13-й министр культуры Украины, Голос Майдана Евгений НИЩУК: «Для тех, кто поддался антиукраинской пропаганде и поставил свои подписи под разными письмами, подстрекающими к еще большему раздуванию вражды между Украиной и Россией, народный бойкот будет весьма поучительным»
Стать модератором Евромайдана Евгения Николаевича пригласил Юрий Луценко. С 21 ноября 2013 года вплоть до своего назначения Нищук находился на Майдане, после 1 декабря — почти круглосуточно, не покидая сцену даже в самые страшные дни, когда одного актерского таланта держать публику уже недостаточно и требуются совсем другие человеческие качества.
Впервые он сорвал голос во время зачистки в ночь с 10 на 11 декабря. «Тогда у меня возникло ощущение, что я снимаюсь в фильме о войне, где захватчики окружают Крещатик со всех сторон. Священники, женщины и дети, спрятавшиеся под сценой, плачут, и надо найти какую-то силу, слова... Мы пытались остановить «Беркут». За всю ночь нельзя было ни на минуту отойти. Сказали — стой, нужно успокаивать людей, а мы будем держать оборону сцены».
В министры Нищука выдвигали руководители творческих союзов, сам же Евгений о том, что рассматривается его кандидатура, узнал из СМИ и сперва не отнесся к этому серьезно.
За годы независимости Украины ее культурные министры менялись приблизительно с такой же частотой, как главные тренеры национальной сборной по футболу, а министерство из государственного паразита и объекта для шуток про прачечную постепенно мутировало в отвратительного монстра.
В общем, Евгению Николаевичу, ставшему 13-м министром, досталось очень непростое наследие, и, собственно, основная цель сейчас — спасти то, что можно считать наследием, не дав окончательно его уничтожить и разворовать, сохранить культуру как сферу. Особенно в условиях непрекращающейся то скрытой, то явной войны, поразившей страну, часть которой за тот короткий период, пока Нищук занимает свой пост, уже успела войти в состав Российской Федерации.
Говорить сейчас о каких бы то ни было серьезных переменах, реформах и достижениях пока рано, Евгений всего третий месяц осваивает новую должность, поэтому говорили мы о перспективах. Есть такое многозначное слово, несколько затертое госслужащими, но все еще популярное в творческой среде. Кстати, перспектива, если кто не знает, как техника изображения появилась в эпоху Ренессанса.
«Я ОЧЕНЬ ХОЧУ, ЧТОБЫ МИНИСТЕРСТВО НЕ РУКОВОДИЛО КУЛЬТУРОЙ, А СОЗДАВАЛО УСЛОВИЯ ДЛЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ, ЧТОБЫ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ТУТ РАБОТАЮТ, НЕ ПРОДОЛЖАЛИ ОСТАВАТЬСЯ ЧИНОВНИКАМИ, А СТАЛИ КУЛЬТУРНЫМИ МЕНЕДЖЕРАМИ»
— Евгений, в одном из первых интервью уже в должности министра вы назвали себя камикадзе. Неужели все действительно так плохо?
— На самом деле, «камикадзе» появилось с легкой руки то ли журналистов, то ли пошло из народа... Но все действительно непросто, мы по-прежнему находимся в состоянии борьбы, революции и войны, это сложнейшее время, и вопросы культуры, которые должны настраивать и ориентировать общество совершенно на другой лад, сейчас вроде бы не совсем уместны. Ну и все понимают, что до президентских выборов считаные дни и, когда будет избран президент, возможно, начнутся новые назначения...
— То есть к своему назначению вы отнеслись как к чему-то временному?
— Я не очень сейчас поглощен моментом пребывания в должности... Главное — создать новое направление и стратегические основы для дальнейшего существования культуры, а не придумать какую-то такую крутую фишку: «Дескать, посмотрите, вот мы это успели!». Это неправильно и нечестно.
Мы хотим заложить фундамент для дальнейших перемен, и какими они будут, пока сказать трудно. Очень многое зависит от политической ситуации и внутри страны, и за ее пределами и от того, что сейчас делаем я и моя команда.
— «Фундамент для дальнейших перемен» — заявка солидная, если можно, поконкретнее...
— Я бы не хотел сейчас кидаться словами: мол, мы совершим революцию в культуре, — а больше бы говорил о сохранении культурной сферы. Что же касается структуры министерства, то, конечно, это и требование общества, и мое мнение — тут необходимы реформы.
Я очень хочу, чтобы все, кто здесь работают, не продолжали оставаться чиновниками, а стали культурными менеджерами. Чтобы министерство не руководило культурой, а создавало условия для ее развития. Чтобы оно наконец превратилось в открытую площадку для многих людей, которые никогда не работали с госучреждениями, для тех, кто не является членами профессиональных союзов...
Я не считаю, что профсоюзов не надо, а то многие уже перепугались, что я немедленно начну все это упразднять. Нет, ни в коем случае. Но в то же время я должен услышать тех, кто принципиально никогда не входил в тот или иной союз, и для меня очень важно общаться с такими людьми — например, с теми же современными исполнителями, и общаться именно тут, в стенах министерства, порог которого они никогда не переступали.
![]() |
| С 21 ноября 2013 года вплоть до своего назначения министром Евгений находился на Майдане, после 1 декабря — почти круглосуточно. Евгений Нищук, Александр Турчинов, Арсений Яценюк, Людмила Денисова, Зорян Шкиряк, Сергей Поярков, Татьяна Черновол и другие на сцене Евромайдана 24 февраля 2014 года |
— Вообще, на ваш взгляд, Минкульт нужен? Вот этот анахронизм еще советских времен, государственный паразит с невероятно раздутым штатом, от которого вреда всегда было намного больше, чем пользы...
— Безусловно, Минкульт — это палка о двух концах. Существует практика во многих странах, где нет министерств культуры, а есть специальные департаменты или отделы — например, отдел сохранения культурного наследия. Во Франции Министерство культуры есть, но оно занимается не информатизацией, а коммуникацией... В разных странах это по-разному называется, но дело не в том, как оно называется, а в том, чтобы сегодня именно в этой структуре заложить основы дальнейшего культурного развития.
У меня сейчас дни приема граждан длятся круглосуточно, много возникает ситуаций и моментов, которые нужно срочно решать, помогать людям, и я не знаю, куда они станут обращаться, если не будет министерства.
Вот я ездил в Париж, на форум Министерства культуры, куда пришел президент Франции, который нашел время на простую рабочую встречу, и отметил, что лицо Франции — это прежде всего культура, поэтому государство так много в нее вкладывает. И я бы хотел, чтобы у нашего президента было такое же отношение, чтобы он занимался вопросами культуры непосредственно и одним из главных направлений в стране, несмотря на огромное количество проблем, являлось культурное развитие. Ведь в традиции Украины культура генетически занимает одно из важнейших мест, другое дело, что длительное время она находилась не на том уровне, на котором должна, и очень не хочется, чтобы она продолжала оставаться на периферии...
«СПЕРВА Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИСПУГАЛСЯ, КОГДА МНЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ВОЗГЛАВИТЬ МИНИСТЕРСТВО: «КАК? НЕТ! Я НЕ МОГУ БРОСИТЬ ПРОФЕССИЮ...»
— Ваш рабочий день во сколько заканчивается?
— Ой... У меня иногда до ночи свет горит... Времени на все не хватает, и какие-то важные вопросы приходится решать и обсуждать ближе к полуночи. Плюс различные мероприятия, где нужно присутствовать, что-то открывать, встречаться и общаться с людьми. Есть еще заседания Кабинета министров, одно из которых как-то
![]() |
| За моноспектакль «Прекрасный зверь в сердце» по стихам Николая Винграновского в Киевской мастерской театрального искусства «Сузір’я» Евгений впервые был удостоен театральной награды «Киевская пектораль-2013» как лучший исполнитель мужской роли |
закончилось в 2.20 ночи...
— То есть про актера Нищука можно пока забыть?
— Ну, я бы так не сказал. Сперва я действительно испугался, когда мне предложили возглавить министерство: «Как? Нет! Я не могу бросить профессию...». Но меня успокоили: «Будешь играть свои спектакли, это не запрещено законом». И репертуарные спектакли театров имени Франко, «Сузір’я» продолжают идти, поскольку не требуют репетиционного времени, я прихожу с работы и играю. Кстати, в этих спектаклях тоже заложена часть моей культурной программы, рассчитанной на умных, образованных людей.
Что же касается планов творческих, тут, конечно, есть проблема. Это уже требует времени для репетиций, так что с планами немножко позже. Появится у меня возможность каких-то отгулов или отпусков, тогда я их использую для реализации планов. Но в любом случае от новых работ я не отказываюсь.
— Чтобы создать спектакль, отпуск должен быть немаленьким, не говоря уже об отгулах...
— По европейским меркам — три недели. Это у нас привыкли по девять месяцев ставить... Три недели, причем я смогу и в ночное время репетировать.
— Какая из ваших театральных работ вам наиболее дорога?
— Все мне дороги, но самая свежая всегда находится в активном процессе и поэтому больше меня увлекает — «Прекрасний звір у серці» а театре «Сузір’я».
— За этот поэтический моноспектакль по Николаю Винграновскому вы недавно получили две «Пекторали», причем впервые, раньше главной театральной премии столицы не удостаивались. Триумф министра вызвал широкий и неоднозначный общественный резонанс. Вам самому это кажется уместным?
— Ну, «Пекторалей» я получил не две, а одну — за лучшую мужскую роль. А за спектакль получил не я.
— За спектакль получил Алексей Кужельный, но это моноспектакль, вы являетесь единственным исполнителем... За лучшую мужскую роль всегда была предусмотрена одна награда, в этом году ее вручили вам и Алексею Вертинскому...
— Значит, история выглядит следующим образом. Экспертный совет премии определился со своими решениями относительно победителей еще до того, как я стал министром. Я, на самом деле, человек щепетильный и сразу заявил, что мне никаких наград не надо, на что мне заметили, мол, знаешь, есть комиссия, и не стоит ее унижать — они свои голоса поставили, когда поставили, и указывать им сейчас, что надо, а что не надо, тоже неправильно.
Когда мне сообщили, что мнения по поводу лучшей мужской роли разделились, я решил отдать свой голос в пользу Алексея Вертинского, я видел спектакль с его участием и считаю, что это действительно замечательный артист, собственно, как и двое других претендентов — Алексей Богданович и Станислав Боклан... И для меня стало полной неожиданностью, когда вынесли две «Пекторали» — для Вертинского и для меня. Часть своей денежной награды я оставил Алексею, часть отдал ветеранам сцены, которые, к сожалению, в тяжелом материальном положении по-прежнему находятся.
— Вы на последнем вече Майдана присутствовали?
— Нет. Во-первых, у меня были мероприятия, во-вторых, оно как-то спонтанно организовалось... Когда я сутками находился на Майдане, то знал, что где происходит, сейчас ситуация изменилась, и меня не обязаны постоянно информировать... Сотники сами собрались, чтобы сделать те или иные заявления, я же не могу бросить государственную службу и бежать.
Но психологически и морально я с Майданом остаюсь и буду оставаться, со многими общаюсь, был в «Украинском доме», думаю сейчас о том, как можно перевести его в русло полноценной работы, чтобы не обидеть никого из тех, кто там находится.
— Сколько, на ваш взгляд, нужно стоять еще Майдану?
![]() |
| С Ириной Геращенко под стенами Лукьяновского СИЗО в Киеве во время «Звездного вертепа», организованного творческим объединением «Последняя баррикада» и друзьями заключенного Юрия Луценко, 13 января 2012 года |
— Есть мнение, что до президентских выборов Майдан должен находиться в состоянии боевой готовности, но я не уверен, что ему надо круглосуточно функционировать, тут есть момент дискуссии, с сотниками в том числе...
Дело в том, что сейчас вся опасность на юге и востоке страны, и для чего тогда активизировать и держать людей, организовывать какие-то мероприятия, которые были раньше направлены на протест в центре Киева, на борьбу с властью в правительственном квартале? Нет никакого смысла, при этом я не считаю, что все, хватит, пора всем окончательно разойтись.
Нужно привлекать тех, кто находится на Майдане, и к ремонтным работам, и для создания каких-то памятных элементов, в общем, это момент очень деликатный и болезненный — люди четыре месяца рисковали жизнью, многие из них потеряли родных и близких.
«ОЧЕНЬ ДОСАДНО, ЧТО В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА УЖЕ МОЖНО БЫЛО БЫ ПЕРЕВОДИТЬ ВСЕ В МИРНОЕ РУСЛО, В СТРОИТЕЛЬСТВО, В ВОЗРОЖДЕНИЕ, НАС ВНОВЬ ВГОНЯЮТ В СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ, НЕСТАБИЛЬНОСТИ И ПОСТОЯННОГО БЕСПОКОЙСТВА»
— Вы были Голосом Оранжевого Майдана и Голосом Евромайдана, как вам кажется, за прошедшие девять лет общество сильно изменилось?
— Да, чрезвычайно изменилось, и основная разница состоит в том, что в 2004-м доминировала политическая составляющая... Я не могу сказать, что на Евромайдане не было политики, но во время Оранжевой революции люди выступали под конкретными политическими флагами и за конкретного лидера. Евромайдан же стал чисто народным восстанием против властного произвола, и главная составляющая — самоорганизация людей.
Вопрос евроинтеграции, который присутствовал в самом начале, очень быстро отпал, появились другие мотивы, особенно после первого избиения студентов. Дело Майдана уже не касалось вступления в Евросоюз, и именно самоорганизация привела к такому потрясающему всенародному сопротивлению.
А главный принципиальный момент сейчас заключается не в том, что остановить это сопротивление крайне сложно (какая-то определенная инерция имеет место), а в том, чтобы оно не переросло в неконтролируемую агрессию и деструктив. И очень досадно, что в тот момент, когда уже можно было бы все переводить в мирное русло, в строительство, в возрождение, полноценно осуществлять новую государственную стратегию в разных сферах, нам не дают этим заниматься — нас вновь вгоняют в состояние войны, нестабильности и постоянного беспокойства.
Например, много времени сейчас приходится тратить на то, чтобы спасти те или иные культурные памятники в Крыму, на востоке страны... Чтобы сохранить национальное достояние не только Украины, но и Европы, которое сейчас находится под угрозой.
— Когда в Польше появилась «Солидарность», главной движущей силой оппозиции стала культура, в частности, театры. Наши театры все это горячее время держались в стороне, что не отменяет гражданской активности отдельных людей, тем не менее уже вовсю пылала Грушевского, а в киевских театрах шли комедии. Когда польская «Солидарность» победила, уволились все бывшие худруки, во многом именно поэтому польский театр сегодня один из самых интересных в мире. Какие в Украине планируются реформы в театральных труппах? Нормально ли, когда художественный руководитель правит пожизненно, как советский генсек, должен ли он назначаться тем же Министерством культуры, выбираться коллективом?..
— Вообще, профессиональная часть театральной общественности, несмотря на определенный риск и просто страх потерять работу, склоняется к контрактной системе, к конкурсному назначению. Но дело в том, что все худруки успели себе поподписывать контракты на много лет вперед, что не секрет, и именно это является определенной проблемой.
Но опять-таки нельзя уравнять всех худруков, и далеко не все театры одинаково вели себя во время событий на Майдане — тут я сделал определенное отслеживание. Был ряд возмутительных моментов, на которые есть уже реакция, в том числе относительно некоторых вузов, подчиняющихся Минкульту, — в них объявлены конкурсы.
Что же касается театров, то, я думаю, на Кабинете министров выступить с предложением (чтобы не втравляться во все эти суды) — пусть все худруки пишут заявления и идут на конкурс.
— Что вы думаете о гастролях украинских исполнителей или коллективов в России? В частности, о поездке Театра имени Леси Украинки в Санкт-Петербург? Кстати, была информация, что эта поездка финансируется Министерством культуры Украины.
— О финансировании речь не шла, и сам Михаил Юрьевич (худрук Русской драмы Резникович. — Ю. П.) не просил полного финансирования. А насчет поездки заверил нас, что все безопасно, нормально, но мы сказали: давайте посмотрим, как будет складываться ситуация.
— В интервью газете «Известия» Резникович заметил, что считает «отделение Крыма абсолютно естественным»...
— Он уже опроверг эту информацию и сказал, что его слова извратили российские СМИ. Со своей стороны мы не можем ничего запрещать Театру Леси Украинки, но, учитывая происходящее в стране, просто рекомендовали воздержаться от гастролей. И в связи с безопасностью труппы, и в связи с тем, что гастроли могут быть использованы как повод в информационной войне. Слава Богу, Михаил Юрьевич к нам прислушался.
Также мы нашли с ним взаимопонимание в другой плоскости: решили показать в Харькове, Донецке, Луганске поставленный к 200-летию Тараса Шевченко спектакль Театра Леси Украинки «Везде один», который идет на украинском и на русском языках и где играют актеры театров Франко и Леси Украинки.
— Я просмотрела на сайте Минкульта программу на апрель и не нашла там ни одного мероприятия, посвященного 205-летию Николая Васильевича Гоголя, который родился 1 апреля и вроде бы не совсем чужой нам человек...
— Ну что вам сказать — у нас, согласно статье 65-й, существуют определенные ограничения относительно дат в связи с экономической ситуацией. Никто никаких запретов не делал, просто есть просьба отнестись с пониманием и все мероприятия проводить местными силами. И они, кстати, проводились, просто не так масштабно, как обычно.
Надо отметить, что и 200-летие Шевченко мы отметили весьма скромно, и торжества во дворце «Украина» отменили, ограничившись лишь празднованием на Майдане, на волонтерских условиях, без единой копейки, хотя изначально все это планировалось с миллионными суммами... Но поскольку 200-летие Шевченко — не один день 9 марта, а целый год, мы намерены продолжить.
Например, хотим 22 мая — день перезахоронения Тараса Григорьевича — провести не традиционно, только возложением цветочков, а сделать в «Олимпийском» большую программу с участием наших и зарубежных звезд, которые исполнят произведения Шевченко в современном формате — так называемый «Шевченко-рок» или «Шевченко-возвращение»... Большое благотворительное мероприятие для сбора средств, предназначенных на реставрацию объектов, на которые в свое время деньги были выделены, но украдены. Это объекты и в Каневе, и Шевченковский заповедник (Национальный заповедник «Родина Тараса Шевченко», объединяющий три села, в которых прошло детство поэта. — Ю. П.), и Черкасский театр имени Шевченко, где из-за отсутствия средств никак не может в полном объеме осуществиться тетралогия «Тарас. Слова»... В общем, Шевченко на протяжении года у нас еще обязательно зазвучит, но иначе.
«У ФИГУРИСТОВ ЕСТЬ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА, А У МЕНЯ НЕТ»
— Как вы относитесь к идее бойкота российских коллективов в Украине?
— Мне многие представители общественности уже говорили: как вы можете допускать, чтобы сейчас приезжали гастролеры из России? Сделайте запрет. Я бы сейчас не стал говорить об указе Министерства культуры, запрещающем российские гастроли. Но я пообщался с людьми, которые занимаются гастролями и считают, что для тех, кто поддался антиукраинской пропаганде и поставил свои подписи под разными письмами, подстрекающими к еще большему раздуванию вражды между Украиной и Россией, народный бойкот будет весьма поучительным.
![]() |
| Одна из наиболее выразительных киноработ Евгения Нищука — Стефан в картине Олеся Янчука «Владыка Андрей» о митрополите Андрее Шептицком (2008 год) |
Когда какая-нибудь компания пригласит российского исполнителя или коллектив, заплатит за это деньги, а народ не купит билеты, то эта компания в следующий раз хорошо подумает, есть ли смысл приглашать таких гастролеров. Это первый момент. А второй — сами гастролеры не снимут той кассы, которую привыкли снимать, без всяких налогов (что давно не секрет), и это их чему-то научит. Когда они понесут финансовые потери, то, вероятно, задумаются. Официальные же запреты только станут лишним поводом для разговоров с российской стороны про аморальную политику новой украинской власти и будут использоваться против нас.
— Вы, наверное, знаете о единственном в своем роде международном украинском фестивале искусств «Гогольфест», который все годы существования проводился на энтузиазме его участников, при огромных усилиях и финансовых затратах его основателя Влада Троицкого. Все это время Минкульт никак не подключался, ни разу не выделив на «Гогольфест» ни копейки. Можно ожидать каких-то перемен в этом отношении?
— Этот вопрос следует отнести к началу нашего разговора о том, что Министерство культуры должно стать открытой площадкой для людей, никогда не бывавших в его стенах. Влад Троицкий у меня уже был, у меня сейчас настольная книга «Театр ДАХ» (показывает книгу), и я имел разговор во Франции, в том числе про Влада, который активно сотрудничает с французами много лет.
Есть у нас и договоренность про небольшой театральный форум с участием наших ведущих режиссеров — не директоров и даже не многих худруков, а именно лучших режиссеров. Думаем мы и над театральным фестивалем, и над проведением в сентябре «Гогольфеста», который популярен среди молодежи, что очень важно, я на такие моменты обращаю особое внимание...
В общем, Влад фактически заручился поддержкой Министерства культуры, думаю, финансово мы также найдем возможность его поддержать. Например, поможем с арендой того или иного места для «Гогольфеста» — сейчас есть три точки, из которых самая центровая, конечно, «Мистецький Арсенал»... Но уже ближе к фестивалю будем решать, где именно его проводить.
— Я видела вас недавно на открытии «Книжного Арсенала»... Что-нибудь купили там? Время на чтение остается?
— К огромному сожалению, сейчас почти нет — приходится изучать много документов и материалов на работе. Когда же начинаются праздники и можно вроде выкроить время, у меня мероприятия — обязательная программа, а произвольной пока не имею. Вот у фигуристов есть произвольная программа, а у меня нет (смеется).
Но еще до того как Андрея Куркова наградили орденом Почетного легиона, я прочел его «Львовскую гастроль Джими Хендрикса» — очень мне понравилась: такая удивительная смесь нашей поэтики и европейской культуры... А на «Арсенале» я детскую книжку купил издательства «Старий Лев», замечательно оформленную, — из тех изданий, которые предназначены уже для новой генерации детей, называется «Маленькі зірки...» какой-то там девочки. Ко мне в это время как раз племянница приехала, ей пять лет... Стал читать племяннице и сам так увлекся. Вот это пока и есть моя последняя прочитанная книжка!





На похоронах Юрия Тимошенко (Тарапуньки) Ефим БЕРЕЗИН (Штепсель) подошел к его гробу и прошептал: «Если бы ты знал, как много я хотел тебе сказать, но сегодня забыл текст. Впервые в жизни...»
Сокровища «Межигорья», или В поисках золотого батона
Писательница Людмила УЛИЦКАЯ:«Как империя Россия в большой степени уже развалилась — процесс это естественный, и трагически относиться к нему не надо»
13-й министр культуры Украины, Голос Майдана Евгений НИЩУК: «Для тех, кто поддался антиукраинской пропаганде и поставил свои подписи под разными письмами, подстрекающими к еще большему раздуванию вражды между Украиной и Россией, народный бойкот будет весьма поучительным»
Илья НОЯБРЕВ: «Детство ассоциируется у меня с маковыми коржами, которые пекла мама, — кажется, ничего вкуснее в жизни не ел...»
Маргарита СИЧКАРЬ: «Времена, когда можно было отмахнуться: «А, все равно я ничего не решаю!», прошли — пора поверить, что вместе мы решаем все»
Мечта о государственности
Собака бывает кусачей только от жизни собачьей
Андрей МЯГКОВ: «То, что Дмитрий Гордон талантлив, — однозначно, но к одаренности еще и то прилагается, что принято интеллигентностью называть, и от этого его талант и мастерство журналиста значат еще больше»
Кандидат в депутаты в Киевский городской совет по одномандатному мажоритарному избирательному округу №38 ГОРДОН Дмитрий Ильич
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги