Левый марш
В детстве я очень рано научился каким-то образом читать и писать, хотя шла война и писал я щепкой по песку ввиду отсутствия бумаги. Писал левой рукой, что было замечено, и несколько месяцев подряд мне пришлось носить рукавичку на левой ладони, переучиваясь в правшу. С тех пор я пишу правой рукой, а все остальное делаю левой - в том числе швыряю камни, держу ракетку, открываю бутылки. Но штопоры и консервные ножи, прочая кухонная утварь все равно сконструированы для праворуких. Даже некоторые обычаи правши подогнали под себя.
Однажды за мусульманским столом я чуть не был бит за то, что разливал водку из бутылки, зажатой в левой ладони. Это считается оскорблением - так наливают врагу, с которым в силу обстоятельств вынуждены общаться. Водку, запрещенную Кораном, некоторые мусульмане согласны пить, но уж наливать ее надо как полагается. Левая рука вообще выглядит ущербно во многих мифологиях - даже плевать, в случае чего, надо именно через левое плечо, потому что хитрый дьявол таится именно там.
Трудно пришлось и в моей первой профессии, медицине. Ни одна операционная сестра не подаст хирургу иглу, заряженную под левую руку, вообще весь инструментарий изначально сделан для правшей - даже ножницы. Якобы сейчас начали выпускать инструменты для левшей, но вы, полагаю, понимаете, каково со снабжением ими в нормальной районной больнице...
Вероятно, где-то вдали эти проблемы понемногу решают, но у нас нет даже шариковых ручек с быстро сохнущей пастой - ведь левша, пишущий слева направо, должен возить ладонью по тому, что он пишет.
Так что я благодарен тем, кто меня мучил в детстве рукавичкой и приводил к общему знаменателю, - они спасли меня от множества неприятностей. Но при этом я завидую двум предыдущим американским президентам - Клинтону и Бушу-младшему, которые подписывали декреты левой рукой. В их стране левшей давно не переучивают, считая, что надо им дать возможность жить так, как природа постановила. Завидую я и своему внуку, который уродился левшой, но в школе ему вполне комфортно. Примет того, что времена меняются, немало, но все равно трудно быть не таким, как все.
Политологи высчитали, что на любых выборах избиратели - порой даже подсознательно, не задумываясь над этим, - прежде всего проголосуют за человека, похожего на них самих. Сегодня в цене умение притвориться «человеком из народа» - похоже разговаривающим, умеющим публично вкушать простую пищу за стандартным столом и съезжать на лыжах или саночках с горки, доступной другим любителям.
В то же время XXI столетие вроде бы стало терпимее к разным отклонениям от вековых норм. В мире кипит борьба за права тех, кто не соответствует привычным стандартам - от левшей до страдающих косоглазием, от угрюмых заик до лирических гомосеков - новый век, похоже, хочет разобраться в своем человеческом разнообразии. Между прочим, вот уже почти 20 лет отмечается Международный день левшей - пусть не очень массово и шумно, но все равно приятно, что у меня на один праздник больше.