Наталья ВАРЛЕЙ: «Вицин, Моргунов и Никулин относились ко мне по-хулигански — когда несли, застегнув в спальный мешок, усердно мяли и тискали»
С тех пор вся биография актрисы писалась в свете софитов и под прицелами кинокамер - как-никак на ее счету более 60 ролей, сыгранных в кино, и 40 - на театральной сцене. Казалось бы, любопытствующая публика знает о ней все: и то, что Наталья состоит в родстве с бабушкой Станиславского актрисой-француженкой Мари Варлей, и то, что она трижды отличница (окончила с красным дипломом цирковое училище, театральное имени Щукина и Литературный институт), и то, что когда родители пришли впервые на цирковое представление с участием своевольной дочери, мама всплакнула, а папа вздохнул: «Ну что ж, в семье не без урода»... Известно даже, что в «Кавказской пленнице» за нее говорила Надежда Румянцева, пела Аида Ведищева, а гонорар самой Наташи составил 1219 рублей...
Что интересно, редкой популярной артистке удалось окружить себя столь же плотной завесой тайны. Ей-Богу, так и кажется, что Варлей брала уроки конспирации у своего свекра Тихонова-Штирлица и усвоила их на пятерку с плюсом, поэтому по сей день любители почесать языками и желтая пресса вычисляют, кто отец ее второго сына Александра и какую фамилию носил третий муж-строитель, а недавно бывшая соперница «кавказской пленницы» подбросила сплетникам свеженькую тему: дескать, отцом ее первенца Василия был вовсе не Владимир Тихонов, а однокурсник Константин Райкин, что доказывается их поразительным внешним сходством. Что ж, предъявлять толпе результаты генетической экспертизы или фото старшего сына Наталья отнюдь не намерена - ей, человеку интеллигентному, с тонкой душевной организацией, вступать в такого рода полемику претит и опускаться до этого уровня противно.
Сегодня Наталья Варлей в кино не снимается, зато часто появляется во всевозможных телепрограммах, но лично мне больше всего запомнилось телевизионное шоу «Две звезды», где она пела дуэтом с Николаем Гнатюком. Как красиво сливались два уже тронутых временем, не очень сильных голоса: мужской и женский, - оттеняя, дополняя и поддерживая друг друга! Увы, практически всю жизнь ей приходится вести сольную партию, а три ее любимых мужчины: два сына и внук Женька - носят фамилию Варлей. «У папы не было сыновей, - объясняет актриса, - а мне не хотелось, чтобы эта фамилия прервалась», но я почему-то думаю, что, если бы среди сотен, тысяч поклонников ей встретился бы единственный, все было бы иначе.
Недоласканная, недолюбленная... Когда-то она опаздывала после антрепризного спектакля на поезд и киевский композитор Владимир Быстряков дал ей перед представлением дельный совет: «Ты побыстрее текст говори и все поцелуи и ласки, которые там прописаны, пропускай - уже в поезде с партнером наверстаешь».
![]() |
| Фото УНИАН |
Хохотала Наталья долго, а плачет она, когда никто ее слез не видит - ночами в подушку, и совсем не оттого, что поставить на ноги двух сыновей хрупкой женщине было труднее, чем самой выполнять опасные трюки на съемочной площадке «Кавказской пленницы».
Когда-то она, мечтательная и романтичная, совсем не похожая на Нину в легендарной комедии Гайдая, девочка Ассоль вела долгие беседы о литературе с партнером по фильму «Вий». «Ненавижу Грина, - говорил Леонид Куравлев, - потому что он обманщик - такой любви не бывает». Тогда верить ему Варлей наотрез отказывалась, а спустя годы на собственном опыте убедилась: счастливая любовь все же бывает... но лишь к детям, профессии и природе. Поэтому, очевидно, и появились в ее стихах такие полные горечи строки:
Проходит жизнь, как сон, как боль,
Мечты сдаются и стареют.
И постаревшая Ассоль
Уходит, не дождавшись Грэя.
«В ДИПЛОМЕ У МЕНЯ - ОН КРАСНЕНЬКИЙ, С ОТЛИЧИЕМ! - НАПИСАНО: «АРТИСТКА-ЭКВИЛИБРИСТКА СОЮЗГОСЦИРКА»
- Дорогая Наташа!.. Хотел вот официально к вам обратиться - Наталья Владимировна, но произнести это слово - Владимировна - не получается. У вас, наверное, многие допытывались: как удается вам так отчаянно хорошо выглядеть - в чем секрет?
- (Пауза). И тут я замолчала надолго... Не знаю, потому что иногда действительно удается, иногда - не очень.
- Перед началом беседы вы мне признались, что провели несколько бессонных ночей, - представляю, какая вы, когда выспитесь...
![]() |
| Наташа Варлей. Пока еще пионерка и просто красавица... |
- Когда высплюсь, выгляжу хорошо - это точно, и хотя то, что вы говорите, вызывает сейчас у меня сомнение, все равно спасибо. Думаю, природа все-таки постаралась - все женщины в моем роду достаточно моложавы. Маме сейчас 86 лет, и хотя она уже, в общем-то, старенькая и болеет, тем не менее на свой возраст не выглядит, а одна из моих тетушек (из жизни она ушла за месяц до своего столетия) и в 85, и в 90 шутила, смеялась, рассказывала анекдоты и чувствовала себя абсолютно молодой.
- Вам, делаю вывод, предстоит долгая счастливая жизнь...
- (Смеется). Ну, не знаю - актрисами они все-таки не были, а ведь актерская профессия эмоционально выматывает. Вот я вчера отыграла спектакль - некоторое время после этого чувствую себя в тонусе, а утром потом не могу проснуться.
- У вас необычная, особенно для России, фамилия - что она означает и где ваши корни?
- В Уэльсе - мои предки валлийцы (так называют французов, которые живут в Англии) и когда-то перебрались в Россию. В советские времена папа рассказывал, что два брата Варлей были жокеями, но потом всплыла другая история: оказалось, они были владельцами конного завода. Оба женились на русских, но это было уже достаточно давно, и в моей крови целый коктейль из разных национальностей. Не обошлось тут и без родни по маминой линии.
Девичья фамилия моей бабушки была Барбот-де-Марни - она сама и весь ее род из Петербурга, а по мужской линии все сплошь профессора горного дела (эта профессия в царской России считалась очень престижной), а их родоначальник - французский офицер Жорж Барбот-де-Марни приехал служить Петру да так здесь и остался.
- И фамилия, короче, у вас нездешняя, и красота...
- Спасибо. Думаю, у меня уже мало английских и французских осталось кровей, потому что внесли свою лепту и русские, и мордвины, и немцы...
- Удивительно, но в отличие от многих актрис с детства вы о кино не мечтали. Если не ошибаюсь, окончили эстрадно-цирковое училище и были эквилибристкой, воздушной гимнасткой в Московском цирке на Цветном бульваре?
![]() |
| «Пожалуй, меня привела в цирк жажда полета, которая изначально каждому человеку дана. Даже мысли бросить арену и уйти в кино у меня не было» |
- Действительно, работала в цирке на Цветном, но, вообще-то, в дипломе у меня - он красненький, с отличием! - написано: «Артистка-эквилибристка Союзгосцирка» (тогда такой существовал), и не было так, что один артист прикреплен к цирку на Цветном бульваре, а другой - к цирку на Вернадского. Просто все ездили, как цыгане, по стране, за рубежом выступали.
- Такая работа была...
- Первым моим городом после того, как окончила цирковое училище, был Волгоград, а потом по разнарядке (что такое разнарядка, думаю, объяснять не надо) меня в Саратов направили - там воздушная гимнастка была нужна. Я попала совсем в другой коллектив, белорусский, который там тогда гастролировал, а затем в Одессу приехала, где тоже не хватало в программе воздушной гимнастки.
Программы были обычно сборные, и я с Леней Енгибаровым выступала. Сейчас сын иногда из интернета выуживает мне всякие небылицы, дескать, «она работала в номере Енгибарова, и тот посоветовал, порекомендовал ее кинематографистам».
- Вранье?
- В том-то и дело, что не стопроцентное. Действительно, я попала в программу, в которой работал Леня, - в цирке друг другу все помогают, и естественно, участвовала в одной из реприз Енгибарова на подхвате. Это была смешная история о том, как клоун идет на свидание к девушке, но понимает, что без цветов явиться нельзя. Он покупает букет, а когда денег расплатиться не хватает, снимает с себя последние брюки и отдает. Завидев любимую, клоун вскакивает на пьедестал, изображая статую, но тут к девушке какой-то хулиган приставать начинает, и он за нее вступается. В этом и заключалось наше с Леней сотрудничество, а поскольку девочка я была хорошенькая...
- ...да, безусловно...
- ...он, конечно, пытался за мной ухаживать. Даже какие-то стихи читал и цветочки дарил - вот и все...
![]() |
| «В моей крови целый коктейль из разных национальностей» |
«ГАЙДАЙ ВСЕГДА ГОВОРИЛ: «РЕЖИССЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ В СВОЮ ГЕРОИНЮ ВЛЮБЛЕН»
- Как сегодня, когда столько прошло лет, вы считаете: великим он был клоуном?
- Да, однозначно, и думаю, время свое опередил, потому что был клоуном-философом. Впрочем, или опередил, или, наоборот, опоздал... Он был таким беллевским клоуном, и действительно, из-за того, что Леня снимался в кино, я тоже начала сниматься - тут интернет пишет правду.
Его тогда пригласил в свою дебютную картину «Формула радуги» Юра Хилькевич, вернее, Георгий Юнгвальд-Хилькевич - Леня играл у него какую-то совершенно невнятную роль. Юре просто захотелось, чтобы клоун мелькал где-то там, рядом с главными героями, которых должны были играть Коля Федорцов и эстонская девушка Маре Хелластэ. Он пришел к Лене на представление и увидел меня под куполом цирка, а на другой день объявил: «Хочу, чтобы вы снимались в моей картине». Правда, что мне там делать, было неясно... Придумали роль медицинской сестры, и я бегала за главным героем со шприцем в руках, а потом Юре пришла вдруг такая странная мысль, что главную роль в этой картине должна играть не Маре, а я.
![]() |
| Фото «РИА Новости» |
- Наверное, он влюбился...
- Ну, не знаю... Вообще-то, Гайдай всегда говорил: «Режиссер должен быть в свою героиню влюблен», так что, может, и да, увлекся. Нравилась я ему явно - милая, славная... В 18 я была совершенным ребенком примерно лет на 14, поэтому все вели себя по отношению ко мне бережно - ухаживали за мной, соблюдая дистанцию.
Юра сначала снял с роли Хелластэ, но нужно было, поскольку это была картина Одесской киностудии, чтобы в Киеве на главную роль утвердили меня. Давай он, короче, проводить кинопробы. По сценарию героине должно быть 22-23 года, потому что она аспирантка...
- ...а вам 14...
- ...и костюмы, начесы, довольно яркий грим все больше и больше эти 14 подчеркивали. Получался такой самодеятельный школьный театр, где дети пытаются играть взрослые роли...
- ...и прошло?
- Конечно же, нет. В глазах Хилькевича...
- ...влюбленного Хилькевича...
![]() |
- ...я разглядела отчаяние - он отчетливо понимал, что ничего не получится, потому что ребенок, которому сделали на голове начес и которого в какую-то взрослую нарядили одежду, от этого выглядит еще моложе. Ну и так получилось, что за этими страшными метаниями наблюдала Татьяна Михайловна Семенова, ассистентка Гайдая, которая искала для его новой комедии девочку...
- Потрясающе!
- Ходит просто масса всяких разговоров, что Юра Хилькевич якобы позвонил Гайдаю и за бутылку коньяка сказал: «У меня замечательная девочка снимается». Не верю абсолютно - Юра это придумал, но сейчас, по-моему, уже и сам в свою байку поверил.
- Так бывает...
- Да, потому что, когда я вела на РТР передачу «Домашние хлопоты с Натальей Варлей», пришел ко мне в гости и эту историю рассказал. «Юра, - я возразила, - не может такого быть», а он в ответ: «Ты ничего не знаешь». Впрочем, я знаю точно, что это не так, а в конце концов, в этой картине Хилькевича снялась Раечка Недашковская.
Таким вот образом история с «Кавказской пленницей» завязалась, а что касается того, что Енгибаров меня привел в кино... На самом деле, я снималась, еще учась в цирковом училище.
«ОТ ПРИРОДЫ Я БЫЛА ЗАСТЕНЧИВОЙ И ЗАКОМПЛЕКСОВАННОЙ»
- Цирк вы любили?
- Ой, ну а как же иначе? - я вообще все делаю по любви.
![]() |
| Фото «РИА Новости» |
- Странно: я где-то читал, что вы высоты боялись...
- ...боялась...
- ...и из-за этого якобы стали воздушной гимнасткой. Хотелось себя преодолеть?
- Не только поэтому - мне просто очень хотелось...
- Это какой же риск!
- В цирке у меня было два пути, потому что, когда впервые увидела цирковое представление, просто эстетически влюбилась в двух прекрасных женщин: Раису Немчинскую, которая летала в белом трико под куполом на луне (на трапеции в виде луны), причем возраст у нее для цирка был довольно солидный (лет 45, наверное, но она была совершенна), а во втором отделении выходила совершенно другая - по контрасту! - женственная, обаятельная воздушная укротительница Маргарита Назарова, в которую были влюблены все тигры.
- Что уж о людях говорить, да?
- (Улыбается). Номер у нее строился на том, что тигры просто все время падали перед ней от восторга, а она на них, как на ковре, располагалась. Это тоже было удивительно красиво - видеть, как женщине покоряются хищники: они, такие страшные, зубастые, когтистые, выходили и падали ниц. Мне было лет восемь, наверное, и я сразу же маме с папой сказала, что буду работать в цирке. Ну, дети часто мечтают пожарниками стать или дворниками, поэтому никто серьезно к этому не отнесся.
Жили мы в то время в Мурманске, и хотя мама у меня петербурженка, ленинградка, а отец москвич, выбрали этот северный город, потому что папа был моряком. Когда в Севастополе Черноморское военно-морское училище объявило первый набор, три друга из Москвы поехали туда и поступили. Отец был курсантом № 2, а в 41-м состоялся досрочный выпуск и этот первый набор ушел целиком на фронт...
![]() |
| «Нина — девочка, крепко стоящая на ногах: сильная, независимая». С Александром Демьяненко, «Кавказская пленница», 1966 год Фото «РИА Новости |
- ...и, наверное, весь погиб?
- Нет, потому что и папа вернулся, и его товарищи, с которыми я потом познакомилась. Когда он уже ушел из жизни, я очень долго общалась с одним из его друзей: поразительный был человек - Лаврентий Михайлович Кузнецов, контр-адмирал флота.
- Вот вам и три друга...
- Он был курсантом № 3 и рассказал мне о папе удивительные вещи, о которых я никогда не слышала. Ну, маленькой не очень интересовалась, а когда отец уже был пожилым, многого он не помнил. Лаврентий Михайлович открыл мне глаза...
- Напишите об этом...
- Да, в Севастополе есть еще один из друзей отца - он, слава Богу, жив, и я хочу о них написать, потому что это, конечно, уникальные люди. В мирное время, уже после войны, отец плавал («ходил», - говорят моряки) на танкере, а с мамой познакомился на офицерском балу в Ленинграде.
- Как романтично...
- Когда в Болгарию отправился и Румынию, взял с собой маму (которая была в положении) со мной в животе. Думали, что я появлюсь на свет в Варне, но я родилась в Констанце, а дальше... Судьба моряка - она ведь такая: и на Дальнем Востоке мы жили, и в Мурманске... Отец там работал и замначальника пароходства, и избирался председателем горисполкома, а потом, истосковавшись по морю, стал опять капитанствовать: ходил на ледоколах и транспортных рефрижераторах.
![]() |
| «Это только по молодости можно — после нескольких уроков усесться за руль» |
Прожив семь лет на берегу Баренцева моря, семья вернулась в Москву, и, кстати, в Мурманске я не только с первого по шестой класс училась, но и занималась музыкой, очень хорошо рисовала. Родителям все время рекомендовали обратить на это внимание, в художественную школу меня отдать, но с тех пор, как увидела цирк, даже слышать об этом я не хотела. Из Москвы отца вскоре направили начальником порта в Бухту Провидения на Чукотку, мама с сестренкой уехали с ним, а меня оставили с бабушкой. Родители рассчитывали, что Наташа сдаст экзамен в седьмой класс московской музыкальной школы, а я поступила в цирковое училище.
- Когда я за воздушными гимнастами наблюдаю, которые разные кульбиты выделывают, сердце замирает: страшно! - а каково было вам, имея страх высоты, находиться под куполом? Отчаянная вы, кажется, девушка!
- Смелость - она обретается, если ее тренировать, потому что, вообще-то, от природы я была застенчивой и закомплексованной. Очень часто к тому же болела и многого из того, что запросто мои сверстники делали, не умела: не каталась на коньках и лыжах, не занималась в школе физкультурой. У меня был ревмокардит...
- ...о Боже!
- Ну, это же мурманский климат! Я вообще человек природный, наверное, и идти в школу, когда темно, - это была катастрофа, меня с трудом вытаскивали на улицу... Там практически весь учебный год темень, а когда наступает полярный день, учеба заканчивается. Мы уезжали отдыхать в Подмосковье, в Сочи, а возвращались опять к полярной ночи, поэтому, естественно, я там болела - организм сопротивлялся, ну а вернувшись в Москву, поступила сначала в детскую студию при цирке, а затем и в само цирковое училище.
![]() |
| «Однажды, когда мы эпизод снимали, где Никулин, Вицин и Моргунов стоят, взявшись за руки, тормоза отказали, и я действительно чуть в них не влепилась. Актеры, к счастью, разбежались» |
«ГАЙДАЙ СПРОСИЛ: «ВЫ МОЖЕТЕ СНЯТЬСЯ В КУПАЛЬНИКЕ?». Я КИВНУЛА: «КОНЕЧНО»
- Говорят, на роль Нины в «Кавказской пленнице» претендовало около 500 актрис...
- Говорят, да.
- Такие красавицы признанные: Фатеева, Кустинская, Малявина, сестры Вертинские, Виктория Федорова...
- Да-да-да, а еще множество спортсменок и балеринок, студенток училищ...
- Почему на такую ответственную роль Гайдай выбрал вас, 19-летнюю девушку?
- Думаю, что, во-первых, Гайдай, конечно, Пигмалион - он роль эту выстраивал.
- Его называют гением - он был гениальным Пигмалионом?
- Да, хотя я не очень большая поклонница последних его фильмов...
- ...к сожалению...
- Ну, это в жизни каждого творца, наверное, происходит - и художника, и композитора, и режиссера, потому что...
- ...все, что мог, уже сказал?
- Нет, понимаете... Может, если бы он прожил дольше,
![]() |
| С Сергеем Филипповым в картине Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», 1971 год |
поднялся бы на вторую вершину - никто этого не знает, потому что в артистической жизни бывают такие вот (рисует рукой синусоиду) как бы волны: восхождения и спуски, восхождения и спуски. Редко так происходит, что человек куда-то на Олимп забирается и там сидит, почивает на лаврах - тем более что в процессе творчества есть же и объективные какие-то обстоятельства.
- Почему все-таки он остановился на вас?
- Думаю, потому прежде всего, что сняться в «Кавказской пленнице» вопросом жизни и смерти для меня не было - было просто интересно... Я вот начала говорить, но не закончила мысль... Учась в цирковом училище, я и в кино снималась, и в детских каких-то передачах, и в маленьких телевизионных фильмах. Даже главную роль в курсовой работе студента ВГИКа Эльера Ишмухамедова по рассказу Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери» сыграла, поэтому знала уже, что такое камера...
- ...и серьезно к ней не относились?
- Нет, ко всему, что я делаю, отношусь серьезно, но даже мысли бросить арену и уйти в кино у меня не было. Да, было очень занятно, но цирк - это цирк, под его куполом у меня было чувство полета, с которым я не родилась. Недаром вот многие поэты пишут про крылья: действительно, ты летаешь, и снизу на тебя с изумлением смотрят люди, которым тоже, наверное, взлететь хочется. Это, может, чересчур романтический образ, но...
- ...очень точный...
- Пожалуй, меня привела в цирк жажда полета, которая изначально, мне кажется, каждому человеку дана. Возможно, когда-то люди летали, и память об этом где-то глубоко сохранилась.
- Что в вас увидел Гайдай?
- Наверное, и это тоже, ведь Нина - девочка, крепко стоящая на ногах: сильная, независимая. Все это Гайдаем привнесено, но он разглядел во мне, видимо, и какую-то незащищенность, ранимость, наивность.
- Это правда, что Леонид Иович попросил вас при встрече раздеться?
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Думаю, природа все-таки постаралась — все женщины в моем роду моложавы» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- Ну... как раздеться?
- До купальника...
- Это по нынешним временам не раздеться. Он спросил: «Вы можете сняться в купальнике?». Я кивнула: «Конечно».
- Ну, вы же в цирке работали - для вас это не проблема...
- Я на арену выходила в купальнике и в балетной пачке, в трико репетировала, и ходила перед Гайдаем на пляже тоже в купальнике. Для меня это не было проявлением какой-то смелости - вот если бы он попросил сделать то, чего не умею...
«ГЛАЗ НА МЕНЯ, В ОБЩЕМ-ТО, ВСЕ ПОЛОЖИЛИ»
- Вдова Леонида Иовича актриса Нина Гребешкова как-то призналась: «Леня был в Наташу влюблен» - это была любовь Пигмалиона к своей Галатее или обычное влечение мужчины к женщине?
- Однажды то, о чем вы говорите, Гайдай так озвучил - я слышала эту его фразу: «Считаю, что режиссер должен быть в свою героиню влюблен». Думаю, он был влюблен и в героиню Наташи Селезневой, когда снимал «Операцию «Ы», и в героиню Светы Амановой, когда работал над «Спортлото-82», ну а любовь, она же не может, наверное, быть как-то бесполой? Конечно, это и эмоциональное отношение, и ревность: исподтишка он наблюдал все время, кто из съемочной группы пытается за мной ухаживать.
- Кто положить глаз намерен?
- Ну, глаз, в общем-то, все положили.
- Не удивительно...
- Там был очень смешной мальчик Руслан - по-моему, дагестанец: будучи студентом ГИТИСа, он снимался...
- ...с кинжалом?
- Ну, примерно, и все мужчины группы внимательно за ним следили, потому что Руслан как-то уж очень близко ко мне подкрадывался. Потом, когда он уже улетел в Москву, Вицин сказал как бы моим голосом: «Руслан, ты свалял дурака», но на самом-то деле отношения были чистые. Я их (в смысле, поклонников) вообще, честно говоря, не замечала.
- Вы летали...
- Летала, переполненная какой-то своей жизнью, писала стихи... Снимали мы в основном в Крыму, жили в Алуште, и вечерами я бегала на другой конец города, где родители, которые приехали туда отдыхать, с сестренкой остановились. Старалась не потерять цирковую форму...
- Это и есть, наверное, счастье?
- Сейчас-то я понимаю: да, безусловно, а тогда было достаточно трудно, потому что вокруг профессиональные актеры, а я - цирковая.
- Такие глыбы, казалось бы, рядом: Вицин, Моргунов, Никулин, - с разными, непростыми характерами. Как вам с ними работалось?
- Не знаю, что у них было внутри, но ко мне они относились так... Ну, немножко по- хулигански.
- В чем это выражалось?
- К примеру, когда несли меня, застегнув в спальный мешок, усердно мяли и тискали, и когда я со связанными руками была, тоже, но это так, в форме шутки - ничего пошлого.
- Это правда, что вы знаменитую троицу чуть не задавили - по-настоящему?
- Правда, хотя вождение красненькой полуторки, которая была загримирована под санитарную, вроде освоила. Старая допотопная машина марки «Адлер» (полное название «Адлер-триумф»), вообще-то, была синего цвета, но ее перекрасили, и вот ее владелец (я даже помню его имя - Володя) учил меня это авто водить. Ну, это только по молодости можно - после нескольких уроков усесться за руль: я даже как-то раз везла троицу (они в этой машине сидели) со съемочной площадки из Ялты в Алушту по симферопольскому шоссе, но тогда, конечно, такого движения не было.
Короче, однажды, когда мы эпизод снимали, где они стоят, взявшись за руки, тормоза отказали, и я действительно чуть в них не влепилась. Актеры, к счастью, разбежались, но еще лежал впереди оператор - машина в нескольких сантиметрах от его камеры остановилась.
- Вицина могли запросто потерять...
- И оператора тоже. Да и меня...
- Ваша героиня Нина по фильму студентка, комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица - вы с ней похожи?
- Думаю, мы совершенно разные, правда, поскольку после института я пришла в Театр Станиславского уже с главными ролями за плечами и ассоциации со спортсменкой и комсомолкой остались, меня выбрали там секретарем комсомольской организации. Нет, по сути я героиня, конечно, романтическая - в театре играла Луизу в «Коварстве и любви» Шиллера, Наталью Александровну Захарьину в «Былом и думах» Герцена, Машу в «Живом трупе» Толстого, Софью в «Тенях» Салтыкова-Щедрина, Таню в «Прощании в июне» Вампилова...
«НАТАША ГУНДАРЕВА ТАК ПОКАЗЫВАЛА ЭТЮДЫ, ЧТО ПОЛОВИНЕ КУРСА ХОТЕЛОСЬ ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УХОДЕ»
- После выхода на экраны «Кавказской пленницы» вы стали суперпопулярной актрисой - фильмы в Советском Союзе любили все, а в 67-м этот был, я думаю, номер один. Представляю, какая народная любовь на ваши неокрепшие плечи свалилась...
- Плечи у меня были достаточно крепкими - все-таки цирковая гимнастка... Что интересно, когда почти сразу после «Кавказской пленницы» я снялась в «Вие», решила в Щукинское училище поступить. Дала слово основателю и первому ректору «Щуки» Борису Евгеньевичу Захаве, что в кино ни ногой, и погрузилась в учебу, как человек...
- ...целеустремленный...
- ...который серьезно погружается в то, чем занимается, поэтому волна популярности, славы шла от меня совершенно отдельно. Я студенткой была у замечательного худрука Юрия Васильевича Катина-Ярцева, он очень нежно ко мне относился и видел мои сомнения, потому что на курсе... Кстати, сегодня я почему-то во сне Наташу увидела Гундареву - она просто пришла и села. Я бросилась к ней, мы расцеловались...
- Вы с ней учились?
- Это моя сокурсница, а еще со мной также Костя Райкин и Юрочка Богатырев учились...
- Какой курс сильный!
- Да, талантливые у нас подобрались ребята: Таня Сидоренко (она в Театре на Таганке работает), Наташа Заякина... Ее, конечно, не так хорошо знают, потому что в кино она почти не снималась - после окончания «Щуки» в родной город уехала, была актрисой Горьковского, Нижегородского театра, а сейчас в «Ленкоме» у Марка Захарова. Когда Наташа Гундарева в Щукинское пришла, уже все умела - она так показывала этюды, что половине курса хотелось подать заявление об уходе.
- Кто же был самым у вас талантливым: Гундарева или Райкин?
- Думаю, Гундарева, а потом шел Юра Богатырев. Костя очень талантлив, но в нем больше всего меня поражала работоспособность. Все-таки он был сыном великого артиста и пытался доказать, что банальная фраза «На детях гениев природа отдыхает» к нему никакого отношения не имеет. Ему было вдвойне сложно, потому что внешне он не красавец...
- ...далеко не красавец...
- ...и поэтому (смеется)... Нет, он обаятельный... когда к нему привыкаешь, но выделялся...
- ...за счет внутреннего содержания?
- Да, только за счет того, что много читал, смотрел, репетировал и не стеснялся все свои этюды, работы показывать каждому члену семьи. Ну а в семье-то одни артисты: папа, мама...
- ...сестра, муж сестры...
- И первый ее муж, и второй - все, поэтому Котя...
- ...другим брал...
- Он уж действительно self-made man - человек, который сам себя сделал.
«НУ ЧТО ТЫ СОПРОТИВЛЯЕШЬСЯ? - ПРОШИПЕЛ ВАЛЕРА. - ВСЕ РАВНО Я ТЕБЯ ИЗНАСИЛУЮ И УБЬЮ, И ОБ ЭТОМ НИКТО НЕ УЗНАЕТ»
- После «Кавказской пленницы» вам приходили мешки писем, и знаю, что большая часть - из армии и мест лишения свободы. Вас это не смущало?
- Ну, не большая, конечно, но оттуда действительно много.
- Конкретные предложения были?
- Сколько угодно. Даже непристойные, но об этом не будем.
- Это правда, что в Кисловодске вас чуть не изнасиловал пылкий поклонник-грузин?
- Ну как? - он просто увез меня в горы и там велел: «Раздевайся!».
- Вас что же - похитили?
- Ой, это отдельная совершенно история, я не люблю ее вспоминать, но вам так и быть расскажу... (Пауза). Что это (слышен какой-то шум слева)? Вот видите: об этом не стоило бы говорить.
Я из Кишинева летела, закончив работу над картиной «Дмитрий Кантемир». Получила гонорар - как мне тогда казалось, очень большой.
- Рублей 300?
- Ну, примерно... Деньги лежали в сумочке, а еще у меня был с собой огромный, неподъемный чемодан, полный книг. Тогда в Кишиневе печатали...
- ...издательство «Картя Молдовеняскэ»...
- ...на ужасной бумаге, дешевые, но замечательные книги. Самолет задержался часов на шесть, наверное, я прилетела ночью в Минводы и поняла, что никто меня не встречает. Отстояла огромную очередь к автобусу на Кисловодск...
- ...кошмар!..
- ...а когда она подошла, услышала: «Ваш билет?» - оказывается, его надо было заранее в кассе в здании аэропорта купить. Еле волоча за собой чемодан, туда поплелась, и вот выстаиваю еще одну очередь, сажусь в автобус и через полтора часа, совершенно обессиленная, выхожу на площади в Кисловодске. Вижу: стоит милиционер. «Скажите, пожалуйста, - спрашиваю, - как до гостиницы «Нарзан» мне добраться?». Он: «Это рядом» и повернулся к водителю черной «Волги», который скучал тут же: «Валер, подвезешь?». Тот кивнул: «Подвезу». Я с облегчением выдохнула: «Большое спасибо!»...
- Какие приятные типа люди, да?
- Такие милые! Чемодан на заднее сиденье поставила, сама села вперед и слегка расслабилась. Валера резко - вжиу! - рванул с места и помчался с бешеной скоростью, но поскольку ни через пять минут, ни через 10 гостиница не показалась, я поинтересовалась: «А не слишком мы быстро едем?». Он буркнул: «Быстрее доберемся до места». Я снова обмякла (склоняет к плечу голову) - голова уже не держалась, потому что перед этим целый день съемок, задержка рейса, никто не встретил, чемодан книг, всю ночь в дороге...
Через какое-то время опять встрепенулась: «Подождите, Валера! По-моему, город кончился - вы же говорили, близко». - «Где ты видела, чтобы город кончился, а фонари горели?». - «Логично», - думаю, а потом понимаю: нет, не логично, потому что и фонари позади остались. «Валера, - встревожилась, - куда мы едем?». - «В горы!» - процедил он сквозь зубы и на газ нажал: вжиу! Меня колотить начинает. «Немедленно поворачивайте обратно!» - кричу, а он: «Тихо, иначе сейчас в пропасть свалимся». И действительно: с одной стороны обрыв, с другой - стена отвесная.
- Ужас!
- «Ладно, - он произнес, - я пошутил: сейчас развернусь». Как бы разворачивается и выезжает на полянку среди гор: кипарисы, луна, звезды, и вот тогда говорит недвусмысленно...
- ...«Раздевайся!»...
- Примерно так. Я в свою сумочку с деньгами вцепилась и... В то время наизусть только одну знала молитву - «Отче наш», но даже ее не смогла вспомнить и только про себя повторяла: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!». Мысль билась: «Бедный мой сын! (старшему было тогда два с половиной года. - Н. В.). Бедный Васенька! Почему я все время в какие-то попадаю истории?».
От того, что стало так жалко сына, принимаю решение сопротивляться до последнего и ясно осознаю, что это мое единственное спасение, ведь если этот негодяй все-таки меня изнасилует - здесь же убьет и оставит. Зачем ему везти девушку в гостиницу «Нарзан» - чтобы она там милицию вызвала или шум подняла? Видно, я так горячо повторяла: «Господи, помилуй! Господи..!», что Господь послал мне такую мысль. Одной рукой я, короче, держу сумочку, а второй начинаю царапаться, отбиваться - благо все-таки...
- ...сильная девушка...
- Да, сильная. Я как раз на первый съемочный день в цирковой картине «Большой аттракцион» ехала, и хотя после моего ухода из цирка достаточно много прошло времени (это уже после окончания «Щуки» было - говорю же, сыну два с половиной года), по такому случаю свою прежнюю физическую форму восстановила.
...По тому, как я царапаюсь и отбиваюсь, Валера понимает, что, в общем, силы-то у девушки недюжинные, и злобно, как может кавказский человек, которому оказывают сопротивление, шипит: «Ну что ты сопротивляешься? - все равно я тебя изнасилую и убью, и об этом никто не узнает». Выходит из машины, обходит ее и распахивает дверцу с моей стороны, а я сижу, прижав сумочку. «А там у тебя что?» - спрашивает, а сам ее хвать. «Сейчас, - думаю, - увидит мои 300 рублей, и все - точно уж сразу убьет». Потом уже, когда ситуацию эту анализировала, сама себе удивлялась: ну что для него эти 300 рублей?..
- ...когда такая девушка рядом...
- Да нет, для кавказского человека в ту пору 300 рублей были не деньги. Как там в анекдоте? «Возьми из пачки вот столечко (разводит пальцы сантиметров на пять)». Открывает он эту сумочку, а у меня деньги, завернутые в платочек, лежали, а сверху паспорт с билетом. Сначала Валера заглядывает в мой паспорт, видит, что там написано: «Варлей Наталья Владимировна» (а я все: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!»), и вдруг начинает просто хлестать себя по щекам - сам! - и причитать громко: «Как же так? Была у меня единственная мечта - с кавказской пленницей познакомиться. Увидел эту картину, когда служил в армии, и думал: «Когда-нибудь, может быть...».
«КЛАДУ ТРУБКУ И ОБМИРАЮ: «ОН МЕНЯ ТОЧНО УБЬЕТ!»
- Мечта сбылась!
- «Почему же ты не призналась, что Нина?», а я реву... «Когда мы ехали, - всхлипываю, - я же сказала, что на съемки». - «Ну надо же, не узнал тебя - такая ты маленькая, худенькая» (поскольку сниматься я ехала в цирковой картине, естественно, была в форме: девочка стройненькая...). Валера тут же отдал мне паспорт и сел за руль: «Говори - сделаю все, что угодно, весь Кисловодск к твоим ногам положу. Я подонок, подонок!». - «Валера, - не веря, что все закончилось, спрашиваю я, - вы не можете в гостиницу меня отвезти...
- ...(вместе) «Нарзан»?».
- По дороге он причитать продолжает: «Как же так?! Как я мог?! Какой я подонок!». Привозит меня к этой гостинице, подносит мой чемодан на ресепшн (или как там тогда она называлась) и уходит, как вдруг возвращается, протягивает листок со своим телефоном и говорит...
- ...«Если понравился, звони!»...
- Нет: «Если что-то понадобится, я и мои братья в лепешку разобьемся, но сделаем, потому что я должен как-то у тебя прощение вымолить». Естественно, как только за ним закрывается дверь, эту бумажку я разрываю и выбрасываю в мусорное ведро. «Надо, - думаю, - сразу в прокуратуру», но тут же спохватываюсь: «Какая прокуратура, когда меня посадил в эту машину милиционер?».
- Ужас!
- Подхожу к ресепшн, а там выясняется, что, дожидаясь меня, съемочная группа пропила едва ли не все деньги и полным составом переехала в другую, более дешевую гостиницу (а уж дешевле «Нарзана» могло быть только какое-то полуобщежитие!), и когда шла со своим чемоданом по Кисловодску...
- ...ночью?
- Нет, уже солнце вставало - на часах было пять или шесть утра... Шла, короче, счастливая и думала: «Боже, жива! Деньги целы, книги при мне...». Вхожу в общежитие, в которое меня направили, и сразу же на ассистентку режиссера с опухшим лицом натыкаюсь. «Наташенька, - удивленно лепечет она, - а мы тебя встречали». - «Когда, где?». - «Рейсом из Минска» (я действительно была там на гастролях). «Так я же из Кишинева летела». - «Да? А мы думали, что из Минска» - и лица у всех такие, что видно: ребята зря времени не теряли. «Сейчас на съемки поедем», - потирают они руки. «Нет. Спать!» - отрезала я.
Поднимаюсь по лестнице, а глаза у самой слипаются так, что не вижу, куда, собственно, меня укладывают. Только через несколько часов, когда растолкали, обнаружила, что спала в номере на семь мест, и в нем, кроме меня, ассистентки были, костюмерша, гримерша и еще оператор да режиссер-постановщик.
- Советская кинозвезда - кому рассказать?
- Я, естественно, все про эту картину поняла и сразу подумала, что надо...
- ...оттуда валить...
- Да, но валить нету сил, и директор фильма Юра Кузнецов повез меня на съемочную площадку. Это был очень хороший и добрый парень, они действительно пропили все деньги...
- ...с кем не бывает, да?
- По доброте душевной он всю группу, пока ждали, когда я прилечу то ли из Минска, то ли из Кишинева (они там уже запутались), поил. Поехали и вправду меня встречать, но минским рейсом я не прилетела, другого оттуда не было, мобильных тоже, и они вернулись ни с чем, а тут приезжаю вдруг я с деньгами, книгами и невредимая.
Наконец, вся группа на съемочную площадку отправилась, и мы с Кузнецовым следом. Я там должна была на конях-ахалтекинцах скакать, для чего специально какой-то табун пригнали из Кабардино-Балкарии, и вот по дороге часов пять мы блуждаем и не находим этого места, а мне уже пора в Минск на спектакль. Поворачиваем обратно, в аэропорт, и я улетаю.
- Вот это съездили!..
- Тут мне бы и остановиться, но на другой день после спектакля - вот что значит чувство долга и мой характер! - в Кисловодск возвращаюсь. Меня уже все встречали, и когда я вышла из аэропорта, смотрю - машина, и какой-то водитель девушку зазывает: «Садись, красавица, я тебя подвезу». - «Девушка, - говорю...
- ...ни в коем случае!..
- ...идите в автобус», но этим история с Валерой, что самое интересное, не закончилась. Я уже благополучно снялась в той картине (это, между прочим, отдельная история - буду книгу писать, опишу, а сейчас подробности мы опустим, потому что иначе никогда разговор не закончим), проходит месяца полтора, я в Москве на спектакль собираюсь - и вдруг телефонный звонок. У меня между тем интуиция обостренная, и, несмотря на то что просто звонит телефон, я почему-то вздрагиваю и с опаской к нему подхожу. Снимаю трубку и слышу мужской голос: «Наташа?». - «Да». - «Только не вешайте трубку». Я: «А кто это?». - «Валера из Кисловодска».
- Наташа, это любовь!
- Я, конечно, кладу трубку, а потом обмираю: «Он меня точно убьет!». В театр иду, уже оглядываясь, и недели две еще хожу, озираясь, однако никто, слава Богу, не появляется. Спустя, наверное, месяц получаю письмо: «Дорогая Наташа, пишет тебе Валера из Кисловодска. Я понимаю, почему ты повесила трубку (дошло! - Н. В.), понимаю, что ты считаешь меня подонком. Согласен, так и есть, но я таким не родился, меня таким сделала жена - ее, кстати, тоже зовут Наташа. Поверь, с тех пор как увидел в картине, я тебя очень люблю и всегда мечтал об одном - когда-нибудь встретиться. Клянусь - это единственное, что я тебе могу пообещать! - никогда в жизни со мной такая ситуация не повторится. Валера». Такое вот трогательное послание...
- ...новелла целая...
- Я подумала: «Надо же!», а потом сразу мысль пронзила: «А если бы на моем месте другая оказалась девочка? - ее бы уже на свете, наверное, не было», и я разорвала это письмо и выбросила так же, как записку с его телефоном.
- Когда последний раз вы смотрели «Кавказскую пленницу»?
- Целиком (смеется)? Сейчас вспомнила: четыре года назад на фестивале российского, вернее, даже советского кино в Северной Корее. И Нина, и Шурик говорили на корейском языке...
- ...потрясающе!..
- ...я сидела в двухтысячном зале, слышала, как (выдает набор звуков): «Ыйджае анжасо чхэгиль», - говорит Нина. «Икки сиджакехэтта», - отвечает ей Шурик, а переполненный зал смеется: «Е-ый-до!». Они хохотали, и это ни с чем не сравнимое ощущение, потому что Северная Корея держится в мире особняком, туда не всех пускают, но вот меня пригласили, и мне очень понравилось.
- Когда вы сейчас видите себя на экране, какие у вас ощущения возникают? Считаете, что это работа хорошая?
- Да, безусловно, а когда первый раз смотрела, поняла, - поскольку все-таки иногда вижу себя в зеркале! - что это, вообще-то, не я. Не склеивались как-то образы и характеры двух этих девушек - меня и Нины.
Киев - Москва - Киев
(Окончание в следующем номере)













Константин СТОГНИЙ: «В Латинскую Америку я ехал в надежде развенчать миф о том, что Гитлер не покончил с собой в 1945-м, а сбежал и тихо-мирно доживал свои дни за океаном, но потом убедился: это вовсе не миф...»
Наталья ВАРЛЕЙ: «Вицин, Моргунов и Никулин относились ко мне по-хулигански — когда несли, застегнув в спальный мешок, усердно мяли и тискали»
Актера Алексея Панина обвиняют в избиении женщины
Наталью Могилевскую спас таможенник
Филипп Киркоров устроил личную жизнь
Олеся Жураковская мечтает о роли мамы
Недруги познаются в беде
Денис ПОВАЛИЙ: «На вечеринке ко мне подошел журналист: «Привет! Как насчет «Евровидения»?». Я отшутился: «Думаю, не стать ли геем, — говорят, им проще пробиться». Родные обо всем узнали из прессы, мама тут же позвонила: «Все! Если будешь так жить, ты мне не сын!»
Поэт Андрей ДЕМИДЕНКО: «Всем певцам говорю: «Дал тебе Бог? Радуйся молча. Перед кем кичишься? Перед простыми работягами?». Знаю хвастунов, которые на вечер нанимают охрану, а потом едут на съемную квартиру...»
Виктор Некрасов. Все ясно!
Автор и ведущая телешоу «Ближче до народу» Людмила ТОМАНЕК: «На съемках Андрей Шевченко ел пирожное, картофель, рыбу и свиные ребрышки. На вопрос: «А как же спортивная диета?» — ответил: «Это все миф»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги