«Если друг попал в беду — друга мелом обведу...»
«ЗА КРАСОТУ В КОМАНДЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОТВЕЧАЕТ ЛЕЙТЕНАНТ АЛЕНА»
Слово получилось, как у классика, «тихе» (пока готовы всего четыре серии - пилотные), однако «незле». В первую очередь потому, что в картине показаны как честные милиционеры, которые могут и хотят работать, так и те, кому на все дела плевать, лишь бы только выбить из подозреваемого квартирку в Дубае. Или акции фирмы, доставшейся ему в наследство от убитого батюшки.
Во-вторых, у киношных ментов наконец-то нет брендовых шмоток, дорогущих машин и кабинетов сродни министерским. Нормальные скособоченные шкафы советских времен, обшарпанные столы с кучами бумажных папок на завязочках, сине-серые стены, на которых - рудименты и атавизмы прошлого: «Болтун - находка для шпиона!», «Не болтай!», «А ты записался в добровольцы?». В общем, все без прикрас. И в-третьих, в картине нет писаных красавцев, которые будто с подиума сошли: все три героя - мужики как мужики, шоу-бизом и стриптизом от них не пахнет.
За красоту в команде из четырех специалистов, как и положено, отвечает девушка - лейтенант Алена (актриса и телеведущая Лилия Ребрик). Вот ей пришлось и в бассейне поплавать, и по бережку озера в купальнике побегать, и в теннис в коротенькой юбочке поиграть - ну должна же картина продаваться...
Честно говоря, Ребрик-актриса послабее Ребрик-ведущей, да и героиня ее слишком уж правильная - генеральская дочка, воспитанная в Англии, но вернувшаяся в Украину и рвущаяся защищать обиженных и угнетенных. Однако есть в этом деле два момента, которые не могут не радовать: то, что на роль взяли украинскую барышню и обошлись, к примеру, без сестер Арнтгольц, и то, что девушка, как ни крути, красивая, с хорошей физической подготовкой - в прошлом гимнастка-«художница». На такую любому честному менту запасть не стыдно.
Вот только с «честным ментом», который по сюжету к Алене неровно дышит и по совместительству руководит спецподразделением, то бишь с главным героем, продюсеры и режиссеры просчитались. Павла Черныша играет российский актер и каскадер Сергей Воробьев - вроде бы опытный (снимался в том же «Литейном» и других «казаках-разбойниках»), однако деревянный настолько, что никакой папа Карло не взялся бы его обтесать.
Во всех сценах одно и то же выражение лица - вернее, одно и то же лицо без выражения. На все вопросы пафосные ответы, причем непременно с поучающей интонацией. И даже не поймешь, кто виноват: сам актер или все-таки снимавшая его команда, потому что, честно говоря, выписан персонаж Воробьева плохо. Скучнейший и статичнейший чересчур положительный герой. Как его до 40 лет не угробили отрицательные, не знаю. Думаю, он сам в шоке. И надеется лишь на то, что серии к 10-й его все-таки очеловечат. Или - на крайняк - где-нибудь подстерегут...
«СЛАВА УКРАЇНI!». - «В НАТУРЕ СЛАВА!»
Настоящая и главная удача «Картины мелом» (почему такое название, понятно: трупы раньше мелом обводили, это теперь стали фотографировать) - прекрасные молодые актеры Ярослав Гуревич и Константин Корецкий, сыгравшие, соответственно, донецкого и львовского милиционеров, которых судьба забросила в Киев, да еще в одно подразделение. За их диалоги профессиональному сценаристу Гарику Конну и Константину Стогнию, использовавшему все свои записные книжки, куда годами заносились высказывания коллег, уже можно премии давать.
«У нас у Львовi кожен третiй суддя на лапу бере». - «Отстаете, пацаны! У нас в Донецке - каждый второй». - «Зате у нас природа красивiша!». «Колян, печатай: «Потерпевший сел в машину...». - «Пишу: «Сiв у автiвку...». - «Во шо?». «Донецьк, ти по-нашому, по-людськи, вiтатися вмiєш? Слава Українi!». - «В натуре слава!».
Подобных приколов у украиноязычного Мыколы Шевчука (которого, кстати, играет харьковчанин - Корецкий) и татуированного Миши Нестеренко хоть отбавляй. Противостояние Востока и Запада актеры показывают бесподобно, и вместе с тем в картине никто не высмеивается - ни дончане, ни галичане. Наоборот, как бы ни стебались парни друг над другом в быту, в экстренной ситуации они всегда друг друга выручат. Несмотря на популярную в их кругу поговорку: «Если друг попал в беду, друга мелом обведу...».
НУ НАКОНЕЦ-ТО КИНОШНЫЙ МЕНТ ПО-УКРАИНСКИ ЗАГОВОРИЛ!
Таких Мыколы и Миши, смешных в разговорах, но умных и расторопных на деле, нет ни в одном российском сериале (потому что их там и быть не может), и это, мне кажется, такая фишка, которой «Картина мелом» с первых минут подкупает зрителя. И потом, ну наконец-то киношный мент по-украински заговорил! А в четвертой серии, действие которой происходит в Трускавце, рiдною мовою балакають усi - и Шевчук, и Алена, и местные жители, и местная милиция. «Сержант, що нового?». - «Та вбивця втiкав i паспорт згубив...».
Во многих эпизодах задействованы не только актеры, но и настоящие стражи порядка, а консультировали съемочную группу генерал Игорь Белозуб и легенда киевского уголовного розыска Александр Цыганенко. Они следили за тем, чтобы дела в сериале расследовали по всем правилам. Дела, кстати, были настоящие - одни из самых резонансных за всю историю независимой Украины.
Заказное убийство бизнесмена на Окружной, расстрел посетителей ресторана «Мираж» в Керчи... Одни уже раскрыты, другие еще нет, однако создатели фильма надеются, что смогут привлечь к ним внимание и таки добиться справедливости. Наверное, поэтому снимать выезжали на места преступлений.
Ну, или туда, где, вероятнее всего, легче найти спонсоров - недаром же в «Картине мелом» засветился крутой трускавецкий отель, с хозяевами которого давно дружит Стогний. По сценарию именно туда герои едут «повышать квалификцию» и заодно вызывать чувство зависти у настоящих милиционеров, которым покой пятизвездочной гостиницы по-прежнему только снится.