЕ ПРОИСХОДИЛО В ПОДВОРОТНЯХ"
- Кстати, о женщинах. Вам, если не ошибаюсь, 75 лет - возраста мы ж не скрываем...
![]() "Худенькие барышни меня не интересуют - женщина должна быть крупной и выше меня". С Русланой Писанкой |
- Боже упаси - 74. Не будем опережать события!
- С виду добропорядочный человек респектабельной еврейской наружности, на прожженного ловеласа и бабника не похожи, тем не менее общие друзья рассказывали мне, что в Киеве в свое время практически не осталось красивых женщин, которые бы избежали вашего, скажем так, пристального внимания. Это правда?
- Большей частью - легенды и сплетни, которые, как вы понимаете, я распускаю о себе сам. Возвращаются же они ко мне, прибавив в масштабах и обрастая подробностями.
Мое понимание красоты очень своеобразное. Худенькие, мелкие барышни меня не интересуют - женщина должна быть высокой, крупной, полной, выше меня....
- Рубенсовских форм?
- Конечно. Как говорил великий знаток и ценитель прекрасных дам Боря Каменькович: "Неважно, какая женщина, - главное, чтобы она была схвачена в талии".
- Вам, значит, нужна талия и немножко ниже?
- Не так... Талия и очень много ниже, в разные стороны. Размер эдак 54-56, легкий целлюлитик... Такая, знаете ли, рябь по утреннему морю...
- Раньше, я слышал, киевлянок снимали прямо на Крещатике. У крупных ценителей этого дела там были свои излюбленные точки, где прямо на улице они охмуряли, или, как говорили в то время, клеили красавиц...
- Да-а-а (мечтательно), сейчас так уже не говорят. В годы моей молодости все выглядело очень романтично. Тогда на Крещатик вываливал весь киевский бомонд: ходили туда-сюда смешливые барышни, прогуливались стиляги - очень красивые хлопцы, бродил люд попроще (одетый вроде бы без претензий, но и серым его не назовешь, потому что глаза у всех были бешеные).
- Процесс обольщения - это, по-вашему, искусство?
- Конечно. У меня, например, лучше всего получалось, когда поднимался по улице Ленина - ныне Богдана Хмельницкого... Здесь была уйма интеллектуалок с хорошими фигурами.
Поскольку дам я любил выше себя, завидев подходящую, забегал вперед, становился перед ней и был уже вроде наравне. (Если за женщиной семенишь и заглядываешь ей в лицо, ничего не выйдет). Однажды, знакомясь с девушкой, я так неудачно ее повернул, что непривычно оказался внизу. Задрав голову, сказал: "Здравствуйте!", но она смерила меня взглядом и тут же отрезала: "До свидания!".
- Как же происходил процесс знакомства, заигрывания?
- Как говорится, у каждого Додика своя методика, но есть и общие правила. Ни в коем случае нельзя задавать даме вопросы, на которые можно ответить односложно: "да" или "нет". Говорить надо, во-первых, с напором, во-вторых, не останавливаясь, а в-третьих, если получится, следует выбросить подлежащие, чтобы красавица слышала русскую речь, но не понимала: чего же он хочет? Конечно (улыбается), твои глаза показывают, чего... На губах - легкая улыбка, но главное - говорить, говорить и так тихо-тихо пододвигать ее к подворотне.
- А к подворотне зачем?
- Молодой человек (с пафосом), отдельных квартир тогда почти не было, поэтому в наше время все самое лучшее происходило в подворотнях.
- Хотите сказать, что пользовали девушек...
-...везде!
- Везде - это где? В телефонных будках, на склонах Днепра?
- О-о-о (закатывает глаза), склоны Днепра - самый драматичный вариант, потому что в самое неподходящее время, как назло, скатывался вниз. Пробовал даже ямочки делать для ног - не помогало, скользил все равно. Однажды мы так увлеклись, что перевернулись и тихо съехали. Люди "забивали козла", и они просто обалдели, увидев, что к ним летит пара вниз головой. Красиво было, молодость!
- Каков, интересно, был при таких знакомствах процент удачи?
- Из 20-30 женщин, которых я из толпы выхватывал, примерно 10 соглашались прийти на свидание.
- То есть один к двум?
- Иногда один к трем - по-разному... Из них шесть приходили, и как правило, две встречи увенчивались победами...
- Сразу?
- Да! В общем, если десяток ежедневно просеивал, неделя была заполнена.
- Стоп: каждый день вы отправлялись на свидание к следующей?
- Конечно! Это теперь стало сложнее. Все-таки возраст, а тогда все зависело только от вдохновения...
Дима, вам не стыдно задавать мне такие вопросы? Мне скоро 75 лет!
"РАЗЪЯРЕННЫЕ ТЕТКИ КРИЧАЛИ: "ДО КАКИХ ПОР К АБРАМОВИЧУ БУДУТ ХОДИТЬ РАЗНЫЕ СИФИЛИТИКИ?"
- Я просто поражаюсь, когда при таком ритме жизни вы занимались мультипликацией?
- Сам не знаю. Я ведь навалял очень много. У нас, мультипликаторов, есть своя мерка - на одну часть (10 минут) отводилось восемь месяцев, и нормально. Федор Савельевич Хитрук, например, сделал за свою жизнь шесть или семь частей, Юра Норштейн что-то около того...
- Потрясающий режиссер...
- Да. Двух гениев я уже назвал, добавлю в эту компанию Эдика Назарова - он тоже потрясающий... У меня же во "Врунгеле" - 13 частей, в "Докторе Айболите" - 7, в "Острове сокровищ" - 11... Итого порядка 40-ка.
- Вернемся к дамам. При таком образе жизни у вас, думаю, нередко возникали проблемы со здоровьем. Мне, например, рассказывали, что, оказавшись как-то в командировке в Одессе, вы не на шутку занемогли и попали к чудо-доктору со странной фамилией Абрамович...
![]() В свои 74 года Давид Янович по-прежнему сексапилен |
- Не знаю даже, стоит ли об этом... В Одессе был другой смешной случай. Меня послали туда спасать художественную картину, которую почти завалили. Жил я в гостинице "Аркадия", где дежурной была роскошная женщина, мечта поэта. Каждую ночь, чтобы посторонние не проходили в номера, она ложилась прямо в коридоре на втором этаже. Я возвращался со съемки в три часа, подсаживался, и рука, конечно, искала, где бы остановиться.
И вот она (что значит начитанная, романтичная одесситка), помня, что меня как-то не по-русски зовут, с придыханием говорила: "Не надо, Рауль!". Это было очень смешно...
- Фидель, Рауль - какая, в конце концов, разница... А что же Абрамович?
- В картине, которую я снимал, принимали участие 250 лучших местных девиц. Естественно, один роман плавно переходил в другой, а закончилось это безумие визитом на угол улиц Ленина и Маркса, где жил этот замечательный Абрамович. Прием почему-то был мне назначен на 12 часов ночи.
- Как я понимаю, этот господин был венерологом? Или, чтобы вас не смущать, назовем его дерматовенерологом?
- Дима, ну если ты на переднем крае, там, разумеется, свистят пули, и естественно, иногда попадают осколки. Ну а поскольку все происходило то ли в 76-м, то ли в 77-м году, это было чревато...
В общем, представьте себе: старый дворик, бывший доходный дом - хороший, трехэтажный... Симпатичный фасад, внутри мраморная лестница, которая, правда, немножко уже покосилась...
Поднимаюсь по ней к двери, на которой штук 20 звонков... Мне сказали: нужен нижний... Нажимаю кнопку и слышу: приближаются быстрые лапоточки. Дверь открыл сморщенный хлопчик, росточком метр 20 или метр 50. На вид ему было лет 96 - как я понимаю, этот эскулап пользовал еще Беню Крика и всю портовую Одессу. Не глядя на меня, он скомандовал: "Пошли!". Идем мы по длинному коридору, а справа и слева открываются двери, и выскакивающие оттуда разъяренные тетки кричат: "До каких пор к Абрамовичу будут ходить разные сифилитики? Прячьте детей! Абрамович, убирайся в свой Израиль!"... За окном ночь, а тут борщом пахнет, котлетами...
- Коммуналка!
- Наконец, мы оказались в крохотной комнате, где, конечно же, стояло пианино, на нем, разумеется, лежала скрипка, а под ним спал мальчик - бодрствующим я его так ни разу не видел. Абрамович протянул мне стаканчик: "Мочитесь!", посмотрел на содержимое и вытащил свой шприц, еще кованный, весь в амурах. Когда он всадил его в мою бедную задницу, я аж подпрыгнул: "Ой!". Доктор лишь ухмыльнулся: "А мне вас не жалко!".
На следующий раз все повторилось: нижний звонок, строй орущих теток и бабок, "эти сифилитики"... В комнате в конце коридора Абрамович скомандовал: "Снимите брюки". Когда я снял, он удовлетворенно хмыкнул: "А, это вы!"...
- По дырке от укола узнал?
- Ну да! За все это время он ни разу на меня не посмотрел - взгляд его упирался в район моего живота. Когда в меня вонзилась игла, снова я не удержался от "Ой!" и снова услышал, что ему меня не жалко... На третий день доктор посмотрел на стаканчик с мочой и сказал: "Все, она такая чистая, что можете выпить. А теперь поговорим о гонораре".
Одесса... Дима, о чем вы меня спрашиваете?
"КОЛУМБИЙЦУ Я СКАЗАЛ, ЧТО ИЗ ПОЛЬШИ, ЧТОБЫ В СЛУЧАЕ ПРОКОЛА ВСЕ ВАЛИТЬ НА ПОЛЯКОВ"
- Знаменитый кинорежиссер Георгий Данелия в кругу друзей на бис рассказывает историю о том, как вас пытался соблазнить колумбийский наркобарон. Преувеличивает?
- Нет, все так и было... Когда мы закончили "Остров сокровищ", меня впервые послали на Кубу...
- К Фиделю и Раулю?
- Почти. Фиделю я даже пожимал руку, а вот Рауля не видел. Сказочный остров, большущий международный фестиваль, жили в роскошной гостинице. Прилетели мы поздно, с собой - бутылка водки, из которой грех было себе не налить...
Ровно в полночь за окном раздалась музыка, и во дворе, где были установлены три огромных подиума, мы увидели огромную толпу шикарных кубинцев - человек, наверное, тысячу... Помните, одно время у мясников считалось, так сказать, бонтоном приходить в Дом кино? Они являлись красиво одетые, с перстнями...
- Для полного кайфа им не хватало только Дома кино!
- Здесь было точно такое же ощущение. Я увидел перстни и понял, что это богатейшие люди. Они танцевали...
-...Тут позволю себе меленькое отступление. Будучи десятиклассником, я однажды пришел на танцы, прищурил глаза (томно прикрыл веки), и девушка, которая на меня посмотрела, тут же написала письмо, дескать, "вы очень мне нравитесь", попутно объяснив, в какой момент это почувствовала. Тогда я и понял, что с полуопущенными веками просто неотразим, и с этим ушел в жизнь.
В Гавану меня провожали очень смешно. Руководство студии торжественно объявило: "Давид, мы тебя посылаем", после чего начальник отдела кадров добавил: "Давид, у меня к вам просьба... Пожалуйста, не крадите в магазинах". Директор подытожил: "Ни с кем не разговаривайте, потому что везде американские шпионы".
С этим я и уехал. То есть, во-первых, я знал, что очень красивый, когда прищуриваю глаза, а во-вторых, что нельзя ни с кем разговаривать и красть в магазинах. При этом на всю поездку нам дали по четыре с половиной доллара.
В общем, во двор я вышел во всеоружии: прищурив глаза, да еще и с рюмочкой в руках... Вскоре через свои полуприкрытые веки замечаю, что от танцующих отделяется дама в моем вкусе и медленно плывет ко мне... Ну, думаю, клюнула! Дождавшись, когда она приблизилась, резко открыл глаза - передо мной мужик с усиками. Короче, хотя и запретили мне с кем-либо общаться, мы разговорились. Когда мимо прошли две барышни, я ему говорю: "It is very beautiful women". Идальго проникновенно на меня посмотрел и сказал: "I don’t love women. I love men", - и я понял, что провокации начались.
- Вы хоть сообщили ему, что приехали из СССР?
- Нет, соврал, что из Польши, чтобы в случае прокола все валить на поляков. Оценив обстановку, я прижался к стенке, чтобы сзади никто не въехал, и мы продолжили беседу. Причем с каждой выпитой рюмкой все лучше понимали друг друга. Даже не представляю как - в основном картиночки рисовали. Он протягивает бумажку: "Сколько тебе лет: 40, 50, 60 или 70?". Я резво подчеркиваю последнюю цифру (мне не было еще и 50-ти), и идальго приходит в полный восторг. Оказывается, он обожает именно старичков.
На следующий день под дверь мне он подсунул бумажку на испанском языке типа: "Люблю и жить без тебя не могу", - еще и стишок какой-то. Влюбился... Не надо мне было прикрывать глаза - кто ж перед этим устоит!
Когда мы обедали в ресторане, воздыхатель сидел за столиком напротив и глаз с меня не сводил. Я даже начал нервничать: "Он же из Колумбии, а там наркомафия. Вдруг это наркобарон и меня выкрадут?". Данелия, который был руководителем нашей делегации, сказал: "Давид, хочешь совет? Ты был в магазине, видел, какая там аппаратура. Нам дали всего по четыре с половиной доллара, а у твоего колумбийца куча денег. Завтра же иди и отдайся ему за достойное вознаграждение... Мало тебя, что ли, на шару ставила раком наша страна? Закрой глаза и получи 500 долларов. Кстати, мне за совет стольник".
Ой, чуть не забыл, этот любвеобильный идальго мне еще девушку предлагал. "Если хочешь, - сказал, - ты будешь заниматься любовью с ней, а я с тобой".
- Интересная комбинация...
- План мы обдумывали всей делегацией, крутили и так, и эдак. На следующий вечер снова танцы, и все, елки-палки, провожают меня на подвиг. Представьте: вот он идет, советский человек, сексуальной походкой N 4, с затягом левой ноги и вилянием кормой, зарабатывать полтыщи "зеленых".
- Так вы уже к своему падению были морально готовы?
- Нет, конечно. Думал, получу деньги и как-нибудь увернусь, встану к стене...
Увидев меня, колумбиец кинулся через весь зал навстречу.
- Глаза у вас были прищурены?
- Нет, уже все - широко раскрыты. Естественно, прежде чем отправиться в будуар, в милой предварительной беседе я должен был прощупать, насколько клиент богат и не стоит ли поднять цену. Но когда мы разговорились, выяснилось, что никакой он не наркобарон, а режиссер, к тому же бедный. Когда я понял, что нас опять, в который раз, хотят обмануть, в знак протеста наша делегация удалилась.
...Данелия сказал, что он этого ожидал, потому что только такое дерьмо и может на меня клюнуть.
"СО МНОЮ ЖЕНА РАЗВЕЛАСЬ, А Я С НЕЮ - НЕТ"
- Между прочим, это был мой не первый опыт общения с гомосексуалистами. С этим явлением я познакомился еще совсем юным, когда в институте учился. Помню, иду с чертежами к себе на Прорезную и вдруг меня останавливает плюгавенький человечек: "Простите, вы студент?". Я гордо: "Да". - "Можно вас на минутку? Только давайте зайдем в парадное - тут неудобно, люди мешают". А мы ведь тогда еще о гомосексуалистах ни сном ни духом и слова-то такого не знали.
Пошел я за ним, абсолютно ничего не подозревая, а человечек несет какую-то чушь... Мол, у него брат очень испорченный, может не поступить в институт, а ему так хочется, чтобы младшенький получил диплом. Вдобавок этот развратный братец якобы научил его какому-то "методу ушка". "Сначала, - говорит, - нужно поцеловать женщину вот сюда", - и на мне все это воспроизводит. Но это же 53-й год, я лопух лопухом. Он тихо пальцами водит, а у меня пока и в голове ничего нет. На всякий случай кладу чертежи на то место, к которому он подбирается, и когда, наконец, до меня доходит, что к чему, бью его тубусом по голове и, крепко возбужденный, убегаю...
Самое интересное, что лет через 10 у этой истории было продолжение. Иду как-то по Крещатику, смотрю - он! Абсолютно не изменился, такой же рыжий, такой же махонький...
-...и снова без брата...
-...но с мыслями о нем. Идет этот хлопец следом за каким-то большим красавцем как привязанный: тот в аптеку свернул - он за ним... На меня никакого внимания! Тут я как осерчал на него: мол, как это понимать? Тогда хотел, сейчас - нет? Обидно, Дима!
- Не знаю, Давид Янович, что из услышанного о вас правда, а что нет, тем не менее даже не представляю, каково вашей жене с вами жить. У вас, кстати, большая разница в возрасте?
- Нет, лет 16-17.
- Действительно, маленькая. Она не обижается, когда все эти истории до нее доходят?
- Во-первых, я стараюсь Наташу от этого оградить, а во-вторых, она так увлечена своей работой (супруга тоже мультипликатор), что на меня никакого внимания не обращает. Это, кстати, очень выгодная позиция. В браке главное - так построить свою жизнь, чтобы не было дрязг, ссор, каких-то ненужных сложностей.
- Говорят, вы с ней расходились, снова сходились...
- Точнее сказать: она со мною разведена, а я с нею нет.
- Это как?
- Да просто. Дело давнее - сыну Саше было, по-моему, лет пять или шесть. Наташа тогда еще замечала меня и подала на развод.
- Застала вас с кем-то?
- Нет - нашла фотографии с женщинами и приклеила их на стену.
- Так вы ко всему еще и фотографироваться любили?
- Я вас умоляю: ничего там такого не было - обыкновенные портреты. Это случилось в 86-м, когда рванул Чернобыль. Женщины с детьми уехали из Киева, а мужики остались. Естественно, собирались компании. Кто-то щелкнул меня в обнимку с моими дамами, а Наташа, обнаружив компромат, обиделась. Сказала: "Вот заявление в суд, нужна твоя подпись". Я и подмахнул бумажку не глядя...
Суд произвел на меня неизгладимое впечатление. Маленькая комнатка, сидят двое: судья и какой-то совершенно испитой человек. Судья читает Наташино заявление, потом смотрит на меня, опять читает... "Вы видели это?" - спрашивает меня. "Да!" - говорю. "Тут написано, что каждый день вы приходите домой пьяный, гоняетесь за всеми с ножом по квартире, а соседи вас утихомиривают"... Тут я понял...
-...что не все прочитал...
- В ужасе только и смог выдавить: "Да! Согласен!". Судья интересуется: "Так, может, вас на принудительное лечение направить?". Тут уже я подскочил: "Нет! Там не все правда!", Наташа тоже испугалась. Потом она пошла в суд, оформила документы о расторжении брака, а я не захотел, поэтому у меня в паспорте стоит штамп, что я женат, а у нее нет. Кстати, позднее, когда на евреях выезжали за границу, она опять хотела выйти за меня замуж, но я сказал, что, во-первых, ехать не собираюсь, а во-вторых, за мной надо ухаживать.
- Она с вами живет по сей день?
- Да, причем замечательно.
- Простила и все забыла?
- Давным-давно.
- Чтобы окончательно расставить все точки над "i", последний вопрос на личную тему. Глядя на озорной блеск в ваших глазах и подтянутую фигуру, зная о вашем увлечении горными лыжами, 74 года вам не дашь ни за что. Скажите, вы по-прежнему клеите девушек на Крещатике?
- Если честно, молодые меня не интересуют. Мой возраст - от 30-ти до 40-ка, очень хороши бывают 45-летние. Так, кстати, было всегда: я ни в школе на молодняк не смотрел, ни в институте... Дело в том, что когда мне было лет 13, в эвакуации меня соблазнила одна дама. Роскошные формы, внешнее недоступная, но с легкой развратцей на лице.
- Она была замужем?
- Да, но шла война. Поймала меня, когда я воровал у ее мужа порох, и...
- Каким образом это происходило?
- Нет, что угодно, только не это! Короче, с тех пор меня и заклинило. Люблю больших, властных дам с порохом.
- Сколько женщин вращается сегодня на вашей орбите?
- Каждая из них думает, что она одна. И пусть думает.
- Ответ настоящего мужчины. Давид Янович, снимая мультипликационные фильмы, вам никогда не хотелось перейти к художественным картинам?
- Вы знаете, нет. Что мне хотелось бы, так это совместить актерство с мультипликацией. В 92-м году в Ялте я уже снял довольно много материала для фильма "Сумасшедшие макароны". Действие происходило в Древнем Риме, в средние века на пиратских галеонах и во времена нэпа. Персонаж разговаривал с невидимкой, которого я должен был дорисовать. Это было очень эффектно, потому что актеры снимались хорошие: Семен Фарада, Мамука Кикалейшвили, Саша Филиппенко... Мне только осталось сделать мультипликацию, но завершить работу не успел: деньги кончились, все рассыпалось. Материал до сих пор лежит, хотя он уже все равно устарел.
"ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ АКТРИСЫ?"
- Сегодня приходится слышать, что техника рисованных мультипликационных фильмов скоро уйдет в прошлое -все будут делать компьютеры...
- Я с этим категорически не согласен. Вы же понимаете, Дима, не важно, что у тебя в руках: ручка, карандаш или компьютер, - все равно ты этим управляешь. Кстати, сейчас я пишу заявку по моим "макаронам" - фильм будет называться "Звездные спасатели". Там, где снимались актеры, я собираюсь их сделать в 3D-анимации: частично изображение объемное, компьютерное, а остальное рисованное. Логически это может быть, потому что действие происходит на какой-то планете, где рисованные человечки живут, - что-то вроде "Гиперболоида инженера Гарина"... Уверен: если нарисовать смешных персонажей и сделать их в 3D-анимации, это будет красиво по форме.
- Ваши ленты озвучивали Гердт, Джигарханян, Яковлев. Сложно с такими мастерами работать?
- Очень легко. Друг друга мы понимали с первого взгляда, получалась такая взаимодедукция. Ты им что-то рассказываешь, они выполняют намного лучше, ну а уже потом, отталкиваясь от их голосов, я иначе рисую анимацию. Понимаете, актер заражает, и это прекрасно.
- По мере приближения выборов на наших телеэкранах появляются очередные агитационные мультсериалы. Никогда не принимали участия в их создании?
- Нет, от этого я далек, абсолютно. Занимаюсь своим делом, которое ни к большой, ни к средней, ни к малой политике отношения не имеет, даже не очень понимаю, что это такое. По-моему, там вращаются люди своеобразные. Если раньше какие-то иллюзии у меня были, то сейчас большая девальвация произошла. Наверное, никогда не надо называть то, что делаешь, революцией, потому что законы у нее очень жесткие: едва одержав победу, революционеры ссорятся, тянут одеяло на себя, и все возвращается на круги своя...
- Давид Янович, через вашу жизнь прошло столько выдающихся людей, что впору писать мемуары... Если представить, что вас занесло на необитаемый остров, но перед этим сказали: "Выберите себе пять человек и живите вместе", кого бы с собой взяли?
- Остров большой или маленький?
- Вам бы хватило...
- Взял бы пять женщин и расселил их в разных местах, чтобы они друг о друге даже не догадывались.
- Это были бы актрисы?
- (Обиженно). При чем здесь актрисы? Просто роскошные барышни!
- Смотрю на вас и удивляюсь: как вы в своем возрасте умудрились сохранить такой заряд бодрости, оптимизма, такое потрясающее чувство юмора? Это гены, что-то врожденное?
- Я и сам над этим не раз размышлял. Знаете, у меня есть знакомые, которые не любят все. Светит солнце - им жарко, льет дождь - холодно, снег - вообще отвратительно. Утро - плохо, день - еще хуже... По-моему, это очень большой дар, когда человек рождается оптимистом, когда ему все нравится - пусть это и попахивает легким идиотизмом. То, что мне не по душе, я просто вычеркиваю из жизни, не обращаю на это внимания, - у меня своя среда, параллельная, я окружаю себя людьми, которые мне симпатичны и приятны.
- Просыпаясь, вы с радостью думаете о предстоящем рабочем дне?
- Нет, но если при этом у меня ничего не болит - уже хорошо. Если на ночь выпил, утром легкий хмель в крови еще бродит, ты ощущаешь его остатки, и все вокруг кажется симпатичным... Как пела Эдит Пиаф: "Жизнь в розовом цвете".
"В СВОИ 74 ЛЮБЛЮ ТАНЦЕВАТЬ РОК-Н-РОЛЛ. ЭТО МОЙ ТАНЕЦ, НА НЕМ Я ВОСПИТАН"
- До перестройки эстрадная, театральная, киношная и художественная богема до безобразия много пила. Люди просто пропадали, гибли на рабочих местах. Вы тоже были, как я слышал, не дурак выпить. Интересно, сколько могли осилить за один присест?
![]() С Дмитрием Гордоном Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Скажу, сколько готов выпить сейчас. За вечер 500 граммов коньяка. Это если с хорошей едой, за изысканной легкой беседой, обязательно с танцами. Танцевать обожаю!
- Наутро голова не болит?
- Вот, например, вчера я выпил 600 граммов и чувствую себя замечательно. А какая хорошая была компания!
- Не секрет, что на танцплощадке равных вам нет, и танцуя, вы, говорят, можете покорить любую женщину. Вы этому учились или что-то внутри бродит?
- Да не бродит оно - с этим надо родиться!
- Какие танцы вы любите?
- Рок-н-ролл.
- Вы и сегодня его отплясываете?
- Конечно. Это мой танец, на нем я воспитан. Правда, сейчас он уже слегка адаптированный, не такой, как у физкультурников... Я и танго люблю, а вот вальс ни разу в жизни не танцевал.
- Как известно, вы один из отцов-основателей фестиваля анимационных фильмов "Крок". Проводя его, вы не останавливаетесь где-то в гостинице, чтобы чинно, как люди, провести нормальное мероприятие, а садитесь на пароход и плывете вокруг света...
- Ну, не вокруг света - вниз по Днепру, но до Ялты доходили. Просто мультипликаторы - это особая категория людей. На студии Довженко, на других студиях режиссеры почему-то не ладят друг с другом, как-то не любят коллег...
-...я даже догадываюсь почему...
-...а у нас всегда была творческая атмосфера и веселье. В футбол каждый день мы играли по два часа - даже не понимаю, когда кино делали. Работа шла как-то радостно...
- Представляете, сколько бы вы успели сделать, если бы не тратили время на дам?
- Не уверен, не уверен...
- Миллионам телезрителей вы стали известны не по мультипликационным шедеврам, в которых ваше лицо не появлялось, а благодаря передаче "Золотой гусь", шедшей на телеэкранах несколько лет. Вам не казалось, что слава эта, пусть и беспроигрышная, но сомнительная?
- Нет, мне очень нравилось приходить на съемки. Во-первых, компания была очень хорошая, во-вторых, шли какие-то легкие разговоры... Потом мы садились за стол, и я с удовольствием слушал, как ребята рассказывают анекдоты. Вовка Быстряков, покойный Толик Дьяченко, Валера Чигляев, Женя Паперный делали это просто потрясающе.
- Часто ли в анекдотах слова надо было заменять сигналом "бип"?
- Да, и в программу они впоследствии не входили.
- Зачем же рассказывали? Для себя?
- Ну да, чтобы развеселить ребят. Один раз, помню, так и не смог довести анекдот до конца - забыл. Сколько было смеха! После этого я постоянно делал вид, что забываю, - хотел доставить ребятам удовольствие. Вы даже не представляете, какое тут начиналось веселье: мне и самому было смешно.
- Какой анекдот из вами рассказанных самый любимый?
- Сидят две англичанки у камина, вяжут. Одна говорит: "Дорогая, мы столько знакомы... Забыла только, как тебя зовут". Вторая задумалась: "На когда это тебе нужно?"...
Слушайте, недавно приятель рассказал анекдот э-э-э... эстетский. Судят какого-то большого начальника за то, что он изнасиловал уборщицу. Он говорит: "Ну поймите, день был совершенно безумный. Спущусь-ка я, думаю, не на лифте, а по лестнице. Смотрю, на втором этаже стоит дама в интересной позе, моет пол. Ну, я сзади пристроился и...". Даму спрашивают: "А вы что же?". Она объясняет: "Ну что? Мою пол, и вдруг кто-то сзади пристраивается". - "Чего же вы не отодвинулись вперед?". - "Как? По чистому?!"...
- Лично мне, Давид Янович, кажется, что сегодня время менее легкое и беззаботное, чем было до перестройки. Раньше снимали какие-то бесшабашные, дышащие легкостью и весельем картины - в том числе и мультипликационные. Не связываете это с тем, что сейчас слишком много времени люди творческие посвящают поискам денег, заняты борьбой за выживание и зачастую им не до философского осмысления реальности, не до творчества?
- Что толку страдать о том, что было когда-то, - делу этим не поможешь. Просто тогда мы были молоды и мне было абсолютно все равно, есть деньги, нет их... У меня было два списка: этим отдать, у тех одолжить... Постепенно я всех сводил, и они уже друг с другом рассчитывались, минуя меня...
Сейчас об украинском кино говорить не приходится, потому что нет денег. Плюс растянувшиеся на два года выборы: то с президентом не могли определиться, теперь вот с Верховной Радой... Властям не до нас, не до кино: у них свои дела, - и я их понимаю...
- А жизнь проходит!
- (Грустно). Проходит... Между прочим, сейчас у меня есть два мощных заказа: полнометражная картина "Старик Хоттабыч" и "Звездные спасатели", о которых уже упоминал. Все это, правда, московские проекты. В России очень большой подъем, но как только в Украине появятся деньги, и у нас кино возродится - много молодых сейчас под парами.
- С вами можно общаться бесконечно, и самое грустное в нашей беседе то, что она пролетела, как одно мгновение...
- Что, уже конец?
- Увы. Благодарю вас за то, что вы есть, что вы такой оптимист и излучаете радость. Хочу пожелать вам сделать еще не один фильм, потому что, вопреки анекдоту армянского радио, любим мы вас в первую очередь все-таки за это... Спасибо!
- Не за что, Дима, - как говорится, был рад. Напоследок, может, что-нибудь спеть?
- А кстати...
- Вот только петь я не умею...





Алена МОЗГОВАЯ: "Я пришла к Пономареву и сказала: "Все, извини. Люблю другого"
Кавээнщик и телеведущий Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ: "В КВНе друзей нет и быть не может"
Давид ЧЕРКАССКИЙ: "Данелия мне сказал: "Мало тебя, что ли, на шару ставила раком наша страна? Закрой глаза, отдайся этому колумбийцу и получи 500 долларов"
"ВИА Гра" Альбина Джанабаева увеличила грудь на два размера?
Рок-певец Пит Доэрти покажет свои картины, написанные кровью
Николай Олялин отмечает 65-летие
Шон Коннери и Джоан Коллинз названы самыми сексуальными пенсионерами
Кэйт Мосс купила бесшумный позолоченный вибратор за 350 долларов
Фанатка угрожала взорвать Софию Ротару
Серега избил таксистов
Александр Абдулов женится в конце мая?
Николаю Расторгуеву срочно нужна пересадка почки
Фигура Келли Брук вызывает зависть
Кира Найтли стала "лицом" дома "Шанель"
Шевченко повредил колено
Не прижились колхозы на Афганщине
Народная артистка Украины Ирина ДУКА: "Когда у одной актрисы пропала помада, тюбик искали в моей сумочке"
Режиссер Виталий МЕЛЬНИКОВ: "Алексею Петренко я сделал обрезание в самый последний момент"
ВАЛЕРИЯ: "Шульгина я простила, но простить - не значит забыть..."
Поэт Андрей Демиденко отпраздновал свой юбилей пятичасовым концертом
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги