Мечта о государственности
О воинских варяжских дружинах, о правившем на Руси варяге Рюрике сведения вроде бы сохранились, но про то, что на скандинавские троны хоть раз позвали киевлянина, даже выдумок почему-то нет. О предателе, впустившем в Киев Батыево воинство (которое прорвалось в город с болот, бывших на месте нынешнего героического Майдана), слухи ходят, но про то, что хоть кого-то из древних киевлян хан приблизил к себе, слухов нет.
Судьба Украины устоялась, увы, в ее подчиненностях. Равноправием нигде даже не пахло, а жизнь в польской великодержавности взорвалась в XVII веке церковной непримиримостью и страшной межнациональной резней. Богдан Хмельницкий увидел путь к спасению Украины в союзе с великодержавной православной Россией. Согласно устоявшейся закономерности союз этот тоже оказался неравноправным.
Историки любят писать, что Украина всегда либо спасала кого-то (европейцев, к примеру, от монгольского нашествия или — усилиями запорожцев — Польшу и ее соседей от турок и татар), либо влипала в великодержавные конгломераты, постепенно прокисавшие (вплоть до последнего, сталинского).
Государственности случались покровительственные (только в ХХ веке были и немецкий протекторат, и советский). Вымечтанная дорога в Европу оказалась проталкиванием в мир, где тебя не ждут и привыкли жить без тебя, несмотря на то что и календари понемногу совпали (в Российской империи, проглотившей к тому времени Украину, к концу XVII века со старомодного 7207-го ушли на европейский 1698 год).
Пожалуй, одним из ответов могут быть жизнеописания национальных героев, ставших легендами. История последнего кошевого Запорожской Сечи, погибавшего в соловецком заточении, но не унизившегося, гениального режиссера Леся Курбаса, который в тех же Соловках запомнился несгибаемостью. Тоска о том, чтобы нас зауважали, приняли на равных, стала едва ли не главным национальным устремлением. Все, кто вспоминал о своих встречах с Тарасом Шевченко, непременно подчеркивали его умение быть на равных с любым собеседником, ни перед кем не заискивать. Всем бы так...
Все на свете сравнимо. Когда мы рассуждаем об очередном рывке в цивилизованный мир, вспоминается знаменитый путешественник казацкого происхождения и с неукротимой энергией Миклухо-Маклай, специалист по морским животным. В позапрошлом веке он вместе с приборами, нужными для исследований, привез в Новую Гвинею много бус, которые показались там сокровищами неимоверными и вызвали у местного населения тот же восторг, что у многих из нас когда-то вызвали проникновения в закрытый советский мирок разных «кока-кол» с «Макдоналдсами».
Мы, как гвинейские аборигены, не сразу составили шкалу истинных ценностей и бросались на блестки, еще не разобравшись, что главнее всего.
Государственность — вернее, мечта о ней — по-прежнему слитна с вечной мечтой о достоинстве и в то же время — об очередном покровителе, который все приведет в порядок и не позволит нам опростоволоситься на этот раз.
Стоит вспомнить, что свои клейноды последний гетман Украины Кирилл Разумовский сдал ровно 250 лет назад, в 1764 году. Накопился исторический опыт...